Советская Арктика. 1936, №10.

Юные полярники 105- мун* — левацкое, поверхностное, вредное суждение. Почему-то захотелось Иванову „распорядок принятия пищи регулировать сигналами", —словом, что чи зб з-'.u читатель узнает все новые и новые „истины Язык книги непопулярен. Чего стоят, например, следующие перлы: „такой терми­ ческий профиль говорит нам о наличии геотермического градиента"; „вероятность видеть далекие земли", „отсутствие наличия и притока воды" и т. д. Все это можно дополнить большим коли­ чеством опечаток. На стр. S4, например, помещена таблица температур на Шпицбер­ гене. Узнаем из этой таблицы, что залив Трейренберг, находящийся на севере 'Unirn- бергена, лежит н а ... 1Ь°55' северной ши­ роты. Обращение к первому изданию книги обнаружило, что и там Трейренберг поме­ щен на той же параллели. Много утверждений автора о влиянии полярной ночи, об условиях разработок угля просто перенесены из книги норвеж­ ского исследователя Адольфа Гулля и ни в коей мере не подходят к советским руд­ никам. Нельзя также одобрить помещение ряда таблиц и карт из книги Гулля (издан­ ной Гидрометеослужбой СССР) без указа­ ния источников. Помимо миллионов людей, интересую­ щихся Арктикой, в стране ежегодно растет контингент людей,особенно интересующихся Шпицбергеном. Это свыше 10 000 тысяч человек, поработавших на Шпицбергене, и. десятки тысяч желающих поехать туда. Естественно, книга Иванова была быстро распродана как в первом, так и во вто­ ром изданиях. Тем серьезней тина издательства, выпус­ тившего наспех написанную книгу. Это совсем непохоже на Севкрайгиз, в активе которого много прекрасных книг о Совет­ ском Севере. ЮНЫЕ ПОЛЯРНИКИ Ровно в 7 часов утра их будит горн. Быстро поднимается кверху флаг. Это вым­ пел Северного морского пути. Все внима­ тельно слушают капитана. Он оглашает при­ каз: — Ширяеву с отрядом штурманов напра­ виться в порт. — Ледоколам „Шмидт" и „Юный поляр­ ник* провести дноизмерительные работы. — Радисту Юхановичу по радио связаться с бухтой Тихой. — Зоологам и ботаникам совершить поход для изучения флоры и фауны. Один за другим получают полярники оперативные задания. Правда, тут нет ни снега, ни айсбергов. И нет арктического моря. Эго в 10 километрах от Ярцева (Запад­ ной области). Но взоры их устремлены на Север. „Мы хотим изучить этот к р а й ... Хотим помочь нашим друзьям — ненцам, чукчам, остякам, эвенкам.. . Мы, юные друзья Арктики, хотим иметь свой клуб, участвовать в играх-экс- педициях, на отлично изучать географию, физику, быть готовыми к труду и обороне“. Ярцевскому лагерю юных полярников посвяшены многие статьи и заметки „Поляр­ ного о г о н ь к а '— издания газеты „Юный пионер*, органа Зап. обкома ВЛКСМ. Пионеры города Ярцево всерьез интере­ суются Арктикой. Изучают ее всеми доступ­ ными способами. Клуб юных друзей Арктики в Ярцеве придает этому замечательному движению организованное начало. Потребо­ валось создать .Полярный огонек*, чтобы осветить опыт работы жизнерадостных, творческих, инициативных ярцевских ребят. На какие основные вопросы обращает внимание „1Іоля{ный огонек"? Не мало места отводит редакция газеты занимательным и вместе с тем содержатель­ ным играм-экспедициям юных друзей Арк­ тики. Юный читатель „Полірного огонька" не без волнения прочтет, например, пер­ вую игру-экспедицию по следам ледокола „Садко* („Полярный огонек*, № 1— 2). По дневникам, заметкам и отзывам он узна­ ет, что начальником этой экспедиции был Володя Берзин, метеорологом — Сеня Бла- годеров, биологом— ічоля Журавцев, ра­ дистом — Миша Шалдин, биолиотекарем — Юра Фукс. „Хорошее дело задумали, — пишет по этому поводу мать Юры, Мария Фукс, — игрой-походом заинтересовались и мы, взрослые. Теперь Юрик читает много книг про Север, рассматривает карты, пишет дневник и готовит подарок к приезду О. Ю. Шмидта*. Юный читатель „Полярного огонька" не оставит без внимания и другое сообщение газеты об игре-экспедиции— .Ленинград ■— Владивосюк* (№ 4 „Полярного огонька*), а также игру в „челюскинцы*. Клубно-лагерная работа юных друзей Арк­ тики — пионеров и школьников города Яр­ ц е в о— характерна тем, что ребята, поль­ зуясь всевозможными доступными сред­ ствами, повышают свой культурный уро­ вень, по-деловому интересуются Арктикой. Творчество, наука, литература, спор т— вот чем занят их любознательный ум. „Полярный огонек* внимательно следит за этим ростом ярцевских ребят

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz