Советская Арктика. 1936, №12.

92 _ ___________ Советская Арктика ■1936 ■№ 12 В. И. ВОРОБЬЕВ ГИДРОГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ В АРКТИКЕ I Арктическая навигация 1936 года закон­ чилась. Несмотря на неблагоприятные ледовы е условия навигации, наш л е д о ­ кольный флот, руководимый опытными ледовыми капитанами, вышел победителем. Истекшая навигация ещ е раз показала осо б ую важность и значение гидрографи­ ческой службы на С еверном морском пути. В каких ж е усл ови ях работала г и д р огр а ­ фия Главсевморпути в н а в и іа ц и ю 1936 года и каковы и т о іи е е работы? Трудные ледовые условия навигации 1936 года потребовали н аи бо л ее гибкого проведения гидрографических работ, в е р ­ ного выбора районов этих р аб от в с о о т ­ ветствии с непрерывно менявшимся л ед о­ вым состоянием. В Карском море навигационные условия оказались в этом году н аиболее тяжелыми. В течение всего августа сплоченный массив льдов, сжимаемый западными и северными ветрами, держался к сев ер о-восток у от Диксона у Таймырского побережья, пре­ граждая доступ к архипелагу Норден- шельда, где были намечены основные гидроі рафические работы. Только в пер­ вых числах сентября многочисленный ка­ раван грузовых судов, пользуясь ул учш е­ нием л едовой обстановки, прошел при­ брежным фарватером вдоль Западнотай­ мырского п обережья и южной частью архипелага Н орденш ельда к проливу Виль­ кицкого. Х о р ош о известный и часто посещаемый путь вдали от шхерных груп п островов по север н ую сторону острова Русского остался в 1 9 і6 году неиспользованным. Суда, ш едш и е северо-восточной частью Карского моря с запада на восток и с вос­ тока на запад, прокладывали курс по чи­ стой от льдов бер еговой полынье. В сер ед и н е сентября, закончив проводку грузовых судов и п о л ^ у я с ь продолжаю ­ щимся благоприятным состоянием льдов в прибрежной п олосе Таймыра, „С едоь" (по первоначальному плану намечавшийся для работ в море Лаптевых) с вместно с ботом „Торос" приступил к гидрографи­ ческим работам в южной части архипелага Норденшельда. Правильный анализ ледовых и метеорологических условии, тесн о е в за­ имодействие с лидером Карского р ай она — ледоколом „Ермак" и настойчивость в д о ­ ст иж ен и и намеченной цели позволи ли г и ­ др огр афи ч еск ой экспедиции на „Седове" (начальник экспедиции П. В. Орловский, заместитель начальника П. К. Хмызников) выполнить бол ьшую работу по обсл едова­ нию этого в аж н ейш его и т р удн о го участкг морского пути. Прибрежный фарватер, и дущий от п о л у ­ острова Зари проливом Матисена и далее, близ сев ер н ого бер ега бол ьш ого острова Таймыр, среди многочисленных островов архипелага Норденшельда к про­ ливу Вилькицкого, — весь этот сложный район обследован работами „Седова*. О п р едел ен ряд опорных астрономических пунктов, п р л ізв е д е н а топографическая съемка островов, прилегающих к су д ов ом у хо д у, выполнен морской промер, построены навигационные знаки, обследованы течения. К сл ед ущ ей навигации, благодаря р аботе „Седова", путевые карты архипелага Н о р ­ д еншельда будут значительно улучшены и дополнены . Успех гидрографических работ в этом трудном районе о со б ен н о показателен после ряда безусп еш ны х попыток за прошлые годы. Отметим энергичное содей стви е, ока­ зываемое р аботе гидрографии со стороны ледокола „Ермак" во главе с начальником операций Карского моря Э. Ф. Красти- ным и капитаном В. И. Ворониным. Эк спе­ диция на „Седове" могла у сп еш н о р аб о­ тать в архипелаге Н ор денш ельда ещ е в октябре, зная, что пути ей обеспечены активной п о ддерж кой „Ермака". П о окончании навигационных работ было р еш ен о оставить гидрографическое судн о „Торос" на зимовку, с целью завершить гидр огр аф и ч еск о е об сл едован и е южной части архипелага Норденшельда, п р и бр еж ­ ных фарватеров. Бот „Торос" стал на з и ­ мовку в б у х т е Л е д я н о й , с восточной сто­ роны острова Б о н е в и , невдалеке от рейда З а р и , где 36 лет назад зимовала русская полярная экспедиция Т олля. З д есь надо npoHjBecTH гидрографи ческ ие работы, в зим­ ний п ер иод подготовить район к си стема­ тическому гидр огр афи ч еск ом у исследованию в 1937 году и, пользуясь пребыванием судна непосредствен но на месте, возможно раньше начать р аботу в сл е д ующ ую навигацию. Гидрографическая экспедиция на л ед о­ кольном п ароходе „Малыгин" не достигла столь значительных у сп ехов , как „Седов". „Малыгин" в течение в сего августа — сен ­ тября — этого р еш ающ его для гидр огр афи ­ ческих работ п ериода — был занят п р овод ­ кой карских судов в рай оне Д и к с о н а -- Б е л о г о и различными транспортными о п е ­ рациями. Экспедиция могла выполнять свой план лишь п опутно, пользуясь кратковре­ менными перерывами в работах по л едовой проводке. Тем не менее экспедиция на „Малыгине* провела ряд гидрограф о-гидро- логических исследований в западной части

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz