Североморский летчик. 1945, январь.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 17 января і944 г., № I:] Гвардии капитан К. Кутычкин Поиск и уничтожение подводных лодок противника Опыт войны на море показывает, что авиация является эффектив­ ным средством поиска и уничтоже­ ния подводных лодок. Нам извест­ ны многочисленные примеры, ког­ да летчики находили в море немец, кие подводные лодки и своим ору­ жием топили их. Летчиками нашей части п этом отношении проделала большая работа. Неся проочюоло- дочную разведку, экипажи т а р . лейіцев-торпедоіюсцев в 1943 году и Баіреицоюм, Белом и Карском морях обнаруживали десятки под­ водный пиратов врага и обеспечи­ вали свободный проход многих ка­ раванов союзников. Летчик1-торпе­ доносец Герой Советского Союза Францев в крейсерских полетах потопил две немецких подводных лодки. Об опыте, который мы имеем п этой области, я и хочу рассказать. Прежде всего о поиске. Как правило, поиск организуется в свет­ лое время суток. Перед вылетом экипажам ставится задача с указа­ нием: .а) района поиска, б) продол­ жительности полета, в) порядка связи и донесений, г) порядка сме­ ны самолетов и д) методов и спо­ собов лоиска. Кроме тщательной проработки и изучения всех этих вопросов, экипаж должен уделить особое внимания изучению района поиска и главное метеорологиче­ ских условий по ■синоптическим картам, ибо вылет, как правило, расчитывается на значительное время. Поиск подводных лодок против­ ника производите» чаще всего ме­ тодом визуального обследования площади моря экипажами самоле­ тов. Основной тактической едини­ цей при поиске служит пара, в ко­ торой интервал между ведущим и ведомым равен примерно половин­ ному перекрытию дальности веро­ ятного обнаружения нротмвиши. В Баренцевом и Карском морях поиск подлодок почти всегда за­ труднен штормами и непогодой. Тли, при штормах 5—6 баллов на поверхности моря появляются бе­ лые «барашки», которые, особенно при длительном пребывании эки­ пажа в районе поиска, дают впе­ чатление «сплошных перископов». Мне помнится один случай, когда мы с летчиком Шемякиным, про­ летав более 4-х часов над морем потеряли способность «видеть» (нам казался каждый «барашек» перископом). Такая трудность по­ иска требует выделения большого наряда самолетов с построением маршрута галсообразно. Здесь так­ же следует учитывать, чтобы пло­ щадь поиска была разбита на каадраггы или прямоугольники и каждая такая частица закрепля- I О.Ннг? ■*:> Ш лась за определенными парами экипажей, ' Какие тактические приемы при­ меняли мы в поиске подводных ло. док противника? Лучше всего про­ изводить поиск парой на опреде­ ленной площади, на высоте 300 — 500 метров и при минимальной ско. роста — 200—240 километров в час. Как показал опыт, в Баренце­ вом іморе лодки обнаруживаются только в надводном положении или под перископом. Корабль в под­ водном положении, из-за плохой прозрачности воды и штормового состояния не обнаруживается. В Белом море возможно обнаруже­ ние под водой и даже в том слу­ чае, когда она «отлеживается» на грунте. В случае обнаружения самолета­ ми подводных лодок противника, особенно в позиционном положе­ нии, экипажу следует немедленно ее атаковать прямо с хода. Одна­ ко не следует в первой атаке пол­ ностью «разряжаться». Надо обя­ зательно оставить 1—2 противоло­ дочные бомбы для повторной ата­ ки или для новой пели. Для борьбы с подводными лод­ ками могут применяться не только специальные ПЛАБ’ы. Мы реко­ мендуем применять также обстрел лодок пушечно-пулеметным огнем. Это особенно важно ва время ата­ ки лодки, находящейся в позици­ онном положении. Тут задача эки­ пажа состоит в том, чтобы любы­ ми средствами добиться срыва вы­ хода лодки в атаку. Если подводная лодка обнару­ жена в походе а крейсерском или других положениях, рекомендует­ ся с атакой не торопиться. Надо точнее прицелиться, выйти боевым курсом в плоскости ветра (по вет­ ру или против него) в сбрасывать бомбы, «зная, что они наверняка по­ разят цель. Наши советские ПЛАБ’ы — весьма эффективное противолодоч. ное оружие. При разрыве ПЛАБ даже самого малого калибра под­ водной лодке наносятся серьез­ ные пораіЖения. Так если ПЛАБ- 100 разорвется в 10-ти метрах от лодки, то взрывной волной проби­ вается наружный корпус корабля. Даже если ЛЛАБ-ІОО разорвется в 20-ти метрах, лодка получает сильную «контузию», т. е. выходит из строя ее электрооборудование, повреждаются аккумуляторные ба­ тареи и т. п. Экипаж, вылетающий на задание, должен иметь с собой готовыми все расчеты, ибо .вдоле-те ашч-астую. заниматься ими некогда. Главное необходимо иметь расчетную таб­ лицу углов прицеливания. Ниже я привожу таблицу углов прицели­ вания для ПЛАБ-100 с наи­ более эффективных высот порядка 300—600 метров, при скорости 250 километров в час при встречном и попутном ветре. 1 Высота I ! Штиль Скор, встречного ветра Скорость попутного ветра 2 м.с. 4 м.с. 16. м.с 18 м.с. 1 10 м.с. 2 м.с. 4 м.с. 6 м.с. 8 м.с. ! 10 м.с, 300 17 15 14 13 12 10 20 24 27 30 33 400 13 12 11 10 7 7 16 19 22 25 28 500 10 9 8 7 Э 5 13 16 18 22 24 600 8 8 7 6 4 4 11 14 16 18 21 Дальнее крейсерство торпедоносцев Наша торпедоносная авиация стала важнейшим средством воз­ действии на дальние морские ком­ муникации противника. Взаимодей­ ствуя с разведчиками, дальними бомбардировациікаміи и подводными лодками, самолеты-торпедоносцы нанесли врагу большой урон и оказались способными в опреде­ ленной степени парализовать дви­ жение на важнейших морских пу­ тях, связывающих! немецкие при­ морские группы с глубоким тылом. бдниім из основных методов дей. ствий торпедоносцев на дальних коммуникациях, особенно в слож­ ные метеорологических условиях, когда затруднено управление груп­ пой, являются крейсерские полеты. Прорвавшись к вражеским бере­ гам — в районы, где немцы не ожидают появления советских са­ молетов, торпедоносец-«охотник» почти всегда легко находит себе цель и наносит удар по ней при от­ носиггелыно слабом сопротивлении противника-. Тактика свободной «охоты» ро­ дилась в разгар войны. Сначала в крейсерские полеты посылались лишь немногие, наиболее подго­ товленные экипажи. И это понят­ но, ибо действия одиночного само­ лета а глубоком тылу противника без поддержки истребителей тре­ буют исключительно высокого ■искусства маневра, безупречной техники пилотирования, умения использовать все особенности об­ становки и технические возмож­ ности машины не столько для обо. роньв от вражеских истребителей, сколько дли того, чтобы вообще избежать встречи с самолетами противника'. Большинству командиров под­ разделений торпедоносной авиации делает честь то, что они быстро и правильно оценили особенности свободной «охоты» на дальних коммуникациях противника и су­ мели в соответствии с этим орга­ низовать подготовку экипажей. За короткий срок были подготовлены значительные кадры мастеров сво­ бодной «охоты». Вслед за прослав, ленными летчиками Борзовым, Ша­ мановым, Гарбузом, Пироговым стали совершать успешные крей­ серские полеты десятки других экипажей. Меньше чем за год мо­ лодой экипаж Героя Советского Союза Францева потопил 6 враже­ ски» кораблей,, а том числе 2 под­ водные лодки,. За то же время 7 судов противника отправил на дно гвардии капитан Евграфов. Моло­ дой летічик Шишков, воюющий; всего полгода, довел свой личный боевой счет до 11 уничтоженных немецких кораблей и стал недавно Героем Советского Союза. іОпыт подраізделениій, воспитав­ ших таких летчиков, свидетельст­ вует q там, что мы имеем неогра­ ниченные возможности расширения контингента экипажей, способных совершать крейсерские полеты на дальние коммуникации врага. Из этого, однако, не следует Делать вывод, что такие полеты не требу­ ют специальной подготовки, глу­ бокой и целеустремленной. В оди­ ночном крейсерстве перед экипа­ жем всегда встают трудности, с которыми в обычном полете груп­ пой встречаться не приходится. Торпедоносец, огпра®ляюоцийся в дальнее крейсерство, берет мак­ симальный запас горючего и начи­ нает полет чаще всего в темное, время суток, чтобы за ночь пройти путь до района поиска и на рас­ Уничтожение подводных лодок противника не может, конечно, ог­ раничиться лишь применением с пециальных противолодоч ных бомб. Как показал опыт, для этой цели может успешно применяться торпедное оружие. Нам хорошо из. постны две замечательные победы Героя Советского Союза гвардия старшего лейтенанта Францева. Разберем эти атаки. 21-го января прошлого года эки­ паж Францева в крейсерском по­ лете у берегов Северной Норвегии, в 3-х километрах восточнее остро­ ва Инге, обнаружил подводную лодку противника, которая находи­ лась в крейсерском положении без хода. Выйтя в атаку в 12 час. 30 минут с б т о г о курса 240 град., Францев торпедировал ее. Данные атаки: дистанция—400 метров, кур. совой угол — 90 градусов, высо- т а _ ~ 25 метров, скорость — 190 миль а час. В результате экипаж наблюдал сильный взрыв и потоп­ ление подводной лодки типа «Пан. терас». (См. схему). Позже, 4 мартаі, Францев также в крейсерском полете поблизости острова Квалес обнаружил две подвод в ы іх лодки в охранении од­ ного миноносца, шедших в строю кильватера. В 17 час. 23 мин. тор­ педоносец произвел атаку по мате­ лоту. Данные атаки: дистанции — 600 метров, боевой курс—130 гра­ дусов, курсовой угол — 90 гра­ дусов, высота — 30 метров и ско­ рость — 90 миль в час. Несмотря на сильное противодействие зенит­ ной артиллерии с миноносца и подводных лодок, Францев вышел 7ГЖТГросШгр~й фотографирования результата, и в 17 часов 28 минут атакованной лодки не наблюдал. Она была по­ топлена. Из приведенных примеров мож­ но сделать вывод, что успешную борьбу с подводными лодками про­ тивника могут вести не только специально предназначенные и сна. ряженные экипажи, но и другие виды авиационного оружия как-то: торпе доносцы, бомбардировіцики. Важно лишь, чтобы в каждом слу­ чае вылет на поиск и уничтожение подводного врага был тщательно подготовлен, чтобы экипажи на­ стойчиво искали врага и по обна­ ружении беспощадно его топили. свете внезапно нанести удар по вражеским кораблям. Следова­ тельно, летчикам, выделенным для свободной «охоты» на дальних коммуникациях противника, надо прежде всего привить навыки ноч­ ного взлета с большой нагрузкой. Большое внимание при подго­ товке экипажей к свободному крейсерскому полету должно уде­ ляться выбору маршрута и трени­ ровке в высотных полетах, ибо со­ ответствующие навыки так же не­ обходимы летчику торпедоносной авиации, как и умение вести ма­ шину бреющим полетом. Пошет с кислородомі, как известно, быстро утомляет экипаж, не прошедший длительной высотной тренировки, приучающей бережно расходовать силы, экономить движения. Современная :война показала ог­ ромное значение ночной подготов­ ки для всякого летчика. >Но осо­ бенно важны навыки; ночного само­ летовождения для «охотников», действующих на дальних коммуни­ кациях. Здесь почти каждый вылет связан с пилотированием машины по приборам и радио. Точность прокладки, уверенность в безоши­ бочности ориентировки играют ре- нцаіющую роль в обеспечении успе­ ха дальнего полета. Потеря ориен­ тировки почти всегда грозигг сво/», Лео нт ьев РУССКИЙ язык Ка самом лучшем н.іыке Поговорим с тобой, прохожий. Он грозен дли врага— похожий На грохот грома вдалеке. И словно влажный плеск волны Он ласков с девушкой любимой, В нем слышен, еле уловимый, Широкий шопот тишины. С ним не сробеешь ни на миг, Какая 6 ни пришла невзгода. Он больше, чем простой язык: Он— воля и душа народа. ------О— Учеба молодых экипажей В Іі-ское гвардейское подразде­ ление из авиаучилища прибыли молодые экипажи торпедоносцев. ■Командование части организовало для «ах. систематическую учебу, включив в программу изучение необходимых авиационных дисци­ плин. Молодые летчики и штурманы знакомятся с северным военно- морским театром, изучают районы действия нашей торпедоносной авиации, устройство Моторов* и са­ молетов, на которых им предстоит летать. Особенно много внимания вводу в строй молодых летчиков уде­ ляет майор т. Те плов. Ю. КОСТРОВ. ---о— Занятия с разведчиками Одной из задач, которая сюит перед разведчиками Н-ского под­ разделения, является поиск и уничтожение подводных лодок. Особенно актуальна она сейчас. Недавно инженер-капитан тов. Зельманоа провел с летчиками- раЗ'Ведчиками, 'Штурманами > ра- -д — sm fw riitr ffa тему: «Поиск подводных лодок противника». Занятие прошло жи­ во н интересно. Конференция по вооружению — Хорошо ли знаете вы воору­ жение самолета? — такой вопрос стоял на технической коігферен- ЦИИ, состоявшейся на-днях в Н-скоіі истребительной части. Летчики, техники и вооруженны разобрали устройство пушек и пу­ леметов, установленных на эк- спло атируемых ими самолетах, а также характерные отказы в ра­ боте вооружения и способы устря-- нения и*. Конференцией по вооружению руководил инженер-капитан т. Козьмин. бодному «охотнику» срывом боево­ го задания. Усиленная отработка техники пилотирования и воспитание штур­ манских навыков должны соче­ таться с глубокой тактической под­ готовкой свободного «охотника». Командир находящегося в крейсер­ стве торпедоносца должен уметь заблаговременно наметить себе ми­ нимум два варианта поиска враже­ ских кораблей и самостоятельно избрать наивыгоднейший я даяний обстановке метод атаки, равно как и способы уклонения от боя с истребителями противника.. Есте­ ственно, для этого необходимо, чтобы экипаж был хорошо осве­ домлен об оперативной обстановке на театре, имел представление об интенсивности движения враже­ ских караванов, знал используемые ими основные курсы и фарватеры, а также обладая навыками опреде- лятЬ с одного взгляда тоннаж, а следовательно, и осадку корабля. Направляясь в квадрат, где, по Данным предварительной разведки, вероятна встреча с кораблями про­ тивника, экипаж торпедоносца должен еще на земле .подготовить­ ся к атаке с хода. Такая атака вы­ годна своей 'Внезапностью, являю­ щейся, как известно, одним из

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz