Советская Арктика. 1936, №1.
38 Советская Арктика-1936-М I работать в Гренландское море? После сказанного в начале должно быть ясно, что чем больше на запад и чем больше на юг мы производим наши наблюдения, тем большую возможность мы получаем заглядывать в будущее. Наши наблюдения здесь дали богатейший материал, который поможет нам обосновать прогнозы не только на будущий год, но и через год-два он всегда будет одним из основных при обосновании прогнозов. Более того, уже по приходе в Баренцбург, на основании наших исследований я смог дать прогноз о теплой осени текущего года и сравни тельно хороших ледовых условиях будущего года (см. „Труд“ от ‘22 июля 1935 г.). В Баренцбурге и в дальнейшем, когда мы огибали Шпицберген, мы получили одно из доказательств правильности системы наших регуляр ных всесторонних исследований океана. Норвежские ученые и моряки предсказывали, что нам не удастся в этом году обогнуть Шпицберген. Оказалось же, что обогнуть Шпиц берген было чрезвычайно лзгко. В минимально короткий с ро ки чрезвы чайно рано мы обогнули Шпицберген. И это даже привело к некоторому изменению наших планов. Когда составлялся календарный план экспеди ции, нельзя было не принять во внимание следующее обстоятельство. Мы должны были работать в Гренландском море, которое принадлежит к числу очень бурных. Ледокол вообще не отличается мореходными качествами, а кроме того, мы взяли с собой всякие запасы на случай зимовки (у нас был двухгодичный запас продовольствия, два аэроплана, 35 собак, были свиньи, бык, наверху на палубе лежали разборные дома, лыжи, лодки и т. п.). Если бы в Гренландском море нас захватил шторм баллов в 10, то он бы смыл с палубы все грузы. Так что итти в шторм мы не собирались и предполагали выжидать погоду, хотя бы с потерей некоторого времени. Но этого не случилось, погода была благоприятная. Поэтому, когда мы пришли к восточной оконечности Шпицбергена и закончили здесь работы по съемке берега, то оказалось, что мы пришли слишком рано: у северо-восточного побережья Шпицбергена была полынья, шириною миль 30—40, вытянутая в меридиональном направлении, но дальше на восток лед еще не вскрылся полностью, и наше продвижение в этом на- правлении задерживалось. В этой полынье мы задержались некоторое время из-за двух стояв ших перед нами задач. Первая задача была помощь Леваневскому, кото рый как раз в это время должен быть вылететь в свой — несостояв- шийся — полет через полюс. Мы являлись самой северной в мире метеообсерваторией, очень важной для полета. Помимо общих мете орологических наблюдений, в период подготовки полета Леваневского мы выпускали радиозонды не только каждый день, но и по два раза в день. Мы составляли в день иногда по три синоптических карты. Другая проблема, которая была у нас в этом районе и которая, правда, осталась неразрешенной, — это проблема „Земли Джиллиса“. В 1707 году английский капитан Джиллис, идя на северо-восток от Шпицбергена, видел землю. Эга „Земля Джиллиса" попала на карту. Несколько раз она с карты исчезала, несколько раз она снова появля лась, но никто с тех пор этой земли не видел. В 1899 году, когда к северу от Шпицбергена плавал Макаров, он как будто видел эту з і м л ю . Макаров подробно рассказывает, где он ее видел, какие очерта- няя она имела, как с наступлением дня и ночи конфигурация этой згмли
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz