Советская Арктика. 1936, №1.

110 Советская Арктика-1936 •№ I и 2 пароходов, создал новые морские порты в устье Лены (бухта Тикси) и на острове Диксон, начал коренную реконструкцию и механизацию Игарского порта, заложил строительстьо двух мощных судо- и авиа­ ремонтных заводов, созцал сильную сеть полярных и материковых метео- и радио­ станций, значительно усилил речной и про­ мысловый флот, расширил работу самоле­ тов на Севере и заложил основу для более быстрых темпов освоения естественных бо­ гатств и развития производительных сил Крайнего Севера Советского Союза. Наступивший 1936 год, четвертый год деятельности Главсевморпути, требует еще большего разворота капитальных работ. Намеченная на 1936 год сумма капитало­ в лож ен ий— 170 млн. руб. — превышает общую сумму капиталовложений Главсев- морпути за все три предшествовавшие г о д а— 165 млн. руб. В 1936 году будет продолжаться строи­ тельство ледокольного флота, переходящее с 1935 года. Будет начато строительство трех портовых буксиров, трех рейдовых буксиров, шести речных буксирных паро­ ходов от 150 до 400 л. с., четырех лих­ теров, шести парусно-моторных шхун типа .Смольный", развернуто строительство в портах на острове Диксон, Игарке, Тикси, Архангельске, развернется строительство судоремонтного завода в Мурманске и авио- ремонтного завода в Красноярске. Значительное расширение получает в 1936 году наземное строительство на северных авиолиниях и обслуживающий эти линии, самолетный парк. Сеть полярных станций и раций получает в 1936 году необходи­ мые средства для укрепления и усиле­ ния технического оборудования всей сети, чтобы обеспечить уверенную беспере ой- ную связь с каждой точкой от Москвы до побережья Северного Ледовитого и Ти­ хого океанов. План капиталовложений 1936 года наме­ чает значительное увеличение удельного веса затрат на хозяйственное (промышлен­ ное и промысловое) строительство, а равно и на усиление речного флота. Как видно из приведенной на стр. 109 та­ блицы занимая попрежнему превалирующее по своему удельному весу место в капитало­ вложениях Главсевморпути на 1936 год» морской транспорт и обслуживающие его отрасли несколько снижают свой процент в общей сумме затрат 1936 года. Одно­ временно повышается процент, падающий на долю капиталовложений в хозяйствен­ ное строительство Главсевморпути. Освоение Северного морского пути стоит на прочной базе мощного ледокольного флота и надлежащего технического осна­ щения портов и топливных баз на всей трассе. Очередь за подведением такой же базы под освоение естественных богатств Советского Севера и социалистическое раз­ витие его производительных сил, и прежде всего — важнейшей силы — народов Севера. 1936 год должен будет сделать большой шаг в этом направлении. К. В. СИДОРОВ Инженер-картограф ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ИЗУЧЕННОСТЬ СОВЕТСКОЙ АРКТИКИ1 Территория Советской Арктики занимает примерно 6 млн. кв км. Обширные ее про­ странства на сегодняшний день в топографо­ геодезическом отношении мало изучены. В дореволюционный период Арктику 2 посетило около тридцати различных экспе­ диций, проводивших наряду с другими и топографо-геодезические работы. В работе этих экспедиций отсутствовала какая-либо плановая целеустремленность. Цели и задачи их в большинстве были подчинены интере­ сам наживы, морских завоеваний, хищни­ ческой эксплоатации богатств Севера и за­ селяющих его народов. Накопленный за то время топографиче­ 1 Публикуемые сведения являются пред­ варительными данными, взятыми из подго­ товляемых к печати работ Всесоюзного Арк­ тического института. 2 Мы рассматриваем исследовательские работы только с 1821 г., так как более ран­ няя картографо-геодезическая деятельность утеряла всякое практическое значение ский материал, весьма ограниченный по объему, охватывает главным образом от­ дельные участки побережья морей Север­ ного ледовитого океана. Внутренняя мате­ риковая часть Арктики в топографическом отношении оставалась мало изученной. Советский период характеризуется не­ виданным размахом плановой научно- исследовательской и хозяйственной дея­ тельности на территории Советской Арктики За пятнадцатилетний период (с 1919 г. по 1934 г.) Арктику посетило свыше девяти десятков экспедиций различных ве­ домств. Цели и задачи этих экспедиций были подчинены определенной плановой целе­ устремленности по развитию производитель­ ных сил и подъему экономического и куль­ турного благосостояния народов Севера. Таблица 1 характеризует степень топо­ графической изученности Советской Арк­ тики как в целом, так и по периодам: по ней можно видеть, как далеко шагнули мы вперед по сравнению с периодом доре­ волюционным.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz