Североморский летчик. 1945, январь.
[3 января 1945 г., № 10 (390). — СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК А Г > ■ -» ^ К 150-ЛЕТИЮ . С. Грибоедов Юрий Герман ГЛАВЫ ИЗ ВТОРОЙ ЧАСТИ РОМАНА КВЕЛОЕ МОРЕ». (Продолжение. См. №№ 5, 7). Воевода-князь, молвил он,' .рииом. Тускло сверкнуло золото, погляди на меня, не почти за! боярин запустил-в шкатулку рук>, труд — увидишь: сколь лепен*) j вывернул украшения, резьбу, фи- я it пригож собою. Всяко'.меня пы- нифть перед девушкой, повторил: «Грибоедов принадлежит к са мым могучим проявлениям русско го дула», сказал Белинский. И действительно, по силе своего ума, по яркост-и дарований, по разнообразию познаний и высоте своего творчества Грибоедов за нимает а русской литературе одно из первых мест. Александр Сергеевич Грибоедов роідидся 15 января 1795 года в старинной дворянской семье. Бла годаря заботам матери, он получил великолепное воспитание и уже в возрасте одиннадцати лет был. принят в Московский универси тет, где прослушал курс учебных дисциплин трех факультетов. Он был кандидатом словесных наук и ■прав, готовился к испытанию на степень доктора математических и естественных наук, углубленно занимался русской историей, ге ографией, археологией, восточной филологией^ славяноведением. Он был выдающимся лингвистом, изу чал санскрит, превосходно владел французским, немецким, англий ским, итальянским языками, а из восточны'Х — арабским, турецким, и персидским. Но ему не удалось сосредото читься исключительно на литера турной или научной деятельности, о чем ой мечтал в юные годы. По ступив на службу в коллегию иностранных Дел, Грибоедов вско ре выдвинулся на государствен ном поприще и стал выдающимся политическим деятелем. Еіго ди пломатическая борьба на 'Востоке, его экономические планы, вроде проекта учреждения Российской Закавказской 'Компании, поражают своей инициативой я размахом. В Петербурге даже считали, что Грибоедов один заменял иа своем дипломатическом посту целую армию. Это бы.л страстный пат риот, выше всего ставивший до стоинство и величие своей родины. Неудивительно, что уже в 18'28 .году, тридцати грех лет от роду, его назначили полномочным по сланником в Персию. Будучи блестящим государ ственным деяпіелем, Грибоедов являлся носителем и -передовых политических воззрений. Он был ■блиізок к декабристам, дружил с Рылеевым, Бестужевым, Кюхель бекером, Одоевским и считался в ия среде «свободомыслящим». Он. разделял их убеждения о необхо димости отмены? рабства в России, введении гласного суда и свобод ного книгопечатания. В 1826 г. он дажіе был привлечен к следствию по делу декабристов. Но, пожалуй, ярче всего сказа лась в Грибоедове его артистиче ская натура. Он страстно любил, музыку, был превосходным тіиаии- стом-импровизатором, дружил с крупнейшими композиторами свое го времени'—Глинкой, Верстов- сківм , Алябьевым. Он интересо вался теорией музыки и сам за нимался, композицией. Алек сандр Сергеевич был отлич ным чтецом и актером-любите лем. На домашних сценах oil не- раз исполнял роль Альцеста в «Мизантропе» Мольера. 'Он восхи щался Шекспиром и Расиніым и сам рано начал пробовать свои си лы в жанре водевилей и светских комедий, которые были лишь сту пенью на пути к созданию гени ального произведения «Горе от ума». Исключительиа я ода ренность Грибоедова' об’ясняет и его лич ную драму. Его независимый ум и блестящие таланты не находили в тогдашних условиях русской жизни простора для своего сво бодного развития. По словам Пуш кина «способности человека госу дарственного оставались без упот ребления, талант поэта был не признан». Грибоедов до конца пе режил драму блестящего интел лекта, скопанного тяжкими усло виями своего «жестокого века». Он лично испытал страдания вы дающегося художника, не поия- того современниками, — до конца пережил трагедию гения, развер тывавшего свою творческую мощь в обстановке самодержавного го сударства и крепостнического об щества, «Мучение быть пламен ным мечтателем в краю вечтых снегов»,.....писал Грибоедов. Из таких переживаний автора вырастала его знаменитая коме дия. В 1821—1823 гг., служа в Тиф лисе дипломатическим секретарем при Ермолове, Грибоедов пишет первые акты комедии «Горе от ума». Весною 1823 г. он получает отпуск к едет а Москву. Там .Александр Сергеевич снова вра щается а светском кругу;'изучает его нравы, к летом), в имении свое го друга Бегичева, продолжает писать последние акты. Но лишь через год в Петербурге он завер шил работу .над окончательным текстом своего произведения. Око. до четырех лет длился этот упор ный труд взыскательного худож ника над своим великим творе нием. Из-под его пера івышла пье са, поражающая .глубиной личной драмы, широтой социального охва*. та, законченностью поэтическогд стиля. .— Многие типы бессмертной ко медии, как известно, написаны с натуры. Сам Грибоедов говорил, Александр Сергеевич Грибоедов. что ввел в свою комедию «портре ты1» и придал художественную ти пичность подлинным лицам. Со временники у'знавали, например, в Чацком самого автора пьесы, а также известного друга Пушки на—Чаадаева. В Фамусове увиде ли дядю автора, известного мо сковского туза Алексея Федоро вича Грибоедова. В Скалозубе — Паскевича или Аракчеева. В кня гине Марье Алексеевне—знамени тую Голицыну, мать московского генерал-губернатора. Это была галерея современников Грибоедова, воплощенная в бессмертных сцени ческий образах. «Их физиономии, изображающие различные оттен ки московского быта, так верно схвачены, так резко обрисованы, так счастливо оставлены,—писал в 1830 г. московский профессор Надеждин, что невольно засмат риваешься, признаешь подлинни ки и хохочешь». В этом групповом портрете целого общества полно стью раскрылась гениальность художиик а- реалиста. Широкая социальная картина, нарисованная Грибоедовым, носила острый сатирический отпечаток и представляла собою, как отмеча ли современники, настоящую по литическую комедию. В пьесе явственно звучали отголоски идей ной жизни эпохи декабристов. Она была первой социальной пье сой русского репертуара, ибо не разрывно связывалась с. устремле ниями и заветнейшими чаяниями тайных обществ александровского времени. Главный герой комедии Чац кий—принадлежит к этому на правлению тогдашней русской мо лодежи. Так писал о нем Герцен и Достоевский, критик Аполлон Григорьев, историк Ключевский и многие другие. «Фигура Чацкого, меланхолическая., ушедшая в свою иронию, трепещущая от .негодова ния и полная мечтательных идеа лов, появляется н последний мо мент царствования Александра I, накануне возмущения на Иоааки- евекоіі площади; это—декабрист», —писал Герцен. Знаменитые моно- логи Чацкого, в которых он би чует 'крепостническое баірсгво, придворные нравы, бюрократизм и скалозубоіііцину также отвечают программе декабристов, как и его защита национального достоин ства, самобытной русской культу ры и родного языка. Недаром та кой человек, как Добролюбов, признавался что а юношеские го ды он хотел походить на Чацкого. Герой Грибоедова подлинный 11 редс га.витель ікредового и<жоле - ния, защищающий его права на -независимую и глубокую мысль. Он приветствует современных ему юношей, которые стремятся погру зить в науки «ум, алчущий позна ний», отдаваться «искусствам творческим, высоким и прекрас - ,нымі». Чацкий, как и его создатель Грибоедов)—поѳт и мыслитель, пи сатель и оратор, лучший и дарови- тейший представитель современ ной декабристской интеллигенции. /По меткому замечанию Гончарова, тйі Чацкого предвосхитил собою реальные черты Белинского н Гер цена, Это трибун и борец. Но, как удачно сказал поэт По лонский, в пьесе Грибоедова за ключаются два горя’: горе от ума и горе от любви. В истории увле чения Чацкого Софьей сказался ■полностью глубокий лирический даір Грибоедова. Интимные при знания его героя представляют собою замечательные образцы любовной поэзии. Любовная драма Чацкого приводит к развязке сложный узел фабулы и вызывает знаменитый заключительный мо нолог героя., в котором он произно сит гневное обвинение отсталому обществу, сплотившемуся воедино для травли одинокого и независи мого мыслителя. Несмотря 'на все попытки авто ра устранить наиболее резкие ме ста, комедия при его жизни так и не увидела света. Но онаі все же подучила весьма широкое распро странение. Десятки тысяч руко писных экземпляров ходили по стране. Лишь после смерти Гри боедова комедия в 1833 го|ду была издана с большими цензурными из’яггиями. В 1875 году, когда «Го ре от ума» впервые вышло полным текстом, самые ядовитые и острые ее строки уже вошли в народный Изык, как меткие пословицы и по говорки. Когда во время последнего пу тешествия ніа Восток Грибоедов остановился на несколько дней у своего друла Бегичева, то на во прос этого друга о новой коме дии, он отвечал:—«'Нет, комедии :больше не напишу, веселость моя исчезла, а без веселости нет хо рошей комедии. Но есть у меня написанная трагедия». И он, рас сказал содержіаіние своей драмы, прочел из нее несколько сцен. Пьеса называлась «Грузинская НОЧЬі». Не менее сильно была задумана драма «1812 год». Грибоедов, как известно, был участником Отече ственной войны. События 1812 года Грибоедов хютел показать как народную историческую траге дию исключительной сипы. Но и этому замыслу не суждено было осуществиться. До нас дошел так же план трагедии Грибоедова «Родамист и Зенобия», основан ной на событиям в Грузии и Арме нии в начале нашей эры. Большие проблемы международ ного значения, занимавшие Грибо едова на его высоком государст венном посту, его активная роль на Востоке, приведшая выдающегося дипломата к трагическому концу в 1829 году, отвлекли писателя от его любимых занятий и поме шали воплощению его замыслов. Но и единственное закончен ное и глубоко самобытное творе ние Грибоедова обеспечило ему навсегда любовь и благодарность народа. Когда перед Пушкиным кто-то выразил сожаление Опреж девременной гибели российского посла в Тегеране, поэт ответил; «Грибоедов сделал свое. Он уже написал «Горе от ума». тылт и. били на чужбине, не слад ко .жилось полоненнику-вязеинику, можно ли меня нынче пыткою испугать, правежем, дыбою? Сам я от свейских людишек ушел, вон чепи на мне, был галерным рабом, седьмым на весле. Ушел а коро левстве шведском, в гавани Богус, когда ихние людишки в гюхоц со бирались, жечь город Архангель ский. Для того и ушел, думал ра нее порол приду на фрегате «ІІет- рониуС», упредить поспею. Да, ви дать... Воевода все тянул шею вперед. — Чего видать-то? — Видать, припоздал малость... Прозоровский не ответил, опять стукнул кулачком по столу, крик нул: — И сего на дыбу! Он свейскии, подосланный, лазутчик... — Стой, боярин, — молвил Ири- нарх, — пошта безумствуешь? Опроси меня толком,, я многое про сей поход свейский знаю, корабли знаю, пушки, силы... Прозоровский тонко захохотал, с. грохотом отставил шандалы, под. нялся: — Ай хитры, ай умны, ай догад ливы, да только мы тут тоже не лыком шиты, нет, не лыком, знаем кому служишь, пес смердящий, все видим, под землю глядим. Не бось, думали вы с командорами, да с шаутбейиахтами**) своими — каковы тут людишки глупы, нк- весть чего наболтаете, а мы и уши развесим — говори! Как бы не так. Изловили, да не поверили, да на пытке и показал пеньюар, лазут чик, дьяволов сын, откудова он и чей. Нукось, Поэдюниін, подвесь его! Поздюнин поставил ведро, потя нул Иринарха за палец, ласково вздел ему петлю на запястья. Драігуны, рейтары, стрельцы вновь зашевелились — не понимая, но уже злобясь на Иринарха и на Рябова — догадывались, что они вдвое изменники, про шведов нын че слышал всякий. На топот сапог и вздохи боярин поворотил голо ву, спросил у дьяка кто такие. Дьяк коротко рассказал. — За бесчинство по сту батогов на душу, — молвил воевода, — да .и отпусти с миром. Не было бы сих, те двое и понынче безвредно ходили. Иоинарх коротко вскрикнул. — Позлее его, — молвил дьяк,— боярину нынче недосуг. Поздюнин крутанул колесо в подразмаха. Дьяк говорил, оборо тись к боярину: — Сии воинские люди воров не «мали, князь-вое вода', воров — вскричала ж о н к а — вон стоит—бро вастая, кормщика Тимофеева дочка, Антипа, что царя иа Соловки во дил, помнишь ли, она и вскричала караул. —- Подойди! — молвил Прозо ровский. Таисья не слышала. Рейтары ее вытолкнули вперед, неверным ша гом она подошла к столу. Боярин ласково на нее смотрел, ждал. По том негромко, совсем уже'ласково молвил: — Возьми себе гостинцев сколь ко надобно огтеюдова. Дьяк, подай! Дьяк поспешно принес шкатул ку, открыл и поставил перед боя- *) Лечен -красив. **) Ш аутбейиахт—кон тр-адм и рал. ***) Кумплнмент приветствие. — Бери, не чинись. У Таисьи все плыло перед гла зами, узкое, серое лицо воеводы, шкатулка, кувшин, шандалы, рука в перстнях. Губы ее дрожали, ла донью она. потирала горло, чтобы не закричать, не упасть, и вдруг против воли заговорила — быстро, захлебываясь, громко, почти кри ком, что он — кормщик — не по винен, что она знает, они все ни в чем не повинны, обезумела она, не поняла ничего, не может того быть, чтобы Рябовгкормщик .пере д а л с я шведам, не таков он чело век, да и какие шведы, где они, кому бы он мог передаться, даже если бы и хотел того. Она всхлипывала, вскрикивала, слезы текли по ее бледной щеке, молила, чтобы боярин помилосерд. ствовал, не велел пытать кормщи ка, ее вина, она обнесла, ей и ответ держать, а сзади, за ее спиною визжал блок, палач подрычаживал держало, все глуше, все тише сто нал Ирииарх, потом смолк вовсе и дьяк велел «сбрасывать и зачи нать снова Рябова». Боярин, щурясь, снизу смотрел на Таисью, помаргивал, уперев подбородок в сухой, в перстнях кулачек, не верил, обдумывал и вдруг рассердился, что все вы шло не по его — хотел порок на казать, да вот не сознается п">рок, хотел добродетель наградить, да добродетель та не добродетельная, и награду не берет. Но тотчас же хитрым умом дога, дался, что к чему. Любил попы тать свой ум, любил прикинуть, доверял ему — разуму своему бо лее на свете. Считал себя куда как-то не простым, думал про се бя — «такого и на коне не обска чешь». Мнил, что хитрее его нет человека, и, верно, был вовсе не глуп. Умом был умен, —■говорила про него боярыня, — да сердцем глуп. А коли человек сердцем Глуп — не жди от него большого толку. Разглядывая гордое, униженное горем, белое лицо дочери кормче го Тимофеева, морщась, боярин- воевода попыташ свой ум и выслу шал ответ — ясный и простой: «Девка вора вскричала верно, да вор больно собою пригож, смен еще, звука на колесе не проронил, вот девка и спужалась, жалеет те перь его, того татя, кричит, бьет ся. Побьется — перестанет, вздеть ей надобно жуковинье на іпалец, да вон прогнать». Так и сделал. Поднявшись с по душки, .протянул руку, взял жуко винье из ларца, одел на тонкий, холодный, смуглый палец, н с ла скою в голосе сказал: — Теперь, иди, девушка, отды хай. Нынче ночь, неровно и обидят да улице, поутру ее отпустить, слышь ли, дьяче? Дьяк поднялся, кивнул: — Так, боярин! Рейтар и стрельцов it драгун в горнице уже не было, угнали до утра, утром назначено было их стегать батогами по сту на душу. Митенька дрожал у стены. Кѵпря, неживая от страха, едва, дышала на лавке. Рябова/ во второй раз начали подтягивать, когда растворилась низкая, черная две^ь и вошел Иев. лев, за ним Пустовойтов и матроз Старостин. Скинув шляпу, Иевлев молча отдал кумплимевт***) по новой моде, за ним отдал кумили - мент Пустовойтов. Старостин за стыл, как влитый. Боярин, не вст а . вая, смотрел — за каким делом чорт принес сего стольника? (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz