Советская Арктика. 1936, №10.

в2 Советская Арктика • 1936 • № 10 И. В. АЛИМОВ КАК РАБОТАЮТ НАШ И ВЕРФИ (Деревянное судостроение) 1 Деревянное судостроение Главсевморпути играет большую роль в транспортных опе­ рациях, в пополнении несамоходного, а так­ же морского каботажного флога. А с 1937 года наши верфи бу ут пополнять и реч­ ной мелкосамоходный флот. Нормальная экс- плоатация судов в навигацию в значительной степени зависит от качества работы судо­ строительных верфей. Объем строительства деревянного, глав­ ным образом баржевого флота характери­ зуется следующими данными, исчисленными в условном куб. модуле: 1°36 г в 0/ °/ Верф и 1935 г. 1936 г. ' к г_/010 Придивинская . . 34 379 46 285 і 35 % Пеледуйская . . 33 177 41 000 124 Тобольская . . 22 660 27 724 122 Архангельская. . 12176 29712 244 Грузоперевозки в период навигации из года в год увеличиваются. Поэтому и производственные планы наших верфей, как это видно из таблицы, также увеличены. Выросло требование к качеству судов. К сожалению, наши верфи до сих пор рабо­ тают неудовлетворительно. На вер-рих ощущается недостаток квали­ фицированной рабочей силы. Ьольшая текучесть. Уто происходит потому, что бытовые условия не налажены. Например, рабочие на Придивинской верфи живут в недопустимо скверных условиях На вер­ фях очень слабо проводится культурно- массовая работа. Как правило, на Приди- винсной, Тобольской и Гіеледуйской верфях кадры квалифицированных работников в основном завербованы из центральных районов с договорами на 2 - 3 года. Меры к их закреплению принимают! я недостаточ­ ные. Подготовка квалифицированных кад­ ров из местного национального населения проводится неудовлетворительно. Наблюдается неравномерная загрузка вер ей. Нередко бывают перерывы в работе (в конце второго квартала и в начале нового года). Есть случаи (Придивинская верфы, когда приходилось начатые строительством объекты консервировать как не утвержден­ ные титульным списком или переделывать на другие типы (ба жа на Придивинской верфи). Это происходит потом}, что в ти­ тулы капиталовложений включаюіся лишь суда навигации текущего года. Титульные списки утверждаются всегда не ранее вто­ рого месяца нового года. До сих пор отсутствует перспективный план. Объекты судостроения в лучшем случае определяются лишь за несколько месяцев до начала их постройки и не всегда o 6 t спечены материалами, а иногда и про­ ектами. Типизация судов до сих пор не про­ ведена, что усложняет и строительство, и эксплоатацию. Альбома стандартных типов- судов пока еще нет. Неудовлетворительно снабжаются верфи судостроительными материалами. Металл, прутковое и листовое железо, цветные металлы, гвозди и др. поступают на верфи в на але 2-го квартала. Это приводит к тому, что в начале года из-за недостатка материа­ лов срываются раооты и увеличиваются простои. А когда материал поступает, начи­ нается Iорячка, применяют сверхурочные и авральные .методы". Все это повышает себестоимость судо­ строения. Главсевморпуть имеет деревянное судо­ строение на реках Енисее, Лене, Иртыше, в Архангельске и др., но верфями можно назвать лишь три: Придивинскую, Тоболь­ скую, Пеледуйскую. Строительством верфей мы до сих пор вплотную не занимались, проектирование их поручалось отдельным работникам в порядке побочного заработка в вечернее время. Например, проект Архан­ гельской верфи, составленный бригадой Освода, стоивший больших денег и приня­ тый Отделом производственных предприя­ тий в 1935 году, сейчас приходится заново переделывать, как негодный. ■к Возьмем Придивинскую верфь. Она также показывает, как не надо подходить, к строительсіву. Вер ь была заложена на острове, строи­ лась стихиино на глазок, без всякого плана и проекта. В І933 году на острове уже ■были выстроены производственные цеха, жилые строения, но из за затопляемости острова верфь перенесли на 9 километров н и * е по течению. Новое место выбрано без изучения сырьевых ресурсов, начали строить без плана. Все строительство состоит главным образом из .пристроек", не об спечивающих правильного техноло­ ги.еского процесса. Расположение верфи оказалось неудобным для судостроения: отсутствует защище* ная акватория, необходимая для подвод, и пло­ тов, спуска и отстоя барж; площадка для строительства мала, распланирована непра­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz