Североморский летчик. 1945, январь.

19 января 1944 г., № 15 (395). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Майор Н. Куренок Об авторитете командира звена Командир звена—непосредствен-, яый начальник своих подчинен­ н ы х — летчиков, техников, механи­ ков, оружейников, и от того, как он воспитывает и обучает личный состав, как сам совершенствует летное мастерство,—зависит успех боевой работы и подготовки лет­ чиков. Это истина. Оіна доказана многолетней практикой боевой жизни авиации. В самом деле, о каком авторите­ та эвена можно говорить, если командир ©го сам лично, как воин, недостаточно дисциплинирован, как летчик—слабо владеет техни­ кой пилотирования, плохо стре­ ляет? Ясно, что авторитет—дело наживное и он зависит, главным образом, от самого командира. У нас в части командиром звена служит старший лейггенаят Швей­ ков. Это боевой, смелый и гра­ мотный летчик, но как воспитатель слабо работает с подчиненными. Отсюда его авторитет, ка.к коман­ дира звена, 'недостаточен. Подоб­ ные факты есть и в других частях. Об этом уже много говорили и пи­ сали. В своей статье я хочу сказать о \ других фактах, также влияющих на авторитет командира звена: не везде мы, вышестоящие коман­ диры, поддерживаем его, -как на­ чальника своих подчиненных, не всегда звено считаем опорой в своей работе. В некоторых частях командир звена, как непосред­ ственный начальник своих подчи­ ненных теряется, превращается в Рядового, летчика. Почему так получается? Начну прямо с фактов. Один из парагра­ фов «Н'ПіП-38».гласит: «Командир звена обязан знать технику пило­ тирования подчиненных ему лет­ чиков и ежемесячно проверять ее». 'Всегда ли проверяет у нас техни­ ку пилотирования у подчиненных летчиков командир эвена? Нет, не всегда. В большинстве этим за­ нимается или командир эскадрильи или его помощник. Отсюда коман­ дир эвена не знает всесторонне своих летчиков, не может указать им .на :: недостатки, помочь их исправить. По йастав.іению положено раз­ бор полетов в системе звена про- L ®одить командиру эвена. У нас же « это дело поручается только коман. / ДИІРУ эскадрильи или его помощ- f нику. Однажды лейтенант Кон лратьев выполнял со своим зве- I «ом задачу по отработке техники пилотирования от взлета до по­ садки. Разбор же этих полетов проводил командир эскадрильи капитан Тарасов, хотя в воздухе с летчиками не был. На раэборе ка­ питан указал не только на ошибки рядовых летчиков, но и очень резко критиковал Кондратьева. Разве нельзя было поручить раз­ бор полетов провести лейтенанту Кондратьеву? Или взять разбор полетов в си­ стеме эскадрильи. Почему часто на нем командир указывает на не:- достатки сразу и командирам звеньев и подчиненным «им летчи­ кам? Ведь от этого подрывается авторитет командира звена. Командир эвена, как я уже го­ ворил—начальник подчиненных и летчиков и техников. По правилам положено о готовности самолетов к вылету докладывать по следую­ щим инстанциям: механики само­ летов—старшему технику звена и командирам экипажей. Те, в свою очередь, — командиру звена. По­ следний — командиру эскадрильи, У вас <ке, миінуя командира звена, старшие.техники докладывают о готовности самолетов старшему, технику эскадрильи, а. тот коман­ диру эскадрильи. Все эта примеры говорят о том, что в части установились исписан­ ные правила, проведение кото­ рых в жизнь снижает автори­ тет командира звена. Порой ря­ довой летчик обращается по тем или иныім вопросам непосред­ ственно к командиру эскадрильи, не спрашивая на то разрешения командира эвена. Теряется у нас иногда и зве­ но, как боевая единица. Про эскадрилью всегда, например, мож­ но услышать: ■ «Это лучшая эскадрилья... Эскадрилья такая-то выполняет такую-то работу...», а о звене почти никто никогда не го­ ворит и не вспоминает. Взять да­ же такой мелкий факт, как состав­ ление списков личного состава. Почему они составляются у нас не по звеньям? Почему командиры звена теряются внутри списка между іВсвоими подчиненными и рядовыми летчиками из других звеньев? Получается так, что командир звена существует, как у нас в шутку говорят, «только в финчасти», когда, согласно зани­ маемой должности, получает де­ нежное содержание. Командир эвена—немалая фи­ гура в авиации. Повышению его авторитета во мінотом должны спо­ собствовать и мы, старшие коман­ диры. Чтобъі поднялся авторитет командира звена, нужно, по-моему, во-первых, самому командиру звена встать на свое место. Быть более требовательным, всюду по­ казывать пример высокой дисци­ плинированности, постоянно повы­ шать знания по материальной ча­ сти, теории полетов и аэронавига­ ции, уметь ответить летчику на любой интересующий его вопрос, научить его умело пилотировать машину, грамотно воевать. Коман­ дир звена должен понять одну истину: если он сам слабо подго­ товлен как летчик, ему трудно проверять у подчиненных технику пилотирования, указывать им на те или иные недостатки; во-вторых, командиру эскад­ рильи и другим вышестоящим командирам постоянно поддержи­ вать командира звена, всегда ви­ деть в нем своего основного бое­ вого помощника. Не подменять командира звена в работе, а помо­ гать ем/у, учить его я требовать. Надо решительно поднять авто­ ритет командира звена. ------о - Близится час нашей победы Войска I, Н-го .Белорусского и 1-іго Украинского фронтов продол­ жают свое наступление. Блестя^ щие успехи наших войск говорят об огромной силе и могуществе Красной Армии. Мы, дальние воздушные развед­ чики,. от всего сердца привет­ ствуем наступающие советские аірміии. Близ'ОК час нашей победы! Скоро Гитлеру и его армии будет конец. В ответ на успехи наших войск на территории Польши;, мы будем еще более бдительно нести дальнюю воздушную разведку, на­ стойчиво искать подводные лодки врага. Полностью очистить Барен- дово море от фашистских пира­ тов—такова задача, над решением которой неустанно трудятся наши воздушные разведчики. Капитан В. ЛЯТИН. Воспитание чести гвардейца С ПАРТИЙНОГО В гвардейской часта про­ шел партийный, актив, С. докла­ дом' «Воепитанйе честя reapдей- ца-сафановца» выступил гвардии >айО'Р т, Усков. В своем докладе он рассказал о боевом пути части под гвардейским знаменем. Полк за время Отечественной войны имеет большой боевой счет. В пол­ ку выработались свои боевые тра­ диции, определился сафоновский стиль боя. Честь гвардейцев оправ­ дана з.наступательных боях за ос­ вобождение 'Советского Заполярья. Полк завоевал почетное наимено­ вание «Печеигского», а' личный со. став вместе с другими частями, штурмовавшими 'Петсамо « Кирке­ нес, трижды Получил благодар­ ность товарища Сталина. Ведущую роль в воспитании чести гвардейца занимают комму­ нисты. Об этом свидетельствует большой рост рядов партийной ор­ ганизации. В партийно-политиче­ ской работе по воспитанию гвар­ дейской- чести используются раз­ личные формы. Докладчик отме­ тил в качестве недостатка отсут­ ствие индивидуальной формы воз­ действия в воспитательной работе. Молодые гвардейцы еще мало зна. ют о традициях й боевых подвигах' сафоновцев. Докладчик раз’яснил, что поня­ тие о гвардейской чести включает прежде всего беспредельную пре­ данность своей Родине, партии Ленина —^ Сталина, любовь к воинской .профессии и постоянное совершенствование в ней, умелое воспитание подчиненных, высокую дисциплинированность. —Надо чаще проводить офицер, ские собрания, — сказал в своем выступлении Герой Советского Союза гвардии капитан Л. Коло- миец, ■—потому что они являются хорошей формой воспитания офи­ церов. Надо .быть непримиримым к недостаткам, к нарушениям, уметь замечать их и во-время пресекать. — Например, был случай, когда молодой офицев, командир звена, буквально прошел мимо явного на­ рушения дисциплины своими под­ чиненными. Партийная организация, должна лучше помогать команди­ рам в воспитании у личного соста­ ва дисциплины, достойной .гвар­ дейцев. — Молодые Летчика еще мало знают о традициях полка, — гово­ рит гвардии старший лейтенант Го. лоднкков. — Мы редко напоми­ наем. что мы гвардейцы. .Некото­ рые летчики, из молодых, незнако­ мы с биографиями людей, создав­ ших честь гвардейскому полку, та­ кими героями, как Павел Орлов,, АКТИВА ЧАСТИ Мастер сафоновского корот­ кого удара гвардии лейтенант Е. Гредюшко. Фото А. Юзвенко. ." ® Павел Обувалов, Пет:\.('.емспонко. Эта молодежь .еще далека до со­ вершенства в летном деле и иног­ да пренебрегает .советами опытных’ летчиков, "Еслй бы они знали био. графин наших, героев-, то им было бы известно о большой скромности наших выдающихся боевых детча- коа-гвярДейцев. Надо собирать;; « учить, воспитывать на этих сбора-х. командиров ’ молодых экипажей.. Парторганизации следует обратить больше .внимания ка. воспитание скромности у гвардейской молоде­ жи и решительно бороться с, зд- знан-ст'вом. ..: . т О воспитании у технического со. става не только специально техни-, ческих навыков у своих подчинен­ ных,'но также и гвардейских воин­ ских'качеств, — говорил гвардии тсхиик.-яё'йтенант Шаров. .' 'C содержгтелЬкь::.:::.речами вы•- ступил;; ’на активе тт. Старков, БеседНых, Петухов; Климов,. Анто» нов и другие коммунисты. ... На партактиве'части в заключе­ ние .выступил полііэлксвник-т/П-ро- някоз. . : . vii' - V' Партийный актив у гвардейцев' прощел по-деловому.. Па'-дожладу- ■ принято решение? в котором;наме­ чен» практические мероприятия по* улучшению партийно-политической. работы л .воспитания чести гвар­ дейца. , К. ЗАХАРОВ: ш / і Ш ^ " * * * % f j £ £ t А С. ДАРГОМЫЖСНИЙ M ^ u 18! 3 ГОДУ познакомился я с .• « ' — рассказывает л ^ртомыжский в своих авто- №ских «заметках». \ 4 П 2 Г ИСЬ МЬ1 с пим Раза 3— 'были ЛЮ| а спустя месяца два я был в нылу моло. тейскиу імОГТЯХ наслаждений жи- четим n w roro Т а:ли «Ь! с ним в симфонии ка , И Ум Р'поры Мендельсо. ѵокя н с Усайин» был у .него н^исан. Я был в В09х®ценіщ от него...». ский не ыжГк! A' С' Да,ргомыж‘ своего точно называет год с м . И . Глин- ^Домі-яійлмвП!>аиіэоШіЛО’ ' вероятно, Ии>» бад ѵ іі103*6’ €СЛИ <<СУса‘ 1 сан». Ип «вполовину напи- ^ з н а к о м е й В Э-т-ом: важно To' ,с М. И. Глинкой і оказада^ ,на д .г с ji - I серьезно* « * Даргомыжского і До вст-печи благотворное влияние, ский, виаимл ЛИ|НК°Й Даргомыж- Н€ ИОМ«ВДлял о м-у* I - .^ ^ е л е д в с т и (большого размаха и был увлечен тем, что сам он именует ’«житейскими на­ слаждениями». Родом он, как и М. И. Глинка, был ив Смоленской -губернии (ро­ дился в селе Даргомыжское — неподалеку от Юхяова—в 1813 г.). О.днаКо деревня русская не оста­ вила в его сознании сколько-ни­ будь заметного следа, ибо в пяти­ летием возрасте, он уже попал в городскую обстановку. Отец буду, щего композитора принадлежал к той категория людей, которых прежде именовали «незаконнорож- деиными». Упрочить свое жизнен­ ное положение; е;міу удалось за счет ума,, энергии и суровой дело­ витости. От отца А. С. Даргомыж­ ский унаследовал, вероятно, ту зоркую наблюдательность, то трез. вое, комическое, порой даже иро­ ническое отношение к окружающе, му, какое свойственно было ему в зрелые годы. Иным было влияние м а т е р , тяготевшей к поэзии, к Ив. Ремезов © изящной литературе — особенно французской. Общее образование А. С. Дарго­ мыжский получил дома под руко­ водством приходящих учителей. Музыке он начал обучаться с восьміилетнего возраста. К ДваДца. тя годам, по его собственным сло­ вам, он «ноты читал, как книгу, и участвовал (в качестве пианиста) во многих любительских концер­ тах». Тут-то и произошло знакоім!- ство с М. И. Глинкой, которое за­ ставило А. С. Даргомыжского над многим призадуматься. По совету Глинки и с его помощью он изучает теоретические основы«музыки, зна­ комится с классическими сочине­ ниями западноевропейских компо­ зиторов и мало-по-малу приходит к мысли приняться, по примеру свое­ го земляка, за сочинение оперы. Петербург в эти годы зачитывает­ ся романом Гюго «Собор Париж­ ской Богоматери». Всегда тяготев­ ший (под ,влиянием матери) к фран. цузской литературе, А. С. Дарго­ мыжский останавливается на этом произведении и называет свою бу­ дущую оперу именем героини, ро­ мана Гюго «Эсмеральда». Законченную в 1839 году оперу он представляет в дирекцию пе­ тербургского оперного театра и... семь лет не получает оттуда ника­ кого ответа. С горечью вспоминал он потом, какое гнетущее впечат­ ление производило на него это не­ стерпимо долгое безмолвие дирек­ ции. Однако творческого оружия он не сложил. Через 3—4 года за­ думана и начата большая новая ра. бота: опера-балет «Торжество Вакха». На основе юношеского стихотворения Пушкина А. С. Дар. гомыжский намеревается создать своеобразное и красочное музы- кально-театральное «действо». За­ граничное путешествие на время отвлекает его от . начатой работы. Композитор посещает Брюссель, Париж, общается с театральными музыкантами, -бывает . в театрах, жадно впитывает в себя разнооб­ разные новые впечатления. Париж­ ская большая онера не производит на него особого воздействия: она кажется ему «развалинами некогда прекрасного храма».. Критически относится он и .к французскому драматическому театру, который, по его мнению, так же, как и опе­ ра, отстал от жизни: «Драма. яв­ ляется здесь в напудренном пари­ ке». Зато французские водевили увлекают и восхищают его. и зло­ бодневностью своей, и остроумием, и живой театральность'Ю. Но едва ли не больше всего занимают его судебные процессы: «Быть свидетелем, — пишет он из Парижа, отцу, — живого рас­ сказа происшествия, где действу­ ют страсти человеческие, видеть са­ мих действующих ліпі и следить за развитием и раскрытием дела, — это. по моему, занимательнее всего ' на свете». Быть может, эти впечатления живой жизни d большей мере спо­ собствовали вызреванию у А. С. Даргомыжского убеждения в том, что и а искусстве -жизненная прав­ да должна быть превыше всего. Подобно. М. И. Глинке, А. С. - Даргомыжский за время зажранич-• ной поездки делает для себя .чрез­ вычайно важный вывод. По возвра­ щении в Петербург он пишет одно­ му из друзей:- «Советую тебе пошататься по Европе до осени... Шестимесячного путешествия для тебя ;; довольно будет, чтобы убедиться, что нет в мире народа лучше русского и что ежели существуют в. Европе эле-- менты поэзии, то это в России»; Крепнет убеждение, что подлин­ ный художник должен быть кров­ но связан с жизнью и искусством своего народа. Обостряется а связи с этим интерес к творчеству М. И. Глинки, к его смелым творческим дерзаниям. ' ' Но самого А. С. Даргомыжского в Петербурге ждет горькое разоЧа. рование: «Эсмеральда»,'■поставлен, пая, наконец, на-сцене,-успеха не имеет; в постановке «Торжество Вакха» дирекцией петербургского театра отказано, — «Драматиче­ ское творчество мое охладело», — (Окончание см. на 4 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz