Советская Арктика. 1936, №10.

26 Советская Арктика • 19:^6 • № 10 на нем установлены признаки нефти и ве­ дутся изыскания и буровые работы- 1 Однако месторождения свннпа и цинка на эстрове Вайгач не эксплоатируются уже с 1934 года; на Новой Земле никаких поисков меди не производиіся— вопрос о промыш­ ленных запасах меди на Новой Земле уже решен, и р.-шен отрицательно, что же ка­ сается соли и нефти на острове Бегичева, то з іесь авторы спутали осгров Бегичева с полуостровом Юрѵн-Тумус, где произво­ дятся буровые работы на нефть и где в 1936 году начнет строиться Нордвикский комбинат по добыче соли. Характеризуя лесную промышленность Обского комплекса, авторы утверждают, что эта промышленность в настоящее вре­ мя располагает 35 лесопильными рамами. Между тем, там всего 11 рам, из них на Самаровском лесозаводе 1 рама, Обдор- ском —2 рамы (оба завода Омской области), Могочинском л/з № 1— 4 рамы, Могочинском № 2 - 1 рама, Кетском л/з — 2 рамы и на лесозаводе Кртсиый Яр 1 рама (эти 4 завода Западносибирского края). По Обскому северу авторы на 1936 год дают экспорт пиломатериалов в 6500 стан­ дартов, экспорт же обского леса, как и з­ вестно, пока снят. По тому же Обскому северу авторы приняли в расчет грузообо­ рота пилопродукцию с зав о т о вв Нары-Каре, между тем заводы на 1936 год там и не проектируются строительством. Характеризуя Енисейский комплекс но­ рильскими, ногинскими и бухарихтинскими углями, авторы ввели в грузооборот эти угли уже и для 1936 года, в действитель­ ности же два последних месторождения, находясь с 1934 года на консервации, не только не смогут дать на 193іі год грузы угля,н ) по производственным соображениям и условиям вывоза не смогут дать груза и для 1937 года. Норильские угли пока в промышленном значении не эксплоатируются, да и Норильск характеризуется вовсе не углями, а поли­ металлическими месторождениями. Кстати, авторами по неизвестным причинам Нориль­ ские месторождения отнесены в заполяр­ ную зону Енисея, его угли они направляют по Пяспне, забыв, видимо, что для связи с рекой Енисеем для вывоза и ввоза в Но­ рильск строится железная дорога Норильск- Дудинка. Графитовая промышленность — Ногин­ ский и Курейский рудники и Игарская фаб­ рика, находятся на консервации, работает одна только Красноярская фабрика, кото­ рая, конечно, не даст на экспорт 6000 тонн графита, между тем и этот груз авторы приняли в своих расчетах. Авторы, устанавливая лесные богатства Енисейского севера, утверждают, что в на- 1 Экономика грузооборота Севморпути, ч. I. стр. 26. стоящее время этот район располагает 65 лесопильными рамами, между тем Енисей­ ский север имеет ECtro т о л ь к о 16 рам, из них в Игарке — лесозаводы № 1, 2 и 3—9 рам, Маклаковский з а в о д—3 рамы, Енисей­ ский ьавод—-2 рамы и лесозагод при Ени­ сейском золоторудном управлении—2 рамы. Авторы почему-то вдвое сократили нави­ гацию в порту Игарка, дав только 56 дней. Между тем, навигация в Игарке открывается 10—12 июня и кончается 10—21 октября, т. е. 110—112 дней. Авторы „Экономики грузооборота Сев- морпутіГ отнесли Игарку на стр. 188 в Вос­ точносибирский крап, а на стр. 17 к Красно­ ярскому краю, то же по Хатанге: стр. 17 причисляет Хатангу к Якутии, а стр. 189 к Красноярскому краю. По Якутии авторы включили в грузообо­ рот большие количества сангархнйских углей, кемпендяйской соли и продукцию перерабатывающих якутскую лисгвеницу заводов, тогда как и для 1937 года этих грузов в принятых авторами количествах не будет, так как в 1936 году не расши­ ряются ни Сангархайские копи, ни добы­ ча самосадочной соли в Кемпендяе, не говоря уже о лесозаводах, к строительству которых еще не приступлено. Реку Хатангу на 1000 километров авторы включили в общее протяжение рек край­ него севера Якѵтской АССР, тогда как она протекает по Красноярскому краю, причем глубины реки Хатанги авторы почему-то установили до устья реки Хеты в 15—20 метров, что, по мнению авторов, позволит заходить сюда морскими пароходам, в дей­ ствительности же от Сеньдыско до устья р. Хеты имеются глубины всего лишь до 4 метров. Авторы утверждают, что ^.рыбная про­ мышленность сосредоточена в низовьях Енисея и Енисейского залива. Продукция этой промышленности идет с Пясины в Красноярск". Непонятно: зачем же и для чего енисейской рыбной продукции игти с Енисея на Пясину, а затем оттуда опять на Енисей и по Енисею в Красноярск; раз­ ве только для увеличения грузооборота. С перспективами экономики Севера а в ­ торы явно не справились. . опреки своему же утверждению, что „разработка перспек­ тивы экономики Севера предшествовала исследованию транспортных вопросов"', они, наоборот, подогнали под составленную ими так называемую экономику грузооборота эту своеобразную отраслевую экономику Севера. Почти в есышфр о в ой материал, приводи­ мый авторами и в статье и в научной работе, не обоснован ссылками на источ­ ники. Этот же материал дает резко отлич­ ные показатели от планов, принятых на тот же 1936 год. Поставленную себ задачу „определить эко­ номическую базу Севморпути", дать отрас-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz