Советская Арктика. 1936, №1.
В. П. Мелешко. Механическое бурение льда _____ ______ _____________ 107 ник станции т. ГІапанин — сам бывший то карь но металлу — выполнил токарные ра боты, а т. Шоломоун с остальными механи ками (Ходеевым, Мартыновым, Латыгинымі и другими членами зимовки выполнили кузнечно-слесарные работы. Работники ме ханической мастерской обязались к Пер вому мая дать машину для бурения льда. Обязательство было выполнено. Механик Шоломоун целые дни, а иногда и ночи проводил в механической мастерской. Машина в срок была готова, и 2 мая она сверлила двухметровый лед. Весь коллектив собрался посмотреть это „чудо". Кое-кто, правда, сначала скептически наблюдал за тем, как т. Шоломоун, немного конфузясь, однако уверенно запустил мотор и скоман довал отдавать сверло книзу. Запищало, зазвенело сверло, коснувшись льда. На всех лицах выжидательно-боязливое выражение— „а вдруг не пойдет" — скоро сменилось радостным „ур-р-р-р-а!” Лед подавался быстро, сверло проникало все глубже, и через три минуты брызнула вода из лунки. Лед около 2 м толщиной просверлили в три минуты. Все остались довольны и стали поздрав лять Шоломоуна с новым его изобретением. Невесел был только один Вячеслав Антоно вич Шоломоун. Он был недоволен резуль татом и тѵт же просил помочь ему подвезти машину к механической мастерской. Три дня, с утра до поздней ночи, возился Шо ломоун около своего детища и наконец заявил, что машина готова. Машина пошла на лед, но уже не на испытание, а на нормальную работу. Уверенной рукой Вячеслав Антонович взял ручку мотора, и сверло снова со звоном вошло в лед, но на этот раз вода, которая находилась подо льдом в 185 см толщинои, показалась не через три минуты, а всего лишь через сорок пять секунд. Все тогда поняли, почему Вячеслав Ан тонович не был доволен первой пробой своего изобретения. Но он остался и на этот раз недовольным. В его голове носились роем мысли о том, чтобы машина не только быстро сверлила лед, но чтобы она так же быстро ходила по льду. И Вячеслав Анто нович обещал, что он это сделает. II Что же представляет собой это изобрете ние? Вся машина сконструирована на санях, сделанных из углового железа, и подбита деревянными полозьями. На санях укрепле ны: мотор „Л - 3 “ и сверло длиной 2,5 метра. Длина напарья сверла — полметра, остальная часть сверла—четырехгранная и помещается з специальных гнездах, дающих сверлу воз можность вполне свободно опускаться вниз н подниматься вверх. Гнезда эти, в свою очередь, лежат в муфтах с шарикоподшип- никаліи, это позволяет сверлу свободно и быстро вращаться вокруг своей оси. Таким образом, сверло имеет совершенно свободное горизонтальное и вертикальное движение. На самом верху сверла находится дискообразный груз — весом до 20 кг — в ка честве балласта для придания сверлу боль шего нажима на лед. К этому же диску прикреплены два конца трехметрового троса (стального). Вторые концы троса прикрепле ны к деревянным валикам, имеющим ручки, по бокам саней. Ручки эти играют ту роль, что, когда сверло вращаясь уходит в лед и образовывающиеся стружки в лунке за трудняют дальнейшее быстрое его проник новение в лед, вращением за ручки взад и вперед сверло то подымается, то опускается. Все приспособления сверла укреплены на двух железных штангах, которые в свою очередь прикреплены к саням четырьмя от тяжками из 5мм троса. В движение сверло приводится мотором „Л - 3*, работающим на бензине. Внизу на сверло укреплен шкив, который связан с мотором ремнем. Шкив этот заимствован из вездехода „амфибия'. Как видно, машина не слишком сложна, принцип ее действия тоже довольно прост. Моторист заводит мотор, надевает на шкив мотора ремень, и сверло завертелось. Как только сверло завертелось, два чело века, вращением ручек валиков, находя щихся по бокам саней, то опускают сверло вниз, то поднимают вверх до тех пор, пока не появится вода. При появлении воды сверло подымается наверх и быстро снова опускается вниз, чтобы очистить лунку от ледяных стружек. Вся эта'операция занимает максимум 45 секунд, тогда как для пробивки лунки вруч н у ю— пешней — в таком же льду потре буется до 6 часов. Эффект машины безу словно огромный. При помощи этой машины мы смогли за самый короткий срок покрыть промерами площадь в 3 кв. км, замерив больше тысячи глубин. Простота и неслож ность конструкции машины дает полную возможность ее применения в арктических условиях для промерных работ. Наличие на полярных станциях такой машины даст воз можность произвести промеры мест подхо дов судов на всех станциях при самом не большом количестве людей. Достаточно привести следующий факт: чтобы производить зимние промеры, необ ходимо до сорока человек, а при исполь зовании этой машины даже при нынешней несовершенной ее конструкции достаточно 8 человек, и эффект безусловно лучший: за три-четыре часа работы — двести лунок. Все чертежи привезены со станции. Надо надеяться, что Полярное управление, усо вершенствовав эту машину, применит ее на всех полярных станциях.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz