Советская Арктика. 1936, №10.

С. П. Нацаренус. Такова ли э кономика грузооборота? 2 5 и множество других предприятий Главсевморпути должны быть охва­ чены профработой вновь созданного союза. На Чукотке профсоюз должен развернуть свою работу среди рабо ­ чих рыбоконсервного завода Главсевморпути, на пушных факториях в Усть-Чауне, на культбазах, в оленсовхозах и др. предприятиях этого отдаленного и большого участка Крайнего Севера. ЦК нашего союза должен обеспечить гибкое руководство проф­ работой на полярных станциях — Командорские острова, остров Ди­ ксона, бухта Тихая, остров Белый, мыс Челюскина, остров Врангеля и др. Большое место в работе союза должна занимать профработа на ледо­ колах „Красин", „Ермак", „Русанов", „Малыгин1*, „Седов", „Садко" и др. Союз будет объединять в этом сложном и большом разнообразном хозяйстве системы Главсевморпути десятки тысяч членов союза. В крат­ чайший срок надо дать почувствовать этим отдаленным участкам Севера огромное значение решения ЦК партии и ВЦСПС о создании единого профессионального союза работников Северного морского пути. С. ТАКОВА ЛИ ЭКОНОМИКА ГРУЗООБОРОТА?1 r I Статья .Экономика грузооборота Север­ ного морского пути*2 представляет собой сжатый конспект большой работы под тем же названием Института экономики Севера.3 И поскольку статья не имеет никаких иных установок от одноименной и указан­ ной нами научной работы, а ее авторы тт. Лавров и Шадрин являются первый директором института, а второй — т. Шад­ рин — основным соавтором, мы считаем не только возможным, но и необходимым в нашей критике использовать не только статью, но и названную работу института. При разработке всех транспортных проек­ тировок авторы, .противопоставляя теории пределов конкретное обоснование всех эле­ ментов* этих проектировок, утверждают, что .методологическая часть по измерителям ориентирована на то, чтобы из техники выжать все, что она может дать, отсюда нагрузки на 1 HP, скорости хода судов и т. д. отличаются от нагрузок и скоростей прош­ лых лет". * Ставя совершенно правильно вопрос, что .реконструкция транспорта и освоение богатств Севера— это две стороны одной и той же задачи подъема экономики Севе­ ра*,5 авторы заявляют, что .исследованию 1 В порядке обсуждения. Ред. 2 .Советская Арктика*, 1936 г., № 4, ст. тт. Лаврова и Шадрина. 3 .Экономика грузооборота Севморпути", Институт экономики Севера, 1936 г. * Там же, ч. 1, стр. 8 5 .Советская Арктика*, 1936 г., № 4. специальных транспортных вопросов пред­ шествовала разработка схемы отраслевой экономики Севера. На базе разворота мате­ риковых узлов и размещения их произво­ дительных сил определены линии транс- портно-производственной работы Север­ ного морского пути*.1 Что нового вносят авторы в использова­ ние естественных богатств Севера .для условий ближайшей перспективы"? 2 Ничего, кроме указания на наличие место­ рождений в Якутии, которые авторами так и не вводятся в промышленную эксплоата- цию 3 и которые поэтому ни в малейшей степени не изменяют отраслевую экономику Якутии. Никакого разворота материковых узлов и размещения их производительных сил и никакой перспективы отраслевой эконо­ мики Севера авторы не дали, ограничив, шись по существу попыткой дать лишь сводную картину наличной современной экономики, да и ту дали небрежно и с искажениями, которые свидетельствуют об оторванности авторов от работы по освое­ нию Севера. Авторы заявляют, что месторождение свинца и цинка на острове Вайгач экспло- атируется, что на Новой Земле продол­ жаются поиски меди, что остров Беги­ чева является базой каменной соли и что 1 .Экономика грузооборота Севморпути", I, стр. 2. 2 Там же, стр. 7. 3 Кроме Алданских золотоносных место­ рождений, которые уже много летэксплоа- тируются.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz