Североморский летчик. 1945, январь.
ДЕРЖАТЬ АЭРОДРОМЫ ИДОРОГИ ВПОСТОЯНОЙ готовности Своеобразна зима в Заполярья. Частые метели, резкая смена тем пературы, быстрое изменение ме теорологических условий отлича ют ее. Немало трудностей возни кает зимой перед воинами Совет ского Заполярья. Сравнительно недавно в нашем районе прошли первые, довольно «ильные, снего вые заряды. Они явились для на ших частей, особенно для подраз делений аэродромной службы, своего рода практической провер кой подготовленности к заполяр ной зиме. Наши части встретили первые снежные заносы во всеору жии. Но все же в нынешнем году нашлись такие руководители под разделений, которых заносы заста ли врасплох. Какие основные недостатки вы явились у личного состава отдель ных аэродромных частей в эти дни? Первое — отсутствие должной организованности и маневренности в работе. Этот вопрос стоит перед офицерами аэродромного отдела, частей и подразделений ему под чиненных, уже не первый год и, казалось, должен быть решенным в процессе подготовки к четвертой военной зиме. Однако в виду того, что на дорогах не были обозначены места, сильно заносимые снегом, расчистка производилась не там, где нужно. Непредусмотренными оказались и такие вопросы, как массовое изготовление и расста новка щитов из хвороста, распре деление и закрепление отдельных участков дорог за отделениями и взводами. Слабо использовались механизмы и не было организовано взаимодействие их с людьми, ра ботающими на расчистке дорог. Опыт двух дней борьбы со снеж ными заносами еще раз показал, что решающая роль в достижении четкой организации труда на сне гоуборке принадлежит нашим офи церам. Іі том, что личный состав, которым руководят тт. Трофимов и Карнушенко, справился с постав ленной задачей, заслуга команди ров и подчиненных им офицеров. Они сумели так организовать іруд бойцов, что прикрепленные участ ки дорог все время были свободны для проезда. Заполярная зима—с ее метеля ми, снегопадами, вьюгами—впере- 'B полете штурману необхо димо тщательно следить за изменениями ветра. Для этого не реже, чем через 10 минут, измерять угол сноса. Если он изменился не больше чем на 2—3 градуса, сле дует ввести поправку в курс, если же” изменение превышает 3 граду са, — уточнить ветер. Уточнение производится, во-первых, измере ниями углов сноса на двух кур- . са>х, во-вторых, измерением угла сноса и путевой скорости на одном курса и, в-третьих, измерением уг ла сноса и курсового угла на правления ветра. По первому способу после отво рота влево яа 3 0 .градусов « изме рения утла сноса, а также после разворота вправо на 60 градусов, с выходом на заданную линию пути, производится измерение второго утла сноса. Затем на вет рочете по двум углам сноса на двум курсах определяется новый ветер. Второй способ заключается в измерении угла сноса по аэрона вигационной бомбочке, времени пробега визирной точки опреде ленной ба-зы. По вертикальному угл у и времеи» пробега опреде ляется путевая скорость. ГІо углу сноса и путевой скорости на ветро чете определяем ветер. Этот спо соб приемлем в том случае, если самолет вооружен визиром с ме ди. Это обязывает личный состав аэродромных частей в кратчайший срок ликвидировать недостатки, выявленные во время борьбы с первым крупным снегопадом. Постоянная готовность аэродро мов и лод’ездных путей — вот за дача, решить которую обязаны паши аэродромные части и подраз деления. Возможности для успеш ного ее решения у нас есть. Тре буется лишь организовать работу с минимальными затратами мате риальных ресурсов и рабочей силы. Для этого, кроме улучшения орга низации груда, надо смелее и в то же время разумнее использовать на уборке снега технику. Офицер- руководигель работ обязан учесть эту сторону дела сейчас и уже сейчас принять соответствующие меры. Например, при очистке сне га с аэродромов снеготасками, ко торые впервые будут применяться в эту зиму, нужно обязательно предусмотреть распределение тракторов, выделение бригад по ремонту тракторов и снеготасок. При укатке летного поля надо предусмотреть освещение тракто ров, утепление кабин. Сейчас все наши дороги и под’ездные пути разбиты на участ ки, закрепленные за частями и подразделениями. Каждый участок отмечает плакат: «Ответственный за состояние дороги...». Это нала гает ответственность на названных командиров. Долг всех бойцов и офицеров—-бороться за честь свое го подразделения, части, доби ваясь, чтобы про все участки гово рили так, как говорят про участок дороги капитана Трофимова: «На чинается дорога, по которой мож но ехать смело». На уборке снега как с аэродро мов, так и с. дорог, будут заняты сотни бойцов и -младших коман диров. Им придется работать иногда сутками. Позаботиться, чтобы бойцы и сержанты были сытно накормлены, могли погреть ся, просушить обмундирование — долг наших офицеров, партийных и комсомольских работников. Аэродромы должны быть всегда готовыми для боевой работы, до роги, под’езные пути—всегда про езжими. Это повысит боеготов ность и боеспособность северомор-I ской авиации. I ханизмам отсчета вертикальных углов. Третий способ заключается в следующем:: по полосам пены или барашкам измеряется курсовой '•гол направления ветра и угол- сноса. 'Полученный курсовой угол ветра складывается с курсом са молета в момент промера. Полу чается пеленг ветра или его пло скость.. Теперь, зная угол сноса или, иначе говоря, направление, куда несет самолет, штурман мо жет определить навигационное на правление ветра, для чего: иди оставить полученный пеленг вет ра или вычесть из него 180 граду сов (например: КУ ветра раівен 35 градусові, УС равен плюс 10 градусов, М’К равен 340. Пеленг ветра будет равен 35 плюс 340 т.-е. 15 градусов. Угол сноса правый, несет самолет слева на право, значит навигационное на правление ветра будет 15 граду сов). Прочертив на лимбе ветро чета направление ветра., отметив магнитный курс, следует откинуть линейку скоростей на угол сноса. Пересечение линии угла сноса с линией направления ветра даст нам точку ветраі. Данный способ применяется до высот 500 м. прн ветре не менее 5 м/сек., и тогда, когда на самолете нет визиров с механизмом отсчета вертикальных углов. Ори ночном полете, если нет прицелов с освещением, иди ЗА П0РЯД0Н НА ПОЛИГОНАХ Для истребителя-бомбарднров - щика особенно важна отработка низкополетного бомбометания и бомбоударов с пикирования, а также взаимодействия с другими типами ударных и прикрывающих самолетов. Отработка взаимодей ствия в П-оком подразделении ор ганизована хорошо, в практиче ском же бомбометании есть недо статки, которые снижают каче ство боевой подготовки. Учебй дает отличный результат тогда, когда она четко, продуман но организована, когда существует строгий и умелыіі контроль за вы полнением упражнений. Вот этой- то организованности п-ехватае'т на морском полигоне. Одно время щит здесь стоял ва месте, и летчи ки беспрепятственно подходили к нему, производили расчеты и бом били. Сейчас щит отдрейфовал близко к населенному пункту и стоит так, что в случае ошибки летчика а расчете, бомба может оказаться сброшенной вместо щи та по населенному пункту. Есте ственно, что летчик бомбит с из лишней осторожностью, перестра ховываясь. Это приводит некото рых к тому, что они бомбят с не долетом. За последнее время появились недостатки и в организации радио связи с полигоном. 12 января, на пример, истребитеяи-бомбарди’ров- щики не могли произвести бомбо метание потому, что над полиго ном были другие самолеты. В ре зультате Часть летчиков израсхо довала впустую горючее и побро сала бомбы в залив. При налажен ной связи с полигоном этого бы не случилось. !В график-очередности пользова ния полигоном не включены поле ты гидросамолетов, а есть случаи, когда при подходе к морскому по- .лигойу летчики-бомбардировщики аидягг летающую лодку, проводя щую тренировочные полеты, в аи лу чего полигон закрыт. Прихо дится по 15 — 20 минут ожидать, пока лодка не отрулит-в сторону или не взлетит из зоны ветятного попадания. Есть недостатки и на сухопут ном полигоне. Летчики Швайлаха. несколько раз уже бомбили по не му, но еще ни разу не получили сведений о результатах. Ясно, что при такой организации практические занятая не принесут желвемьвд результатов. Полигонам необходимо уделить серьезное внимание. Ю. КОСТРОВ. СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК ~ малая высота не позволяет исполь зовать аэронавигационные ' бом бочки, определение ветра и его ■ уточнение производится «на глаз», для чего водная поверхность осве щается ракетами. По полученному новому ветру штурман обязан сделать перерас чет курса следования. Точка по ворота маршрута расчитывается по путевой скорости и времени продета, контролируется, как и расчетное место, одним из спосо бов, указанных выше. !В случае ухода в облака,, за облака и при полете над туманом необходимо сразу переходить на штилевую прокладку; при віыходе, зная ста рый ветер и определив новый, рассчитать средний, отлоЖить его вектор за время полета вне види мости водной поверхности. В ре зультате получится расчетное ме сто. 'Никогда не следует небреж но относиться к наблюдению за ветром*. Такое отношение ведет к грубым ошибкам и выполнении за данного маршрута. Однажды один из наших экипажей только по этой причине в выходе на береговую черту сделал ошибку в расстоя нии 300 клм. от заданного конеч ного пункта. В другой раз по той же причине экипаж не нашел конвои, в то время, как два дру гих экипажа вышли на него со вершенно точно. Иногда нам ставятся задачи по встрече конвоев. 'Вылетая на это задание, мы заранее всегда знаем генеральный курс движения кон воя и, производя полет по этому курсу, стараемся как можно тща тельнее следить за изменением элем ентов путиі, д е л а ть как, м ож но Г! ЕТЧИК-штурмовик млад- " * ший лейтенант'Виктор Смир нов — участник 24 штурмовых уідаров| по Караванам и базам противника. Летая в группу Героя Советского Союза Сини цына, он лично потопил 3 Немец ких корабля, уничтожил 20 складских помещений, истребил прислугу зенитной батареи. В одном из налетов на враже ский караван на его самолете перебило тяги элерона. Машину заваливало на крыло. Молодой летічик прицельно отбомбился, поразил цель и благополучно прилетел на свой аэродром. Младший лейтенант Смир нов — инициативный, умелый летчик. — Он всегда рвется в бой, — говорит о нем Герой Советского Союза майор Синицын. Фото Н. Тарасова. < = = = = » * ♦ = = = БОМБИЛИ С ПИКИРОВАНИЯ 'Недавно молодые штурмо вики произвели практическое бомбомета ниа на полигоне по морской цели. Группу тренирую щихся ,вел старший лейтенант :Боп. дареико. ІКак только подошли к цели и ведущий сделал расчет, «Илью шины» вошли в стремительное пи ке. Через несколько секунд засви стели падающие бомбы, затем по слышались разрывы. — Бомбы л е г л и вправо с переле том, — сообщили с земли. Рассчитывая последующие бом- боудары, т. Бондаренко и его ве домые младшие лейтенанты тт. Хропенко и Марченко ввели по правки. Морскую цель-мишень по разили бомбами все три летчйка. меньше отклонений с маршрута. Место обнаруженного конвоя определяется прокладкой факти ческого пути и контролируется пересечением: 1) радиопеленга с линией фактического пути или с генеральным курсом конвоя; 2) ра диопеленга с линией Сомнера; 3) двух линий Сомнера. 'Ведя противолодочную оборону конвоя, галсы луічше строить в секторе, который определяется от. ношением) скорости подводной лодки к скорости конвоя. Раствор сектора берется от концевого транспорта* галсы строятся впере ди передового охранения. После выполнения задач противолодоч ной обороны выход на берег про изводится следующими способа ми: по лучу молчания радиомаяка, полетом на радиостанцию с перио дическим снятием ее курсового угла, способом предвычисленного курсового угла на радиостанцию и запросом курса на аэродром, если самолет находится в сфере радиу са действия наземного радиопе ленгатора. При выіходе на берег в усложн ет юй метеорологиче ской обстановке курс выхода следует строить таким образом,, чтобы он встречался с линией берега под острым углом, иначе может про изойти столкновение с ним. выход на аэродром производит ся по побережью в заданные во ротах Штурману следует как можно больше изучать средства и мето ды радио и астронавигации, тща,- телыіей и аккуратней относиться к своим обязанностям*, изучить в совершенстве компасную навига цию. ДОРОГА НА НіНИГСБЕРГ На перекрестке трех дород _ столб с многочисленными стрелка- ,ми-указателями. На самой боль шой из надо с обеих сторон к-р™. ! ным.и буквами выведено: «*На К®. I нигсберг». I Здесь на этом обычном пере, крестке чувствуешь полнокровный пульс великого наступления. Стол у перекрестка, проникаешься осо.' бым уважением к нашему неутоми. мому солдату, ушедшему уже да. леко вперед. Здесь идет он по краю, превращенному в крепость, по земле, где 'чуть ли не на каж- дом километре траншея, где стре ляет каждый хутор и дом, где укреплена каждая высотка, где пол я засеяны минами, колючей проволокой, железными ежами, где каждый немец—ярый враг. Но сегодня за его спиной уже Тиль зит, Гумбишген, Инстербург, Гросс Скайсгиррен, тысячи больших и малых населенных пунктов. Сегод. ня он идет на Кенигсберг. Перед ним главный город -Восточней ■Пруссии. Навстречу движутся советские люди, возвращающиеся из немец- когсі рабства. Идут девушки, юноши, старики, женщины с ре бятишками. Они часто останавли ваются, приветливо машут рукам» проезжающим офицерам и солда- ! там. Они улыбаются, и слезы те кут по их впалым щекам. ...іВойека дважды Геро-я Совет- ского Союза генерала армии Чер няховского, действующие на Ке нигсбергском направлении, прибли. зились к лесному массиву, при крывающему подступы к реке Дайме с востока. За сутки напря женных .боев советские части преодолели этот массив и выиш к водному рубежу. Немцы превра тили западный берег Дайме в обо ронительный рубеж, сильно насы щенный огневыми средствами. ’При впадении Дайме в Балтий ское море расположен город Ла- биау, лежащий на железнодорож ной магистрали и шоссе Тильзиіт- іКенигсберг, примерно в 40 кило метрах от последнего. Немцы -пре вратили Лабиау в сильный опор ный пункт, который прикрывал подступы к главному городу Во сточной Пруссии — Кенигсбергу с -востока. Советские части, форсировавшие Дайме, с хода ворвались в город Лабиау и завязали бой с его гар низоном. Немцы упорно защищала каждую улицу, каждый дом, пре вращенные ими в долговременные огневые-точки-. Ожесточенный бой завершился победой атакующих. Другим- советским частям, на ступающим южнее, пришлось фор сировать водный рубеж — реку Л регель. Здесь при слиянии ее с . рекой Алле находится город Ве лау. Он лежит между автострадой и железной дорогой, идущей в 'Кенигсберг из Инстербурга. Этот город также заранее был превра щен гитлеровцами в опорный пункт на пути к Кенигсбергу. Советские части, подошедшие * Велау, вступили а бой с защи щавшим его гарнизоном. Немдь : пытались контратаками отбросить советские подразделения за го род, но наши подразделения про должали наседать на врага. Очи щая квартал за кварталом, бойцы , уничтожали сопротивляівшихся гитлеровцев. Важный опорный пункт Велау в результате упорных, схваток перешел в наши руки,. Е. РАТНЕР. группо во Т УПРАЖНЕНИЕ Вчера у дальних воздушныХ разведчиков состоялось груямо®# ■ упражнение. Упражнением руково дили тт. Андреев и Лятин. Активно выступали по всем Р33’ бнраемым вопросам летчик т. БуР' магии, штурман т. Смекалсв. р*' дист-операітор т. Пешков К 6°F' І техник т. Никитин. Они быстро 1 тактически грамотно решал» № ѵ даічи, связанные с противолодоч ной обороной конвоя с воздуха- Групповое упражнение оказ^Ц ] немалую пользу летному с оста®, в более успешном решении зал3■ стоящих сейчас перед подр»зДеЛ' «нем. , 27 января 104*5 г., № 23 (эд-т Полет в открытое море Лейтенант С. Смекалов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz