Советская Арктика. 1936, №11.
28 Советская Арктика ■1936 ■№ 11 Северный морской путь открыл перед народами тундры широкие горизонты экономического, культурного и политического развития. Освоение внутритундровых рек в корне меняет лицо хозяйств — чумов. Авамский рик подсчитал, что освоение Пясины и Дудыпты, по которым в навигацию совершаются нормальные грузовые операции, освободило 10 тысяч домашних оленей и 200 охотников. Что это значит? Это зна чит, что охотники занимаются непосредственно охотой на пушного зверя,, пассажирскими и почтовыми операциями. Это значит, что сохранилось оленное поголовье и повысилось экономическое благосостояние каждого хозяйства. К концу пушного сезона, когда фактории Авамского района рас продали товары и продукты, когда каждый промышленник имел на ру ках тысячи рублей, заработанных охотой на песца, фактории получили такие заявки: — Мы хотим в тундре красиво одеваться. Нам нужно привезти хорошие, большие с кистями головные платки. Нам нужны цветные ленты. Нам нужен для праздничной одежды крупный персидский бисер. Бусы и цепочки для детей. Серебряные кольца на шим девушкам, — заявила Домна Л а п т у к о в а со стойбиша Введенское. — Тундра просит завезти пясинскими караваЦми сукна черного, белого, красного, синего. Кожи юфтовой для сбруи. Сыромяти. Медных чайников. Посуду эмалированную, — потребовал стахановец Б о л ьш а к о в со стойбища Эвенки. — Чашки нужны чайные, маленькие, с красивым пестрым рисунком. Хорошая настольная клеенка. Для обивки чумов нам нужен цветной материал, пестрый, с цветами, — заявил стахановец-промышленник Гавриил Щ у кин со стойбища Ненецкая речка. Патефоны. Кожаные пальто. Сапоги. Костюмы. Дамские и муж ские пальто. — Заявки разнообразны. Другой, не менее показательный факт. Васса Лампай, председа тель колхоза „Новая жизнь", в Усть-Енисейском районе, радирует с Ка- раульской станции Игарскому теруправлению: — Прошу срубить в Игарке и сплавить в Караул большой водой по Енисею несколько изб для колхозников. Не хотят больше колхозники кочевать по тундре! Этот факт приобретает особое значение. Веками быт национала,, экономика, хозяйство, сознание кочевника покоились на неизбежных, казалось, передвижениях по тундре. Сейчас колхозники-националы перестраивают весь быт свой и уклад, переходят на оседлость. Несколько лет тому назад основным видом жилья у эвенков или племени „саха“ был шестовой чум, являвшийся символом отсталости.. Введение первых „балков" — передвижных чумов на полозьях с желез ной печкой внутри и элементарной домашней утварью (кастрюли, чай ники, посуда и т. д.) — было значительным событием, против которого активно выступали шаманы и кулаки. Сейчас эвенки и люди племени „саха" на всем протяжении от Дудинки до Хатанги, как правило, жи вут в балках. Успешно работают красные чумы—передвижные культпросветы. Помимо основных баз воспитания детей — интернатов, в тундре зимой на стойбищах работают передвижные школы в чумах. Сейчас на Тай мыре девять таких школ-передвижек, ведущих культурно-просветитель ную массовую работу среди националов. Всего же на Таймыре двадцать три школы, в которых учатся 578 детей—цифра значительная, если сравнить ее с дореволюционными годами, когда на Таймыре было всего лишь две школы, насаждавшие к тому же поповщину. Прошлой зимой дудинская кинопередвижка демонстрировала на стойбищах героический фильм нашей эпохи „Чапаев". Пять больниц,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz