Советская Арктика. 1936, №1.

М. С. Бабушкин. Над льдами 51 М. С. БАБУШКИН НАД ЛЬДАМИ Лет аем . . . „Садко“ подошел к Семи островам в районе северо-западной части острова Шпицберген. Дальше итти нельзя, — путь преградили льды. Корабль загружен углем до отказа. Ведь путь далек и тяжел,.предстоит борьба со льдами, а для этого угля понадобится много. Ледовый пояс „Садко“ сидит глубоко в воде. С большой осторожностью входим в льды, следим, чтобы они не придавили обшивку. Не ожидали мы так рано встретить ледовые заграждения. Решили спустить самолет и сделать разведку. Мы, два пилота, два человека воздуха — я и т. Власов, жили в тече­ ние месяца на коробле, и неудивительно, что у о ф и х было страстное желание скорей вырваться на простор. Но лететь нужно только одному. Бросили жребий. Полет достался мне. Лихорадочно начали гото ­ виться. Со мной в качестве наблюдателя летит капитан ледокола т. Николаев. По карте намечаем маршрут. Все готово. Идем в воздух. Нет, кажется, на человеческом языке слов, чтобы выразить те чув­ ства, которые испытываешь, вырвавшись на свободу после месяца добро­ вольного заключения в каюте. Поворачиваем на восток, берем напра­ вление к мысу Платен. Под нами лед, плотный, крупно-мелко-битый, торосистый, доходящий до 8—9 баллов. Изредка попадаются торосистые поля. С правого борта вдоль берега виднеется полоса разреженного льда, но скоро и она кончается, тоже упираясь в крупно-мелко-битый торосистый лед 7—8 баллов. Этот лед заполняет весь залив между островами и мысом Платен. Дальше от мыса тянется лед более разре­ женный, нужно только пробиться к нему. Расстояние 15—20 миль ледо­ кол пройдет в сплошном льду, а дальше уж будет легче. Пролетая около мыса Платен, видя в стороне остров Карла XII, остров Фойн, острова Рекс, невольно вспоминаю дни 1928 года, когда здесь пролетал дирижабль „Италия". Вспоминается его печально закончившийся рейс, работа спасательных экспедиций. Особенно памятна наша советская экспедиция на ледоколах „Красин" и „Малыгин", наши первые попытки выступить на международной арене, испытать свои силы в искусстве летать и побеждать суровую стихию Севера. Чувство большой гордости овладевает тобою, когда пролетаешь над теми же местами, где раньше пробирались чуть ли не ощупью. Теперь, имея за плечами десять лет ледовой летной практики, в полете чувствуешь себя уверенно. Мы вернулись обратно на ледокол, наметив ему путь сквозь льды. Подняли самолет на борт и двинулись вперед. Двигались медленно. Полет был сделан в 5 часов, а в 12 часов снова остановились, — лед сильно уплотнился. Началось сжатие. В 18 часов появилось разводье, опять спустили самолет. На этот раз полетел на разведку пилот Власов. Наблюдателем — научный работник магнитолог т. Жонглович. После их полета снова двинулись вперед и только на вторые сутки, оставив позади тяжелые льды, достигли мыса Платен. Вышли на боль­ шую полынью; перед нами оставался еще один этап с тяжелым льдом — это район островов Северного и Южного Рекса.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz