Советская Арктика. 1936, №1.

Хроника Г. Н. ГУРАРИ НАШЕ КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО (Предварительные итоги и перспективы) Главное управление Северного морского пути вступило в четвертый год своего су­ ществования. Имея первоначально своей целью освоение Северного морского пути, оно из года в год расширяло свои задачи, получив дополнительно задания по разви­ тию речного судоходства в низовьях сибир­ ских рек, по изучению и вовлечению в хо­ зяйственную эксгілоатацию производитель­ ных сил районов Крайнего Севера, по со­ действию развитию хозяйства и культуры его народов. Широко развернулось в 1S35 году капи­ тальное строительство. Против 33 млн. фактических капиталовложений 1934 года план капитальных работ Главсевморпути на 1935 год возрос до ]06 млн. руб., или в 3,2 раза. Из них ведущие отрисли — мор­ ской транспорт, воздушная и гидрографи­ ческая службы и сеть полярных станций и раций — получили 76,8 млн. руб., или свыше 72% всей суммы капитальных затрат 1935 года. В связи с невыполнением судострои­ тельной промышленностью намеченных пер­ воначально темпов строительства ледоколов, указанная выше сумма вложений в ведущие участки работы Главсевморпути'несколько снизилась (ориентировочно до 05 млн. руб., что составляет свыше 61% общей суммы затрат 1935 года). Важнейшими объектами строительства Главсевморпути в 1935 году являлись: 4 мощных ледокола типа „Красин”, 2 ди- зель-электрических ледокола, 2 транспорт­ ных парохода с ледовым креплением улуч­ шенного типа «Челюскин” — „Севморпѵть”, 4 парусно-моторных бота типа .Смольный"; топливная база на острове Диксона, постоян­ ные причалы в Игарском порту (в 1935 году в количестве трех, уже построенных и сдан­ ных в эксплоатацию), мощный судоремонт­ ный завод в Мурманске, авноремонтный завод и гидроавиобаза в Красноярске, лет­ ная школа в Николаеве. Завершено строи­ тельство мощного радиоцентра в Мо­ скве, радиостанции на острове Диксона. Строится флотационный завод по обогаще­ нию флюоритовых руд в Амдерме (Югор­ ский Шар). Строится крупная верфь дере­ вянного морского судостроения в Архан­ гельске, расширены существующие верфи деревянного речного судостроения в При­ ливной, Пеледуе и Тобольске. Строятся три металлических речных буксирных парохода для рек Лены, Яны и Индигирки (или Ха­ танги). Проведена подготовка к строитель­ ству крупного Белогорского лесокомбината на Обском Севере. В 1935 году укреплены переданные Главсевморпути оленеводческие и сельскохозяйственные совхозы, расши­ рено автотранспортное и складское хозяй­ ство. Выполнение намеченной программы капи­ тального строительства 1935 года в основном проходило в соответствии с намеченными темпами (за исключением указанного выше ледоколостроения). Было, конечно, не мало неполадок по линии капитального строительства l lJ35 года. Оторванность мест строительства от центра и чрезвычайная краткость строительного сезона в Арктике заставляли иногда начинать стройку по предварительным проектам, в которые потом, в процессе строительства, вносились те или иные коррективы в соот­ ветствии с вновь выявившимися обстоятель­ ствами. Так, несколько раз менялись проекты по строительству топливной базы на острове Диксона (или, точнее, на острове Конус), точка строительства которой была выбрана не совсем целесообразно. Затянулось и развертывание строительства флотационной фабрики плавикового шпата на Амдерме (Югорский Шар), по сырьевой базе которой еще не закончились геолого­ разведочные работы. Имели место и чисто строительные срывы, приведшие, например, к аварии разборного ангара на Красноярской гидроавиобазе (на острове Молокова). Однако, несмотря на все эти неполадки, которые, несомненно, совершенно недопу­ стимы и с которыми необходимо серьезно и ожесточенно бороться, тем не менее ре­ зультаты капитального строительства Глав­ севморпути 1935 года значительно продви­ нули вперед разрешение поставленных пар­ тией и правительством задач. Подведем краткие итоги трехлетних работ Главсевморпути (ло линии капи­ тального строительства). Получив за три года около 165 млн. руб. капиталовло­ жений, Главсевморпуть капитально от­ ремонтировал перешедший к нему ледо­ кольный флот (в особенности „Садко% .Ленин", „Литке”, „Красин", „Ермак", .Малыгин” и „Седов”), начал строи­ тельство 6 новых мощных ледоколов-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz