Советская Арктика. 1936, №10.

14 Советская Арктика • 1936• № 10 на 851 тыс. руб. перерасход ло административно-хозяйственным и общезаводским статьям. . Неблагополучно и на участке торговли. Торговые расходы нередко выходят за существующие нормы. Именно отсутствием четкого хозяйственного стиля в работе можно объяснить слишком высокие издержки обращения Красноярского теруправления и др. участков. Перерасход здесь составил 1498 тыс. рублей. А один лишь ОРС этого теруправления перерасходовал 2128 тыс. рублей. Затоваривание— другая существенная причина неудовлетворитель­ ной финансовой работы. Д о сих пор еще нет четкого планирования в завозе продпромтоваров и разных эксплоатационных материалов. Слабо учитывается возможность их реализации. Нередки были случаи, когда теруправления уже после своих же заявок в Арктикснаб на товаро- материалы отказывались от них. Отказалось, например, в этом году от ряда своих заявок то же Красноярское теруправление, которое, кстати сказать, сильно затоварилось в прошлом году. Даже в факториях Омского теруправления, которое вышло с более или менее удовле­ творительными результатами финансовой деятельности, имеется зато­ варивание. Конечно, эти недостатки, влекущие за собой затоваривание, объясняются слабым внедрением на Крайнем Севере принципов совет­ ской торговли. На Ямальском севере, например, до сих пор еще совет­ ская торговля не налажена при ряде факторий (Яда, Вануйто, Яр-сале, Хусь-яга, Надымская и др.). Лавки здесь нередко содержатся в анти­ санитарных условиях, в которых товар меньше всего продается и больше всего портится. Не всегда учитывается спрос населения. Завоз товаров по количеству и качеству ассортимента — еще до сих пор узкое место в нашей торговой работе. Торговая сеть при фак­ ториях развита еще слабо. Она тяготеет больше к узловым цент­ рам. И правы ненцы Сысой Нянг, Вануйто Трофим и др. (Ямальский север), которые на перевыборах своего национального совета заявили о том, что „надо больше лавок, лавки нужно иметь ближе к морю: там летом пасутся олени, а лавок нет, и нет товаров". Вместо непосредствен­ ного обслуживания национального населения наши местные организации нередко производят торговые операции с другими торговыми органи­ зациями, забывая о своих обязанностях. Известно, что перевозки товаров водным путем занимают основное место в нашей хозяйственной работе. Но и здесь есть много недостатков,, снижающих результаты работы флота. Возьмем реку. Нечеткая работа командного состава нашего речного флота, например в Якутии, отсутствие единоначалия и дисциплины привели в прошлом году к значительном убыткам. Замерзшие на Турьем взвозе грузы пришлось перевозить зимним сухопутьем; не мало средств ушло на компенсацию грузовладельцам их убытков, вызванных несвоевре­ менной доставкой грузов на место назначения и порчей этих грузов. Или наши судостроительные верфи — они до сих пор работают неудовлетворительно, несмотря на то, что их продукция (несамоходный флот) во многом решает успех грузоперевозок. Вот Придивинская судо­ строительная верфь. Строительство ее протекало без плана. А в резуль­ тате она не обеспечивает правильного технологического процесса. На верфи слабо внедряется механизация. Например, все трудоемкие детали поднимаются на суда ручной силой. Даже существующая узко­ колейка не всегда используется для подвозки лесоматериалов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz