Североморский летчик. 1945, январь.
19 января 1944 г., № 15 (395). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Майор Н. Куренок Об авторитете командира звена Командир звена—непосредствен-, яый начальник своих подчинен н ы х — летчиков, техников, механи ков, оружейников, и от того, как он воспитывает и обучает личный состав, как сам совершенствует летное мастерство,—зависит успех боевой работы и подготовки лет чиков. Это истина. Оіна доказана многолетней практикой боевой жизни авиации. В самом деле, о каком авторите та эвена можно говорить, если командир ©го сам лично, как воин, недостаточно дисциплинирован, как летчик—слабо владеет техни кой пилотирования, плохо стре ляет? Ясно, что авторитет—дело наживное и он зависит, главным образом, от самого командира. У нас в части командиром звена служит старший лейггенаят Швей ков. Это боевой, смелый и гра мотный летчик, но как воспитатель слабо работает с подчиненными. Отсюда его авторитет, ка.к коман дира звена, 'недостаточен. Подоб ные факты есть и в других частях. Об этом уже много говорили и пи сали. В своей статье я хочу сказать о \ других фактах, также влияющих на авторитет командира звена: не везде мы, вышестоящие коман диры, поддерживаем его, -как на чальника своих подчиненных, не всегда звено считаем опорой в своей работе. В некоторых частях командир звена, как непосред ственный начальник своих подчи ненных теряется, превращается в Рядового, летчика. Почему так получается? Начну прямо с фактов. Один из парагра фов «Н'ПіП-38».гласит: «Командир звена обязан знать технику пило тирования подчиненных ему лет чиков и ежемесячно проверять ее». 'Всегда ли проверяет у нас техни ку пилотирования у подчиненных летчиков командир эвена? Нет, не всегда. В большинстве этим за нимается или командир эскадрильи или его помощник. Отсюда коман дир эвена не знает всесторонне своих летчиков, не может указать им .на :: недостатки, помочь их исправить. По йастав.іению положено раз бор полетов в системе звена про- L ®одить командиру эвена. У нас же « это дело поручается только коман. / ДИІРУ эскадрильи или его помощ- f нику. Однажды лейтенант Кон лратьев выполнял со своим зве- I «ом задачу по отработке техники пилотирования от взлета до по садки. Разбор же этих полетов проводил командир эскадрильи капитан Тарасов, хотя в воздухе с летчиками не был. На раэборе ка питан указал не только на ошибки рядовых летчиков, но и очень резко критиковал Кондратьева. Разве нельзя было поручить раз бор полетов провести лейтенанту Кондратьеву? Или взять разбор полетов в си стеме эскадрильи. Почему часто на нем командир указывает на не:- достатки сразу и командирам звеньев и подчиненным «им летчи кам? Ведь от этого подрывается авторитет командира звена. Командир эвена, как я уже го ворил—начальник подчиненных и летчиков и техников. По правилам положено о готовности самолетов к вылету докладывать по следую щим инстанциям: механики само летов—старшему технику звена и командирам экипажей. Те, в свою очередь, — командиру звена. По следний — командиру эскадрильи, У вас <ке, миінуя командира звена, старшие.техники докладывают о готовности самолетов старшему, технику эскадрильи, а. тот коман диру эскадрильи. Все эта примеры говорят о том, что в части установились исписан ные правила, проведение кото рых в жизнь снижает автори тет командира звена. Порой ря довой летчик обращается по тем или иныім вопросам непосред ственно к командиру эскадрильи, не спрашивая на то разрешения командира эвена. Теряется у нас иногда и зве но, как боевая единица. Про эскадрилью всегда, например, мож но услышать: ■ «Это лучшая эскадрилья... Эскадрилья такая-то выполняет такую-то работу...», а о звене почти никто никогда не го ворит и не вспоминает. Взять да же такой мелкий факт, как состав ление списков личного состава. Почему они составляются у нас не по звеньям? Почему командиры звена теряются внутри списка между іВсвоими подчиненными и рядовыми летчиками из других звеньев? Получается так, что командир звена существует, как у нас в шутку говорят, «только в финчасти», когда, согласно зани маемой должности, получает де нежное содержание. Командир эвена—немалая фи гура в авиации. Повышению его авторитета во мінотом должны спо собствовать и мы, старшие коман диры. Чтобъі поднялся авторитет командира звена, нужно, по-моему, во-первых, самому командиру звена встать на свое место. Быть более требовательным, всюду по казывать пример высокой дисци плинированности, постоянно повы шать знания по материальной ча сти, теории полетов и аэронавига ции, уметь ответить летчику на любой интересующий его вопрос, научить его умело пилотировать машину, грамотно воевать. Коман дир звена должен понять одну истину: если он сам слабо подго товлен как летчик, ему трудно проверять у подчиненных технику пилотирования, указывать им на те или иные недостатки; во-вторых, командиру эскад рильи и другим вышестоящим командирам постоянно поддержи вать командира звена, всегда ви деть в нем своего основного бое вого помощника. Не подменять командира звена в работе, а помо гать ем/у, учить его я требовать. Надо решительно поднять авто ритет командира звена. ------о - Близится час нашей победы Войска I, Н-го .Белорусского и 1-іго Украинского фронтов продол жают свое наступление. Блестя^ щие успехи наших войск говорят об огромной силе и могуществе Красной Армии. Мы, дальние воздушные развед чики,. от всего сердца привет ствуем наступающие советские аірміии. Близ'ОК час нашей победы! Скоро Гитлеру и его армии будет конец. В ответ на успехи наших войск на территории Польши;, мы будем еще более бдительно нести дальнюю воздушную разведку, на стойчиво искать подводные лодки врага. Полностью очистить Барен- дово море от фашистских пира тов—такова задача, над решением которой неустанно трудятся наши воздушные разведчики. Капитан В. ЛЯТИН. Воспитание чести гвардейца С ПАРТИЙНОГО В гвардейской часта про шел партийный, актив, С. докла дом' «Воепитанйе честя reapдей- ца-сафановца» выступил гвардии >айО'Р т, Усков. В своем докладе он рассказал о боевом пути части под гвардейским знаменем. Полк за время Отечественной войны имеет большой боевой счет. В пол ку выработались свои боевые тра диции, определился сафоновский стиль боя. Честь гвардейцев оправ дана з.наступательных боях за ос вобождение 'Советского Заполярья. Полк завоевал почетное наимено вание «Печеигского», а' личный со. став вместе с другими частями, штурмовавшими 'Петсамо « Кирке нес, трижды Получил благодар ность товарища Сталина. Ведущую роль в воспитании чести гвардейца занимают комму нисты. Об этом свидетельствует большой рост рядов партийной ор ганизации. В партийно-политиче ской работе по воспитанию гвар дейской- чести используются раз личные формы. Докладчик отме тил в качестве недостатка отсут ствие индивидуальной формы воз действия в воспитательной работе. Молодые гвардейцы еще мало зна. ют о традициях й боевых подвигах' сафоновцев. Докладчик раз’яснил, что поня тие о гвардейской чести включает прежде всего беспредельную пре данность своей Родине, партии Ленина —^ Сталина, любовь к воинской .профессии и постоянное совершенствование в ней, умелое воспитание подчиненных, высокую дисциплинированность. —Надо чаще проводить офицер, ские собрания, — сказал в своем выступлении Герой Советского Союза гвардии капитан Л. Коло- миец, ■—потому что они являются хорошей формой воспитания офи церов. Надо .быть непримиримым к недостаткам, к нарушениям, уметь замечать их и во-время пресекать. — Например, был случай, когда молодой офицев, командир звена, буквально прошел мимо явного на рушения дисциплины своими под чиненными. Партийная организация, должна лучше помогать команди рам в воспитании у личного соста ва дисциплины, достойной .гвар дейцев. — Молодые Летчика еще мало знают о традициях полка, — гово рит гвардии старший лейтенант Го. лоднкков. — Мы редко напоми наем. что мы гвардейцы. .Некото рые летчики, из молодых, незнако мы с биографиями людей, создав ших честь гвардейскому полку, та кими героями, как Павел Орлов,, АКТИВА ЧАСТИ Мастер сафоновского корот кого удара гвардии лейтенант Е. Гредюшко. Фото А. Юзвенко. ." ® Павел Обувалов, Пет:\.('.емспонко. Эта молодежь .еще далека до со вершенства в летном деле и иног да пренебрегает .советами опытных’ летчиков, "Еслй бы они знали био. графин наших, героев-, то им было бы известно о большой скромности наших выдающихся боевых детча- коа-гвярДейцев. Надо собирать;; « учить, воспитывать на этих сбора-х. командиров ’ молодых экипажей.. Парторганизации следует обратить больше .внимания ка. воспитание скромности у гвардейской молоде жи и решительно бороться с, зд- знан-ст'вом. ..: . т О воспитании у технического со. става не только специально техни-, ческих навыков у своих подчинен ных,'но также и гвардейских воин ских'качеств, — говорил гвардии тсхиик.-яё'йтенант Шаров. .' 'C содержгтелЬкь::.:::.речами вы•- ступил;; ’на активе тт. Старков, БеседНых, Петухов; Климов,. Анто» нов и другие коммунисты. ... На партактиве'части в заключе ние .выступил полііэлксвник-т/П-ро- някоз. . : . vii' - V' Партийный актив у гвардейцев' прощел по-деловому.. Па'-дожладу- ■ принято решение? в котором;наме чен» практические мероприятия по* улучшению партийно-политической. работы л .воспитания чести гвар дейца. , К. ЗАХАРОВ: ш / і Ш ^ " * * * % f j £ £ t А С. ДАРГОМЫЖСНИЙ M ^ u 18! 3 ГОДУ познакомился я с .• « ' — рассказывает л ^ртомыжский в своих авто- №ских «заметках». \ 4 П 2 Г ИСЬ МЬ1 с пим Раза 3— 'были ЛЮ| а спустя месяца два я был в нылу моло. тейскиу імОГТЯХ наслаждений жи- четим n w roro Т а:ли «Ь! с ним в симфонии ка , И Ум Р'поры Мендельсо. ѵокя н с Усайин» был у .него н^исан. Я был в В09х®ценіщ от него...». ский не ыжГк! A' С' Да,ргомыж‘ своего точно называет год с м . И . Глин- ^Домі-яійлмвП!>аиіэоШіЛО’ ' вероятно, Ии>» бад ѵ іі103*6’ €СЛИ <<СУса‘ 1 сан». Ип «вполовину напи- ^ з н а к о м е й В Э-т-ом: важно To' ,с М. И. Глинкой і оказада^ ,на д .г с ji - I серьезно* « * Даргомыжского і До вст-печи благотворное влияние, ский, виаимл ЛИ|НК°Й Даргомыж- Н€ ИОМ«ВДлял о м-у* I - .^ ^ е л е д в с т и (большого размаха и был увлечен тем, что сам он именует ’«житейскими на слаждениями». Родом он, как и М. И. Глинка, был ив Смоленской -губернии (ро дился в селе Даргомыжское — неподалеку от Юхяова—в 1813 г.). О.днаКо деревня русская не оста вила в его сознании сколько-ни будь заметного следа, ибо в пяти летием возрасте, он уже попал в городскую обстановку. Отец буду, щего композитора принадлежал к той категория людей, которых прежде именовали «незаконнорож- деиными». Упрочить свое жизнен ное положение; е;міу удалось за счет ума,, энергии и суровой дело витости. От отца А. С. Даргомыж ский унаследовал, вероятно, ту зоркую наблюдательность, то трез. вое, комическое, порой даже иро ническое отношение к окружающе, му, какое свойственно было ему в зрелые годы. Иным было влияние м а т е р , тяготевшей к поэзии, к Ив. Ремезов © изящной литературе — особенно французской. Общее образование А. С. Дарго мыжский получил дома под руко водством приходящих учителей. Музыке он начал обучаться с восьміилетнего возраста. К ДваДца. тя годам, по его собственным сло вам, он «ноты читал, как книгу, и участвовал (в качестве пианиста) во многих любительских концер тах». Тут-то и произошло знакоім!- ство с М. И. Глинкой, которое за ставило А. С. Даргомыжского над многим призадуматься. По совету Глинки и с его помощью он изучает теоретические основы«музыки, зна комится с классическими сочине ниями западноевропейских компо зиторов и мало-по-малу приходит к мысли приняться, по примеру свое го земляка, за сочинение оперы. Петербург в эти годы зачитывает ся романом Гюго «Собор Париж ской Богоматери». Всегда тяготев ший (под ,влиянием матери) к фран. цузской литературе, А. С. Дарго мыжский останавливается на этом произведении и называет свою бу дущую оперу именем героини, ро мана Гюго «Эсмеральда». Законченную в 1839 году оперу он представляет в дирекцию пе тербургского оперного театра и... семь лет не получает оттуда ника кого ответа. С горечью вспоминал он потом, какое гнетущее впечат ление производило на него это не стерпимо долгое безмолвие дирек ции. Однако творческого оружия он не сложил. Через 3—4 года за думана и начата большая новая ра. бота: опера-балет «Торжество Вакха». На основе юношеского стихотворения Пушкина А. С. Дар. гомыжский намеревается создать своеобразное и красочное музы- кально-театральное «действо». За граничное путешествие на время отвлекает его от . начатой работы. Композитор посещает Брюссель, Париж, общается с театральными музыкантами, -бывает . в театрах, жадно впитывает в себя разнооб разные новые впечатления. Париж ская большая онера не производит на него особого воздействия: она кажется ему «развалинами некогда прекрасного храма».. Критически относится он и .к французскому драматическому театру, который, по его мнению, так же, как и опе ра, отстал от жизни: «Драма. яв ляется здесь в напудренном пари ке». Зато французские водевили увлекают и восхищают его. и зло бодневностью своей, и остроумием, и живой театральность'Ю. Но едва ли не больше всего занимают его судебные процессы: «Быть свидетелем, — пишет он из Парижа, отцу, — живого рас сказа происшествия, где действу ют страсти человеческие, видеть са мих действующих ліпі и следить за развитием и раскрытием дела, — это. по моему, занимательнее всего ' на свете». Быть может, эти впечатления живой жизни d большей мере спо собствовали вызреванию у А. С. Даргомыжского убеждения в том, что и а искусстве -жизненная прав да должна быть превыше всего. Подобно. М. И. Глинке, А. С. - Даргомыжский за время зажранич-• ной поездки делает для себя .чрез вычайно важный вывод. По возвра щении в Петербург он пишет одно му из друзей:- «Советую тебе пошататься по Европе до осени... Шестимесячного путешествия для тебя ;; довольно будет, чтобы убедиться, что нет в мире народа лучше русского и что ежели существуют в. Европе эле-- менты поэзии, то это в России»; Крепнет убеждение, что подлин ный художник должен быть кров но связан с жизнью и искусством своего народа. Обостряется а связи с этим интерес к творчеству М. И. Глинки, к его смелым творческим дерзаниям. ' ' Но самого А. С. Даргомыжского в Петербурге ждет горькое разоЧа. рование: «Эсмеральда»,'■поставлен, пая, наконец, на-сцене,-успеха не имеет; в постановке «Торжество Вакха» дирекцией петербургского театра отказано, — «Драматиче ское творчество мое охладело», — (Окончание см. на 4 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz