Советская Арктика. 1936, №12.
О. Ю. Шмидт. Полярная магистраль 67 сутки. В эту тяжелую работу добровольно включается весь научный состав экспедиции. Все же выгрузка иногда запаздывает. Речные суда, пришед шие за грузом в устья рек, иногда вынуждены уходить обратно до окончания выгрузки морских пароходов, чтобы не быть захваченными ледоставом где-нибудь вдали от затонов. Сотни грузчиков ежегодно приезжают к верховьям и устьям рек для разгрузки судов, а затем возвращаются обратно. Это удорожает работу и создает текучесть кадров со всеми вытекающими послед ствиями. Наша задача — максимально механизировать выгрузку. Звучит парадоксально, но на Севере порты должны быть более механизиро ваны, чем на Юге, ибо на Севере людей пока слишком мало. Скоро заканчивается строительство отличного полярного порта на острове Диксона. Рядом с Диксоном мы выбрали небольшой скалистый островок — Конус. Многочисленными взрывами его поверхность выров нена. Там установлена причальная линия длиной в 60 метров. Она сде лана из деревянных ряжей, сколоченных на Игарке и прибуксированных к Диксону в готовом виде. Ряжи и сам остров Конус покрываются сплошной платформой, служащей основанием для большого угольного склада. Здесь будут установлены передвижные краны для механизиро ванной погрузки. Начато также строительство порта в бухте Тикси (близ устья Лены) и в бухте Провидения. Особенно нужен порт в устье Колымы, грузооборот которой увеличивается с каждым годом парал лельно бурному росту промышленности Колымского края. Огромную нужду мы испытываем в баржах и катерах, необходимых для разгрузки морских судов. Мы хотели бы превратить любой северный порт, например Тикси, в порт со своим большим и малым флотом, с постоянным населением, ремонтными мастерскими, со своими постоян ными кадрами. Наши ледоколы заслужили своей работой большую славу. Каждый школьник в нашей стране знает о походах „Седова", „Сибирякова", „Красина", „Литке", „Садко", „Малыгина", „Ермака". В эту навигацию ледоколы работали на пределе своей мощности. Состоявшееся в 1934 году решение партии и правительства о постройке новых мощных ледоколов явилось актом величайшей прозорливости и глубокого предвидения быстрого развития нашего ледового плавания. Уже. в будущем году наличному ледокольному флоту было бы трудно обеспечить перевозку всех грузов, предъявленных нам различными хозяйственными органи зациями и, прежде всего, самой системой Главсевморпути. Новые ледоколы начнут вступать в строй с будущего года. Тогда мы будем технически вооружены для удвоения и утроения перевозок по Северному морскому пути. В отличие от современных кораблей это будут ледоколы советской конструкции, созданные на советских заво дах с учет м достижений всей новейшей техники. Северный морской путь оказался могучим стимулом для развития Северной Азии. Без морского пути огромный край не мог бы присту пить к развитию своих производительных сил. Подвозя морем грузы к устьям рек, мы впервые создали речную навигацию на сибирских реках. Вслед за Обью и Енисеем создан речной флот на Северной Лене, Колыме и Пясине. В этом году на севере Якутии состоялся замеча тельный праздник: на Яну и Индигирку пришли первые речные паро ходы. Громадный край впервые в истории получил речной транспорт. Девственная тайга Яны и Индигирки впервые услыхала гудки пароходов. Трудно переоценить значение этого факта для населения далекой окраины, 5 *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz