Советская Арктика. 1936, №11.

Вячеслав Тонкое. Из ненецкого фольклора 67 взял он медный ковш, зачерпнул ковшом водку да подал мне. Сказал я: — Воды напился из речек, озер. Воды везде было достаточно. Мужик сказал мне: — Нет, это не вода, — это русский на­ питок. Кто этот напиток выпьет, будет го­ ворить, веселиться. Взял я в руки ковш с водкой, выпил. Один боченок выпили,— женщина тащит второй боченок. Большой мужик стал п о­ вторять мне: — Скажи правду, откуда ты явился, куда путь держишь? Если бы был бродячий человек, тогда у тебя не было бы одежды, оленей, саней. И еще он говорит: — Слышал слух: месяц прошел, как из Кары-реки отправился один молодой чело­ век искать свое имущество. Олени были уведены у его отца, когда он лежал на двух палочках. На этом тебя примечаю. Брата его зовут Красным Вылкой. Его зовут Сильным Вылкой. На такие слова не сказал я ни слова. Думаю я: „Скажу — плохо может быть. А может быть помогут: скажут мне, где мои олени находятся? По виду люди хоро­ шие. Дурного за ними ничего не замечал". Тогда я сказал: — Если замечаешь меня Сильным Выл­ кой, это верно — я. А ваша фамилия какая? — Зовут нас пять Мандо (пять братьев). Еще большой мужик сказал: — Далеко ты идешь, далеко путь ведешь. Твои враги живут на много верст от на­ ших чумов, зовутся „четыре Увай". Кроме того еще есть силачи, зовут их „три Ор а“. А всего пять силачей. Победить их, ото­ мстить им очень трудно. Отсюда ехать к ним нужно семь месяцев. Ьторую бочку кончили мы, третью бочку принесла женщина. Вдруг слышим: на улице собаки забрехали. Тогда женщина выбе­ жала на улицу, недолго была там, она ска­ зала нам: — Идет человек большого роста. Чело­ век этот идет на пяти оленях. Слышим мы: снег хрустит под ногами. Заходит в чум человек,— большой человек, широкий. Заходит он тоже боком. .. В своем уме держу: „Хотя ты большой, широкий, но если когда дело случится, наверно ты будешь на земле, а я наверху: на твоей груди". Надеялся победить. Взглянул на меня этот человек, пошел в другую сторону чума. И там сел. Хозяин чума зачерпнул большой медный ковш водки, — подал новому гостю. Новый гость выпил три ковша подряд. Стал он веселый да разговорчивый. Спросил я его: — Откуда ты явился, куда путь ведешь? Как тебя зовут, как твоя фамилия? Говорит он мне: — Род мой Тынгус, зовут меня Боевой Тынгус. Боевой Тынгус спросил Мандо: — Откуда пришел твой гость? Таких людей, как он, здесь не бывало. Мандо сказал ему: — Это мой гость. Ищет он богатство, которое было увезено четырьмя Увай и еще тремя Ора. Тогда боевой Тынгус стал на ноги, вы ­ шел из чума, сел на сан и ,— только его и видели. ’ Пробыл я у Мандо семь дней. Люди, значит, очень хорошие. Стал я отправляться в дорогу. Манло сказал мне: — Одному тебе трудно будет. Напрасно олени погибнут твои. . Отправился один в дальнюю дорогу Месяц иду, два иду, три, шесть иду. Уж начинает снег таять, водица показалась. На шестом месяце завиднелся горный хребет. Чернеет в одной горе дыра, все люди захо­ дят туда. Вошел я в эту дыру, вышел на . V* * L ■ щ 1 - 1 * . W W * і ■ v $ j шШі- - ш & С казительниц а ненецких сказов П. И. ІІырерко (с рис. худ. И. Лаврова) 5*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz