Советская Арктика. 1936, №11.
•64 Советская Арктика • 1936 ■№ 11 препятствовали приезду красного отряда кулаки и шаманы. Но бедняки и батраки, в числе их мой отец, дали им отпор. Мно гие участвовали в красных партизанских отрядах... В 1926 году меня избрали председателем кассы взаимопомощи, а в 1928 году — пред седателем родового совета. В 1929 году вступил в кандидаты партии. В этом же году меня командировали в Ту руханск на торгово-кооперативные курсы, где я учился восемь месяцев. В начале 1930 года меня избрали пред седателем Дудинского рика. После организации Таймырского округа меня выдвинули заместителем председателя окрисполкома. В 1932 году, занимая эту должность, одновременно работал народным судьей. В конце 1932 года я был команди рован на учебу в Москву в КУТВ имени тов. Сталин а. Я вырос политически. Сейчас продол жаю работать в окрисполкоме заместителем председателя. В ЯЧ ЕСЛА В ТОНКОВ ИЗ НЕНЕЦКОГО ФОЛЬКЛОРА В ненецком фольклоре вы встретите тероические песни с излюбленным сюжетом военных набегов, сватовства, увода стад, сказки и т. д. Если мы обратимся к бесчи сленным поговоркам, пословицам и загад кам, то и здесь найдем ценный материал, отражающий экономику, историю и быт аенцев. Например: .Есть хочешь, так промышляй". .Еда сама к тебе не придет". .Шаман одной рукой два оленя имает". .Внизу молния горит, вверху остяки говорят* (котел с бурлящей водой и костер). .Старики и старухи друг другу за во лосы вцепились" (жерди чума). .Пять мысов, на каждом мысу по озе р у ” (ногти). .Вокруг горы соединятся и лезут друг на друга драться" (пряжки на поясе). .Четыре человека ростом велики, один человек ростом мал, но четверо поклоняются ему" (пальцы) и пр. Запись ненецких песен внесла бы много ценного в художественную литературу. •Например: Когда-то в полярном море, Когда-то в полярном море Мозолили мы ладони. Теперь, при нашей советской власти, Мы без всяких весел ездим по по лярному морю. При нашей советской власти Нам, ненцам, хорошо, Нам, ненцам, хорошо. В числе носителей устного творчества встречаются незаурядные мастера. Они пользуются у ненцев большой популяр ностью. Искусных певцов и рассказчиков ценят и знают за много километров. На празднике оленя в Канинской тундре мы наблюдали соревнование между певцами и то вдохновение, с которым исполнялись песни этими поистине художниками слова. ІІоют, обыкновенно, неполным голосом, со блюдая выдержанность в чередовании уда рений и в самом ритме текста, благодаря чему пение получается тихое, скороговор ное. Многие сюжеты ненецких сказок за имствованы, но они интересны тем, что по лучили своеобразную окраску в ненецкой интерпретации. Большинство героических устно-поэти ческих произведений ненцев вводит нас в эпоху разложения родового строя, когда отношение зависимых связано с оленевла- дением, концентрацией в отдельных руках богатств, проникновением в тундру товар ных и денежных отношений, укреплением имущественного неравенства, частной соб ственностью. Со второй половины XIX века и начала XX века в связи с развитием капитализма рост стад у отдельных оленеводов и процесс превращения оленя в товар развивается наиболее интенсивно. Отсюда — наемные батраки и усиление эксплоататорской вер хушки. Это отразилось и в фольклоре. Напри мер, в песне .Петля Тынзея' поется: Я батрачил с малолетства У Мандо богатых братьев, У больших оленеводов... Тридцать тысяч в ихнем стаде Караулил я оленей.1 В сказке „Весемь вора" вскрываются отношения богатых оленеводов к своим батракам. „Батраки оленей пасут, хозяева около чумов сидят".. . наемные пастухи, угнетаемые хозяевами, выступают против гнета богатеев. Один из пастухов, смелый Яртико, рубит хозяйских богов: „Смелый Яртико топор взял, всех богов перерубил*. Сказки вскрывают резко непримиримое отношение пастухов к своим угнетателям. Элементы социального противоречия до вольно ярко отражены во многих сказках. Записано Антоновым со слов Ледко- вой Ульяны, 1935, Нарьян-Мар.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz