Североморский летчик. 1945, январь.

ДЕРЖАТЬ АЭРОДРОМЫ ИДОРОГИ ВПОСТОЯНОЙ готовности Своеобразна зима в Заполярья. Частые метели, резкая смена тем­ пературы, быстрое изменение ме­ теорологических условий отлича­ ют ее. Немало трудностей возни­ кает зимой перед воинами Совет­ ского Заполярья. Сравнительно недавно в нашем районе прошли первые, довольно «ильные, снего­ вые заряды. Они явились для на­ ших частей, особенно для подраз­ делений аэродромной службы, своего рода практической провер­ кой подготовленности к заполяр­ ной зиме. Наши части встретили первые снежные заносы во всеору­ жии. Но все же в нынешнем году нашлись такие руководители под­ разделений, которых заносы заста­ ли врасплох. Какие основные недостатки вы­ явились у личного состава отдель­ ных аэродромных частей в эти дни? Первое — отсутствие должной организованности и маневренности в работе. Этот вопрос стоит перед офицерами аэродромного отдела, частей и подразделений ему под­ чиненных, уже не первый год и, казалось, должен быть решенным в процессе подготовки к четвертой военной зиме. Однако в виду того, что на дорогах не были обозначены места, сильно заносимые снегом, расчистка производилась не там, где нужно. Непредусмотренными оказались и такие вопросы, как массовое изготовление и расста­ новка щитов из хвороста, распре­ деление и закрепление отдельных участков дорог за отделениями и взводами. Слабо использовались механизмы и не было организовано взаимодействие их с людьми, ра­ ботающими на расчистке дорог. Опыт двух дней борьбы со снеж­ ными заносами еще раз показал, что решающая роль в достижении четкой организации труда на сне­ гоуборке принадлежит нашим офи­ церам. Іі том, что личный состав, которым руководят тт. Трофимов и Карнушенко, справился с постав­ ленной задачей, заслуга команди­ ров и подчиненных им офицеров. Они сумели так организовать іруд бойцов, что прикрепленные участ­ ки дорог все время были свободны для проезда. Заполярная зима—с ее метеля­ ми, снегопадами, вьюгами—впере- 'B полете штурману необхо­ димо тщательно следить за изменениями ветра. Для этого не реже, чем через 10 минут, измерять угол сноса. Если он изменился не больше чем на 2—3 градуса, сле­ дует ввести поправку в курс, если же” изменение превышает 3 граду­ са, — уточнить ветер. Уточнение производится, во-первых, измере­ ниями углов сноса на двух кур- . са>х, во-вторых, измерением угла сноса и путевой скорости на одном курса и, в-третьих, измерением уг­ ла сноса и курсового угла на­ правления ветра. По первому способу после отво­ рота влево яа 3 0 .градусов « изме­ рения утла сноса, а также после разворота вправо на 60 градусов, с выходом на заданную линию пути, производится измерение второго утла сноса. Затем на вет­ рочете по двум углам сноса на двум курсах определяется новый ветер. Второй способ заключается в измерении угла сноса по аэрона­ вигационной бомбочке, времени пробега визирной точки опреде­ ленной ба-зы. По вертикальному угл у и времеи» пробега опреде­ ляется путевая скорость. ГІо углу сноса и путевой скорости на ветро­ чете определяем ветер. Этот спо­ соб приемлем в том случае, если самолет вооружен визиром с ме­ ди. Это обязывает личный состав аэродромных частей в кратчайший срок ликвидировать недостатки, выявленные во время борьбы с первым крупным снегопадом. Постоянная готовность аэродро­ мов и лод’ездных путей — вот за­ дача, решить которую обязаны паши аэродромные части и подраз­ деления. Возможности для успеш­ ного ее решения у нас есть. Тре­ буется лишь организовать работу с минимальными затратами мате­ риальных ресурсов и рабочей силы. Для этого, кроме улучшения орга­ низации груда, надо смелее и в то же время разумнее использовать на уборке снега технику. Офицер- руководигель работ обязан учесть эту сторону дела сейчас и уже сейчас принять соответствующие меры. Например, при очистке сне­ га с аэродромов снеготасками, ко­ торые впервые будут применяться в эту зиму, нужно обязательно предусмотреть распределение тракторов, выделение бригад по ремонту тракторов и снеготасок. При укатке летного поля надо предусмотреть освещение тракто­ ров, утепление кабин. Сейчас все наши дороги и под’ездные пути разбиты на участ­ ки, закрепленные за частями и подразделениями. Каждый участок отмечает плакат: «Ответственный за состояние дороги...». Это нала­ гает ответственность на названных командиров. Долг всех бойцов и офицеров—-бороться за честь свое­ го подразделения, части, доби­ ваясь, чтобы про все участки гово­ рили так, как говорят про участок дороги капитана Трофимова: «На­ чинается дорога, по которой мож­ но ехать смело». На уборке снега как с аэродро­ мов, так и с. дорог, будут заняты сотни бойцов и -младших коман­ диров. Им придется работать иногда сутками. Позаботиться, чтобы бойцы и сержанты были сытно накормлены, могли погреть­ ся, просушить обмундирование — долг наших офицеров, партийных и комсомольских работников. Аэродромы должны быть всегда готовыми для боевой работы, до­ роги, под’езные пути—всегда про­ езжими. Это повысит боеготов­ ность и боеспособность северомор-I ской авиации. I ханизмам отсчета вертикальных углов. Третий способ заключается в следующем:: по полосам пены или барашкам измеряется курсовой '•гол направления ветра и угол- сноса. 'Полученный курсовой угол ветра складывается с курсом са­ молета в момент промера. Полу­ чается пеленг ветра или его пло­ скость.. Теперь, зная угол сноса или, иначе говоря, направление, куда несет самолет, штурман мо­ жет определить навигационное на­ правление ветра, для чего: иди оставить полученный пеленг вет­ ра или вычесть из него 180 граду­ сов (например: КУ ветра раівен 35 градусові, УС равен плюс 10 градусов, М’К равен 340. Пеленг ветра будет равен 35 плюс 340 т.-е. 15 градусов. Угол сноса правый, несет самолет слева на­ право, значит навигационное на­ правление ветра будет 15 граду­ сов). Прочертив на лимбе ветро­ чета направление ветра., отметив магнитный курс, следует откинуть линейку скоростей на угол сноса. Пересечение линии угла сноса с линией направления ветра даст нам точку ветраі. Данный способ применяется до высот 500 м. прн ветре не менее 5 м/сек., и тогда, когда на самолете нет визиров с механизмом отсчета вертикальных углов. Ори ночном полете, если нет прицелов с освещением, иди ЗА П0РЯД0Н НА ПОЛИГОНАХ Для истребителя-бомбарднров - щика особенно важна отработка низкополетного бомбометания и бомбоударов с пикирования, а также взаимодействия с другими типами ударных и прикрывающих самолетов. Отработка взаимодей­ ствия в П-оком подразделении ор­ ганизована хорошо, в практиче­ ском же бомбометании есть недо­ статки, которые снижают каче­ ство боевой подготовки. Учебй дает отличный результат тогда, когда она четко, продуман­ но организована, когда существует строгий и умелыіі контроль за вы­ полнением упражнений. Вот этой- то организованности п-ехватае'т на морском полигоне. Одно время щит здесь стоял ва месте, и летчи­ ки беспрепятственно подходили к нему, производили расчеты и бом­ били. Сейчас щит отдрейфовал близко к населенному пункту и стоит так, что в случае ошибки летчика а расчете, бомба может оказаться сброшенной вместо щи­ та по населенному пункту. Есте­ ственно, что летчик бомбит с из­ лишней осторожностью, перестра­ ховываясь. Это приводит некото­ рых к тому, что они бомбят с не­ долетом. За последнее время появились недостатки и в организации радио­ связи с полигоном. 12 января, на­ пример, истребитеяи-бомбарди’ров- щики не могли произвести бомбо­ метание потому, что над полиго­ ном были другие самолеты. В ре­ зультате Часть летчиков израсхо­ довала впустую горючее и побро­ сала бомбы в залив. При налажен­ ной связи с полигоном этого бы не случилось. !В график-очередности пользова­ ния полигоном не включены поле­ ты гидросамолетов, а есть случаи, когда при подходе к морскому по- .лигойу летчики-бомбардировщики аидягг летающую лодку, проводя­ щую тренировочные полеты, в аи­ лу чего полигон закрыт. Прихо­ дится по 15 — 20 минут ожидать, пока лодка не отрулит-в сторону или не взлетит из зоны ветятного попадания. Есть недостатки и на сухопут­ ном полигоне. Летчики Швайлаха. несколько раз уже бомбили по не­ му, но еще ни разу не получили сведений о результатах. Ясно, что при такой организации практические занятая не принесут желвемьвд результатов. Полигонам необходимо уделить серьезное внимание. Ю. КОСТРОВ. СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК ~ малая высота не позволяет исполь­ зовать аэронавигационные ' бом­ бочки, определение ветра и его ■ уточнение производится «на глаз», для чего водная поверхность осве­ щается ракетами. По полученному новому ветру штурман обязан сделать перерас­ чет курса следования. Точка по­ ворота маршрута расчитывается по путевой скорости и времени продета, контролируется, как и расчетное место, одним из спосо­ бов, указанных выше. !В случае ухода в облака,, за облака и при полете над туманом необходимо сразу переходить на штилевую прокладку; при віыходе, зная ста­ рый ветер и определив новый, рассчитать средний, отлоЖить его вектор за время полета вне види­ мости водной поверхности. В ре­ зультате получится расчетное ме­ сто. 'Никогда не следует небреж­ но относиться к наблюдению за ветром*. Такое отношение ведет к грубым ошибкам и выполнении за­ данного маршрута. Однажды один из наших экипажей только по этой причине в выходе на береговую черту сделал ошибку в расстоя­ нии 300 клм. от заданного конеч­ ного пункта. В другой раз по той же причине экипаж не нашел конвои, в то время, как два дру­ гих экипажа вышли на него со­ вершенно точно. Иногда нам ставятся задачи по встрече конвоев. 'Вылетая на это задание, мы заранее всегда знаем генеральный курс движения кон­ воя и, производя полет по этому курсу, стараемся как можно тща­ тельнее следить за изменением элем ентов путиі, д е л а ть как, м ож но Г! ЕТЧИК-штурмовик млад- " * ший лейтенант'Виктор Смир­ нов — участник 24 штурмовых уідаров| по Караванам и базам противника. Летая в группу Героя Советского Союза Сини­ цына, он лично потопил 3 Немец­ ких корабля, уничтожил 20 складских помещений, истребил прислугу зенитной батареи. В одном из налетов на враже­ ский караван на его самолете перебило тяги элерона. Машину заваливало на крыло. Молодой летічик прицельно отбомбился, поразил цель и благополучно прилетел на свой аэродром. Младший лейтенант Смир­ нов — инициативный, умелый летчик. — Он всегда рвется в бой, — говорит о нем Герой Советского Союза майор Синицын. Фото Н. Тарасова. < = = = = » * ♦ = = = БОМБИЛИ С ПИКИРОВАНИЯ 'Недавно молодые штурмо­ вики произвели практическое бомбомета ниа на полигоне по морской цели. Группу тренирую­ щихся ,вел старший лейтенант :Боп. дареико. ІКак только подошли к цели и ведущий сделал расчет, «Илью­ шины» вошли в стремительное пи­ ке. Через несколько секунд засви­ стели падающие бомбы, затем по­ слышались разрывы. — Бомбы л е г л и вправо с переле­ том, — сообщили с земли. Рассчитывая последующие бом- боудары, т. Бондаренко и его ве­ домые младшие лейтенанты тт. Хропенко и Марченко ввели по­ правки. Морскую цель-мишень по­ разили бомбами все три летчйка. меньше отклонений с маршрута. Место обнаруженного конвоя определяется прокладкой факти­ ческого пути и контролируется пересечением: 1) радиопеленга с линией фактического пути или с генеральным курсом конвоя; 2) ра­ диопеленга с линией Сомнера; 3) двух линий Сомнера. 'Ведя противолодочную оборону конвоя, галсы луічше строить в секторе, который определяется от. ношением) скорости подводной лодки к скорости конвоя. Раствор сектора берется от концевого транспорта* галсы строятся впере­ ди передового охранения. После выполнения задач противолодоч­ ной обороны выход на берег про­ изводится следующими способа­ ми: по лучу молчания радиомаяка, полетом на радиостанцию с перио­ дическим снятием ее курсового угла, способом предвычисленного курсового угла на радиостанцию и запросом курса на аэродром, если самолет находится в сфере радиу­ са действия наземного радиопе­ ленгатора. При выіходе на берег в усложн ет юй метеорологиче ской обстановке курс выхода следует строить таким образом,, чтобы он встречался с линией берега под острым углом, иначе может про­ изойти столкновение с ним. выход на аэродром производит­ ся по побережью в заданные во­ ротах Штурману следует как можно больше изучать средства и мето­ ды радио и астронавигации, тща,- телыіей и аккуратней относиться к своим обязанностям*, изучить в совершенстве компасную навига­ цию. ДОРОГА НА НіНИГСБЕРГ На перекрестке трех дород _ столб с многочисленными стрелка- ,ми-указателями. На самой боль­ шой из надо с обеих сторон к-р™. ! ным.и буквами выведено: «*На К®. I нигсберг». I Здесь на этом обычном пере, крестке чувствуешь полнокровный пульс великого наступления. Стол у перекрестка, проникаешься осо.' бым уважением к нашему неутоми. мому солдату, ушедшему уже да. леко вперед. Здесь идет он по краю, превращенному в крепость, по земле, где 'чуть ли не на каж- дом километре траншея, где стре­ ляет каждый хутор и дом, где укреплена каждая высотка, где пол я засеяны минами, колючей проволокой, железными ежами, где каждый немец—ярый враг. Но сегодня за его спиной уже Тиль­ зит, Гумбишген, Инстербург, Гросс Скайсгиррен, тысячи больших и малых населенных пунктов. Сегод. ня он идет на Кенигсберг. Перед ним главный город -Восточней ■Пруссии. Навстречу движутся советские люди, возвращающиеся из немец- когсі рабства. Идут девушки, юноши, старики, женщины с ре­ бятишками. Они часто останавли­ ваются, приветливо машут рукам» проезжающим офицерам и солда- ! там. Они улыбаются, и слезы те­ кут по их впалым щекам. ...іВойека дважды Геро-я Совет- ского Союза генерала армии Чер­ няховского, действующие на Ке­ нигсбергском направлении, прибли. зились к лесному массиву, при­ крывающему подступы к реке Дайме с востока. За сутки напря­ женных .боев советские части преодолели этот массив и выиш к водному рубежу. Немцы превра­ тили западный берег Дайме в обо­ ронительный рубеж, сильно насы­ щенный огневыми средствами. ’При впадении Дайме в Балтий­ ское море расположен город Ла- биау, лежащий на железнодорож­ ной магистрали и шоссе Тильзиіт- іКенигсберг, примерно в 40 кило­ метрах от последнего. Немцы -пре­ вратили Лабиау в сильный опор­ ный пункт, который прикрывал подступы к главному городу Во­ сточной Пруссии — Кенигсбергу с -востока. Советские части, форсировавшие Дайме, с хода ворвались в город Лабиау и завязали бой с его гар­ низоном. Немцы упорно защищала каждую улицу, каждый дом, пре­ вращенные ими в долговременные огневые-точки-. Ожесточенный бой завершился победой атакующих. Другим- советским частям, на­ ступающим южнее, пришлось фор­ сировать водный рубеж — реку Л регель. Здесь при слиянии ее с . рекой Алле находится город Ве­ лау. Он лежит между автострадой и железной дорогой, идущей в 'Кенигсберг из Инстербурга. Этот город также заранее был превра­ щен гитлеровцами в опорный пункт на пути к Кенигсбергу. Советские части, подошедшие * Велау, вступили а бой с защи­ щавшим его гарнизоном. Немдь : пытались контратаками отбросить советские подразделения за го­ род, но наши подразделения про­ должали наседать на врага. Очи­ щая квартал за кварталом, бойцы , уничтожали сопротивляівшихся гитлеровцев. Важный опорный пункт Велау в результате упорных, схваток перешел в наши руки,. Е. РАТНЕР. группо во Т УПРАЖНЕНИЕ Вчера у дальних воздушныХ разведчиков состоялось груямо®# ■ упражнение. Упражнением руково­ дили тт. Андреев и Лятин. Активно выступали по всем Р33’ бнраемым вопросам летчик т. БуР' магии, штурман т. Смекалсв. р*' дист-операітор т. Пешков К 6°F' І техник т. Никитин. Они быстро 1 тактически грамотно решал» № ѵ даічи, связанные с противолодоч ной обороной конвоя с воздуха- Групповое упражнение оказ^Ц ] немалую пользу летному с оста®, в более успешном решении зал3■ стоящих сейчас перед подр»зДеЛ' «нем. , 27 января 104*5 г., № 23 (эд-т Полет в открытое море Лейтенант С. Смекалов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz