Североморский летчик. 1945, январь.

2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК — 12 января 1945 г., № 9 (389). Лейтенант С, Пашсрашин' Записки воздушного разведчика 111. РАДИО - СЛУХ И ГОЛОС РАЗВЕДЧИКА В двух предыдущих разделах саонх заіписок я останавливался на вопросах фиксации удара и приме­ нения .воздушным разведчиком фо­ тоаппарата — важнейшего средст­ ва авиаразведки вообще. Многие летчики-разведчик и называют фо­ тоаппарат своими глазами. В этом определении есть доля правды. Ыо не толыко зоркими глазами должен обладать разведчик. Огромное зна. чениіе для него имеет ірадио, кото­ рое мы вправе называть елухом и голосом разведчика. іПолеты на разведку шляют­ ся трудными в аэронавигацион­ ном отношении. Эта трудность приобретает особое значение на нашем театре, где каждый полет сопряжен с извест­ ными каверзами погоды, скудно­ стью и в то же время разнообрази­ ем ориентиров, весьма ограничен­ ным количеством посадочных пло­ щадок. Ясно, что без надежной .радиосвязи у нас нечего и помыш- ляты о воздушной разведке. Герой Советского 'Союза каштан Елыкин придавал исключительное значе­ ние радио. Когда молодой развед­ чик входил в строй, Елыдан лично принимал от него зачеты по уме­ нию исіПоиіьзовйггь радио в полете. Везде и всюду каждому из нас он прививал любовь к радиосвязи. Приведу несколько примеров, показывающих, как помогает радио разведчику, как многообразно мо- жен быть его использование при полетах на разведку и фиксацию удара по конвоям. Весной 'прошлого год» .лейте­ нант' Авідын вылетел щ поиск .вра­ жеского конвоя сравнительно при благоприятных метеоусловиях. Од­ нако к тому времени, когда раз­ ведчику надо было возвращаться на свой аэродром, погода резко ухудшилась, и Авцыи вынужден был вести самолет вслепую. Встал вояірос, как іиггти на посадку? Как приземлить машину, когда аэрод­ ром закрыт сплошной низкой) об­ лачностью? іЫа земле забеспокои­ лись. По радио передали: «Дер­ жаться в районе Н., поддерживать постоянную связь». Авцын принял радиограмму и находился в указанном районе. Позже, когда в стороне аэродрома появилось «окно», опять-там» по радио лет­ чик был 'Наведен «а пето, пробил облачность и на пределе горючего благополучно приземлился. ’Подобны® примеров было много. Они известны всем нашим летчи,- Продолжение. См. №Яа 6, 7. кам. Но не только в этом огром­ ное значение радио для разведчи­ ка. Поэтому я хочу подробно остановиться на вопросе использо­ вания радиосвязи в специфиче­ ских условиях авиаразведки. Скажем,' можно ли использовать радио как дополнительное сред­ ство при фиксации удара? Лично у меня было несколько случаев «трансляции®, т. е. постоянной пе- реда’чи своему командованию все­ го хода удаіраі. Практика показала, что начинать «транслировать» на­ до после того, как наши самолеты будут обнаружены противником. Для чего это нужно? На командном пункте по «трансляции» разведчика рисуется полная кар­ тина сражения, на основании, ко­ торой командование делает выво­ ды’, и бывает, что только благодаря этому может своевременно при­ нять то или иное решение. «Трансляция» удара по конвою сравнительно новое дело в прак­ тике североморских разведчиков, но, как подсказывает опыт, оправ­ давшее себя. Мне кажется, что для «транслирования» лучше все­ го посылать пару опытны* развед­ чиков. Причем эта же пара зани­ мается и фотографированием. Из личного опыта можно сказать, что наиболее ответственным моментом при фиксировании и «трансляции» является время, когда самолеты ударной группы и истребители, прикрывающие их, отходят от це­ ли. Здесь разведчик над целью остается один или парой, условия работы значительно усложняются, В этот момент от разведчика требуется не только смелость и готовность пойти на риск, а умение и главное опять-такп хит­ рость. При полетах на разведку ч паре связь между ведущим и ведомым должна быть'особо надежной. У меня был случай, когда мы вместе с летчиком Бугаковым .ввиду тех­ нических причин вынужденно вы­ летели на задание без радиосвязи. И это сказалось почти в самом начале полета. Шли мы под облач­ ностью. В,друг мой ведомый заме­ тил в стороне 4 «Фокке-Вульфа1». Сообщив об этом мне знаком, Бу­ гаков вышел вперед и начал про­ бивать облачность вверх, За ним пошел к я. Пробив облачность, мьг ушли от неприятеля, но теперь надо было опять выйти из обла­ ков. И вот тут-то произошла смешная история. Минут через 30 пошета я решил пикированием пробить облачность. Эа мной вошел в пике и ведомый. Пики- руЮ). По всем признакам, и пока­ заниям приборов уже надо ручку брать на себя, а облачность все не кончается. Оказалось, что она была почти до воды и только слу­ чайно я не врезался, а сумел во­ время выхвагшпы машину. Хоро­ шо — опасность миновала. Но я внезапно потерял ведомого. Через некоторое время вдали замечаю самолет. Насторожился. Вижу и он не принимает меня за своего... Решаю все же подойти ближе, но неизвестная машина скрылась опять в облавах. Вспоминаю наше старое правило: «Если пара расте­ рялась в облаках, то, выйдя из облачности, принимай любой са­ молет за самолет противника». Вскоре опять я увидел силуэт. Теперь он появился совсем в дру­ гой стороне и так же, как я, осто­ Более 120 раз вылетали на разведку в Заполярья летчик Н. Вороной (справа) и штурман В. Белый. Много, ценных сведе­ ний о противнике они доставили своему командованию. рожно начал, приближаться ко мне. Идем почти на встречных курсах. Немного разошлись ... я увидел знакомый номер. Это был Бугаков... Иногда бывает, что радио помо­ гает разведчику в самые критиче ские минуты. Вот случай, про­ исшедший со мной а прошлом го­ ду. Возвращаясь с задания один, я вдруг недалеко от себя увидел четверку вражеских истребителей. Немцы также меня заметили, но сразу почему-то не решились ата ковать. Они прошли стороной, а потом начали сближаться. Поло­ жение было критическим. И вдруг возникла мысль: обмануть нем­ цев при помощи радио. Я имити­ рую себя командиром группы истребителей и даю открыто команды'.’ «Ведомый, не отставай», «Смотрите за горючим®, «Первая паіра вниз!», «Ходить пересекаю­ щимися ракурсами...». .Наземные немецкие станции, слушавшие меня, приняли эти команды за истину и, видимо, не­ медленно сообщили четверке, что ів том районе есть много совет­ ских истребителей. Немцы немно­ го покружили и ушли в. сторону, не вступая со мной в бой. Бывает, что неумелое ис­ пользование радио приносит толькЬ вред. Вот пример. Два наших разведчика вылетели по разным заданиям о соседние .районы. Почему-то им на обратном маршруте захотелось устроить переговоры. Один говорит: «Я здесь (указывает район), примы­ кай ко мне)—-Пойдем вместе». Дру­ гой же, не будь умнице», ука­ зывает свое местонахождение и пригласил приятеля к себе. В ре­ зультате враг, подслушав раз­ говор, выслал по следам разведчи­ ков своих «охотников», которые только случайно не расправились с болтунами. Говоря о радиосвязи, хочется сделать некоторые выводы. Преж­ де всего воздушный разведчик должен отлично знать свою ра­ диоаппаратуру и умело использо­ вать ее. Идя к цели — забывай, что у тебя есть передатчик, ниче­ го не передавай, -ибо этим обнару­ жишь себя и товарищей. Увидишь, что противник обнаружил наши самолеты (ударную группу или .разведчиков, если они одни)—на­ чинай передавать. С этого време­ ни твоя передача необходима командованию. Умей иногда хит­ рить по радио, находить новые приемы, помогающие обмануть вірага, ввести его а заблуждение. Всегда добивайся квитанции с земли. Если не было возможности что-либо передать над целью, на обратном пути не передавай, идя вместе с ударной группой, а отой­ ди в (сторону, набери высоту и сделай свое дело. (Продолжение следует). Ш ' Ш І Р ІЯВРІщ Летчик-штурмовик младший лейтенант Леонид Рябов—уча­ стник двадцати штурмовых уда- роів іпо іпортам, кораблям и пе­ реднему краю противника. Летая в группе старшего лейтенанта Н. Суровова, Рябов личіно пото- ѵ пил два корабля противника, уничтожил три зенитных батареи и около ста немецких солдат и офицеров. Фото Н. Тарасова. ■*===♦ ♦ = = НАД БУРЛЯЩИМ МОРЕМ НнСКИЙ АЭРОДРОМ, 11 ям- варя. (От наш. спец. корр.). Работа сегодня началась рано утром. Вылет состоялся еще в тем­ ноте. Тяжелые машины отрывались от воды йі браіли курс в море. Пер­ вым вылетел летчик младший лей­ тенант Бурмакин со штурманом лейтеінаінтом Лебедевым, за ним поднялись в воздух капитан Ля- тин, старшие лейтенанты Макси­ мов и Прохоров... Все светлое время дня на аэро­ дроме было спокойно. ‘Когда на'д заливом стали спускаться густые сумерки, морозный .воздух снова наполнился гулом моторов: раз­ ведчики возвращались с задания. Около 5 часов продолжался их по­ лет. 0« протекал в условиях пло­ хой погоды: сильіный ветер бол­ тал машины, бурлило и без того неспокойное 'Баренцево море. Не­ смотря н,а это, все экипажи успеш­ но выполнили свои задания. К. ИВАНОВ. Лекция для офицеров Очередное занятие с руководя­ щим офицерским составом состоя­ лось на-днях в Н-ской чаем, Г /Гвардии майор т. Усков ирогаюгй ■собравшимся лекцию на тему: «Экономическая победа над вра­ гом». ОТВЕЧАЕМ НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ Немецкая система радиолокации и способы преодоления ее действий Летчик-истребитель старший лейтенант Л. Ла­ пин прислал в редакцию письмо, в котором пишет: «НАМ ИЗВЕСТНО, ЧТО В СИСТЕМЕ ПВО ГЕР­ МАНИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ШИРОКО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СРЕДСТВА РАДИОЛОКА­ ЦИИ. ХОРОШО, ЕСЛИ БЫ РЕДАКЦИЯ ОПУБЛИКОВАЛА СТАТЬЮ, КАК ПОСТРОЕ­ НА НЕМЕЦКАЯ СИСТЕМА РАДИОЛОКАЦИИ И КАКОВЫ СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЕЕ ДЕЙСТВИЙ». Опубликовать материал но данному вопросу просили на проводимых нами читательских конфе­ ренциях и другие летчики. Выполняя эту просьбу, печатаем в со­ кращенном виде статью гвардии майора Н. Варва­ рова: «Немецкая система радиолокации и спосо­ бы преодоления ее действий», опубликованную в журнале «Вестник воздушного флота» № 19—20. ОНОВНЫМ'И типами назем- ных немецких радиолокаци- онны 'Х установок являются радиолокаторы типа «Фрайда, большой и малый «Вюрцбург», «Хординг». Самолетная радиоло­ кационная установка—типа «Лих­ тенштейн». В зависимости от важности на­ правления наземные радиолока­ ционные станции расставляются в шахматном порядке, с таким рас­ четом, чтобы и* радиусы действия перекрывали друг друга и созда­ вали сплошное поле радиообнару­ жения. Наведение и перехват при помо­ щи средств .радиообнаружения немцы производят в основном двумя методами, которые описы­ ваются ниже применительно к ' условиям Налетов наших бомбар- дировщиков на об'екты вражеско­ го тыла. По первому методу наблюдение за самолетом противника и своим истребителем осуществляется при помощи двух установок «Вюрц­ бург», причем истребитель по­ средством радиотелефона наво­ дится на бомбардировщик. Если в зоне находится только один истре­ битель, то станция, «Вюрцбург» работает с ним до окончании пре­ следования им противника. Если же в зоне: находится два и более истребителей, то станция после­ довательно наводит каждого из них. Вторым методом немцы поль­ зуются тогда, когда требуется пе­ рехватить наши самолеты на боль­ шом расстоянии (200—300 км). Здесь применяются установки «Фрайда и наблюдение ведется ■попеременно за бомбардировщиком и за истребителем. Истребителю с земли даются данные о скорости и курсе бомбардировщика. Станция «зФрайя», имея большую дальность действия, дает мень­ шую точность, чем станция «Вюрцбург»;, и определяет только курс летящего самолета и его ско­ рость. Установками «Фрайя» или «Хор­ динг» ведется первоначальный поиск цели (до 300 км.). В даль­ нейшем, при выходе самолета в зо­ ну действия установок «Вюрц­ бург» (40—60 км), наведение на него осуществляется этими стан­ циями, одна из которых наводит истребителей, а другая—огонь с земли. ■Когда, истребитель выходит по курсу следовакия бомбардировщи- ка строго ему в хвост, он полу­ чает данные на выравнивание вы­ соты, а при сближении по радио­ телефону подается команда вклю­ чить свой самолетный локатор (радиоприцел). Когда от истребителя получен ответ, что цель поймала, наведе­ ние прекращается. Истребитель сближается с бомбардировщиком и, увидев его, открывает огонь Ho- зрячему. Следует отметить, что радио- прицел истребителя (локатор типа «Лихтенштейн») имеет глубину до 8.000 м., в зависимости от высоты полета. На высотах ниже 3.000 м. практически он мало применим, так как при угле 'зрения 30°, ко­ торый имеет этот прибор, .при ма­ лой высоте на экране осциллогра­ фа появляются штрихи (импульсы) от наземных предметов. Грубо го­ воря, обнаружение цели при помо­ щи прибора «Лихтенштейн» воз­ можно на глубину, 'пропорциональ­ ную высоте полета. Например, при высоте полета 4.000 ,м. локатор обнаруживает цель на расстоянии в среднем 4.000 м. Истребители, вооруженные са­ молетным радиолокатором' тмш «Лихтенштейн.», немцы называй! «кошаічьим глазом». В большин­ стве своем приборы «Лихтен­ штейн» установлены на многомесг пых истребителях-перехватчиках«4 «крейсерах» «Ю-88», «С-6» и «М«- 110», действующих по принципу свободного полета — поиска це* Имея хорошую связь с земле», истребители-перехватчики- грубо наводятся наземными л о к а ц и о м ы - ми установками на н.аши са.м-олеты. При входе в зону действия само­ летного локатора (ніа раЬстояиіК 4.000—8.000 м., в зависимости Й1 высоты полета.) истребитель бклк>\ чает его и идет на сближение 1 бомбардировщиком. С диета®* 70—150 м. он открывает придел6- ный огонь по-зрячему. Зная локационную систему пр« тивника я умело применяя имею щийся практический опыт протн водействия ей, наши летчики сио дят на-інет все выгоды, которы пытается извлечь из нее проті® ник. В данном случае играют ро® и построение маршрута, и ПР° филь полета к .цели, я маневр применяемый экипажами о пр** видении встречи с .вражески® истребителями■перехоатчиками, «крейсерами». Очень важно сбить врага с шего следа. Для этого до выхо^ и зону локации наши с а М О Л « т не идут прямолинейным 1пУте (Окончание см. на 4 стр.)-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz