Советская Арктика. 1936, №1.

В. П. Мелешко. Механическое бурение льда _____ ______ _____________ 107 ник станции т. ГІапанин — сам бывший то­ карь но металлу — выполнил токарные ра­ боты, а т. Шоломоун с остальными механи­ ками (Ходеевым, Мартыновым, Латыгинымі и другими членами зимовки выполнили кузнечно-слесарные работы. Работники ме­ ханической мастерской обязались к Пер­ вому мая дать машину для бурения льда. Обязательство было выполнено. Механик Шоломоун целые дни, а иногда и ночи проводил в механической мастерской. Машина в срок была готова, и 2 мая она сверлила двухметровый лед. Весь коллектив собрался посмотреть это „чудо". Кое-кто, правда, сначала скептически наблюдал за тем, как т. Шоломоун, немного конфузясь, однако уверенно запустил мотор и скоман­ довал отдавать сверло книзу. Запищало, зазвенело сверло, коснувшись льда. На всех лицах выжидательно-боязливое выражение— „а вдруг не пойдет" — скоро сменилось радостным „ур-р-р-р-а!” Лед подавался быстро, сверло проникало все глубже, и через три минуты брызнула вода из лунки. Лед около 2 м толщиной просверлили в три минуты. Все остались довольны и стали поздрав­ лять Шоломоуна с новым его изобретением. Невесел был только один Вячеслав Антоно­ вич Шоломоун. Он был недоволен резуль­ татом и тѵт же просил помочь ему подвезти машину к механической мастерской. Три дня, с утра до поздней ночи, возился Шо ­ ломоун около своего детища и наконец заявил, что машина готова. Машина пошла на лед, но уже не на испытание, а на нормальную работу. Уверенной рукой Вячеслав Антонович взял ручку мотора, и сверло снова со звоном вошло в лед, но на этот раз вода, которая находилась подо льдом в 185 см толщинои, показалась не через три минуты, а всего лишь через сорок пять секунд. Все тогда поняли, почему Вячеслав Ан­ тонович не был доволен первой пробой своего изобретения. Но он остался и на этот раз недовольным. В его голове носились роем мысли о том, чтобы машина не только быстро сверлила лед, но чтобы она так же быстро ходила по льду. И Вячеслав Анто­ нович обещал, что он это сделает. II Что же представляет собой это изобрете­ ние? Вся машина сконструирована на санях, сделанных из углового железа, и подбита деревянными полозьями. На санях укрепле­ ны: мотор „Л - 3 “ и сверло длиной 2,5 метра. Длина напарья сверла — полметра, остальная часть сверла—четырехгранная и помещается з специальных гнездах, дающих сверлу воз­ можность вполне свободно опускаться вниз н подниматься вверх. Гнезда эти, в свою очередь, лежат в муфтах с шарикоподшип- никаліи, это позволяет сверлу свободно и быстро вращаться вокруг своей оси. Таким образом, сверло имеет совершенно свободное горизонтальное и вертикальное движение. На самом верху сверла находится дискообразный груз — весом до 20 кг — в ка­ честве балласта для придания сверлу боль­ шего нажима на лед. К этому же диску прикреплены два конца трехметрового троса (стального). Вторые концы троса прикрепле­ ны к деревянным валикам, имеющим ручки, по бокам саней. Ручки эти играют ту роль, что, когда сверло вращаясь уходит в лед и образовывающиеся стружки в лунке за­ трудняют дальнейшее быстрое его проник­ новение в лед, вращением за ручки взад и вперед сверло то подымается, то опускается. Все приспособления сверла укреплены на двух железных штангах, которые в свою очередь прикреплены к саням четырьмя от­ тяжками из 5мм троса. В движение сверло приводится мотором „Л - 3*, работающим на бензине. Внизу на сверло укреплен шкив, который связан с мотором ремнем. Шкив этот заимствован из вездехода „амфибия'. Как видно, машина не слишком сложна, принцип ее действия тоже довольно прост. Моторист заводит мотор, надевает на шкив мотора ремень, и сверло завертелось. Как только сверло завертелось, два чело­ века, вращением ручек валиков, находя­ щихся по бокам саней, то опускают сверло вниз, то поднимают вверх до тех пор, пока не появится вода. При появлении воды сверло подымается наверх и быстро снова опускается вниз, чтобы очистить лунку от ледяных стружек. Вся эта'операция занимает максимум 45 секунд, тогда как для пробивки лунки вруч­ н у ю— пешней — в таком же льду потре­ буется до 6 часов. Эффект машины безу­ словно огромный. При помощи этой машины мы смогли за самый короткий срок покрыть промерами площадь в 3 кв. км, замерив больше тысячи глубин. Простота и неслож­ ность конструкции машины дает полную возможность ее применения в арктических условиях для промерных работ. Наличие на полярных станциях такой машины даст воз­ можность произвести промеры мест подхо­ дов судов на всех станциях при самом не­ большом количестве людей. Достаточно привести следующий факт: чтобы производить зимние промеры, необ­ ходимо до сорока человек, а при исполь­ зовании этой машины даже при нынешней несовершенной ее конструкции достаточно 8 человек, и эффект безусловно лучший: за три-четыре часа работы — двести лунок. Все чертежи привезены со станции. Надо надеяться, что Полярное управление, усо­ вершенствовав эту машину, применит ее на всех полярных станциях.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz