Советская Арктика. 1936, №1.

Проф. Н. Н. Зубов. Экспедиция , Садко *____________ ______________________ ______ 29 не оправдались. Первые паровые корабли, вошедшие в Арктику, там погибли. Это были „Эребус" и „Террор" знаменитой экспедиции Франк­ лина 1845 года. В дальнейшем паровые корабли, правда, благополучно плавали в Арктике, но проникнуть вглубь они все же не могли. В 1899 году была сделана новая попытка борьбы с Арктикой кора­ блем. Это осуществил знаменитый русский моряк и ученый Степан Осипович Макаров. Он выдвинул лозунг — „К северному полюсу напро­ лом". По его чертежам был построен ледокол „Ермак“, который и сейчас один из самых мощных наших ледоколов. На нем-то Макаров и от­ правился в льды Полярного бассейна, к северу от Шпицбергена. „Ермак" потерпел поражение. Он достиг широты 81°27', но в борьбе с полярными льдами он погнул шпангоуты, стрингера, поломал винт и ушел на переделку в Англию. Идея Макарова об активной борьбе со льдами была тогда ском­ прометирована тем более, что Макарова в 1901 году ожидала еще одна неудача. „Ермак", который должен был пройти в Карское море, обогнув с севера Новую Землю, был зажат ль'дами на целый месяц у северо-за­ падных берегов Новой Земли. Дело Макарова все же не пропало даром. «,,Ермак“ во льдах» Макарова до сих пор является настольной книгой при изучении Арктики. Идея Макарова — мощный ледокол—также оказалась чрезвычайно пло­ дотворной. Ледоколы обеспечивают ныне зимнюю навигацию Ленинград­ ского порта и наших черноморских портов в ледовые годы. Именно ■благодаря ледоколам Северный морской путь осваивается успешно. Но льды центральной части Полярного бассейна побороли ледоколы такого типа, как „Ермак". Побороли они и другой наш мошный ледокол „Красин", когда тот в 1928 году пытался проникнуть возможно дальше на север в поисках остатков экспедиции Нобиле. „Красин" смог дойти только до 8Г47 ' (приблизительно в том же районе, где плавал „Ермак"). Здесь он также получил повреждения и на этом закончил свое плавание. На наших глазах техника развивается такими ударными темпами, что возможно, что через несколько лет эта задача будет разрешена. Мощность „Ермака" — 10 тыс. сил. Сейчас заложены более мощные ле ­ доколы. Но в настоящее время самые сильные в мире ледоколы глу­ боко в сердце Арктики проникнуть не могут. В 1931 году была применена новая идея проникновения в Полярный ■бассейн. Если нельзя бороться со льдом прямым ударом, то нельзя ли попробовать пройти под льдом подводной лодкой и таким образом проникнуть как можно глубже на Север? Эта попытка была осуще­ ствлена Вилькинсом и Свердрупом на подводной лодке „Наутилус". „Наутилус" достиг очень высоких широт, поднявшись к северу от Шпицбергена на 82°05', т. е. побил и рекорд „Ермака", и рекорд „Кра­ сина". Но побил он эти рекорды не как подводная лодка, а как самый обыкновенный надводный корабль. Действительно, в самом начале пла­ вания у „Наутилуса" были повреждены горизонтальные рули, обеспечи ­ вающие погружение и поднятие. Поэтому лодка плавала как надводный корабль. И если „Наутилус" все же достиг таких высоких широт, то это объясняется исключительно тем, что в 1931 году было очень мало льдов. Возможна ли вообще экспедиция в высокие широты Полярного «бассейна на подводной лодке? Мне приходилось плавать на подводных лодках, и я отношусь к этому методу изучения Арктики отрицательно л о следующим соображениям.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz