Советская Арктика. 1936, №10.

Библиография М. С. Д Е Р Ж А В И Н „ЧУКОТСКИЕ НОВ ЕЛЛЫ “ МИРОНОВА I А. Миронов — один из тех начинающих писателей Северного края, которые пишут об Арктике. Читатель по достоинству оце- иил первую и неплохую книгу Миронова .Поход Челюскина". Недавно появилась его вторая книга .Чукотские новеллы" (из­ дание Севкрайгиза, 1936 г.). .В своем новом велика и своеобразна далекая Чукотка", говорит автор в пре­ дисловии книги. В таком плапе и пытался автор воссоздать образы людей современ­ ной Чукотки. Справился ли Миронов с поставленной задаче. 1 ? В книге есть отдельные неплохие места. Более содержателен по сравнению с дру­ гими новеллами рассказ — „Боги побе­ жденные": Полярная станция Чукотки. Радист посы­ лает в эфир короткие позывные: ,Якут“, „Якут", „Якут”! Это — парусно-моторное судно. Оно раздавлено льдами и затонуло. Экипаж в опасности. Часть зимовщиков и чукчи во главе с начальником станции вышли на помощь морякам. После длитель­ ного путешествия по льдам Чукотского моря спасательная экспедиция достигла цели. Моряки спасены. Старик чукча Атэргын узнает о спасении экипажа „Якуіа". Это его поражает. Он вери 1 в духов. Так „воспиіал" его шаман. .Это былодазно, может сорок зим назад,— рассказывает Атэргын.— Я был мальчи­ ком... Яранг ,1 моего отца стоила у моря, в стойбище Пнопельхен.. . Вместе со всеми били моржей мой отец и браг его Уман- кай... Отец не любил богатого шамана, не давал ему мяса. Тогда ша.ѵан задумал про­ тив отца злое дело: .Все равно, — говорил шаман, — я призову богов, и боги накажут тебя"... .Р аз отец и Уманкай ушли далеко по л ь д у ... Почыо с берега дул сильный ветер, и ветер унес их на льдине в море. Утром шаман ходил по стойбищу и говорил: „Духи наказали дерзких и непослушных. Зло/і дух Келли взял их к с е б е " ... Слушали люди страшного шамана. Все видели, как сбылось его предсказание, и боялись шаманьего гнева. А л іи шли. Сколько дней прошло тогда, кто зн е т . .. Однажды отец и Уманкай вернулись в стойбище: их льдину прибило к fepery. Они полз и по снегу к ярангам, умоляя о помощи. На почерневших лицах висела обмороженная кожа. „Мы хоте, и помочь охотникам. Тогда из своей яранги вышел Рэтыргын (шаман) и грозно крикнул па нас: „Кто позволил вам гневить духов? Кто позволил отбирать у них жертвы? Идите в яранги! Оставьте дерзких з.іесь: им нельзя помогать, они взяты духами". Отец и Уманкай остались на снегѵ“. .. „— И что ж е ?— спросили слушавшие рассказ старика. „— Отец и Уманкай к утру умерли. Ша­ ман говорил: „Эго старый закон. Людям, терпящим беду в море, нельзя помогать". А вы помогли: вывезли руссьих из далеких льдов. И богд ничего не могли сделать. Ьы победили оогов. Неправду, значит, всю жизнь неправду говорил нам шаман*. Сопоставляя эти примеры, Миронов пока­ зывает перелом в психологии чукчей, кото­ рый совершается даже у стариков. Атэргын, заканчивая свою безотрадную былину, сказал: — Теперь я даже злого Келли не боюсь. Я с вами, только п р им и т е ^ о й подарок (два оленя). Я вам не жертву принес, нет. Я при­ вез подарок победителям богов. К сожалению, „Чукотские новеллы" Миро- н -іва в целом все же — недоработанный перечень задуманных рассказов. То но­ вое, о чем автор пообещал в своем .вместо предисловия", слабо показано в книге. Слишком упрощенно иногда истолковы­ вает автор людей Чукотки. „Внутри яранги они спят и едят, родятся и умирают*. Первый рассказ —.Черныйтуман*—целиком отражает эту ограниченность. Если чукча Атэргын показан более или менее удачно, то совсем не похожим на современных чукчей вы­ глядит другой чукча — Ачэргын. Бедняку Ачэргыну не повезло в женитьбе. Жена его была увезена ее богатым братом Над неудачником смеялись.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz