Советская Арктика. 1936, №1.

44 Советская А рктика-1936•№ I Мы пошли в Русскую Гавань, приняли уголь и после этого снова пошли на север, в наиболее интересную и совершенно не исследованную часть Карского моря. По чистой воде мы подошли к острову Визе, затем* начали подниматься на север, все время придерживаясь на востоке кромки льдов, но не входя в нее. Прежде чем войти в лед, всегда необходимо сделать ледовую раз­ ведку, чтобы в случае каких-либо осложнений знать, куда отступать. Дул свежий юго-западный ветер, разводивший большую волну, которая дока­ тывалась до нас, и это было лучшим показателем того, что слева от нас на большом расстоянии льдов нет. Таким образом, когда мы обеспечили себе тыл, мы повернули на. запад и льдами пошли к самому ледовитому месту Земли Франца-Ио­ сифа, к острову Грехем Белль. Отсюда мы спустились несколько на юг,» прошли на восток и затем чистой водой стали снова подниматься на север. Дойдя до 81°40' северной широты, мы встретили лед, в который нам входить не хотелось, и мы вдоль его кромки повернули на восток. Последняя глубина, измеренная нами зд^сь, была 638 метров. Но вдруг,, после того как мы прошли 10 миль на восток, измерение дало 197 мет­ ров, что нас чрезвычайно удивило. Это была северная оконечность от­ крытого нами мелководья „Садко". Следуя на юг вдоль западного по­ бережья этого мелководья, на котором держалось много льдов, мы во­ шли в льды. При проведении современной океанографической экспедиции чрез­ вычайно важно в возможно более короткий срок покрыть возможно» большее пространство. Задерживаться в отдельных районах долго нельзя- Между тем, всякое плавание во льдах связано с задержкой, хотя бьь из-за необходимости сильно уменьшать ход. Поэтому надо по возможно­ сти избегать входить в лед, памятуя, что иногда самый длинный путь от одного пункта к другому по чистой воде может оказаться короче самого короткого пути, проходящего через льды. Все же иногда во льды входить приходится. В таких случаях необходимо самое полное использование влияния метеорологических и гидрологических условий,, прежде всего влияние ветра и приливо-отливных явлений. Мы знаем, что всякая палка или бревно в озере или в пруду, под влиянием ветра, всегда располагается приблизительно перпендикулярно' направлению ветра. Отдельные льдины или поля всегда более или ме­ нее вытянутой формы и всегда следуют тому же закону, то есть рас­ полагаются своей длинной осью приблизительно перпендикулярно ветру, образуя вытянутые полосы и проходы между ними в том же направле­ нии. Это обстоятельство практически использовывалось давно, в особен­ ности парусниками, которые при этих именно условиях только и могли лавировать. Но теоретически это осознано очень недавно .1 Этим прие­ мом я очень широко пользовался во время огибания Земли Франца-Ио­ сифа на „Книповиче"— слабом моторном судне. Пользовались мы им постоянно и на „Садко". Так как после того, как мы вошли на мелко­ водье во льды, задул норд-ост, мы пошли на зюйд-ост. Так мы поступали и до этого случая, так мы поступали и в дальнейшем, всегда радуясь ветру. Ветер всегда создает определенные перегруппировки льдов, и если ветер невыгоден для ледокола, ведущего за собой караван су- 1 Н. Н. Зѵбов, Соображения о движении льдов под влиянием ветрз. Исследов. мо­ рей СССР, № 21.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz