Советская Арктика. 1936, №12.

В. И. Воробьев. Гидрографические работы в Арктике 95 'k По плану гидрографических работ в В о с ­ точносибирском и Чукотском морях с у д ­ но „Политотделец" в навигацию 1936 года до лж н о было перейти из Архангельска в Чауно-Колымский район для работ вдоль п обер ежья В о сто ч н о си б и р ск о г о моря, а с у д ­ н о »Т о р о с“ перебрасывалось в б у х т у П р о ­ видения для работ в Чукотском море. Однако ледовая обстановка Карского моря и п о з д ­ ний выход суд о в из Архангельска сорвали намеченный п е р е х о д этих суд ов в восточ­ ный сек т ор Арктики, и, как у ж е отмечалось, .Политотделец" и „Торос* были напра­ влены в К арское море, причем .Т о р о с* оставлен на зимовк у у Западнотаймыр­ ского побережья. В Чукотском море, по п обер еж ью от бухты Провидения д о пролива Лонга и далее к Чаунской г у б е и устью Колымы, на п ар оходе „Свердловск" работал г идр о­ графический отряд Д альневосточного отде­ ления Гидрографического управления. З десь был построен р я д навигационных знаков, установлены маячные огни, определены оп ор ны е астрономические и магнитные пункты, произведена зарисовка побережья Чукотского моря для лоции, попутно п р о­ изводились гидрологические работы. П ол у­ ченные материалы дают возможность значи­ тельно уточнить им еющиеся по Чукотскому морю карты и лоцию, а также с ущ ес т в ен н о улучшить навигационные условия м ор е­ плавания в эгом трудном районе. В районы восточной Арктики, Олымский, Чаунский и Анадырский, были направлены зимовочные гидрографические отряды. П ер ­ воначальным планом работ намечалась отправка Колымского отряда к месту ра­ бот ч ер ез Архангельск на судах колым­ ск о го рейса. В связи с неблагоприятным весенним ледовым прогнозом это р еш ен и е было изменено, и Колымский отряд, вместе с Чаунским и Анадырским, выехал из Л ен и н ­ града в конце мая ч ер ез Владивосток. Д ал ьн ейш ее подтвердило правильность при­ нятого р ешения, так как Колымский отряд прибыл к месту работ через Владивосток на месяц раньше, чем пришли колымские су д а с запада. О сновные работы всех трех зимовочных гидрографических отрядов б у д у т р азв ер ­ нуты в 1937 году, а осенний период 1936 года в значительной ,\:ере будет занят подготовительными организационно-техни­ ческими работами. ★ Каков ж е общий вывод из приведенных кратких итогов гидрографических работ на С еверном морском пути в 1926 году? Н ео б х о д и м о признать, ч то несмотря на большие усп ехи , гидр огр афи ч еск ое и зу ч е­ ние и работа по навигационному о б о р у ­ дованию Севморпути отстают от темпов х о зя й ст в ен н о го осв оен ия и транспортного и спользования этого пути. О дной из причин этого отставания является недостаточность им еющ егося ги­ дрографи ческ ого флота, о соб ен н о ледоколь­ ных суд о в , м огущи х охватить гидрографиче­ скими работами большие районы, н едоступ ­ ные из-за наличия льда для малых и неморе­ ходных деревянных судов. Гидрографические работы, несмотря на их значительный рост, ещ е н е обеспечивают безоп асн ость кораблевождения на н ек о т о­ рых н аиболее трудных в навигационном отнош ении участках трассы. Например с у ­ дам, и душ им с Диксона на восток, из-за трудных ледовых условий в сев ер о-восточ ­ ной части Карского моря на обычном с у д о ­ ходном пути пришлось воспользоваться прибрежным фарватером от полуострова Михайлова вдоль З ап аднотаймырского п обер еж ья , ч ер ез пролив Матисена к южн ую часть архипелага Норденшельда к проливу Вилькицкого. Судам пришлось итти в районе, значительная часть которого на­ несена на карту по старым р ек огн осц ир о­ вочным работам экспедиций Н ор денш ельда, Толля, Вилькицкого и Амун дсен а. Такие карты, конечно, не могут удовлетворить совр ем ен н ое развитие мореплавания на С е­ верном морском пути. Неудовлетворительна также гидрографи­ ческая обследованность восточного сектора Ар к ти к и . Большая работа поручена полярной гидро­ графии. Гидрография должна итти не п о ­ зади, а впереди мореплавания, указывая судоводителям советских кораблей правиль­ ный и безопасный путь. Чтобы не отстать от темпов социалистического строительства на Крайнем С евере, гидрография Главсев- морпути должна на осн ове стахановских методов и с максимальным внедрением но­ вейших технических средств усилить свою работу на всех морях Арктики.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz