Североморский летчик. 1945, январь.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 20 января ІОІГі г., J&’ Научись стрелять по-сафоновски! П Л О Х О Й ВОЗДУШНЫЙ СТ Р ЕЛОК—М ИШ Е Н Ь Д Л Я ВРАГА В биографии великого летчика нашего времени Валерия Павлови­ ча Чкалова упоминается интерес­ ный факт. Б у д у ч и молодым истребителем, Чкалов недостаточно хорошо стре­ лял по воздушным целям. Тогда на вооружение только что посту­ пали оптические прицелы и так как практики в этой области не было— результаты стрельбы оставалась неудовлетворительными. В чкалов- ском сознании летчик-истребитель к плохой воздушный стрелок были двумя несовместимыми понятиями, поэтому on решил во.что бы то пн стало ликвидировать пробел в своей стрелковой подготовке. Товарищи вспоминают, как Чка­ лов сделал себе прибор собствен­ ной конструкции для наземной тренировки и в часы, когда все от­ дыхали, неустанно учился прице­ ливанию. Впоследствие он стал лучшим стрелком части. Отечественная война подтверди­ ла многие теоретические суждения и убеждения Валерия Павловича Чкалова. Перед десятками тысяч советски х летчиков она наглядно раскрыла смысл воздушного боя, его формы и пути достижения победы. В о зд ушный бой — сочетание ог­ ня и маневра. Чтобы довести его до логического конца — уничто­ жения противника,— требуются не тол ько наиболее выгодные манев­ ры, но и меткая стрельба, точно норажаюіцая уязвимые места вра­ жеского самолета. Чтобы хорошо стрелять, от лет­ чика требуются прочные знания теоретических основ воздушной стрельбы, конструкции и летно­ технических данных самолетов противника, баллистики своего оружия. Все эти знания надо уметь применить в учебно-практических и боевых стрельбах. Воспитание воздушного стрелка длится продолжительное время путем всесторонних систематиче­ ских наземных и воздушных упраж­ нений и практических стрельб. (- первых дней войны нашим лет­ чикам стала известна сафоновская очередь: короткая, с близкой ди­ станции, с выгодного положения— очередь, быощая наверняка. В боевых донесениях о ней говори­ лось лаконично: «Вражеский само­ лет сбит одной короткой оче­ редью», причем такая очередь ча­ сто исчислялась 5— 10 снарядами и патронами. Э то не счастливая случайность. Меткий сафоновский огонь — ре­ зультат повседневного совершенст­ вования в стрельбе. Меткость са­ фоновского огня имеет под собой прочное теоретическое к практиче­ ское основание. Секрет успеха Сафонова состоит в том, что этот выдающийся летчик не знал предела в своей учебе. Прослужив в авиации около десяти лет, выполнив мно­ жество практических стрельб, под­ робно зная многообразие расчетов, он всегда к каждому вылету на стрельбу готовился с. полным вни­ манием и серьезностью. Без расче­ та Сафонов не стрелял, он делал расчеты по несколько раз. Такого же принципа придерживались Герои Советского Союза Орлов и Бурма- тов, сбивавшие вражеские самоле­ ты с 3— 5 снарядов. С Е В Е Р О М О Р Ц Ы Д О Л Ж Н Ы С Т Р Е Л Я Т Ь П О - С А Ф О К О В С К И ! В решении этой важной задачи главную роль призваны сыграть штабы частей, на долю которых падает планирование и организа­ ция учебы по воздушной стрельбе. Д л я летчиков надо создать та­ кие условия, чтобы на земле или в воздухе они ежедневно могли упражняться в элементах стрель­ бы: в расчетах, в прицеливании и т. д. Наступила пора, когда необ. ходимо иметь стрелковые классы с наглядными пособиями, схемами и лабораторным оборудованием. Они намного повысят эффект обу­ чения и сократят расход боеприпа­ сов. Не менее важен вопрос о ти­ рах. К сожалению, их в некоторых частях нет вовсе, а если где и есть, то они мало соответствуют современным требованиям. Учебу следует как можно боль­ ше приближать к условиям боевой действительности. В стрелковой подготовке не место шаблону и формальности. Строгий, конкрет­ ный и точный подход к каждому упражнению и заданию обеспечит эффективность стрельбы в воздухе. Допускать летчика к практиче­ ской стрельбе по конусу можно 1 только после того, как он пройдет I весь необходимый комплекс назем­ ных занятий и упражнений, пол­ ностью подготовит расчет на оче- I редную стрельбу по конусу. ГІо- этому от каждого обучающегося требуется внимательность, серьез­ ный п о д х о д к важному звену лич­ ного боевого совершенствования. Совсем недопустимо, когда некото­ рые молодые летчики к воздушно­ стрелковым занятиям относятся пренебрежительно. Именно л е гк о ­ мысленным отношением к заня­ тиям, прежде всего, об’ ясняются плохие результаты стрельб моло­ дого летчика Клименко. Одновременно с прохождением курса стрелковой подготовки нужно раскрыть перед летчиками характерные атаки североморских асов, технику их выполнения, ма­ невр, ракурс, дистанцию, об’ект прицеливания и поражения враже­ ской машины. В стрелковой подготовке нема­ лую роль сыграют и руководители службы вооружения. Е ст ь еще летчики, которые слабо знаюг кон­ струкцию стрелково-пушечного во­ оружения, его баллистику, причи­ ны задержек и методы устранения их в воздухе. От изучения устрой­ ства пулемета и пушки до стрель­ бы по конусу с маневра, при тщ а ­ тельном изучении каждого упраж ­ нения — таков путь воздушно­ стрелковой подготовки. Молодые летчики должны по­ нять, что боевыми летчиками они не будут до тех пор, пока не на­ учатся хорошо стрелять. Плохой воздушный стрелок в бою являет­ ся движущейся мишенью. Нынешнее наступление Красной Армии с новой силой показывает возросшую воинскую зрелость на­ ши х бойцов, офицеров и генералов. Оно учит нас, что опытного, уме­ лого воина никакие ухищрения гитлеровцев не могут остановить на пути к победе. Поэтому — овла­ дение опытом войны, совершенст­ вование боевого мастерства являет­ ся непременным условием повыше­ ния нашей боеготовности, одним из важнейших средств победы над врагом. М ы вооружены оружием, прове­ ренным и оправдавшим себя в боях. В руках умелого воина оно грозно и сокрушительно. Д о л г северо­ морских летчиков научиться по- сафоновски владеть этим ору­ жием, на блестящие победы К р а с­ ной Армии ответить новыми успе­ хами в боевой учебе! ... • .. ■ ' I Гвардии старшина А. Харьков за просмотром бензинового фильтра. Фото И. Тихонова. Гвардейские оружейники Готовя самолет к боевому выше- j ту, вооруженны н;::пей части тода* • тельно проверяют и осматривают все детали оружия. Особое внима­ ние обращается на правильность регулировки выстрела синхронных пулеметов и работе синхронного привода на земле во взаимодейст­ вии с частями пулемета. Немало­ важное значение имеет также пра­ вильность снаряжения патронной ленты и укладка боекомплекта в патронные ящики. Так, гвардии младший техіник-лейтенант ПІаров при осмотре .патронной ленты об­ наружил дефектные гильзы, кото­ рые привели бы к задержкам в стрельбе. Большое внимание нужно уде­ лять и отражающему механизму. Проверка его состоит в измерении рабочего хода- отражающей пла­ стины. Каждый мастер знает дни проверки упругости пластины на своем самолете, т. к. они имеют неодинаковую твердость и степень износа. В период осмотра матери­ альной части мы проверяем герме­ тичность амортизанионных цилинд­ ров и отсутствие утечки смеси из над. Если оружие не имело боевого применения, то через 5 дней произ­ водим перезарядку с обязательной чисткой патронника. В месте со­ прикосновения латунной поверх­ ности гильзы со стальной поверх- Подготовка штурмана к полету в открытое море Пан дальним разведчикам, при­ ходится летать далеко в море, на согни километров от береговой черты. Полет в открытом море резко отличается от любого по­ лета над сушей, где порой самый незначительный ориентир поможет штурману с достаточной точно­ стью определить место самолета и вывести его на цель или аэродром посадки. В море же сделать это много труднее. Здесь все зависит от умения вести прокладку фак­ тического пути, определять рас­ четное место методом радио­ навигации. Точность опреде­ ления расчетного места зависит от упла схождения радиопеленгов. Особенностью северного театра в этом отношении является распо­ ложение радиостанций, пригодных для пеленгования. Почти все они расположены на одном мери­ диане. *При определении РМ радиопеленги сходятся под очень острым утлом. Это ведет к большим ошибкам п определении места. Исключение здесь состав­ ляет лишь радиостанция Вадеэ, радиопеленг которой дает нор­ мальный угол схождения. Дальше, и море1, ва небольших участках маршрута между меридианами 26-— 31, до параллели 73 градуса свое место штурману можно получите пеленгуя Тромоэ и одну из наших рлдиоставцпй. О д н и м и методами радионавига­ ции решить задачу на определение расчетного места1не всегда можно. На помощь здесь приходит астро- ориентировка, при которой пересе­ чение дву« линии Сомнера или одной из них с радиопеленгом на­ ходится место самолета. Одиако в наших условиях примерно с ок­ тября по март солнце не может быть использовано для астро- ориентировки, т. к. в это время оно Штурман подразделения разведчиков капитан К. Чернышев, или совсем не показывается, или стоит очень низко над горизон­ том. Все это да.ет право заключить, насколько важно уметь штурману вести прокладку линии фактиче­ ского пути,, определять расчетное место способом инструментальной прокладки, дополняя и ‘уточняя, где это возможно, средствами ра­ дио и астронавигации. ■Разберу подробно работу штур­ мана в многочасовом полете над морем. 'Начну с. подготовки к вы­ лету. В отличие от подготовки к другим вылетам, здесь более тща­ тельно проверяется навигацион­ ное оборудование самолета, и особенно компас: его исправность, сроки снятия девПации, правиль­ ность работы к точность показаі- нмй. Для астронавигации подго­ товляются все необходимые, посо­ бия. В частности, обязательно дол­ жен быть исправен секстан а из­ вестна его ош-ибкаі при отсчете высоты светила. То-чность отсчета бортового навигационного визира и хвостового люкового прицела, также должны быть выверены. Получив задание, штурман вме­ сте с командиром корабля обязаны ознакомиться с прогнозом погоды по маршруту;, подготовить на са­ молете свои рабочие места и набор прокладочных инетрументов. При полете до И Л М необходи ­ мо определить ветер для выхода на к у р с следования. Д л я того, 'Чтобы не тратить лишнего времена на построение кур сов промера углоа сноса, при,- Лейтенант С. Смекалов меняется следующий маневр: при •подходе к ИП.М измерить угол сноса и заметить курс самолета. Дальше лечь на курс следовании, равный заданному путевому углу, На этом курсе измерить второй угол сноса. Теперь по этим двум углам сноса определять ветер на ветрочете и ввести поправку в курс следования. При наличии солнца .рекомендуется взять не­ сколько отсчетов высоты солнца,, рдсчитать линию Сомнера и про­ ложить. ее на карте, проверяя правильность по береговой ч'ерте. Если вы.ход на курс следования производится в темное время су­ ток, необходимо перед вылетом оправиться на метеостанции о направлении и силе ветра на том участке побережья, где произво­ дится выход на курс. Теперь, имея достаточно свободного вре­ мени, вывести среднее показание компаса и указателя скорости., Расчетные места ставить через 10-20 минут полета, проверяя инструментальную прокладку пе­ ресечением: 1) радиопеленга с ли­ нией фактического пути; 2) двух радиопеленгов (если это возмож- но); 3) радиопеленга с лучом мол­ чания радиомаяка (при большом удалении от радиомаяка этот спо­ соб дает большие ошибки, т. к. зона молчания одной буквы будет очень большая и не даст доста­ точной точности); 4) радиопеленга с Сомнеровой линией; 5) Сомне- роівой линии с линией фактическо­ го пути; S) двух Сомнеровых ли- НИЙѵ ностыо патронника образуются окислы, загрязняющие патронник, и приводящие к задержкам в стрельбе. Их нужно немедленно удалять. После стрельбы мастера по во­ оружению разряжают синхронные пулеметы и проверяют регулировку С и н х роііизаторо'В, одповременно производя чистку оружия. Хороший, спаянный коллектив мастеров всегда это успеет сде­ лать. Пока механик заправляет іі осматривает самолет, оружейники заполняют боекомплект и произво­ дят неполную чистку оружия. Большое значение в повышении безотказности оружия имеет ра­ ционализация. Специалисты служ­ бы вооружения нашей части внесли за короткий промежуток времен» 10 рационализаторских предложе­ ний, улучшающим условия работа оружия, повышающих надежность работы и облегчающих его экс- плоатацию. Эти предложения пре- творены в жизнь -не только в на­ шей части, но и в других частях ВВС флота. Водосточные пластины, контров- ка и крепление агрегатов, контров. ка узлов креплений -и т. д. устра­ нили ряд причин появления отка­ зов или задержек оружия, сокра­ тили время, потребное на уход и эксшіоатацйю его. Лучшими рационализаторами ча. сти являются гвардии техник-леи- тенаит Беседных, гвардии младшии f техник-лейтенант Шаров. Заслу­ женным авторитетом пользуются наши знатные мастера по воору­ жению тт. Крыльцо®, Чеканов, Ка­ пов, Цветков и другие. Это гра­ мотные специалисты, прекрасно знающие и любящие, свое дело. Гвардии старший техник-лейтенант А. ШАФОРОСТОВ. ------- Q. ----- : Клуб, в который не хочется итти Комсомольцы Н-ского лодраЗ' деления решили своими силам» провести у себя концерт. Боль­ шое число участников ху-Д0' женственной самодеятельности го­ товилось к выступлениям. Но ка­ ково же было разочарование, ког­ да комсорг т. Дикач сообщил, чі» концерт не состоится потому, 41 отдельные участники ушли в № став сводного коллектива хул жеетвенной самодеятельности 14^ стеи. На этом и успокоились, х® рошее- дело заглохло. «Деятельность» клуба част ограничивается сейчас только те'- чтобы изредка показать кинока? тину, которую большинство риіщей просмотрело много раз, Д бо устроить танцы. В клубе * лодно. Головные уборы почти н кто не снимает. Баянист играе плохо. Неудивительно, что за лослеІ нее время посетителей в стало меньше. Как видно, эта кого не беспокоит, в том числе'■ комсомольскую организацию, которой во многом зависит уст? нешз недостатков. М. MOTE5'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz