Советская Арктика. 1936, №12.

6 6 ____ _____ _____________________ Советская Арктика • 1936■ № 12 чем считалось прежде. Ледокольный пароход „Седов1 открыл западные берега Северной Земли. Первый зимовщик Северной Земли т. Г. А. Уша­ ков проделал колоссальную работу, нанеся на карту весь архипелаг этой гигантской земли. И все же, когда в этом году ледовые условия заставили караваны судов итти не применявшимся ранее курсом — через архипелаг Норден- шельда, мы оказались в странном положении. Перед ледоколом встал из моря остров, не обозначенный на карте. Мы вошли в архипелаг каким-то проливом, и до сих пор не знаем, каким именно. Настолько неточна оказалась старая карта архипелага, сделанная еще в начале столетия. Из этого примера ясно, что нам необходимо как можно скорее новейшими научными методами изучить каждую квадратную милю Ледовитого океана, дать новые, совершенно надежные карты, годные для мореплавания. В частности в отношении упомянутого архипелага Норденшельда мы эту работу проделаем немедленно. Я предложил „Седову", на борту которого находилась группа специалистов во главе с начальником гидрографического отдела Главсевморпути т. Орлов­ ским, изучить малоизвестные острова и проливы архипелага. „Седов" задачу выполнил, а для уточнения положения архипелага оставил на зимовку гидрографическое судно „Торос" с научной партией. Но как ни важно составить точную морскую карту, все же это лишь половина задачи. Надо еще помочь судам ориентироваться в пурге, длительном тумане, всегда знать свое местонахождение в море. Для этого на берегу воздвигаются видные издалека навигационные знаки, а в наиболее важных пунктах ставятся маяки. Кроме того, современная техника обладает более совершенным средством ориентировки. Это — радио. Судно, снабженное несложным прибором — радиопеленгатором, легко и быстро может определить направление, по которому от него расположена радиостанция. Имея вокруг себя несколько радиостанций, судно может по этим направлениям (пеленгам) точно установить свое место. Задача облегчается еще больше, если на берегу имеется радио­ маяк, подающий по разным направлениям различные сигналы. Судно, принявшее такой сигнал, автоматически узнает свою точку в море. Сеть радиостанций Главсевморпути уже достаточна для надежной и быстрой связи, что подтвердилось на опыте навигации этого года и во время перелетов Героев Советского Союза Чкалова, Молокова, Ле­ ваневского, Водопьянова. Но радиомаяков пока еще немного. Потре­ буется еще около трех лет интенсивной работы, чтобы закончить ис­ следование Северного морского пути, обставить его знаками, маяками и прочим навигационным оборудованием. Это— наша ближайшая задача. Всякая морская трасса должна иметь порты, базы угля и пресной воды. Героическая работа полярных станций и ледоколов широко из­ вестна в нашей стране. Но не только они обеспечивают успех арктиче­ ской навигации. Он куется руками грузчиков и команд судов, выпол* няющих и перевыполняющих планы погрузки и разгрузки. Грузооборот Севера растет со сказочной быстротой. Но мы очень сильно отстали в портостроении. Выгрузка близ устья Колымы, а также соляных копей Нордвика, происходит откатом. Мелководье заставляет суда становиться на рейде, вдали от порта. Баржи и катера работают на океанской зыби, совершают переходы по пять-шесть километров к далекостоящим па­ роходам. Это сильно отражается на темпах разгрузки. Между тем северная навигация коротка. Здесь дорог не только день, но и час. Поэтому грузчики и команды судов работают круглые

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz