Советская Арктика. 1936, №12.

Доклад товарища Сталина И. В. о проекте Конституции Союза ССР 25- публиками и областями и им, собственно говоря, некуда выхо­ дить из состава СССР. (Общий смех, аплодисменты.) Поэтому перевод таких республик в разряд союзных республик был бы неправилен. Во-вторых, необходимо, чтобы национальность, давшая со­ ветской республике свое имя, представляла в республике более или менее компактное большинство. Взять, например, Крымскую Автономную Республику. Она является окраинной республикой, но крымские татары не имеют большинства в этой республике, наоборот, — они представляют там меньшинство. Стало быть, было бы неправильно и нелогично перевести Крымскую Рес­ публику в разряд союзных республик. В-третьих, необходимо, чтобы республика была не очень ма­ ленькой в смысле количества ее населения, чтобы она имела населения, скажем, не меньше, а больше хотя бы миллиона. Почему? Потому что было бы неправильно предположить, что маленькая советская республика, имеющая минимальное количество населения и незначительную армию, могла рассчиты­ вать на независимое государственное существование. Едва ли можно сомневаться, что империалистические хищники живо прибрали бы ее к рукам. Я думаю, что без наличия этих трех объективных при­ знаков было бы неправильно в настоящий исторический мо­ мент ставить вопрос о переводе той или иной автономной республики в разряд союзных республик. 4) Далее предлагают вычеркнуть в статьях 22-ой, 23-ьей, 24-ой, 25-ой, 26-ой, 27-ой, 28-ой и 29-ой подробное перечисле­ ние административно-территориального деления союзных респуб­ лик на края и области. Я думаю, что это предложение также неприемлемо. В СССР имеются люди, которые готовы с боль­ шой охотой и безустали перекраивать края и области, внося этим путаницу и неуверенность в работе. Проект Конституции создает для этих людей узду. И это очень хорошо, потому что здесь, как и во многом другом, требуется у нас атмосфера уве­ ренности, требуется стабильность, ясность. 5) Пятая поправка касается 33-ьей статьи. Считают нецеле­ сообразным создание двух палат и предлагают уничтожить Совет Национальностей. Я думаю, что эта поправка также неправильна. Однопалатная система была бы лучше двухпалатной, если бы СССР представлял единое национальное государство. Но СССР не есть единое национальное государство. СССР есть, как известно, многонациональное государство. У нас имеется верхов­ ный орган, где представлены общие интересы всех трудя­ щихся СССР независимо от их национальности. Это— Совет

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz