Советская Арктика. 1936, №10.
26 Советская Арктика • 19:^6 • № 10 на нем установлены признаки нефти и ве дутся изыскания и буровые работы- 1 Однако месторождения свннпа и цинка на эстрове Вайгач не эксплоатируются уже с 1934 года; на Новой Земле никаких поисков меди не производиіся— вопрос о промыш ленных запасах меди на Новой Земле уже решен, и р.-шен отрицательно, что же ка сается соли и нефти на острове Бегичева, то з іесь авторы спутали осгров Бегичева с полуостровом Юрѵн-Тумус, где произво дятся буровые работы на нефть и где в 1936 году начнет строиться Нордвикский комбинат по добыче соли. Характеризуя лесную промышленность Обского комплекса, авторы утверждают, что эта промышленность в настоящее вре мя располагает 35 лесопильными рамами. Между тем, там всего 11 рам, из них на Самаровском лесозаводе 1 рама, Обдор- ском —2 рамы (оба завода Омской области), Могочинском л/з № 1— 4 рамы, Могочинском № 2 - 1 рама, Кетском л/з — 2 рамы и на лесозаводе Кртсиый Яр 1 рама (эти 4 завода Западносибирского края). По Обскому северу авторы на 1936 год дают экспорт пиломатериалов в 6500 стан дартов, экспорт же обского леса, как и з вестно, пока снят. По тому же Обскому северу авторы приняли в расчет грузообо рота пилопродукцию с зав о т о вв Нары-Каре, между тем заводы на 1936 год там и не проектируются строительством. Характеризуя Енисейский комплекс но рильскими, ногинскими и бухарихтинскими углями, авторы ввели в грузооборот эти угли уже и для 1936 года, в действитель ности же два последних месторождения, находясь с 1934 года на консервации, не только не смогут дать на 193іі год грузы угля,н ) по производственным соображениям и условиям вывоза не смогут дать груза и для 1937 года. Норильские угли пока в промышленном значении не эксплоатируются, да и Норильск характеризуется вовсе не углями, а поли металлическими месторождениями. Кстати, авторами по неизвестным причинам Нориль ские месторождения отнесены в заполяр ную зону Енисея, его угли они направляют по Пяспне, забыв, видимо, что для связи с рекой Енисеем для вывоза и ввоза в Но рильск строится железная дорога Норильск- Дудинка. Графитовая промышленность — Ногин ский и Курейский рудники и Игарская фаб рика, находятся на консервации, работает одна только Красноярская фабрика, кото рая, конечно, не даст на экспорт 6000 тонн графита, между тем и этот груз авторы приняли в своих расчетах. Авторы, устанавливая лесные богатства Енисейского севера, утверждают, что в на- 1 Экономика грузооборота Севморпути, ч. I. стр. 26. стоящее время этот район располагает 65 лесопильными рамами, между тем Енисей ский север имеет ECtro т о л ь к о 16 рам, из них в Игарке — лесозаводы № 1, 2 и 3—9 рам, Маклаковский з а в о д—3 рамы, Енисей ский ьавод—-2 рамы и лесозагод при Ени сейском золоторудном управлении—2 рамы. Авторы почему-то вдвое сократили нави гацию в порту Игарка, дав только 56 дней. Между тем, навигация в Игарке открывается 10—12 июня и кончается 10—21 октября, т. е. 110—112 дней. Авторы „Экономики грузооборота Сев- морпутіГ отнесли Игарку на стр. 188 в Вос точносибирский крап, а на стр. 17 к Красно ярскому краю, то же по Хатанге: стр. 17 причисляет Хатангу к Якутии, а стр. 189 к Красноярскому краю. По Якутии авторы включили в грузообо рот большие количества сангархнйских углей, кемпендяйской соли и продукцию перерабатывающих якутскую лисгвеницу заводов, тогда как и для 1937 года этих грузов в принятых авторами количествах не будет, так как в 1936 году не расши ряются ни Сангархайские копи, ни добы ча самосадочной соли в Кемпендяе, не говоря уже о лесозаводах, к строительству которых еще не приступлено. Реку Хатангу на 1000 километров авторы включили в общее протяжение рек край него севера Якѵтской АССР, тогда как она протекает по Красноярскому краю, причем глубины реки Хатанги авторы почему-то установили до устья реки Хеты в 15—20 метров, что, по мнению авторов, позволит заходить сюда морскими пароходам, в дей ствительности же от Сеньдыско до устья р. Хеты имеются глубины всего лишь до 4 метров. Авторы утверждают, что ^.рыбная про мышленность сосредоточена в низовьях Енисея и Енисейского залива. Продукция этой промышленности идет с Пясины в Красноярск". Непонятно: зачем же и для чего енисейской рыбной продукции игти с Енисея на Пясину, а затем оттуда опять на Енисей и по Енисею в Красноярск; раз ве только для увеличения грузооборота. С перспективами экономики Севера а в торы явно не справились. . опреки своему же утверждению, что „разработка перспек тивы экономики Севера предшествовала исследованию транспортных вопросов"', они, наоборот, подогнали под составленную ими так называемую экономику грузооборота эту своеобразную отраслевую экономику Севера. Почти в есышфр о в ой материал, приводи мый авторами и в статье и в научной работе, не обоснован ссылками на источ ники. Этот же материал дает резко отлич ные показатели от планов, принятых на тот же 1936 год. Поставленную себ задачу „определить эко номическую базу Севморпути", дать отрас-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz