Советская Арктика. 1936, №10.
30 Советская Арктика • 1936 • № 10- Идея трансарктических перелетов издавна волновала умы лучших представителей культурного человечества. 11 июля 1897 года с Датского острова, Шпицбергенского архип лага, был дан старт первому перелету над ледяными просторами Арктики. Это пионер полярного воздухоплавания — Саломон Андрэ пытался достичь Северного полюса на воздушном шаре „Орел“. В течение трех десятилетий судьба Андрэ и его спутников была неизвестной, и только в 1930 году их останки были случайно обнаружены на острове Белом (вблизи острова Виктория). Аэростат оказался недостаточно сильным средством для завоевания воздушных путей Арктики. На смену ему пришли самолеты и дирижабли. Перелет Амундсена на дирижабле „Норге“ через Северный полюс в 1926 году, казалось, целиком оправдал надежды на дирижабль как на лучшее средство воздушных сообщений в полярных областях. Полет Умберто Нобиле в 1929 году на дирижабле „Италия1* к Северному полюсу, как казалось сначала, подтвердил эти выводы. Однако после довавшая вслед за тем трагическая гибель „Италии“ показала недостатки дирижабля при работе в Арктике. Но полет „Графа Цеппелина“ в 1931 году снова поднял авторитет дирижаблей. Борьба между дирижаблями и самолетами еще не закончилась, однако практические требования жизни все более и более выдвигают самолет на первое и основное место среди других средств воздушной навигации на Севере. Впервые самолет появился над Арктикой в августе 1914 года. Русский летчик Нагурский с бортмехаником Кузнецовым впервые в арктических условиях совершили несколько полетов над Новой Землей. Затем воздушное наступление на Север временно приостановилось. Сильно выросшая в период империалистической войны авиация дала новые типы машин, пригодных для работы в Арктике. Однако первые опыты и с этими машинами не всегда были удачными. Но машины совершенствовались с каждым годом, и авиация начала одерживать в Арктике победы. В 1925 году Амундсен на двух самоле тах со Шпицбергена достигает 88° северной широты. Год спустя Бэрд с того же Шпицбергена долетел до Северного полюса и возвратился без посадки обратно, а Вилькинс сделал прыжок с Аляски на Шпицберген. Самых блестяших результатов достигли советские летчики. В 1925 году Чухновский и Кальвиц совершили первый перелет из Ленинграда на Новую Землю. С этого времени советский самолет быстро завоевывает полное гражданство в Арктике. Он становится на Севере таким же обычным, как ледокол или собачья упряжка. Отличительным признаком работы советской авиации на Севере всегда являлось немедленное практическое использование малейшего опыта, достигнутого в том или ином полете. И сейчас советский самолет уже обычен на зверобойных промыслах, на разведке льдов, при проводке каравана судов, при проведении науч ных работ, при обслуживании морских экспедиций и даже при перевозке технических грузов. Параллельно увеличивался и размах работы полярной авиации. Наряду с оперативными эпизодическими полетами росло количество постоянных воздушных линий и их протяжение. Достаточно привести цифры роста хотя бы за два последних года. В 1934 годув Арктике было совершено 32 рейсовых полета, в 1935 году — 524; протяженность регу лярных воздушных линий в 1934 году составляла 4160 километров*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz