Советская Арктика. 1936, №1.
44 Советская А рктика-1936•№ I Мы пошли в Русскую Гавань, приняли уголь и после этого снова пошли на север, в наиболее интересную и совершенно не исследованную часть Карского моря. По чистой воде мы подошли к острову Визе, затем* начали подниматься на север, все время придерживаясь на востоке кромки льдов, но не входя в нее. Прежде чем войти в лед, всегда необходимо сделать ледовую раз ведку, чтобы в случае каких-либо осложнений знать, куда отступать. Дул свежий юго-западный ветер, разводивший большую волну, которая дока тывалась до нас, и это было лучшим показателем того, что слева от нас на большом расстоянии льдов нет. Таким образом, когда мы обеспечили себе тыл, мы повернули на. запад и льдами пошли к самому ледовитому месту Земли Франца-Ио сифа, к острову Грехем Белль. Отсюда мы спустились несколько на юг,» прошли на восток и затем чистой водой стали снова подниматься на север. Дойдя до 81°40' северной широты, мы встретили лед, в который нам входить не хотелось, и мы вдоль его кромки повернули на восток. Последняя глубина, измеренная нами зд^сь, была 638 метров. Но вдруг,, после того как мы прошли 10 миль на восток, измерение дало 197 мет ров, что нас чрезвычайно удивило. Это была северная оконечность от крытого нами мелководья „Садко". Следуя на юг вдоль западного по бережья этого мелководья, на котором держалось много льдов, мы во шли в льды. При проведении современной океанографической экспедиции чрез вычайно важно в возможно более короткий срок покрыть возможно» большее пространство. Задерживаться в отдельных районах долго нельзя- Между тем, всякое плавание во льдах связано с задержкой, хотя бьь из-за необходимости сильно уменьшать ход. Поэтому надо по возможно сти избегать входить в лед, памятуя, что иногда самый длинный путь от одного пункта к другому по чистой воде может оказаться короче самого короткого пути, проходящего через льды. Все же иногда во льды входить приходится. В таких случаях необходимо самое полное использование влияния метеорологических и гидрологических условий,, прежде всего влияние ветра и приливо-отливных явлений. Мы знаем, что всякая палка или бревно в озере или в пруду, под влиянием ветра, всегда располагается приблизительно перпендикулярно' направлению ветра. Отдельные льдины или поля всегда более или ме нее вытянутой формы и всегда следуют тому же закону, то есть рас полагаются своей длинной осью приблизительно перпендикулярно ветру, образуя вытянутые полосы и проходы между ними в том же направле нии. Это обстоятельство практически использовывалось давно, в особен ности парусниками, которые при этих именно условиях только и могли лавировать. Но теоретически это осознано очень недавно .1 Этим прие мом я очень широко пользовался во время огибания Земли Франца-Ио сифа на „Книповиче"— слабом моторном судне. Пользовались мы им постоянно и на „Садко". Так как после того, как мы вошли на мелко водье во льды, задул норд-ост, мы пошли на зюйд-ост. Так мы поступали и до этого случая, так мы поступали и в дальнейшем, всегда радуясь ветру. Ветер всегда создает определенные перегруппировки льдов, и если ветер невыгоден для ледокола, ведущего за собой караван су- 1 Н. Н. Зѵбов, Соображения о движении льдов под влиянием ветрз. Исследов. мо рей СССР, № 21.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz