Советская Арктика. 1936, №10.
Макс Зингер. Колыма сегооня 51 — Молоков! Молоков! У самого берега стоял гидросамолет. Герой Советского Союза облетел Лену, якутскую тайгу, перемахнул через Яблоновый хребет, погостил у дальстроевцев в Магадане— Нагаеве на побережье Охот ского моря, свез письма на остров Врангеля и собирался еще слетать до 74° северной широты. На маленьком клиппер-боте (надувной резиновой шлюпке) экипаж Молокова прибыл к „Эвену". „Эвенцы" видели Молокова в Киренске на Лене, и вторичная встреча здесь, на Колыме, в Шалаурове, поэтому была волнующе-неожиданна. Молоков и его экипаж скупо рассказывали о своих полетах, п р о тянувшихся на десятки тысяч километров над таежным и океанским просторами. Все их мысли были направлены к тому, чтобы сберечь „материальную часть" — самолет-— и успеть до ледостава вернуть ма шину к месту приписки. Старый волгарь капитан Сутьірин — водитель речного парохода- колесника „Эвен" — протяжно сигналил, уводя свое судно из Шалаурова вверх по Колыме. Он салютовал экипажу героического самолета. «Реч ники неистово махали шапками. Летчики приветственно кричали в от вет. Возле зимовьюшки они жили вот уже несколько дней, поджидая „погоду" из Амбарчика. Летной погоды не было в районе Медвежьих островов, куда, держал путь Молоков. Сводки погоды, передававшиеся радистами Амбарчика, были неутешительными, и Молоков вынужден был отсиживаться в Шалаурове. „Эвен" шел из Шалаурова вверх по Колыме один. Остальные суда получили задание работать в низовьях реки — разгрузить подошедший кАмбарчику Северным морским путем из Архангельска пароход „Рабочий". Остановки „Эвена“ на Колыме были короткими. В Крестах высадили группу директора оленсовхоза Главсевморпути Мохнаткина, шедшего от самого Тикси, с великой Лены. Старый парти зан Колымы Гавриил Иваныч Мохнаткин ездил в Москву учиться и те перь возвращался на ответственную хозяйственную работу к родным местам. Сын якута и ламутки, он знает отлично чукотский, эвенский, якутский и русский языки. В тундре и тайге любят этого человека, скромного и трудолюбивого. Он не раз кочевал с чукчами и тунгусами. Колымские „камни" — горы и леса были знакомы этому таежному чело веку, знатоку природы. Издалека с речного парохода он узнавал в Ле довитом океане знакомые мысы, у которых не раз „горевал" во время слепящей пурги. Он за день предсказывал погоду в море и верно пред угадал время окончания шторма. В приземистом Нижнеколымске, древнейшем городке Колымы, помощник начальника Лено-Колымской экспедиции Никита Мовсесян передал председателю местного райсовета бархатное шитое золотом знамя. Цветным шелком на бархате был искусно вышит портрет вождя народов Сталина. Освещенные солнцем, ярко играли бликами золотые и шелковые нити художественно расшитого знамени. Год назад (1934) Никита Мовсесян проходил через Нижнеколымск из Лены. Председатель Нижнеколымского райсовета попросил его: — Если будешь еще раз в наших краях, попомни просьбу колым- чан: привези нам знамя. О том же попросили Мовсесяна и в Среднеколымске. Мовсесян дал слово. Он знал, что на Севере слово значит больше всяких пись менных договоров, и привез через год обещанное. На расшитых золо 4*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz