Советская Арктика. 1936, №12.

О. Ю. Шмидт. Полярная магистраль 67 сутки. В эту тяжелую работу добровольно включается весь научный состав экспедиции. Все же выгрузка иногда запаздывает. Речные суда, пришед­ шие за грузом в устья рек, иногда вынуждены уходить обратно до окончания выгрузки морских пароходов, чтобы не быть захваченными ледоставом где-нибудь вдали от затонов. Сотни грузчиков ежегодно приезжают к верховьям и устьям рек для разгрузки судов, а затем возвращаются обратно. Это удорожает работу и создает текучесть кадров со всеми вытекающими послед­ ствиями. Наша задача — максимально механизировать выгрузку. Звучит парадоксально, но на Севере порты должны быть более механизиро­ ваны, чем на Юге, ибо на Севере людей пока слишком мало. Скоро заканчивается строительство отличного полярного порта на острове Диксона. Рядом с Диксоном мы выбрали небольшой скалистый островок — Конус. Многочисленными взрывами его поверхность выров­ нена. Там установлена причальная линия длиной в 60 метров. Она сде­ лана из деревянных ряжей, сколоченных на Игарке и прибуксированных к Диксону в готовом виде. Ряжи и сам остров Конус покрываются сплошной платформой, служащей основанием для большого угольного склада. Здесь будут установлены передвижные краны для механизиро­ ванной погрузки. Начато также строительство порта в бухте Тикси (близ устья Лены) и в бухте Провидения. Особенно нужен порт в устье Колымы, грузооборот которой увеличивается с каждым годом парал­ лельно бурному росту промышленности Колымского края. Огромную нужду мы испытываем в баржах и катерах, необходимых для разгрузки морских судов. Мы хотели бы превратить любой северный порт, например Тикси, в порт со своим большим и малым флотом, с постоянным населением, ремонтными мастерскими, со своими постоян­ ными кадрами. Наши ледоколы заслужили своей работой большую славу. Каждый школьник в нашей стране знает о походах „Седова", „Сибирякова", „Красина", „Литке", „Садко", „Малыгина", „Ермака". В эту навигацию ледоколы работали на пределе своей мощности. Состоявшееся в 1934 году решение партии и правительства о постройке новых мощных ледоколов явилось актом величайшей прозорливости и глубокого предвидения быстрого развития нашего ледового плавания. Уже. в будущем году наличному ледокольному флоту было бы трудно обеспечить перевозку всех грузов, предъявленных нам различными хозяйственными органи­ зациями и, прежде всего, самой системой Главсевморпути. Новые ледоколы начнут вступать в строй с будущего года. Тогда мы будем технически вооружены для удвоения и утроения перевозок по Северному морскому пути. В отличие от современных кораблей это будут ледоколы советской конструкции, созданные на советских заво­ дах с учет м достижений всей новейшей техники. Северный морской путь оказался могучим стимулом для развития Северной Азии. Без морского пути огромный край не мог бы присту­ пить к развитию своих производительных сил. Подвозя морем грузы к устьям рек, мы впервые создали речную навигацию на сибирских реках. Вслед за Обью и Енисеем создан речной флот на Северной Лене, Колыме и Пясине. В этом году на севере Якутии состоялся замеча­ тельный праздник: на Яну и Индигирку пришли первые речные паро­ ходы. Громадный край впервые в истории получил речной транспорт. Девственная тайга Яны и Индигирки впервые услыхала гудки пароходов. Трудно переоценить значение этого факта для населения далекой окраины, 5 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz