Североморский летчик. 1945, январь.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 20 января ІОІГі г., J&’ Научись стрелять по-сафоновски! П Л О Х О Й ВОЗДУШНЫЙ СТ Р ЕЛОК—М ИШ Е Н Ь Д Л Я ВРАГА В биографии великого летчика нашего времени Валерия Павлови ча Чкалова упоминается интерес ный факт. Б у д у ч и молодым истребителем, Чкалов недостаточно хорошо стре лял по воздушным целям. Тогда на вооружение только что посту пали оптические прицелы и так как практики в этой области не было— результаты стрельбы оставалась неудовлетворительными. В чкалов- ском сознании летчик-истребитель к плохой воздушный стрелок были двумя несовместимыми понятиями, поэтому on решил во.что бы то пн стало ликвидировать пробел в своей стрелковой подготовке. Товарищи вспоминают, как Чка лов сделал себе прибор собствен ной конструкции для наземной тренировки и в часы, когда все от дыхали, неустанно учился прице ливанию. Впоследствие он стал лучшим стрелком части. Отечественная война подтверди ла многие теоретические суждения и убеждения Валерия Павловича Чкалова. Перед десятками тысяч советски х летчиков она наглядно раскрыла смысл воздушного боя, его формы и пути достижения победы. В о зд ушный бой — сочетание ог ня и маневра. Чтобы довести его до логического конца — уничто жения противника,— требуются не тол ько наиболее выгодные манев ры, но и меткая стрельба, точно норажаюіцая уязвимые места вра жеского самолета. Чтобы хорошо стрелять, от лет чика требуются прочные знания теоретических основ воздушной стрельбы, конструкции и летно технических данных самолетов противника, баллистики своего оружия. Все эти знания надо уметь применить в учебно-практических и боевых стрельбах. Воспитание воздушного стрелка длится продолжительное время путем всесторонних систематиче ских наземных и воздушных упраж нений и практических стрельб. (- первых дней войны нашим лет чикам стала известна сафоновская очередь: короткая, с близкой ди станции, с выгодного положения— очередь, быощая наверняка. В боевых донесениях о ней говори лось лаконично: «Вражеский само лет сбит одной короткой оче редью», причем такая очередь ча сто исчислялась 5— 10 снарядами и патронами. Э то не счастливая случайность. Меткий сафоновский огонь — ре зультат повседневного совершенст вования в стрельбе. Меткость са фоновского огня имеет под собой прочное теоретическое к практиче ское основание. Секрет успеха Сафонова состоит в том, что этот выдающийся летчик не знал предела в своей учебе. Прослужив в авиации около десяти лет, выполнив мно жество практических стрельб, под робно зная многообразие расчетов, он всегда к каждому вылету на стрельбу готовился с. полным вни манием и серьезностью. Без расче та Сафонов не стрелял, он делал расчеты по несколько раз. Такого же принципа придерживались Герои Советского Союза Орлов и Бурма- тов, сбивавшие вражеские самоле ты с 3— 5 снарядов. С Е В Е Р О М О Р Ц Ы Д О Л Ж Н Ы С Т Р Е Л Я Т Ь П О - С А Ф О К О В С К И ! В решении этой важной задачи главную роль призваны сыграть штабы частей, на долю которых падает планирование и организа ция учебы по воздушной стрельбе. Д л я летчиков надо создать та кие условия, чтобы на земле или в воздухе они ежедневно могли упражняться в элементах стрель бы: в расчетах, в прицеливании и т. д. Наступила пора, когда необ. ходимо иметь стрелковые классы с наглядными пособиями, схемами и лабораторным оборудованием. Они намного повысят эффект обу чения и сократят расход боеприпа сов. Не менее важен вопрос о ти рах. К сожалению, их в некоторых частях нет вовсе, а если где и есть, то они мало соответствуют современным требованиям. Учебу следует как можно боль ше приближать к условиям боевой действительности. В стрелковой подготовке не место шаблону и формальности. Строгий, конкрет ный и точный подход к каждому упражнению и заданию обеспечит эффективность стрельбы в воздухе. Допускать летчика к практиче ской стрельбе по конусу можно 1 только после того, как он пройдет I весь необходимый комплекс назем ных занятий и упражнений, пол ностью подготовит расчет на оче- I редную стрельбу по конусу. ГІо- этому от каждого обучающегося требуется внимательность, серьез ный п о д х о д к важному звену лич ного боевого совершенствования. Совсем недопустимо, когда некото рые молодые летчики к воздушно стрелковым занятиям относятся пренебрежительно. Именно л е гк о мысленным отношением к заня тиям, прежде всего, об’ ясняются плохие результаты стрельб моло дого летчика Клименко. Одновременно с прохождением курса стрелковой подготовки нужно раскрыть перед летчиками характерные атаки североморских асов, технику их выполнения, ма невр, ракурс, дистанцию, об’ект прицеливания и поражения враже ской машины. В стрелковой подготовке нема лую роль сыграют и руководители службы вооружения. Е ст ь еще летчики, которые слабо знаюг кон струкцию стрелково-пушечного во оружения, его баллистику, причи ны задержек и методы устранения их в воздухе. От изучения устрой ства пулемета и пушки до стрель бы по конусу с маневра, при тщ а тельном изучении каждого упраж нения — таков путь воздушно стрелковой подготовки. Молодые летчики должны по нять, что боевыми летчиками они не будут до тех пор, пока не на учатся хорошо стрелять. Плохой воздушный стрелок в бою являет ся движущейся мишенью. Нынешнее наступление Красной Армии с новой силой показывает возросшую воинскую зрелость на ши х бойцов, офицеров и генералов. Оно учит нас, что опытного, уме лого воина никакие ухищрения гитлеровцев не могут остановить на пути к победе. Поэтому — овла дение опытом войны, совершенст вование боевого мастерства являет ся непременным условием повыше ния нашей боеготовности, одним из важнейших средств победы над врагом. М ы вооружены оружием, прове ренным и оправдавшим себя в боях. В руках умелого воина оно грозно и сокрушительно. Д о л г северо морских летчиков научиться по- сафоновски владеть этим ору жием, на блестящие победы К р а с ной Армии ответить новыми успе хами в боевой учебе! ... • .. ■ ' I Гвардии старшина А. Харьков за просмотром бензинового фильтра. Фото И. Тихонова. Гвардейские оружейники Готовя самолет к боевому выше- j ту, вооруженны н;::пей части тода* • тельно проверяют и осматривают все детали оружия. Особое внима ние обращается на правильность регулировки выстрела синхронных пулеметов и работе синхронного привода на земле во взаимодейст вии с частями пулемета. Немало важное значение имеет также пра вильность снаряжения патронной ленты и укладка боекомплекта в патронные ящики. Так, гвардии младший техіник-лейтенант ПІаров при осмотре .патронной ленты об наружил дефектные гильзы, кото рые привели бы к задержкам в стрельбе. Большое внимание нужно уде лять и отражающему механизму. Проверка его состоит в измерении рабочего хода- отражающей пла стины. Каждый мастер знает дни проверки упругости пластины на своем самолете, т. к. они имеют неодинаковую твердость и степень износа. В период осмотра матери альной части мы проверяем герме тичность амортизанионных цилинд ров и отсутствие утечки смеси из над. Если оружие не имело боевого применения, то через 5 дней произ водим перезарядку с обязательной чисткой патронника. В месте со прикосновения латунной поверх ности гильзы со стальной поверх- Подготовка штурмана к полету в открытое море Пан дальним разведчикам, при ходится летать далеко в море, на согни километров от береговой черты. Полет в открытом море резко отличается от любого по лета над сушей, где порой самый незначительный ориентир поможет штурману с достаточной точно стью определить место самолета и вывести его на цель или аэродром посадки. В море же сделать это много труднее. Здесь все зависит от умения вести прокладку фак тического пути, определять рас четное место методом радио навигации. Точность опреде ления расчетного места зависит от упла схождения радиопеленгов. Особенностью северного театра в этом отношении является распо ложение радиостанций, пригодных для пеленгования. Почти все они расположены на одном мери диане. *При определении РМ радиопеленги сходятся под очень острым утлом. Это ведет к большим ошибкам п определении места. Исключение здесь состав ляет лишь радиостанция Вадеэ, радиопеленг которой дает нор мальный угол схождения. Дальше, и море1, ва небольших участках маршрута между меридианами 26-— 31, до параллели 73 градуса свое место штурману можно получите пеленгуя Тромоэ и одну из наших рлдиоставцпй. О д н и м и методами радионавига ции решить задачу на определение расчетного места1не всегда можно. На помощь здесь приходит астро- ориентировка, при которой пересе чение дву« линии Сомнера или одной из них с радиопеленгом на ходится место самолета. Одиако в наших условиях примерно с ок тября по март солнце не может быть использовано для астро- ориентировки, т. к. в это время оно Штурман подразделения разведчиков капитан К. Чернышев, или совсем не показывается, или стоит очень низко над горизон том. Все это да.ет право заключить, насколько важно уметь штурману вести прокладку линии фактиче ского пути,, определять расчетное место способом инструментальной прокладки, дополняя и ‘уточняя, где это возможно, средствами ра дио и астронавигации. ■Разберу подробно работу штур мана в многочасовом полете над морем. 'Начну с. подготовки к вы лету. В отличие от подготовки к другим вылетам, здесь более тща тельно проверяется навигацион ное оборудование самолета, и особенно компас: его исправность, сроки снятия девПации, правиль ность работы к точность показаі- нмй. Для астронавигации подго товляются все необходимые, посо бия. В частности, обязательно дол жен быть исправен секстан а из вестна его ош-ибкаі при отсчете высоты светила. То-чность отсчета бортового навигационного визира и хвостового люкового прицела, также должны быть выверены. Получив задание, штурман вме сте с командиром корабля обязаны ознакомиться с прогнозом погоды по маршруту;, подготовить на са молете свои рабочие места и набор прокладочных инетрументов. При полете до И Л М необходи мо определить ветер для выхода на к у р с следования. Д л я того, 'Чтобы не тратить лишнего времена на построение кур сов промера углоа сноса, при,- Лейтенант С. Смекалов меняется следующий маневр: при •подходе к ИП.М измерить угол сноса и заметить курс самолета. Дальше лечь на курс следовании, равный заданному путевому углу, На этом курсе измерить второй угол сноса. Теперь по этим двум углам сноса определять ветер на ветрочете и ввести поправку в курс следования. При наличии солнца .рекомендуется взять не сколько отсчетов высоты солнца,, рдсчитать линию Сомнера и про ложить. ее на карте, проверяя правильность по береговой ч'ерте. Если вы.ход на курс следования производится в темное время су ток, необходимо перед вылетом оправиться на метеостанции о направлении и силе ветра на том участке побережья, где произво дится выход на курс. Теперь, имея достаточно свободного вре мени, вывести среднее показание компаса и указателя скорости., Расчетные места ставить через 10-20 минут полета, проверяя инструментальную прокладку пе ресечением: 1) радиопеленга с ли нией фактического пути; 2) двух радиопеленгов (если это возмож- но); 3) радиопеленга с лучом мол чания радиомаяка (при большом удалении от радиомаяка этот спо соб дает большие ошибки, т. к. зона молчания одной буквы будет очень большая и не даст доста точной точности); 4) радиопеленга с Сомнеровой линией; 5) Сомне- роівой линии с линией фактическо го пути; S) двух Сомнеровых ли- НИЙѵ ностыо патронника образуются окислы, загрязняющие патронник, и приводящие к задержкам в стрельбе. Их нужно немедленно удалять. После стрельбы мастера по во оружению разряжают синхронные пулеметы и проверяют регулировку С и н х роііизаторо'В, одповременно производя чистку оружия. Хороший, спаянный коллектив мастеров всегда это успеет сде лать. Пока механик заправляет іі осматривает самолет, оружейники заполняют боекомплект и произво дят неполную чистку оружия. Большое значение в повышении безотказности оружия имеет ра ционализация. Специалисты служ бы вооружения нашей части внесли за короткий промежуток времен» 10 рационализаторских предложе ний, улучшающим условия работа оружия, повышающих надежность работы и облегчающих его экс- плоатацию. Эти предложения пре- творены в жизнь -не только в на шей части, но и в других частях ВВС флота. Водосточные пластины, контров- ка и крепление агрегатов, контров. ка узлов креплений -и т. д. устра нили ряд причин появления отка зов или задержек оружия, сокра тили время, потребное на уход и эксшіоатацйю его. Лучшими рационализаторами ча. сти являются гвардии техник-леи- тенаит Беседных, гвардии младшии f техник-лейтенант Шаров. Заслу женным авторитетом пользуются наши знатные мастера по воору жению тт. Крыльцо®, Чеканов, Ка пов, Цветков и другие. Это гра мотные специалисты, прекрасно знающие и любящие, свое дело. Гвардии старший техник-лейтенант А. ШАФОРОСТОВ. ------- Q. ----- : Клуб, в который не хочется итти Комсомольцы Н-ского лодраЗ' деления решили своими силам» провести у себя концерт. Боль шое число участников ху-Д0' женственной самодеятельности го товилось к выступлениям. Но ка ково же было разочарование, ког да комсорг т. Дикач сообщил, чі» концерт не состоится потому, 41 отдельные участники ушли в № став сводного коллектива хул жеетвенной самодеятельности 14^ стеи. На этом и успокоились, х® рошее- дело заглохло. «Деятельность» клуба част ограничивается сейчас только те'- чтобы изредка показать кинока? тину, которую большинство риіщей просмотрело много раз, Д бо устроить танцы. В клубе * лодно. Головные уборы почти н кто не снимает. Баянист играе плохо. Неудивительно, что за лослеІ нее время посетителей в стало меньше. Как видно, эта кого не беспокоит, в том числе'■ комсомольскую организацию, которой во многом зависит уст? нешз недостатков. М. MOTE5'
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz