Советская Арктика. 1936, №10.
в2 Советская Арктика • 1936 • № 10 И. В. АЛИМОВ КАК РАБОТАЮТ НАШ И ВЕРФИ (Деревянное судостроение) 1 Деревянное судостроение Главсевморпути играет большую роль в транспортных опе рациях, в пополнении несамоходного, а так же морского каботажного флога. А с 1937 года наши верфи бу ут пополнять и реч ной мелкосамоходный флот. Нормальная экс- плоатация судов в навигацию в значительной степени зависит от качества работы судо строительных верфей. Объем строительства деревянного, глав ным образом баржевого флота характери зуется следующими данными, исчисленными в условном куб. модуле: 1°36 г в 0/ °/ Верф и 1935 г. 1936 г. ' к г_/010 Придивинская . . 34 379 46 285 і 35 % Пеледуйская . . 33 177 41 000 124 Тобольская . . 22 660 27 724 122 Архангельская. . 12176 29712 244 Грузоперевозки в период навигации из года в год увеличиваются. Поэтому и производственные планы наших верфей, как это видно из таблицы, также увеличены. Выросло требование к качеству судов. К сожалению, наши верфи до сих пор рабо тают неудовлетворительно. На вер-рих ощущается недостаток квали фицированной рабочей силы. Ьольшая текучесть. Уто происходит потому, что бытовые условия не налажены. Например, рабочие на Придивинской верфи живут в недопустимо скверных условиях На вер фях очень слабо проводится культурно- массовая работа. Как правило, на Приди- винсной, Тобольской и Гіеледуйской верфях кадры квалифицированных работников в основном завербованы из центральных районов с договорами на 2 - 3 года. Меры к их закреплению принимают! я недостаточ ные. Подготовка квалифицированных кад ров из местного национального населения проводится неудовлетворительно. Наблюдается неравномерная загрузка вер ей. Нередко бывают перерывы в работе (в конце второго квартала и в начале нового года). Есть случаи (Придивинская верфы, когда приходилось начатые строительством объекты консервировать как не утвержден ные титульным списком или переделывать на другие типы (ба жа на Придивинской верфи). Это происходит потом}, что в ти тулы капиталовложений включаюіся лишь суда навигации текущего года. Титульные списки утверждаются всегда не ранее вто рого месяца нового года. До сих пор отсутствует перспективный план. Объекты судостроения в лучшем случае определяются лишь за несколько месяцев до начала их постройки и не всегда o 6 t спечены материалами, а иногда и про ектами. Типизация судов до сих пор не про ведена, что усложняет и строительство, и эксплоатацию. Альбома стандартных типов- судов пока еще нет. Неудовлетворительно снабжаются верфи судостроительными материалами. Металл, прутковое и листовое железо, цветные металлы, гвозди и др. поступают на верфи в на але 2-го квартала. Это приводит к тому, что в начале года из-за недостатка материа лов срываются раооты и увеличиваются простои. А когда материал поступает, начи нается Iорячка, применяют сверхурочные и авральные .методы". Все это повышает себестоимость судо строения. Главсевморпуть имеет деревянное судо строение на реках Енисее, Лене, Иртыше, в Архангельске и др., но верфями можно назвать лишь три: Придивинскую, Тоболь скую, Пеледуйскую. Строительством верфей мы до сих пор вплотную не занимались, проектирование их поручалось отдельным работникам в порядке побочного заработка в вечернее время. Например, проект Архан гельской верфи, составленный бригадой Освода, стоивший больших денег и приня тый Отделом производственных предприя тий в 1935 году, сейчас приходится заново переделывать, как негодный. ■к Возьмем Придивинскую верфь. Она также показывает, как не надо подходить, к строительсіву. Вер ь была заложена на острове, строи лась стихиино на глазок, без всякого плана и проекта. В І933 году на острове уже ■были выстроены производственные цеха, жилые строения, но из за затопляемости острова верфь перенесли на 9 километров н и * е по течению. Новое место выбрано без изучения сырьевых ресурсов, начали строить без плана. Все строительство состоит главным образом из .пристроек", не об спечивающих правильного техноло ги.еского процесса. Расположение верфи оказалось неудобным для судостроения: отсутствует защище* ная акватория, необходимая для подвод, и пло тов, спуска и отстоя барж; площадка для строительства мала, распланирована непра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz