Советская Арктика. 1936, №10.

64 Советская Арктика 19,-ів ■№ JO аггрегатов не был разработан технологиче­ ский процесс. И лишь в 1936 году после установки мощной динамо стала возможна нормальная работа всех аггрегатов. Все это — результаты внеплановой стройки верфи, которую сейчас приходится испра­ влять. Лесозаготовительный цех не получает от судостроительного цеха спецификаций на лесозаготовки и заготовляет лишь длин­ номерный лес; в то же время лесопильный цех выпиливает отдельные короткие детали из длинномерного леса: происходит .в а р ­ варское" обращение с лесосекой и увеличе­ ние себестоимости строительства. II Какие меры надо принять для улучшения работы верфей деревянного судостроения? План загрузки верфи должен даваться в начале года. При составлении титульных ■списков капиталовложений необходимо пре­ дусматривать переходящее строительство на следующий год. Каждая верфь должна забла­ говременно знать, какого типа суда она будет строить. Надо внедрить строительство бескокорных судов. Это даст большую экономию и луч­ шее использование лесоматериала. Институт экономики Севера должен проработать во­ прос, где и на каких участках могут быть использованы бескокорные суда; необходимо разработать перспективный план грузовых перевозок по рекам Арктики и в зависимости от этого выбрать наиболее пригодные для северных рек типы судов, экономически обосновав их для каждой реки. Управление морского и речного транс­ порта должно составить альбом типовых деревянных судов (речных транспортных, каботажных, зверобойных, рыбопромысло­ вых, рефрижераторных и др.) и библиотеку технических проектов для этих судов. Надо изменить систему снабжения верфей судостроительными материалами, которые, как правило, должны поступать на верфи в летний п ериод водным (дешевым) путем. Верфи осенью должны иметь запасы основ­ ных судостроительных материалов — листо­ вое, прутковое железо, костыли, гвозди, пакля, краска и др. Энергичней бороться надо за создание . постоянной рабочей силы из местного национального населения. Для этого сле­ дует создать фабзавученичество на всех верфях по основным судостроительным спе- аиальностям: судовые плотники, шлюпоч- ники, столяры, кузнецы и др. Особое вни­ мание надо обратить на создание культур­ ных условий труда и быта рабочих верфей, укрепить верфн партийными и комсомоль­ скими работниками. На каждой верфи пропадает масса лесо­ материала, не идущего на судостроение, но пригодного для других в іи о в строительства. Следует организовать на верфях цехи шир­ потреба, изготовляющие стандартные оби­ ходные предметы для местного рынка. На­ пример, на Приаивинской верфн можно орга­ низовать строительство оконных рам, про­ стейшей мебели и др., а также обеспечить передачу илизлежащему совхозу Главсев- морпути отходов лесоматериалов для под­ собных производств. В условиях Севера большое значение имеет замена дорогостоящего ручного труда механическим. Надо решительней внедрять механизацию в судостроение. Н первую очередь механизировать подъем на баржи кильсонов, штевней и прочих тяжелых де­ талей. Ручную конопатку надо заменить механической; забивку болтов и нагелей производить пневматическим способом. Верфи должны быть насыщены электродре­ лями. Вся ручная сверловка дыр должна быть заменена электрической. Как правило, плотники стесывают вручную до 50—60% бруса топором. Надо механизи­ ровать обработку лесоматериала предвари­ тельно на лесозаводах, а также применить в судостроении переносные электрорубанки, циркульные и ленточные пилы. В ближай­ шее время надо оборудовать верфи. В бар­ жевом судостроении даже крупные поковки (головки рулевые, петли рулевые) куются вручную. Надо снабдить верфи легкими механическими молотами. Необходимо усилить контроль за каче­ ством работы: на каждой верфи должен быть представитель эксплоатации транс­ порта, понимающий в судостроении, кото­ рый, являясь независимым от верфи, несет полную ответственное гь за качество работ перед начальником управления. Такой опыт был применен весной 1936 года на Приди- винской верфи, куда был послан представи­ тель от эксплоатации, плотничный мастер Алекшин. Опыт дал хорошие результаты, качество работ улучшилось. На всех верфях должны быть сделаны сушилки. Для внедрения стахановских методов работы надо правильно организо­ вать технологический процесс судостроения, укрепить верфи инженерно-техническими работниками.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz