Североморский летчик. 1945, январь.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК И января 1945 г,-, № И (391). Лейтенант С. Панкраіиин Записки воздушного разведчика IV. НАШЕ ПРАВИЛО, НАШ ЗАКОН. Однажды молодо.» летчик К., вернулся с боевого задания сильно подбитый. Когда мы спросили, где и от кого ему так. попало, К., не смог ответить к растерянно ра"лю­ ди.ч руками: «Летел, ничего не ви­ дел ііі но чувствовал и вот...». Как выяснилось позже, летчик был подбит вражескими истреби­ телями, которые напали на него из-за облачности. Никудышняя осмоторителыюсть, плохое рас­ пределение внимания и воздухе, неумение все видеть едва не по­ губили молодого разведчика. Случай с К. всесторонне обсуж­ дался летчиками всех подразделе­ ние!. Многие товарищи крепко критиковали К., говорили, что по­ добная «осмотрительность» не простительна не только воздушно­ му разведчику, но и любому лет­ чику. «Разведчики обязаны видеть больше всех, замечать все на своем пути. Никакая мелочь не должна ускользать от всевидя­ щего ока разведчика» —эти слова выражают одно из самык важных качеств разведчика. Я на вою жизнь запомнил, каік настойчиво требовал от своих лет­ чиков видеть все Герой Советско­ го Союза капитан Елькин, Когда он давал молодым летчикам про­ возные по маршруту, обязательно экзаменовал их на осмотритель­ ность. Летая вместе с молодым, Елькин интересовался как его ученик замечает даже самые мел­ кие предметы. Он спрашивал, на­ пример: «Что видите справа по курсу?». (У меня был случай, ког­ да я не заметил плавающие около берега бревна). И потом говорил: «Плохой из вас разведчик, бревна тоже надо замечать». Не случай­ но. конечно, Елькніп летал и ни­ когда не боялся встречи с врагом, ибо его зоркий глаз всегда пер- мим обнаруживал немецких метре* ПителеІІ. А кто первый увидит, Iот победит и о бою, тот и без боя может уйти незамеченным. Замечательное качество воздуш. нога разведчика видеть все очень важно не только к целях самообо­ роны. Оно дает возможность поч­ ти в каждом полете помимо своего основного задания решать самые разнообразные задачи, значение которых подчас немаловажно. Воздушного разведчика часто называют «бродягой» воздуха. И действительно, ему приходится ча. сами «бродить» над морем, над побережьем и над сушей. Бывая продолжительное время -в воздухе, он видит многое, что непосред­ ственно не входит и его плач по­ лета, но что очень важно для других. И вот если разведчик бу­ дет замечать, обо всем доклады­ вать,, а порой н сам непосредствен­ но выполнять ту или иную «по­ бочную» задачу, то почти в каж­ дом полете он принесет большую пользу и себе и другим . В одном вылете, на обратном маршруте, я заметил вдали от се­ бя одиночный тяжелый самолет. Осмотрелся. Километров а 20...30 дальше увидел большую группу самолетов. Принимаю решение — 1уточнить, что это за самолет я что с ним. Подошел и узнал: наш торпедоносец. Белая струйка ды­ ма, тянущаяся вслед за правым мотором, говорила_о том, что тор­ педоносец подбит, Решаю немед­ ленно оказать помощь. Связался по радио с основной группой, вы­ знал истребителей. Потом распро­ щался и ушел своим курсом. В другой раз во время полета на разведку П-ского сектора со мной случилось следующее. Иду почти на бреющей высоте. Види­ мость хорошая. Как всегда, когда пролетаешь вблизи береговой чер­ ты, отсчитываю знакомые ориен­ тиры. Между прочим, ориентирами у нас служат не только такие важ­ ные и приметные точки, как скажем высоты,, населенные пункты, фи­ орды. Для разведчика важно знать и такие мелочи, как наличие на бе. регу рыбацкой халупы, баркаса, к т. п. Так вот, иду и отсчи­ тываю. По моим расчетам через некоторое время впереди должно появиться большое судно, выбро­ сившееся давно на берег и лежа­ щее там без всякого надзора. Правда, последнее время, летав­ шие сюда товарищи показывали, что, как будто, немцы делают по­ пытки восстановить это судно. Внимательно смотрю вперед. Ви­ жу: на том месте появляются взрывы. Осматриваюсь. Оправа, километрах в 30-ти, группа само­ летов. Решаю узнать какие само­ леты. Оказались наши. Недолго думая, принимаю решение фикси­ ровать удар. Фотографирую и пос­ ле выполнения основного задания возвращаюсь домой. Мои снимки, как нельзя лучше, пригодились командованию. Иногда бывает так, что развед­ чик может, не и ущерб выполне­ нию своего задания, оказать не­ оценимую услугу другим экипа­ жам. Летчики нашего подразделе­ ния по раз оказывали услугу торпедоносцам, штурмовикам,эки­ пажам торпедных катеров. Покажу это на двух примерах из своего боевого опыта. Как-то мне одному довелось игг- ти на фиксацию удара самолетов по неменкой базе. Задание преду­ сматривало полет самостоятель­ ный, так что я имел в запасе неко­ торое время. Неподалеку от ука­ занного района, в стороне, я за­ метил два своих торпедных кате­ ра, прикрываемых истребителями. Отворачиваю к ним, чтобы подой­ ти ближе. Даю опознавательные. В это время справа замечаю не­ сколько самолетов противника. Пара из прикрытия вышла к иим и завязала бой. Важу нашим трудно, а немцы, имея под плоскостями бомбы, пытаются во чтобы то ни стало прорваться и отбомбиться по катерам. Принимаю решение: хоть немного, на помочь своим. Даю газ и вступаю в бой. Не­ сколько моих очередей, а главное появление нового самолета по­ действовали на фрицев. Они бес­ порядочно побросали бомбы, а когда вступила в бой наша чет­ верка, совсем вышли из боя. Я же успел своевременно притти к цели, Действующая Армия. Стрелковое подразделение на марше. Фото Э. Евзерих'инз. Фотохроника ТАСС. сфотографировать результат удара и благополучно вернуться на свой аэродром. Разведчик-фиксатор, как прави­ ло, возвращается домой вместе или даже раньше ударной группы. Однако в первое время отхода от цели он остается позади. И вот тут-то почти всегда ему бывает множество «работы». Лично у меня было несколько случаев, когда на обратном пути приводи­ лось оказывать помощь пострадав, шим в бою экипажам. Расскажу об одном из них. Недалека от нашей береговой черты на воду приземлился под­ битый торпедоносец. Истребители прикрытия видели это, но остать­ ся не могли ни минуты, из-за не­ достатка горючего. Оценив поло­ жение, я решил прикрыть това­ рищей, которые благополучно вы­ брались на шлюпку. Эволюциями своего самолета я направил к экипажу спасательный катер и тот немедленно принял летчиков на борт. Вся эта операция заняла у меня буквально минуты, так что я еще успел догнать основную группу. В воздухе видеть все, своим по­ могать, а врага фиксировать и если есть возможность — уничтожать — золотое правило и закон воздуш­ ного разведчика. Говоря об этом законе:, я хочу остановиться «а вопросе взаимовыручки я взаимо­ помощи между экипажами развед­ чиков, поскольку, как мы говори­ ли выше, очень часто летать на разведку и фиксацию приходится в паре, а то и в группе. Какой должна быть пара раз­ ведчиков? Каково должно быть взаимодействие между ведущим и ведомым? іКогда я останавливался на маневре во время фиксации, там подробна были разобраны вопросы взаимодействии. Ясны: они и п том случае, когда пара разведчиков ведет воздушный бой. Но каким должно быть взаимодействие при поиске, при обычной нашей раз­ ведке? Мне долгое время приходилось летать на разведку и паре, быть и ведущим и ведомым. Что можно сказать из опыта своих полетов? Прежде всего, пара должна как-то распределять между собой сектора наблюдения. Причем, ведущий, как правило, отвечает за переднюю сферу, а ведомый за заднюю. Если конвой или другая какая-либо цель обнаружена', определение все'х ее необходимые данных про­ изводится, как ведущим, так И ве­ домым. ВажнО при этом правильно оценить обстановку. Бывает так, что вначале выгоднее выйти на цель одному, а другому походить в стороне, бывает и наоборот—вы­ годнее появляться над ней сразу обоим. Говорят, ведущий это меч, а ведомый его щит. Для пары раз­ ведчиков эта формулировка при­ годна не только в воздушном бою, но и в обычных полетах. У меня и моего .ведомого летчика Бугакова был однажды такой случай. Шли мы над территорией противника бреющим. Неожиданно я почув­ ствовал сильный удар по голове и почти потерял сознание. Лицо мо­ ментально оказалось залитым кровью, кабина наполнилась непо­ нятным туманом и мелким пу­ хом. Как выяснилось, это было обыічное явление, мой самолет столкнулся с чайкой, которая от сильного удара пробила толстое стекло фона.ря -и ударила меня по голове. Пока я приходил в себя, мой самолет шел уже неправиль­ ным курсом. Это сразу увидел ве­ домый. Он выскочил вперед и по­ казал направление, по которому следует продолжать полет. Этот пример, да и многие дру­ гие подтверждают большое преи­ мущество полетов на разведку в паре. Важно только, чтобы пара всегда, в любых условиях, состав­ ляла одно целое, была крепкой и единой, способной, правильно взаимодействуя, решать все за­ дачи. (Окончание следует). Технический экипаж самолета-торпедоносца. Недавно на ма­ шине, которую подготовили старшие сержанты тт. Коваленко и Кузнецов, старший Лейтенант Б. Маслов потопил немецкий транспорт. ♦ ф [ВСЕ ЛИ В ПОРЯДКЕ? ПАРТИЙНОЕ БЮРО ПЛОХО РУКОВОДИТ УЧЕБОЙ МОЛОДЫХ КОММУНИСТОВ —• У нас все в порядке. Занятия с молодыми коммунистами прово­ дятся регулярно и на высоком уровне. Так ответил мне парторг т. Силаков на вопрос о том, как налажена теоретическая учеба с кандидатами ВКГІ(б). Однако при проверке выяснилась иная карти­ на. Партийное бюро даже не удосу­ жилось обсудить состав групп и не наметило руководителей заня­ тий. С одной группой кандидатов занимается сам парторг, а другая— вот уже второй месяц «занимает­ ся!» самостоятельно. Общее руко­ водство ею осуществляет тот же т. Силаков, на конкретно руково­ дить он, конечно, не в силах. О том, как в обеих группах проходили первые занятия, говорят следующие факты. Пренебрегая установленным положением, здесь решили проводить одно ’заня­ тие в месяц, причем само дело организовали плохо. На первом же занятии присутствовало около двух третей слушателей. Каза­ лось бы, что партийная организа­ ция должна была немедленно проявить беспокойство, повлиять на коммунистов, нежелающих по­ вышать свой идейный уровень. Этого не произошло. Не помогли наладить нормальную учебу ни т. Свиногеев, ни т. Копте®. Поэто­ му на второе занятие явилось не­ многим более трети слушателей. Кстати, журналы учета посещае­ мости ведутся небрежно, трудно установить по ним, какие темы изучены, кто руководил занятием'. Кандидат в члены партии т. 'Ро­ гуля по неуважительным причи­ нам не был ни на одном занятии, т. Потапов не явился на второе занятие. Однако, парторг подраз­ деления т. Ткаченко ничего не сделал для того, чтобы привлечь их к учебе. Это тоже не случайно. Сам т. Ткаченко редко берется за .кни­ гу, мало читает, недостаточно по­ вышает свой идейный уровень. Естественно., что он не может тре- бовать и от своих коммунистов серьезной политической учебы. 0 бездеятельности и нетребователь­ ности т. Ткаченко знает парторг части г. Силаков. Но пользы от этого пока нет никакой. Видимо по той же причине низка и требо­ вательность партийного бюро к активистам. Парторганизации подразделений не проверяют, не контролируют самостоятельной учебы коммуни­ стов. Многие молодые члены пар­ тии предоставлены сами себе. Ни консультаций, ни собеседований между занятиями не бывает. Прой. дениый материал не закрепляется и поэтому качество учебы остает­ ся низким. Становится странным, почему же партийное бюро части не вол­ нует то обстоятельство, что ре­ шения партийных собраний о поли­ тической учебе коммунистов оста­ ются невыполненными, почему партийное бюро не заслушивает на своих заседаниях активистов, ко­ торым поручено руководить .поли­ тической учебой.- Необходимо изменить отношение к политическому воспитанию ком­ мунистов. Они ждут от партийного бюро повседневной помощи лек­ циями, консультациями, советом, ждут продуманных, хорошо орга­ низованных занятий и грамотных, любящих свое дело руководите­ лей. Гвардии подполковник И. МЕІЦЕРИН. БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ С докладом на такую тему на , собрании коммунистов подразделе- 1 ния гвардии капитана Максимови­ ча выступил Герой Советского Союза гвардии капитан т. Климов. Он показал жизнь и боевую рабо­ ту подразделении с начала войны по настоящее время. Докладчик рассказал о масте;рстве Героев Со­ ветского Союза Орлова и Кова­ ленко, воевавших в подразделе­ нии, ,а летлякак-гвардейцах, про­ должающих множить традиции Са­ фонова. Докладчик на ярких примерах показал работу технического со­ става, освоившего новую мате­ риальную часть, и в трудны* ус­ ловиях Севера содержавших само­ леты в постоянной боевой готов­ ности. Герой Советского Союза т. Кли­ мов призвал личный состав под­ разделения свято блюсти и мно­ жить боевые традиции гвардейцев* сафоновцей. Летчик Голодников, выступив­ ший после докладчика, рассказал о своих воздушных боях на «Хар- рикейнах», а также о последи® воздушных боях лета и осени прошлого года. Офицеры-техники Воронин, Шаров, Коносов, Ильин, Азубкое говорили о том, как ра­ ботали с первых дней организаций полка, осваивали новую материаль­ ную часть, обеспечивали победу летчикам. Коммунисты приняли решение в котором говорится, что традиции гвардейцев-сафоновцев в настоя­ щее время в учебно-боевой подго­ товке должны занимать ведущее место, в грядущих боях летно-тех­ нический состав должен показать образцы работы. Собеседования изучающих „Краткий курс истории ВКП(б)“ В подразделении, где парторгом Колпаков, все коммунисты при т. ступили к изучению «Краткого курса истории! ВКГІ(б)». Для лучшей усвояемости изучаемого материала проводятся собеседова­ ния молодых коммунистов. Темы собеседований об’являются за не­ сколько недель. Это позволяет вы. ступающим серьезно подготовить­ ся и выступлениям. На-днях проходило собеседова­ ние по первой главе «Краткого курса истории ВіКГГ(б)». С хоро­ шо подготовленными докладами выступили члены ВКП(б) тт. Ко­ ролев и Минин, а таікже недавно принятый э кандидаты партии! т. Митинский. Старшина М. БОНДАРЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz