Североморский летчик. 1945, январь.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК И января 1945 г,-, № И (391). Лейтенант С. Панкраіиин Записки воздушного разведчика IV. НАШЕ ПРАВИЛО, НАШ ЗАКОН. Однажды молодо.» летчик К., вернулся с боевого задания сильно подбитый. Когда мы спросили, где и от кого ему так. попало, К., не смог ответить к растерянно ра"лю ди.ч руками: «Летел, ничего не ви дел ііі но чувствовал и вот...». Как выяснилось позже, летчик был подбит вражескими истреби телями, которые напали на него из-за облачности. Никудышняя осмоторителыюсть, плохое рас пределение внимания и воздухе, неумение все видеть едва не по губили молодого разведчика. Случай с К. всесторонне обсуж дался летчиками всех подразделе ние!. Многие товарищи крепко критиковали К., говорили, что по добная «осмотрительность» не простительна не только воздушно му разведчику, но и любому лет чику. «Разведчики обязаны видеть больше всех, замечать все на своем пути. Никакая мелочь не должна ускользать от всевидя щего ока разведчика» —эти слова выражают одно из самык важных качеств разведчика. Я на вою жизнь запомнил, каік настойчиво требовал от своих лет чиков видеть все Герой Советско го Союза капитан Елькин, Когда он давал молодым летчикам про возные по маршруту, обязательно экзаменовал их на осмотритель ность. Летая вместе с молодым, Елькин интересовался как его ученик замечает даже самые мел кие предметы. Он спрашивал, на пример: «Что видите справа по курсу?». (У меня был случай, ког да я не заметил плавающие около берега бревна). И потом говорил: «Плохой из вас разведчик, бревна тоже надо замечать». Не случай но. конечно, Елькніп летал и ни когда не боялся встречи с врагом, ибо его зоркий глаз всегда пер- мим обнаруживал немецких метре* ПителеІІ. А кто первый увидит, Iот победит и о бою, тот и без боя может уйти незамеченным. Замечательное качество воздуш. нога разведчика видеть все очень важно не только к целях самообо роны. Оно дает возможность поч ти в каждом полете помимо своего основного задания решать самые разнообразные задачи, значение которых подчас немаловажно. Воздушного разведчика часто называют «бродягой» воздуха. И действительно, ему приходится ча. сами «бродить» над морем, над побережьем и над сушей. Бывая продолжительное время -в воздухе, он видит многое, что непосред ственно не входит и его плач по лета, но что очень важно для других. И вот если разведчик бу дет замечать, обо всем доклады вать,, а порой н сам непосредствен но выполнять ту или иную «по бочную» задачу, то почти в каж дом полете он принесет большую пользу и себе и другим . В одном вылете, на обратном маршруте, я заметил вдали от се бя одиночный тяжелый самолет. Осмотрелся. Километров а 20...30 дальше увидел большую группу самолетов. Принимаю решение — 1уточнить, что это за самолет я что с ним. Подошел и узнал: наш торпедоносец. Белая струйка ды ма, тянущаяся вслед за правым мотором, говорила_о том, что тор педоносец подбит, Решаю немед ленно оказать помощь. Связался по радио с основной группой, вы знал истребителей. Потом распро щался и ушел своим курсом. В другой раз во время полета на разведку П-ского сектора со мной случилось следующее. Иду почти на бреющей высоте. Види мость хорошая. Как всегда, когда пролетаешь вблизи береговой чер ты, отсчитываю знакомые ориен тиры. Между прочим, ориентирами у нас служат не только такие важ ные и приметные точки, как скажем высоты,, населенные пункты, фи орды. Для разведчика важно знать и такие мелочи, как наличие на бе. регу рыбацкой халупы, баркаса, к т. п. Так вот, иду и отсчи тываю. По моим расчетам через некоторое время впереди должно появиться большое судно, выбро сившееся давно на берег и лежа щее там без всякого надзора. Правда, последнее время, летав шие сюда товарищи показывали, что, как будто, немцы делают по пытки восстановить это судно. Внимательно смотрю вперед. Ви жу: на том месте появляются взрывы. Осматриваюсь. Оправа, километрах в 30-ти, группа само летов. Решаю узнать какие само леты. Оказались наши. Недолго думая, принимаю решение фикси ровать удар. Фотографирую и пос ле выполнения основного задания возвращаюсь домой. Мои снимки, как нельзя лучше, пригодились командованию. Иногда бывает так, что развед чик может, не и ущерб выполне нию своего задания, оказать не оценимую услугу другим экипа жам. Летчики нашего подразделе ния по раз оказывали услугу торпедоносцам, штурмовикам,эки пажам торпедных катеров. Покажу это на двух примерах из своего боевого опыта. Как-то мне одному довелось игг- ти на фиксацию удара самолетов по неменкой базе. Задание преду сматривало полет самостоятель ный, так что я имел в запасе неко торое время. Неподалеку от ука занного района, в стороне, я за метил два своих торпедных кате ра, прикрываемых истребителями. Отворачиваю к ним, чтобы подой ти ближе. Даю опознавательные. В это время справа замечаю не сколько самолетов противника. Пара из прикрытия вышла к иим и завязала бой. Важу нашим трудно, а немцы, имея под плоскостями бомбы, пытаются во чтобы то ни стало прорваться и отбомбиться по катерам. Принимаю решение: хоть немного, на помочь своим. Даю газ и вступаю в бой. Не сколько моих очередей, а главное появление нового самолета по действовали на фрицев. Они бес порядочно побросали бомбы, а когда вступила в бой наша чет верка, совсем вышли из боя. Я же успел своевременно притти к цели, Действующая Армия. Стрелковое подразделение на марше. Фото Э. Евзерих'инз. Фотохроника ТАСС. сфотографировать результат удара и благополучно вернуться на свой аэродром. Разведчик-фиксатор, как прави ло, возвращается домой вместе или даже раньше ударной группы. Однако в первое время отхода от цели он остается позади. И вот тут-то почти всегда ему бывает множество «работы». Лично у меня было несколько случаев, когда на обратном пути приводи лось оказывать помощь пострадав, шим в бою экипажам. Расскажу об одном из них. Недалека от нашей береговой черты на воду приземлился под битый торпедоносец. Истребители прикрытия видели это, но остать ся не могли ни минуты, из-за не достатка горючего. Оценив поло жение, я решил прикрыть това рищей, которые благополучно вы брались на шлюпку. Эволюциями своего самолета я направил к экипажу спасательный катер и тот немедленно принял летчиков на борт. Вся эта операция заняла у меня буквально минуты, так что я еще успел догнать основную группу. В воздухе видеть все, своим по могать, а врага фиксировать и если есть возможность — уничтожать — золотое правило и закон воздуш ного разведчика. Говоря об этом законе:, я хочу остановиться «а вопросе взаимовыручки я взаимо помощи между экипажами развед чиков, поскольку, как мы говори ли выше, очень часто летать на разведку и фиксацию приходится в паре, а то и в группе. Какой должна быть пара раз ведчиков? Каково должно быть взаимодействие между ведущим и ведомым? іКогда я останавливался на маневре во время фиксации, там подробна были разобраны вопросы взаимодействии. Ясны: они и п том случае, когда пара разведчиков ведет воздушный бой. Но каким должно быть взаимодействие при поиске, при обычной нашей раз ведке? Мне долгое время приходилось летать на разведку и паре, быть и ведущим и ведомым. Что можно сказать из опыта своих полетов? Прежде всего, пара должна как-то распределять между собой сектора наблюдения. Причем, ведущий, как правило, отвечает за переднюю сферу, а ведомый за заднюю. Если конвой или другая какая-либо цель обнаружена', определение все'х ее необходимые данных про изводится, как ведущим, так И ве домым. ВажнО при этом правильно оценить обстановку. Бывает так, что вначале выгоднее выйти на цель одному, а другому походить в стороне, бывает и наоборот—вы годнее появляться над ней сразу обоим. Говорят, ведущий это меч, а ведомый его щит. Для пары раз ведчиков эта формулировка при годна не только в воздушном бою, но и в обычных полетах. У меня и моего .ведомого летчика Бугакова был однажды такой случай. Шли мы над территорией противника бреющим. Неожиданно я почув ствовал сильный удар по голове и почти потерял сознание. Лицо мо ментально оказалось залитым кровью, кабина наполнилась непо нятным туманом и мелким пу хом. Как выяснилось, это было обыічное явление, мой самолет столкнулся с чайкой, которая от сильного удара пробила толстое стекло фона.ря -и ударила меня по голове. Пока я приходил в себя, мой самолет шел уже неправиль ным курсом. Это сразу увидел ве домый. Он выскочил вперед и по казал направление, по которому следует продолжать полет. Этот пример, да и многие дру гие подтверждают большое преи мущество полетов на разведку в паре. Важно только, чтобы пара всегда, в любых условиях, состав ляла одно целое, была крепкой и единой, способной, правильно взаимодействуя, решать все за дачи. (Окончание следует). Технический экипаж самолета-торпедоносца. Недавно на ма шине, которую подготовили старшие сержанты тт. Коваленко и Кузнецов, старший Лейтенант Б. Маслов потопил немецкий транспорт. ♦ ф [ВСЕ ЛИ В ПОРЯДКЕ? ПАРТИЙНОЕ БЮРО ПЛОХО РУКОВОДИТ УЧЕБОЙ МОЛОДЫХ КОММУНИСТОВ —• У нас все в порядке. Занятия с молодыми коммунистами прово дятся регулярно и на высоком уровне. Так ответил мне парторг т. Силаков на вопрос о том, как налажена теоретическая учеба с кандидатами ВКГІ(б). Однако при проверке выяснилась иная карти на. Партийное бюро даже не удосу жилось обсудить состав групп и не наметило руководителей заня тий. С одной группой кандидатов занимается сам парторг, а другая— вот уже второй месяц «занимает ся!» самостоятельно. Общее руко водство ею осуществляет тот же т. Силаков, на конкретно руково дить он, конечно, не в силах. О том, как в обеих группах проходили первые занятия, говорят следующие факты. Пренебрегая установленным положением, здесь решили проводить одно ’заня тие в месяц, причем само дело организовали плохо. На первом же занятии присутствовало около двух третей слушателей. Каза лось бы, что партийная организа ция должна была немедленно проявить беспокойство, повлиять на коммунистов, нежелающих по вышать свой идейный уровень. Этого не произошло. Не помогли наладить нормальную учебу ни т. Свиногеев, ни т. Копте®. Поэто му на второе занятие явилось не многим более трети слушателей. Кстати, журналы учета посещае мости ведутся небрежно, трудно установить по ним, какие темы изучены, кто руководил занятием'. Кандидат в члены партии т. 'Ро гуля по неуважительным причи нам не был ни на одном занятии, т. Потапов не явился на второе занятие. Однако, парторг подраз деления т. Ткаченко ничего не сделал для того, чтобы привлечь их к учебе. Это тоже не случайно. Сам т. Ткаченко редко берется за .кни гу, мало читает, недостаточно по вышает свой идейный уровень. Естественно., что он не может тре- бовать и от своих коммунистов серьезной политической учебы. 0 бездеятельности и нетребователь ности т. Ткаченко знает парторг части г. Силаков. Но пользы от этого пока нет никакой. Видимо по той же причине низка и требо вательность партийного бюро к активистам. Парторганизации подразделений не проверяют, не контролируют самостоятельной учебы коммуни стов. Многие молодые члены пар тии предоставлены сами себе. Ни консультаций, ни собеседований между занятиями не бывает. Прой. дениый материал не закрепляется и поэтому качество учебы остает ся низким. Становится странным, почему же партийное бюро части не вол нует то обстоятельство, что ре шения партийных собраний о поли тической учебе коммунистов оста ются невыполненными, почему партийное бюро не заслушивает на своих заседаниях активистов, ко торым поручено руководить .поли тической учебой.- Необходимо изменить отношение к политическому воспитанию ком мунистов. Они ждут от партийного бюро повседневной помощи лек циями, консультациями, советом, ждут продуманных, хорошо орга низованных занятий и грамотных, любящих свое дело руководите лей. Гвардии подполковник И. МЕІЦЕРИН. БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ С докладом на такую тему на , собрании коммунистов подразделе- 1 ния гвардии капитана Максимови ча выступил Герой Советского Союза гвардии капитан т. Климов. Он показал жизнь и боевую рабо ту подразделении с начала войны по настоящее время. Докладчик рассказал о масте;рстве Героев Со ветского Союза Орлова и Кова ленко, воевавших в подразделе нии, ,а летлякак-гвардейцах, про должающих множить традиции Са фонова. Докладчик на ярких примерах показал работу технического со става, освоившего новую мате риальную часть, и в трудны* ус ловиях Севера содержавших само леты в постоянной боевой готов ности. Герой Советского Союза т. Кли мов призвал личный состав под разделения свято блюсти и мно жить боевые традиции гвардейцев* сафоновцей. Летчик Голодников, выступив ший после докладчика, рассказал о своих воздушных боях на «Хар- рикейнах», а также о последи® воздушных боях лета и осени прошлого года. Офицеры-техники Воронин, Шаров, Коносов, Ильин, Азубкое говорили о том, как ра ботали с первых дней организаций полка, осваивали новую материаль ную часть, обеспечивали победу летчикам. Коммунисты приняли решение в котором говорится, что традиции гвардейцев-сафоновцев в настоя щее время в учебно-боевой подго товке должны занимать ведущее место, в грядущих боях летно-тех нический состав должен показать образцы работы. Собеседования изучающих „Краткий курс истории ВКП(б)“ В подразделении, где парторгом Колпаков, все коммунисты при т. ступили к изучению «Краткого курса истории! ВКГІ(б)». Для лучшей усвояемости изучаемого материала проводятся собеседова ния молодых коммунистов. Темы собеседований об’являются за не сколько недель. Это позволяет вы. ступающим серьезно подготовить ся и выступлениям. На-днях проходило собеседова ние по первой главе «Краткого курса истории ВіКГГ(б)». С хоро шо подготовленными докладами выступили члены ВКП(б) тт. Ко ролев и Минин, а таікже недавно принятый э кандидаты партии! т. Митинский. Старшина М. БОНДАРЕНКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz