Советская Арктика. 1936, №10.

Микс Зингер. Колыма сегодня 61 В марте того же года вышла из Нагаева с грузами первая трак­ торная колонна в Колыме. Тракторы неуклонно продвигались среди сопок и заснеженных болот. Впереди шли разведчики, искавшие лучший путь. Здешняя тайга еще не слыхала стука мотора. И когда одетый снегом и льдом величественный Яблоновый хребет был преодолен людьми и машинами, победа осталась за дальстроевцами. Это был первый моторизованный поход по колымской тайге. Охотское море связалось с верховьями Колымы, где предстояло вести геологические изыскания. Связисты провели телефон с Охотского побережья до Колымы, и вслед за ними пошли в тайгу дорожники, потрясая взрывами сопки. Ватная одежда не защищала от лютых морозов. Летом одолевала мошка. Столетние лиственицы валились рядами и устилали мостовую будущей великой трассы. Обнажалась вечная мерзлота, лишенная мохо­ вого покрова. Без него она быстро поддавалась действию солнечных лучей, и грунт плыл, дорога местами оседала, пропадал героический труд. Дорожники стали укладывать трассу толстым слоем мха и поверх настилали бревна. Не всегда во-время подвозили продовольствие к строительным участкам. Но люди не робели, а если кто-нибудь вдруг ослабевал духом, то у Берзина всегда находились бодрые слова, простые, как он сам. Берзин говорил: — Трудности существуют для того, чтобы их преодолевать. На то мы и большевики. И дальстроевцы работали, устраняя непреодолимые, казалось, пре­ пятствия. В 1935 году мы видели результаты этих работ. Совхозы овощные и животноводческие, рыбные промыслы, золотые прииски, каменноуголь­ ные разработки, автомобильная трасса, вытянувшаяся от Охотского моря к самой Колыме, и, наконец, речной и морской флот „Дальстроя". В течение нескольких лет к Колыме проложены морские пути с трех концов: из Владивостока Северным морским путем к устью Ко­ лымы; из Владивостока через Нагаево на верховую Колыму; восстано­ влен древний северный морской путь русских мореходов-казаков из Лены в Колыму, только не на утлых кочах, а на речных сильных пароходах. Далекую, богатую полезными ископаемыми реку „Дальстрой" при­ близил к Советскому Союзу. Из северной бухты мы уходили во Владивосток на большом даль- строевском пароходе „Ягода“. Охотское море встретило нас спокойно. Мы долго стояли на корме парохода и глядели вдаль, где скрылись сопки Нагаева. Вчера еще дикая Колыма, сегодня обвехованная и о б ­ ставленная, гудела десятками пароходов, приведенных с Лены и Влади­ востока. Пришел конец „району длящегося народного бедствия", как называли в царское время Колыму. Завоз продовольствия на Колыму обеспечен речным и морским флотом. Появились школы, совхозы и но­ вые поселки. Здесь, как и по всему Союзу, жизнь стала радостной. На далекой окраине Советского Союза, куда раз в зиму мощный ледокол пробивается сквозь льды Охотского моря с караваном судов и доставляет долгожданные письма друзей и близких,— дальстроевцы мужественно строят новую жизнь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz