Советская Арктика. 1936, №11.
Вячеслав Тонкое. Из ненецкого фольклора В советской тундре раздаются новые частушки и песни, рисующие успехи и достижения социалистического строитель ства. Например: Мы празднуем Первое мая, В пролетарский праздник несем Советское красное знамя.1 Через устный сказ о своей забитой жизни при царизме, через рассказы о но вом культурном строительстве, при власти советов, через записи своих произведений ненцы делают первые шаги в развитии своего устного творчества. Красные чумы, политкружки, стенные газеты, радио и пр. служат ярким показа телем культуры, о которой с любовью поют и говорят: Теперь мы поняли, Мы и другие поняли: Советская власть — лучшая нам власть. Советская власть избавит от ни щеты и гибели нас. Или: Любимая тундра, моя тундра, Иду, радуюсь,' весело мне. Наш колхоз, наши олени, Хорошо мне, весело мне. Я так сказал: помогу партии. Комсомолец Н. Выл к а также дает ото бражение советской тундры: Весело играет северное сияние, В сердце моем светло и радостно. Приеду, буду слушать радио. Наиболее популярные среди ненецкой молодежи песни: „Нас побить, побить хо тели*, .Смело, товарищи, в ногу* и д р .2 Если раньше ненцы знали из музыкаль ных инструментов лишь шаманский пензер, то в настоящее время среди молодежи ор ганизованы музыкальные кружки. „Мы, бедняки-ненцы, — говорит ненец Пырерко,— при царизме ходили в батраках у кулаков. Мы, темные, верили шаману. Нам было трудно. Работали много, голодали часто. В чуме грязно, холодно. Так жили мы. Теперь колхоз. Сами строим свою жизнь. Есть у нас красный чум, читаем газеты, книги, слушаем радио, имеем струнную музыку. Теперь жизнь стала другая, о про шлой жизни теперь никто уже не думает”.3 Там, где раньше чудовищная эксплоа- тация, грабеж и спекуляция были соеди 1 Записано от комсомольца Николая Вылки в 1933 году. Н. Вылка — житель Новой Земли. 2 Сведения получены от Выучейского, жителя Большеземельсьой тундры, колхоз ника колхоза Хаседа-Хахт. 8 Пырерко, житель Большеземельской тундры, член ВКП(б) с 1934 г., кончил кур сы партактива в Архангельске. нены с насажденными царской колониаль ной „культурой" водкой и сифилисом, со здаются колхозы, школы, больницы, растет политическое самосознание широких масс. И прав певец ненецких песен Тайбарей в своем заявлении: „Каждый год повторяется весна, прихо дит лето, наступает осень и зима. Не по вторяется только старая жизнь. Стала дру гая жизнь, будут другие п е с н и .. . Сыновья и сыны сынов не будут знать неволи и бед ности сыновей*. „Не повторится старая жизнь. Стала другая жизнь". Народы Севера при советской власти успешно строят свое хозяйство, свою куль туру- Растут новые люди тундры. Вот—ново- земелец И. К. Вылка. Он родился в 1884 году на Новой Земле. Отец, по его рассказам, до переезда на Новую ЗемліЬ был батраком. С раннего возраста полюбил И. А. Вылка живопись и зарисовал все, что проходило перед его глазами. Ь яркий солнечный день он проникновенно созерцал расплавленное золото успокоенного залива, а в зимние ночи — зубчатые очертания бе реговых масс, охваченных вздрагивающим огнем полярного сияния. Люоовно впитывая красоту дикой природы, он чутко ловил каждый звук ледяной пустыни. Трудно Вылке подбирать слова для опре деления северной красоты. И только в пес нях, которые любил петь Вылка, ему каза лось, он передавал наиболее правильную музыку Севера. Окружающая природа, но вая жизнь бесспорно влияли на развитие художника-самоучки, оригинального своей нетронутой цельностью и самобытностью. Являясь ценным советским работником, борясь со старыми традициями ненцев, за ботясь о культурном обслуживании масс, Вылка завоевал большое уважение к себе со стороны новоземельцев. В лице Вылки мы имеем большого культурного и обще ственного деятеля, талантливого художника, рассказчика и певца устного творчества. Ниже мы приводим записанную от И. К. Вылки бы лину— о „воине Вылке сильном", — былину, отражающую про шлое. В ней воспет герой-богатырь. Он назван сильным. Он борется с богатеями и побеждает их. Былина о воине Вылке Сильном Ч а с т ь I Когда я жил мальчиком, у меня был брат, да брата жена, да сын брата. Отца да матери не помню,— не знаю, когда умерли. Оленей у нас мало: всего сто оленей. Когда понятие человеческое запало в мою голову,— живем мы двадцать семь лет. Наше стадо не растет, не убывает. Жить с таким стадом тяжело. 5 Советская Арктика №11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz