Советская Арктика. 1936, №10.

32 Советская Арктика • 1936 ■№ 10 качества ухудшаются, она теряет скорость, и нередко это влечет за собой вынужденную посадку. Повидимому, искусно маневрируя высотой полета, экипажу удалось выйти из этой опасной зоны. Охотское море находится на стыке воздушных потоков, идущих с Тихого океана и материка, и характеризуется наличием холодных течений. Поэтому туманы здесь — обычное явление. В 1933 году эти туманы создали чрезвычайно напряженную и рискованную обстановку для перелета С. Леваневского, пересекавшего Охотское море в поисках американского летчика Джемса Маттерна, совершившего вынужденную посадку в районе Анадыря. Постоянные туманы сопровождали и Водо­ пьянова при его полетах в этом районе. С теми же туманами пришлось столкнуться и экипажу самолета „АНТ-25". Исключительная сложность трассы перелета через Арктику, ожидав­ шиеся трудности пути, естественно, потребовали тщательной подготовки. Вся сеть полярных станций Главсевморпути уже с первых чисел июля начала работу по обслуживанию перелета. План обслуживания был за­ ранее разработан нашим полярным управлением и ГАМС (Главной аэро-метеорологической станцией военно-воздушных сил РККА). На всех станциях были введены дополнительные сроки метеонаблюдений и резко увеличена программа аэрологических работ. Ежедневно служба погоды Главсевморпути составляла синоптические карты, обрабатывала весь аэрологический материал и передавала его ГАМС. С момента вылета везде были установлены непрерывные кругло­ суточные дежурства синоптиков и радистов, еще более усилены аэро ­ логические наблюдения; станции проводили 2— 3 раза в день подъемы радиозондов, змеев и выпуск шаров-пилотов. Наличие радиоцентра Главсевморпути в Москве дало возможность включить в обслуживание сети и Якутию. Немедленно после вылета самолета цепь полярных радиостанций установила непрерывное наблюдение за работой радиостанции „АНТ-25“. Первые его радиограммы принял радиоузел Амдермы. Последующие радиограммы принимали Архангельск, бухта Тихая, остров Уединения, Русская Гавань, Маточкин Шар, мыс Желания, Диксон, мыс Челюскина, Вайгач, мыс Нордвик, острова Шалаурова, мыс Шелагский, бухта Тикси, Якутск. .Огромную роль в наблюдении сыграли полярный радиоузел на острове Диксона и радиоцентр ГУСМП в Москве. Оперативность и гиб­ кость полярной радиосети доказана тем, что большинство радиограмм „АНТ-25“ поступало в Москву через 2— 3 минуты после Ьтправки их с самолета. Для облегчения ориентировки экипажа во время полета по районам архипелага Франца-Иосифа, Северной Земли и моря Лаптевых — на мысе Желания и мысе Челюскина работали радиомаяки, а на острове Гуккер и в бухте Тикси длинноволновые передатчики. Благодаря этому во время нахождения самолета в полосе полярных станций связь с экипа­ жем не терялась. Учитывая возможность вынужденной посадки самолета на Севере, Главное управление Северного морского пути дало распоряжение на­ чальникам всех полярных авиалиний и авиабаз быть готовыми для оказания содействия или помощи. В Варнеке каждую минуту был готов к вылету самолет Алексеева, в бухте Тихой — дежурил самолет Махоткина, в устье Енисея дежурил летчик Козлов, в бухте Тикси — Черевичный и другие. В море находились ледоколы „Ермак", „Ленин", „Красин", „Седов" и „Русанов", также готовые по первому сигналу выйти на помощь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz