Советская Арктика. 1936, №1.
Хроника Г. Н. ГУРАРИ НАШЕ КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО (Предварительные итоги и перспективы) Главное управление Северного морского пути вступило в четвертый год своего су ществования. Имея первоначально своей целью освоение Северного морского пути, оно из года в год расширяло свои задачи, получив дополнительно задания по разви тию речного судоходства в низовьях сибир ских рек, по изучению и вовлечению в хо зяйственную эксгілоатацию производитель ных сил районов Крайнего Севера, по со действию развитию хозяйства и культуры его народов. Широко развернулось в 1S35 году капи тальное строительство. Против 33 млн. фактических капиталовложений 1934 года план капитальных работ Главсевморпути на 1935 год возрос до ]06 млн. руб., или в 3,2 раза. Из них ведущие отрисли — мор ской транспорт, воздушная и гидрографи ческая службы и сеть полярных станций и раций — получили 76,8 млн. руб., или свыше 72% всей суммы капитальных затрат 1935 года. В связи с невыполнением судострои тельной промышленностью намеченных пер воначально темпов строительства ледоколов, указанная выше сумма вложений в ведущие участки работы Главсевморпути'несколько снизилась (ориентировочно до 05 млн. руб., что составляет свыше 61% общей суммы затрат 1935 года). Важнейшими объектами строительства Главсевморпути в 1935 году являлись: 4 мощных ледокола типа „Красин”, 2 ди- зель-электрических ледокола, 2 транспорт ных парохода с ледовым креплением улуч шенного типа «Челюскин” — „Севморпѵть”, 4 парусно-моторных бота типа .Смольный"; топливная база на острове Диксона, постоян ные причалы в Игарском порту (в 1935 году в количестве трех, уже построенных и сдан ных в эксплоатацию), мощный судоремонт ный завод в Мурманске, авноремонтный завод и гидроавиобаза в Красноярске, лет ная школа в Николаеве. Завершено строи тельство мощного радиоцентра в Мо скве, радиостанции на острове Диксона. Строится флотационный завод по обогаще нию флюоритовых руд в Амдерме (Югор ский Шар). Строится крупная верфь дере вянного морского судостроения в Архан гельске, расширены существующие верфи деревянного речного судостроения в При ливной, Пеледуе и Тобольске. Строятся три металлических речных буксирных парохода для рек Лены, Яны и Индигирки (или Ха танги). Проведена подготовка к строитель ству крупного Белогорского лесокомбината на Обском Севере. В 1935 году укреплены переданные Главсевморпути оленеводческие и сельскохозяйственные совхозы, расши рено автотранспортное и складское хозяй ство. Выполнение намеченной программы капи тального строительства 1935 года в основном проходило в соответствии с намеченными темпами (за исключением указанного выше ледоколостроения). Было, конечно, не мало неполадок по линии капитального строительства l lJ35 года. Оторванность мест строительства от центра и чрезвычайная краткость строительного сезона в Арктике заставляли иногда начинать стройку по предварительным проектам, в которые потом, в процессе строительства, вносились те или иные коррективы в соот ветствии с вновь выявившимися обстоятель ствами. Так, несколько раз менялись проекты по строительству топливной базы на острове Диксона (или, точнее, на острове Конус), точка строительства которой была выбрана не совсем целесообразно. Затянулось и развертывание строительства флотационной фабрики плавикового шпата на Амдерме (Югорский Шар), по сырьевой базе которой еще не закончились геолого разведочные работы. Имели место и чисто строительные срывы, приведшие, например, к аварии разборного ангара на Красноярской гидроавиобазе (на острове Молокова). Однако, несмотря на все эти неполадки, которые, несомненно, совершенно недопу стимы и с которыми необходимо серьезно и ожесточенно бороться, тем не менее ре зультаты капитального строительства Глав севморпути 1935 года значительно продви нули вперед разрешение поставленных пар тией и правительством задач. Подведем краткие итоги трехлетних работ Главсевморпути (ло линии капи тального строительства). Получив за три года около 165 млн. руб. капиталовло жений, Главсевморпуть капитально от ремонтировал перешедший к нему ледо кольный флот (в особенности „Садко% .Ленин", „Литке”, „Красин", „Ермак", .Малыгин” и „Седов”), начал строи тельство 6 новых мощных ледоколов-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz