Советская Арктика. 1936, №11.

Л . А. Подѳрольский. На Енисейской авиалинии 33 это позволяет, зачастую пилоты предпочитают вылетать без сводок. Какие последствия влечет за собой подобная практика в условиях ка­ призной полярной погоды, представить себе нетрудно. На скверную работу метеослужбы жалуются все пилоты и ж а ­ луются не первый уже год. Летом 1935 года по Енисею пролетел Ге­ рой Советского Союза В. С. Молоков. „Из Игарки до Дудинки, — рассказывает Василий Сергеевич,— мы шли вслепую, без каких-либо данных о состоянии погоды. Когда собрались в обратный путь, принесли метеосводку. Сила ветра была показана в 6 баллов, а в действительности ветер был 7-балльный. Высота облачности показана от 300 до 600 метров, а была она от 0 до 50 мет­ ров. Больше половины пути шли в сплошном тумане бреющим полетом. Будь это зимой, пилоту, доверившемуся таким метеосводкам, пришлось бы очень туго. Трассу пора бла­ гоустроить, пора ее сделать культурной”. Прошел год. И трасса осталась такой же неблагоустроенной. Этим летом в Игарке из уст полярных летчиков нам пришлось услышать, примерно, такую оценку работы метеослужбы. „Метеосводки существуют только для видимости, потому что так „полагается' > никакой же реальной пользы и помощи они не оказывают. Квалификация метеоработни' ков на трассе чрезвычайно низкая. Это не синоптики, не метеорологи, а в буквальном смысле слова „наблюдатели*, причем наблюдают они и определения свои делают „на- глазок“, а глазок-то неопытный, вот он и подводит. Говорят, например, в Туруханске — облачность 1000 метров, а в действительности оказывается 400. И таких случаев можно привести сколько угодно. Сеть метеорологических станций явно недостаточна. При силь­ ной изменчивости погоды на Севере мало знать погоду на аэродромах и местах назна­ чения. На конечных точках все благополучно, а по пути летчик может встретить такую обстановку, при которой полет продолжать невозможно*. В качестве иллюстрации нас познакомили со следующим эпи­ зодом. Два летчика, Алексеев и Куканов, вылетают навстречу друг другу. В Туруханске и Подкаменной Тунгуске стояла погода прекрас­ ная, но их отделяет расстояние в 600 километров, а сведения о погоде из промежуточного пункта —Верхнеимбатского—отсутствуют. Алексеев вылетает из Подкаменной Тунгуски на Север, Куканов из Туруханска на юг, и оба на полпути встречают низкую облачность и туман. В ре­ зультате — вынужденная посадка у обоих. Метеосводки запаздывают. Мы провели несколько дней в Игар­ ском аэропорту и были свидетелями того, как пилоты вылетали с уста­ ревшими сводками, либо вовсе без сводок. Так, 5 июля Куканов выле­ тел из Игарки в Дудинку в 20 часов, имея сведения о погоде за 11 час. .20 мин., то есть по существу „без погоды". У Потапова Куканов встре­ тил туман, который пробить не оказалось возможным. Сели и просидели 30 часов на воде без пищи и крова. Мы поинтересовались, чем было вызвано такое запоздание сводки. Оказалось, что Дудинка хотела передать более позднюю сводку, запре­ щающую вылет, но игарский радист отказался ее принять. Хорошо что дело обошлось сравнительно благополучно и для самого экипажа и для самолета. Но следует согласиться с пилотом, который определил этот безобразный случай как „материал для судебного дела“. А 8 июля в Туруханске мы были свидетелями того, как пилоту Липпу за 5 минут до отлета вместо сводки о погоде принесли коди­ рованную телеграмму, состоявшую из цифр и условных обозначений, для расшифровки которой необходим был специальный ключ. Тов. Липп был совершенно прав, отказавшись принять подобную „характеристику1 погоды. 3 С о ветск им А р к т и к а 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz