Советская Арктика. 1936, №10.
64 Советская Арктика 19,-ів ■№ JO аггрегатов не был разработан технологиче ский процесс. И лишь в 1936 году после установки мощной динамо стала возможна нормальная работа всех аггрегатов. Все это — результаты внеплановой стройки верфи, которую сейчас приходится испра влять. Лесозаготовительный цех не получает от судостроительного цеха спецификаций на лесозаготовки и заготовляет лишь длин номерный лес; в то же время лесопильный цех выпиливает отдельные короткие детали из длинномерного леса: происходит .в а р варское" обращение с лесосекой и увеличе ние себестоимости строительства. II Какие меры надо принять для улучшения работы верфей деревянного судостроения? План загрузки верфи должен даваться в начале года. При составлении титульных ■списков капиталовложений необходимо пре дусматривать переходящее строительство на следующий год. Каждая верфь должна забла говременно знать, какого типа суда она будет строить. Надо внедрить строительство бескокорных судов. Это даст большую экономию и луч шее использование лесоматериала. Институт экономики Севера должен проработать во прос, где и на каких участках могут быть использованы бескокорные суда; необходимо разработать перспективный план грузовых перевозок по рекам Арктики и в зависимости от этого выбрать наиболее пригодные для северных рек типы судов, экономически обосновав их для каждой реки. Управление морского и речного транс порта должно составить альбом типовых деревянных судов (речных транспортных, каботажных, зверобойных, рыбопромысло вых, рефрижераторных и др.) и библиотеку технических проектов для этих судов. Надо изменить систему снабжения верфей судостроительными материалами, которые, как правило, должны поступать на верфи в летний п ериод водным (дешевым) путем. Верфи осенью должны иметь запасы основ ных судостроительных материалов — листо вое, прутковое железо, костыли, гвозди, пакля, краска и др. Энергичней бороться надо за создание . постоянной рабочей силы из местного национального населения. Для этого сле дует создать фабзавученичество на всех верфях по основным судостроительным спе- аиальностям: судовые плотники, шлюпоч- ники, столяры, кузнецы и др. Особое вни мание надо обратить на создание культур ных условий труда и быта рабочих верфей, укрепить верфн партийными и комсомоль скими работниками. На каждой верфи пропадает масса лесо материала, не идущего на судостроение, но пригодного для других в іи о в строительства. Следует организовать на верфях цехи шир потреба, изготовляющие стандартные оби ходные предметы для местного рынка. На пример, на Приаивинской верфн можно орга низовать строительство оконных рам, про стейшей мебели и др., а также обеспечить передачу илизлежащему совхозу Главсев- морпути отходов лесоматериалов для под собных производств. В условиях Севера большое значение имеет замена дорогостоящего ручного труда механическим. Надо решительней внедрять механизацию в судостроение. Н первую очередь механизировать подъем на баржи кильсонов, штевней и прочих тяжелых де талей. Ручную конопатку надо заменить механической; забивку болтов и нагелей производить пневматическим способом. Верфи должны быть насыщены электродре лями. Вся ручная сверловка дыр должна быть заменена электрической. Как правило, плотники стесывают вручную до 50—60% бруса топором. Надо механизи ровать обработку лесоматериала предвари тельно на лесозаводах, а также применить в судостроении переносные электрорубанки, циркульные и ленточные пилы. В ближай шее время надо оборудовать верфи. В бар жевом судостроении даже крупные поковки (головки рулевые, петли рулевые) куются вручную. Надо снабдить верфи легкими механическими молотами. Необходимо усилить контроль за каче ством работы: на каждой верфи должен быть представитель эксплоатации транс порта, понимающий в судостроении, кото рый, являясь независимым от верфи, несет полную ответственное гь за качество работ перед начальником управления. Такой опыт был применен весной 1936 года на Приди- винской верфи, куда был послан представи тель от эксплоатации, плотничный мастер Алекшин. Опыт дал хорошие результаты, качество работ улучшилось. На всех верфях должны быть сделаны сушилки. Для внедрения стахановских методов работы надо правильно организо вать технологический процесс судостроения, укрепить верфи инженерно-техническими работниками.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz