Советская Арктика. 1936, №1.
110 Советская Арктика-1936 •№ I и 2 пароходов, создал новые морские порты в устье Лены (бухта Тикси) и на острове Диксон, начал коренную реконструкцию и механизацию Игарского порта, заложил строительстьо двух мощных судо- и авиа ремонтных заводов, созцал сильную сеть полярных и материковых метео- и радио станций, значительно усилил речной и про мысловый флот, расширил работу самоле тов на Севере и заложил основу для более быстрых темпов освоения естественных бо гатств и развития производительных сил Крайнего Севера Советского Союза. Наступивший 1936 год, четвертый год деятельности Главсевморпути, требует еще большего разворота капитальных работ. Намеченная на 1936 год сумма капитало в лож ен ий— 170 млн. руб. — превышает общую сумму капиталовложений Главсев- морпути за все три предшествовавшие г о д а— 165 млн. руб. В 1936 году будет продолжаться строи тельство ледокольного флота, переходящее с 1935 года. Будет начато строительство трех портовых буксиров, трех рейдовых буксиров, шести речных буксирных паро ходов от 150 до 400 л. с., четырех лих теров, шести парусно-моторных шхун типа .Смольный", развернуто строительство в портах на острове Диксон, Игарке, Тикси, Архангельске, развернется строительство судоремонтного завода в Мурманске и авио- ремонтного завода в Красноярске. Значительное расширение получает в 1936 году наземное строительство на северных авиолиниях и обслуживающий эти линии, самолетный парк. Сеть полярных станций и раций получает в 1936 году необходи мые средства для укрепления и усиле ния технического оборудования всей сети, чтобы обеспечить уверенную беспере ой- ную связь с каждой точкой от Москвы до побережья Северного Ледовитого и Ти хого океанов. План капиталовложений 1936 года наме чает значительное увеличение удельного веса затрат на хозяйственное (промышлен ное и промысловое) строительство, а равно и на усиление речного флота. Как видно из приведенной на стр. 109 та блицы занимая попрежнему превалирующее по своему удельному весу место в капитало вложениях Главсевморпути на 1936 год» морской транспорт и обслуживающие его отрасли несколько снижают свой процент в общей сумме затрат 1936 года. Одно временно повышается процент, падающий на долю капиталовложений в хозяйствен ное строительство Главсевморпути. Освоение Северного морского пути стоит на прочной базе мощного ледокольного флота и надлежащего технического осна щения портов и топливных баз на всей трассе. Очередь за подведением такой же базы под освоение естественных богатств Советского Севера и социалистическое раз витие его производительных сил, и прежде всего — важнейшей силы — народов Севера. 1936 год должен будет сделать большой шаг в этом направлении. К. В. СИДОРОВ Инженер-картограф ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ИЗУЧЕННОСТЬ СОВЕТСКОЙ АРКТИКИ1 Территория Советской Арктики занимает примерно 6 млн. кв км. Обширные ее про странства на сегодняшний день в топографо геодезическом отношении мало изучены. В дореволюционный период Арктику 2 посетило около тридцати различных экспе диций, проводивших наряду с другими и топографо-геодезические работы. В работе этих экспедиций отсутствовала какая-либо плановая целеустремленность. Цели и задачи их в большинстве были подчинены интере сам наживы, морских завоеваний, хищни ческой эксплоатации богатств Севера и за селяющих его народов. Накопленный за то время топографиче 1 Публикуемые сведения являются пред варительными данными, взятыми из подго товляемых к печати работ Всесоюзного Арк тического института. 2 Мы рассматриваем исследовательские работы только с 1821 г., так как более ран няя картографо-геодезическая деятельность утеряла всякое практическое значение ский материал, весьма ограниченный по объему, охватывает главным образом от дельные участки побережья морей Север ного ледовитого океана. Внутренняя мате риковая часть Арктики в топографическом отношении оставалась мало изученной. Советский период характеризуется не виданным размахом плановой научно- исследовательской и хозяйственной дея тельности на территории Советской Арктики За пятнадцатилетний период (с 1919 г. по 1934 г.) Арктику посетило свыше девяти десятков экспедиций различных ве домств. Цели и задачи этих экспедиций были подчинены определенной плановой целе устремленности по развитию производитель ных сил и подъему экономического и куль турного благосостояния народов Севера. Таблица 1 характеризует степень топо графической изученности Советской Арк тики как в целом, так и по периодам: по ней можно видеть, как далеко шагнули мы вперед по сравнению с периодом доре волюционным.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz