Советская Арктика. 1936, №11.

34 Советская Арктика • 1936 • Л° 11 7 Метеорологическое обслуживание тесно связано с вопросом о радио. Радио на Севере, где проволочная связь отсутствует, является единствен­ ным видом связи и определяет успешность всей работы авиации. И опять невольно — по контрасту — вспоминаешь, как было на^ лажено радиообслуживание перелета „АНТ-25“. Безупречной была работа проволочного и беспроволочного телеграфа в дни перелета. Четкая работа радиостанций на земле, прекрасное радиооборудование самолета обеспечили постоянную, непрерывную связь самолета с зем­ лей, где бы „АНТ-25" ни находился. А каково положение на наших полярных авиамагистралях? Полярные рейсовые самолеты только в виде исключения снабжены радиоуста­ новками. В этом году зимой во всей Енисейской авиагруппе один лишь П. Головин на „Сталь-2“ имел самолетную рацию. Да где уж требовать связи самолета с землей в полете, когда связь между наземными рациями на Енисее на сегодня еще более чем скверна. Извещения о вылете самолета зачастую приходят после того, как самолет уже прилетел к месту назначения. Летом 1935 года по Енисею от Красноярска до Дудинки пролетел заместитель начальника полярной авиации т. Жигалев, который дает убийственную характеристику радиосвязи на Енисее. „Мы зашли в Туруханскую рацию, — рассказывает т. Жигалев,— и вежливо попро­ сили связать нас с Игаркой. Нам холодно ответили, что рация в эти часы не работает и связывать нас с Игаркой не будет. — В какие же часы работает рация? — осведомились мы. — По расписанию. Не и н ач е. . . — равнодушно ответили нам. Напрасно мы объясняли чиновнику у радиоаппарата, что радиограммы о движении самолетов передаются в любое время дня и ночи. Туруханские чиновники оставались непреклонными. Так, о нашем вылете из Туруханска не сообщили. В Игарку мы прибыли 24 июня и в тот же день решили вылететь в Дудинку. Но это нам не удалось, так как Игарская рация отказалась сообщить в Дудинку о нашем вылете. Здесь тоже работают „по расписанию*. Утром 25 июня вылетели в Дудинку, не получив никаких данных о состоянии погоды, потому что Игарская рация отказалась передать наш запрос Дудинке. Опять-таки потому, что „не позволяло расписание*. А дальше идут уже анекдотические вещи. Извещение о нашем вылете из Игарки получилось в Дудинке в тот момент, когда мы готовились к обратному вылету. В тот же день, 25 июня, Игарская авиабаза получила две радиограммы. Одну, помеченную 23 июня, извещавшую о нашем вылете из Красноярска, и вторую из Дудинки, передававшую сведения о состоянии погоды за 23 июня. Эти факты характеризуют исключительно безответственную работу органов Нарком- связи, обслуживающих Енисейскую воздушную магистраль*. Пусть не смущает читателя тот факт, что приведенный рассказ т. Жигалева относится к лету 1935 года. С тех пор, как т. Жигалев на­ писал и подписал эти строки, в положении дел ничего не изменилось, за исключением того, что радиостанции из системы Наркомсвязи были переданы Главсевморпути и теперь за скверную работу радиостанций отвечают... само Управление полярной авиации и радиослужба Главсев- морпути. Приведем некоторые факты, непосредственными свидетелями кото­ рых мы были, находясь в Игарке в июле текущего года. Самолет „Н-28“ вылетает из Игарки в Дудинку. Расстояние—макси­ мум полтора часа. Через полтора часа Дудинка должна известить Игарку о том, что машина либо прибыла, либо не прибыла. До поздней ночи никаких сведений о ней не поступает. Только на следующее утро получается сообщение о том, что машина не прибыла. Что про­ изошло? Вынужденная посадка? Авария? Катастрофа? Неизвестно. Еще

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz