Советская Арктика. 1936, №11.

Вячеслав Тонкое. Из ненецкого фольклора В советской тундре раздаются новые частушки и песни, рисующие успехи и достижения социалистического строитель­ ства. Например: Мы празднуем Первое мая, В пролетарский праздник несем Советское красное знамя.1 Через устный сказ о своей забитой жизни при царизме, через рассказы о но­ вом культурном строительстве, при власти советов, через записи своих произведений ненцы делают первые шаги в развитии своего устного творчества. Красные чумы, политкружки, стенные газеты, радио и пр. служат ярким показа­ телем культуры, о которой с любовью поют и говорят: Теперь мы поняли, Мы и другие поняли: Советская власть — лучшая нам власть. Советская власть избавит от ни­ щеты и гибели нас. Или: Любимая тундра, моя тундра, Иду, радуюсь,' весело мне. Наш колхоз, наши олени, Хорошо мне, весело мне. Я так сказал: помогу партии. Комсомолец Н. Выл к а также дает ото­ бражение советской тундры: Весело играет северное сияние, В сердце моем светло и радостно. Приеду, буду слушать радио. Наиболее популярные среди ненецкой молодежи песни: „Нас побить, побить хо­ тели*, .Смело, товарищи, в ногу* и д р .2 Если раньше ненцы знали из музыкаль­ ных инструментов лишь шаманский пензер, то в настоящее время среди молодежи ор­ ганизованы музыкальные кружки. „Мы, бедняки-ненцы, — говорит ненец Пырерко,— при царизме ходили в батраках у кулаков. Мы, темные, верили шаману. Нам было трудно. Работали много, голодали часто. В чуме грязно, холодно. Так жили мы. Теперь колхоз. Сами строим свою жизнь. Есть у нас красный чум, читаем газеты, книги, слушаем радио, имеем струнную музыку. Теперь жизнь стала другая, о про­ шлой жизни теперь никто уже не думает”.3 Там, где раньше чудовищная эксплоа- тация, грабеж и спекуляция были соеди­ 1 Записано от комсомольца Николая Вылки в 1933 году. Н. Вылка — житель Новой Земли. 2 Сведения получены от Выучейского, жителя Большеземельсьой тундры, колхоз­ ника колхоза Хаседа-Хахт. 8 Пырерко, житель Большеземельской тундры, член ВКП(б) с 1934 г., кончил кур­ сы партактива в Архангельске. нены с насажденными царской колониаль­ ной „культурой" водкой и сифилисом, со­ здаются колхозы, школы, больницы, растет политическое самосознание широких масс. И прав певец ненецких песен Тайбарей в своем заявлении: „Каждый год повторяется весна, прихо­ дит лето, наступает осень и зима. Не по­ вторяется только старая жизнь. Стала дру­ гая жизнь, будут другие п е с н и .. . Сыновья и сыны сынов не будут знать неволи и бед­ ности сыновей*. „Не повторится старая жизнь. Стала другая жизнь". Народы Севера при советской власти успешно строят свое хозяйство, свою куль­ туру- Растут новые люди тундры. Вот—ново- земелец И. К. Вылка. Он родился в 1884 году на Новой Земле. Отец, по его рассказам, до переезда на Новую ЗемліЬ был батраком. С раннего возраста полюбил И. А. Вылка живопись и зарисовал все, что проходило перед его глазами. Ь яркий солнечный день он проникновенно созерцал расплавленное золото успокоенного залива, а в зимние ночи — зубчатые очертания бе­ реговых масс, охваченных вздрагивающим огнем полярного сияния. Люоовно впитывая красоту дикой природы, он чутко ловил каждый звук ледяной пустыни. Трудно Вылке подбирать слова для опре­ деления северной красоты. И только в пес­ нях, которые любил петь Вылка, ему каза­ лось, он передавал наиболее правильную музыку Севера. Окружающая природа, но­ вая жизнь бесспорно влияли на развитие художника-самоучки, оригинального своей нетронутой цельностью и самобытностью. Являясь ценным советским работником, борясь со старыми традициями ненцев, за­ ботясь о культурном обслуживании масс, Вылка завоевал большое уважение к себе со стороны новоземельцев. В лице Вылки мы имеем большого культурного и обще­ ственного деятеля, талантливого художника, рассказчика и певца устного творчества. Ниже мы приводим записанную от И. К. Вылки бы лину— о „воине Вылке сильном", — былину, отражающую про­ шлое. В ней воспет герой-богатырь. Он назван сильным. Он борется с богатеями и побеждает их. Былина о воине Вылке Сильном Ч а с т ь I Когда я жил мальчиком, у меня был брат, да брата жена, да сын брата. Отца да матери не помню,— не знаю, когда умерли. Оленей у нас мало: всего сто оленей. Когда понятие человеческое запало в мою голову,— живем мы двадцать семь лет. Наше стадо не растет, не убывает. Жить с таким стадом тяжело. 5 Советская Арктика №11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz