Советская Арктика. 1936, №12.

Советская Арктика-1936- № 12 3) Далее имеется предложение дополнить вторую глав проекта Конституции новой статьей, содержание которой сво­ дится к тому, что автономные советские социалистические республики при достижении соответствующего уровня хозяй­ ственного и культурного развития могут быть преобразованы в союзные советские социалистические республики. Можно ли принять это предложение? Я думаю, что не следует его прини­ мать. Оно неправильно не только со стороны его содержания,, но и со стороны его мотивов. Нельзя мотивировать перевод автономных республик в разряд союзных республик хозяйствен­ ной и культурной их зрелостью, также как нельзя мотивировать оставление той или иной республики в списке автономных республик ее хозяйственной или культурной отсталостью. Это был бы не марксистский, не ленинский подход. Татарская Рес­ публика, например, остается автономной, а Казахская Республика становится союзной, но это еще не значит, что Казахская Рес­ публика с точки зрения культурного и хозяйственного развития стоит выше, чем Татарская Республика. Дело обстоит как раз наоборот. То же самое надо сказать, например, об Автономной Республике Немцев Поволжья и о Киргизской Союзной Респуб­ лике, из коих первая в культурном и хозяйственном отношении стоит выше, чем вторая, хотя и остается автономной респуб­ ликой. Каковы те признаки, наличие которых дает основание для перевода автономных республик в разряд союзных республик? Их, этих признаков, — три. Во-первых, необходимо, чтобы республика была окраинной, не окруженной со всех сторон территорией СССР. Почему? Потому что если за Союзной республикой сохраняется право выхода из Союза ССР, то необходимо, чтобы эта республика, ставшая Союзной, имела возможность логически и фактически поставить вопрос об ее выходе из СССР. А такой вопрос может поставить только такая республика, которая, скажем, граничит с каким-либо иностранным государством и, стало быть, не окружена со всех сторон территорией СССР. Конечно, у нас нет республик, которые бы фактически ставили вопрос о выходе из СССР. Но раз остается за Союзной республикой право выхода из СССР, то надо обставить дело так, чтобы это право не пре­ вращалось в пустую и бессмысленную бумажку. Возьмем, напри­ мер, Башкирскую или Татарскую Республику. Допустим, что эти автономные республики перевели в разряд союзных рес­ публик. Могли ли бы они поставить вопрос логически и фак­ тически о своем выходе из СССР? Нет, не могли бы. Почему? Потому что они со всех сторон окружены советскими рес­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz