Советская Арктика. 1936, №12.

6 8 Советская Арктика • 1936 • № 12 где раньше жители были вынуждены везти охотничьи припасы и про­ дукты питания за тысячу километров на собаках и оленях. Верфи Главсевморпути не успевают строить суда для быстрорасту­ щего речного флота. На помощь судам приходит самолет. На Енисее грузы в течение одних-двух суток перебрасываются самолетом из Крас­ ноярска в Игарку; доставка пароходом длится семь дней. Стараниями летчиков Молокова, Галышева, Алексеева проложены зимние воздуш­ ные линии на севере Лены и на реке Хатанге. Путь из Тикси в Иркутск вместо недавних двух месяцев совершается в несколько дней. Надо видеть своими глазами радость чукчи, якута, тунгуса или ненца, когда к ним впервые в далекое селение залетают наши самолеты. Для местного национального населения самолет давно перестал быть „шайтан арбой" — чортовой телегой. Теперь каждый житель тайги или побережья Ледовитого океана понимает и ценит самолет. Он знает, что за первыми разведывательными полетами последует организация регу­ лярных линий для перевозки людей, почты, газет, для переброски врача за сотни километров в уединенный поселок. Своеобразие Севера ярко сказывается на грузовых перевозках при помощи самолетов. В условиях таежного и тундрового бездорожья самолет оказался самым быстрым и относительно самым дешевым сред­ ством перевозки не только людей, но и грузов. Ярким примером этого является блестящая перевозка на самолетах 750 тонн различного груза для Норильского металлургического комбината в Таймырском округе. Освоив опыт Героев Советского Союза и других заслуженных се­ верных летчиков, полярные пилоты уверенно преодолевают пустынные тысячекилометровые пространства Севера. Растет протяженность авиа­ линий. Но, наряду с этим, мы, к сожалению, все еще отстаем в обо­ рудовании наших воздушных станций. На Севере, где условия и без того достаточно суровые, особенно важно дать летчику и пассажиру тепло, уют, хороший стол, книгу, культурную обстановку. Мы высоко ценим героизм советских летчиков, для которых са­ молет является иногда единственным жильем на стоянках. Летчики вынуждены согревать для машины масло, тратить свои силы не столько на полет в трудных условиях, сколько на самый запуск мотора при лютом морозе. Задачей ближайших лет является (помимо расширения зоны полетов) оборудование северных воздушных линий, приведение их в культурное состояние, достойное Советского Союза. По Енисей­ ской линии реконструкция уже значительно подвинулась вперед. Авиа­ станции Дудинки и Подкаменной Тунгуски вызывают полное удовле­ творение пассажиров. Нынешний тяжелый ледовый год еще раз подтвердил исключительное значение воздушной разведки. Блестящим финишем полярной навигации 1936 года мы немало обязаны летчикам Молокову, Алексееву, Козлову, Черевичному, Каминскому и другим. Опыт показал, что ледовая разведка самолетов должна опираться не на корабли, могущие поднять сравнительно небольшой, маломощный самолет, но на береговые летные базы. Такие базы уже созданы на Диксоне, Таймыре, на реке Ленивой. Наша промышленность приступает к освоению больших арктических самолетов для дальних разведок по Ледовитому океану. Водный транспорт, авиация, радиосвязь являются технической основой для быстрого хозяйственного и культурного развития Совет­ ского Севера.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz