Советская Арктика. 1936, №12.
бол ее резки в полярных областях. Это о б стоятельство вызывает необходимость ком плексного изучения всей совокупности земномагнитных и электрических явлений. Организация таких совместных наблюде ний над рядом связанных м ежду собой явлений будет осуществлена уж е в этом г оду в Маточкином Шаре, где п р едп о л а га ется вести одновременные наблюдения над земным магнетизмом, земными токами и полярными сияниями. Арктическим институтом у ж е п рорабаты вается проект организации комплексной геофизической зимовки на Земле Франца- Иосифа для проведения наблюдений по еще более широкой программе и более совершенными методами. Здесь предп ол а гается также поставить наблюдения за атмо сферным электричеством, космическими л у чами, условиями распространения радио волн, поведением верхних проводящи х слоев земной атмосферы и другими явлениями. If/.’ ПРЕДОХРАНЕНИЕ ОТ В условиях л едового плавания при манев рировании. заднем ходе, судн о подвергается опасности повредить руль и рулевое уп р а вление. Эти казалось бы мелкие аварии не всегда, однако, легко устранимы. Судно, отрабаты вая задним ходом, при поворотах н еи збеж н о задевает пером св оего руля плавающие льдины, и если эти удары сильны, руль, изгибаясь, мож ет обломаться. Советская Арктика • 1936 • 12 Комплексная зимовка должна дать не только ценный научный материал, но н помочь освоить ряд методов изучения этих явлений, не применявшихся ещ е пока у нас в Арктике, и тем самым поднять исследова ния магнитных и электрических явлений на б о л ее высокую ступень. Н аша страна обладает всеми в озможно стями для того, чтобы занять ведущ ую роль в этих исследованиях. Существенных у с п е хов мы пока добились в и зуч ен ии магнит ных явлений, создав довольно большую сеть постоянных магнитных обсерваторий. Н о мы могли бы иметь значительно больше усп ех ов , если бы обладали соответствую щим научно-исследовательским центром, в задачу которого входила бы организация комплексного изучения всех этих явлений, разработка методов их исследований п ри менительно к условиям полярных областей и, наконец, подготовка научно-исследова- тельских кадров. Н. ПОЛОМОК РУЛЯ СУДНА Комиссии по и зобр етен и ям при Главсев- м орпути предлож ен сп особ, о б есп еч и в аю щий сохранность р улевого устройства при плавании в ледовых з'словиях Арктики. Как видно из схематического чертежа, автор С. Г. Лаврентьев предлагает в с о е д и н ен и и баллера с румпелем руля ставить штыр (см. чертеж), который при удар е о твердые п редм еты пером руля, будучи м енее устойчив, выходит из строя — с р е зается, разобщая со ед и н е н и е руля с сек то ром всего управления. Заменив своими средствами срезанный штыр новым, можно быстро наладить р уле вое управление. Этот простой сп особ сохранения от п о л омок руля и управления о д об р ен Комис сией по изобретениям при Главсевморпути и принят для испытания на практике. Опыты по испытанию б уд ут проделаны Архан гельским теруправлением на одном из ле докольных судов Главсевморпути. С хем а с о е д и н е н и я р ум п ел я с бал лер ом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz