Советская Арктика. 1936, №11.

98 ледокола он поглощает энергию его движе­ ния. Для выяснения влияния такого покрова на ход судна было произведено измерение скорости на „Садко“. Оказалось, что ско­ рость судна уменьшается на 12% по срав­ нению со скоростью на чистой воде при одном и том же числе оборотов. Какая часть затрачиваемой мощности ле­ докола идет на поддержание скорости и какая — на преодоление сопротивления льда? Знать это необходимо, в особенности при проектировке новых ледоколов, выборе их мощности. Кроме того очень важно пред­ определить продольную толщину ровного ледяного поля, которую в состоянии ломать ледокол, продвигаясь без остановки с опре­ деленной равномерной скоростью. Но фор­ мул для этого пока не существует, тай как способность ледокола к движению во льдах зависит от формы его обводов, мощности машин, прочности льда и т. д. Механические же свойства льда, его сопротивляемость разрушению много зависят от температуры. При высокой температуре лед (очень вяз­ кий и пластичный) мало поддается образо­ ванию трещин. При низких же температу­ рах он, наоборот, теряет свою вязкость и становится хрупким, но зато приобретает наибольшую твердость. Это все пиказывает, насколько сложна задача определения ледокольных способно­ стей вновь строящегося ледокола. Известно, что такие гиганты, как „Ермак* и „Красин*, равномерным ходом развивая всю свою мощность, в состоянии форсировать ровный лед толщиной в 1000—1200 см. Если же море покрыто плотно усеянными ледяными глыбами всевозможных толщин и размеров, ледоколу приходится работать „набегами*. С разбега взбирается он на лед и давит его своим огромным весом. Но часто и это не помогает. Тогда ледокол разрушает лед на­ стойчивыми ударами, меняя свой ход по ко­ манде капитана с „полный вперед'на „полный назад* до тех пор, пока не пробьет себе путь. Чтобы составить представление об уси­ лиях, которые испытывают корпус и меха­ низмы ледокола со стороны льда, необхо­ димо изучить механические качества льда и их зависимость от окружающих природ­ ных условий. Как и все твердые тела, лед обладает различной сопротивляемостью раз­ рушению, происходит ли это разрушение под действием медленного нажима или быстродействующей силы удара. Исследо­ вание механических свойств льда было поставлено на .Садко* и на „Литке", кроме этого — на станции мыса Желания. Измере­ ние прочности льда производилось прессами, сконструированными Ледотехническим бюро Арктического института. Образец для изучения прочности на раз­ давливание выпиливается в виде кубика из Советская Арктика ■ 1936 • Л! II' глыбы льда. Грани кубика шлифуются. Он тщательно обмеряется и устанавливается между досками пресса. Нижний столик пресса, поднимая образец до упора, произ­ водит давление на лед. Измерительный прибор, связанный с цилиндром пресса, указывает давление при разрушении, по которому вычисляют число килограммов на 1 квадратный сантиметр. Число килограм­ мов и есть характеристика прочности льда на сжатие. Эта прочность различная: при параллельном расположении усилия и глав­ ной оси — 38 килограммов на квадратный сантиметр для годовалого льда. Для того же льда при перпендикулярном расположении осей и давления требуется оі килограмм на квадратный сантиметр. При температуре, близкой к температуре таяния, лед становится пластичным. При раздавливании образцы льда—кубики—дают лишь одну или две трещины и буквально вытекают из-под досок пресса. С пониже­ нием температуры лед становится хрупким, но более твердым. Образец при разрушении рассыпается на большое количество отдель­ ных иглообразных кусочков вдоль оси кри­ сталла льда. Прочность одного и того же льда на сжатие при разных температурах различна: при температуре —0,3° она равна ‘.’вЛ килограмма на квадратный сантимеір, при Юс— 2 килограмма на квадратный сантиметр. Прочность зав и с и т т а к ж е от в о зр а с т а льда: она увеличивается по мере увеличе­ ния его (льда) возраста. Попадаются очень плотные (с малыѵ, количеством воздушных пустот внутри льда) старые льды. Мы на „Садко" изучали лед, взятый на самом северной” пункте рейса. Его прочность на сжатие равнялась 110 килограмм; м на квад­ ратный сантиметр. На п р о чн о с т ь л ь д а влияет и степень его солености , которая понижает прі ч- ность. При пробе на излом можно вычислить величину прочности льда, пользуясь особой формулой. Нам пришлось встречать проч­ ность на излом, доходящую до 20 кило­ граммов на квадратный сантиметр. Прочность и сопротивляемость морского льда при действии на него ударными уси­ лиями до сих пор не изучались. Это боль­ шой минус в выяснении вопроса воздей­ ствия льда на корпус ледокола. Происходя­ щие аварии в виде пробоин, вмятин и раз­ рыва креплений судна говорят о том, что прочность льда на удар достаточно большая. Сейчас Ледотехническое бюро Арктического института конструирует машину, при по­ мощи которой мы будем изучать прочность морского льда на удар. Это даст нрм представление о комплексных механических- свойствах льда.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz