Советская Арктика. 1936, №10.
С. П. Нацаренус. Такова ли экономика г р у з о о б о р о т а 27 левѵю экономику .для условий ближайшей перспективы, в первую очередь за счет развития материковых комплексов'1 авторы не решили, а современную экономику Севера к тому же исказили. II Тов. Лавров и Шадрин заявляют, :'что .на чиная с навигации 1936 года, необходимо создать экономическую базу Севморпути, г. е необходимо привлечь тяготеющие гру зы на Севморауть, как на широтную маги страль*, 1 и как следствие этой организа ции о, и уже на 1937 год (принятый ими как расчетный год) определили гр у зообо рот Северного морского пути в 642,4 тыс. тонн, который слагается из перевозок: сквозными рейсами . . „ 69,9 тыс. тонн западного сектора СМпути 462,5 „ > восточного . , 118,0 . , Кроме этих перевозок, авторы для того" же 193/ года определили местные перевоз ки в «74,8 тыс. тонн, нз них: на долю шпиц бергенских углей 470 тыс. тони, островные перевозки Западного и Восточного секто ров Арктики 90 тыс. тонн, норильские и тунгусские угли на Диксоне 80 тыс. тонн, сучанские и сахалинские угли в Петропав ловск и Анадырь 70 тыс. тонн, Амдерм- ские перевозки 32 тыс. тонн и т. д. Только для выполнения морских перево зок в 612,4 тыс. тонн, по расчетам авторов, потребуется 176 судов с тоннажем в 668,5 тыс. тонн дедвейта. Эгу потребность авторы покрывают, с одной стороны, флотом Нар- комвода в 348,8 тыс. тонн и строительством новых 88 судов с тоннажем в 319,7 тыс. тонн дедвейта,2 причем эти новые суда должны быть введены в эксплоатацию в навигацию 1937 года. Установленный авторами грузооборот потребует по их же расчетам капиталовло жений в общей сумме 59’,3 млн. рублей. Анализ предложенных авторами капиталь ных затрат приводит к заключению, что эти почти 600 млн. рубіей обеспечивают только основные морские перевозки в 642,4 тыс. тонн, причем в разделе порто- строительства авторы упустили из виду организацию портовой базы на .Востоке в бухте Провидения, как забыли о необхо димости строительства промежуточных баз на Яне, Индигирке и др., что означительно увеличит объем капитальных затраі. Определив капитальные вложения, обес печивающие морские перевозки, только в 642,4 тыс. тонн, авторы не только не дали хотя бы ориентировочных подсчетов по затратам на освоение естественных бо гатств Севера, но не дали и цифр капиталь 1 „Советская Арктика*, № 4. 2 .Экономика грузооборота Севмор- л у т и “, II ч., стр. 85 и 86. ных затрат по местным морским перевоз кам и подсчетов на „повышение техниче ской вооруженности речного транспорта". Между тем, на тот же расчетный 1937 год авторы приняли „сводный грузооиорот рек в зоне Севморпути в 1630 тыс. тонн, из них: по Оби — 396,2 тыс. тонн, Енисею — 838,6 тыс. тонн, Пясине — Ь5,8 тыс. тонн, Лене — 309,5 тыс. тонн, а для 1936 года в 1095,0 тыс. тонн. Для того чтобы нагляднее показать пре увеличенный рост принятых авторами реч ных гіеревозол, укажем, что объем утвер жденных на 1936 год перевозок по этим же рекам составляет лишь 21Ь тыс. тонн. Принятые авторами грузообороты по морю вместе с местными в 1517,2 тыс. тонн н по рекам в lt-30,0 тыс. тонн вызо вут грандиозное транспортное, промышлен ное, промысловое, складское, жилищно- коммунальное и культурное строительство, которое должно быть начато уже в 1936 го ду, для того чтобы быть введенным в эксплоатацию частично уже в 19,36 году и в основном в начале 19<і7 года и обеспе чить тем самым разворот транспортной работы, какой приняли на 1 937 год авторы. Это огромнейшее строительство по самым скромным подсчетам не толькр удвоит ука занную авторами сумму капитальных затрат в 592,3 млн. рублей, но и значительно изме нит объем грузовых работ по морю и ре кам и, что самое важное, внесет такую поправку в экономику Севера, какую наши авторы забыли предусмотреть в своих рас четах. Освоить больше миллиарда рублей в один год, построить Ь8 крупных морских судов, сотни речных, десятки затонов, портов, судоремонтных баз, жилища на многие десятки тысяч человек и т. д., без своевре менного разворота подготовительных работ — это безответственная фантазия. Перейду к транспортным проекти овкам авторов, к их утверждениям, что они про тивопоставили „теории пределов конкретное обоснование всех элементов предлагаемых ими транспортных проектировок", что их измерители работы флота основаны на том, чтобы .и з іехники выжагь все*. Отметим надуманность и беспочвенность так называемых типовых р е й с о в ,св о е сб р а з■ ное построение фрахтов без включения в фрахтовые ставки спецобслуживания (ледокольное и авиационное обслуживание) и наконец утверждение авюров о том, что .сквозные перевозки обеспечены благо приятной экономической базой”, исходя из чего, авторы, дав на 1937 год 61,9 тыс. тонн, — на ближайшие годы проектируют уже 500 тыс. тонн груза, перевозимого сквозными рейсами. Говоря о наличии благоприятной эконо- мичегкой базы для сквозных репсов, авторы не поняли значения этих рейсов, научно не проработали вопроса о народнохозяй
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz