Североморский летчик. 1945, январь.
2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК — 12 января 1945 г., № 9 (389). Лейтенант С, Пашсрашин' Записки воздушного разведчика 111. РАДИО - СЛУХ И ГОЛОС РАЗВЕДЧИКА В двух предыдущих разделах саонх заіписок я останавливался на вопросах фиксации удара и приме нения .воздушным разведчиком фо тоаппарата — важнейшего средст ва авиаразведки вообще. Многие летчики-разведчик и называют фо тоаппарат своими глазами. В этом определении есть доля правды. Ыо не толыко зоркими глазами должен обладать разведчик. Огромное зна. чениіе для него имеет ірадио, кото рое мы вправе называть елухом и голосом разведчика. іПолеты на разведку шляют ся трудными в аэронавигацион ном отношении. Эта трудность приобретает особое значение на нашем театре, где каждый полет сопряжен с извест ными каверзами погоды, скудно стью и в то же время разнообрази ем ориентиров, весьма ограничен ным количеством посадочных пло щадок. Ясно, что без надежной .радиосвязи у нас нечего и помыш- ляты о воздушной разведке. Герой Советского 'Союза каштан Елыкин придавал исключительное значе ние радио. Когда молодой развед чик входил в строй, Елыдан лично принимал от него зачеты по уме нию исіПоиіьзовйггь радио в полете. Везде и всюду каждому из нас он прививал любовь к радиосвязи. Приведу несколько примеров, показывающих, как помогает радио разведчику, как многообразно мо- жен быть его использование при полетах на разведку и фиксацию удара по конвоям. Весной 'прошлого год» .лейте нант' Авідын вылетел щ поиск .вра жеского конвоя сравнительно при благоприятных метеоусловиях. Од нако к тому времени, когда раз ведчику надо было возвращаться на свой аэродром, погода резко ухудшилась, и Авцыи вынужден был вести самолет вслепую. Встал вояірос, как іиггти на посадку? Как приземлить машину, когда аэрод ром закрыт сплошной низкой) об лачностью? іЫа земле забеспокои лись. По радио передали: «Дер жаться в районе Н., поддерживать постоянную связь». Авцын принял радиограмму и находился в указанном районе. Позже, когда в стороне аэродрома появилось «окно», опять-там» по радио лет чик был 'Наведен «а пето, пробил облачность и на пределе горючего благополучно приземлился. ’Подобны® примеров было много. Они известны всем нашим летчи,- Продолжение. См. №Яа 6, 7. кам. Но не только в этом огром ное значение радио для разведчи ка. Поэтому я хочу подробно остановиться на вопросе использо вания радиосвязи в специфиче ских условиях авиаразведки. Скажем,' можно ли использовать радио как дополнительное сред ство при фиксации удара? Лично у меня было несколько случаев «трансляции®, т. е. постоянной пе- реда’чи своему командованию все го хода удаіраі. Практика показала, что начинать «транслировать» на до после того, как наши самолеты будут обнаружены противником. Для чего это нужно? На командном пункте по «трансляции» разведчика рисуется полная кар тина сражения, на основании, ко торой командование делает выво ды’, и бывает, что только благодаря этому может своевременно при нять то или иное решение. «Трансляция» удара по конвою сравнительно новое дело в прак тике североморских разведчиков, но, как подсказывает опыт, оправ давшее себя. Мне кажется, что для «транслирования» лучше все го посылать пару опытны* развед чиков. Причем эта же пара зани мается и фотографированием. Из личного опыта можно сказать, что наиболее ответственным моментом при фиксировании и «трансляции» является время, когда самолеты ударной группы и истребители, прикрывающие их, отходят от це ли. Здесь разведчик над целью остается один или парой, условия работы значительно усложняются, В этот момент от разведчика требуется не только смелость и готовность пойти на риск, а умение и главное опять-такп хит рость. При полетах на разведку ч паре связь между ведущим и ведомым должна быть'особо надежной. У меня был случай, когда мы вместе с летчиком Бугаковым .ввиду тех нических причин вынужденно вы летели на задание без радиосвязи. И это сказалось почти в самом начале полета. Шли мы под облач ностью. В,друг мой ведомый заме тил в стороне 4 «Фокке-Вульфа1». Сообщив об этом мне знаком, Бу гаков вышел вперед и начал про бивать облачность вверх, За ним пошел к я. Пробив облачность, мьг ушли от неприятеля, но теперь надо было опять выйти из обла ков. И вот тут-то произошла смешная история. Минут через 30 пошета я решил пикированием пробить облачность. Эа мной вошел в пике и ведомый. Пики- руЮ). По всем признакам, и пока заниям приборов уже надо ручку брать на себя, а облачность все не кончается. Оказалось, что она была почти до воды и только слу чайно я не врезался, а сумел во время выхвагшпы машину. Хоро шо — опасность миновала. Но я внезапно потерял ведомого. Через некоторое время вдали замечаю самолет. Насторожился. Вижу и он не принимает меня за своего... Решаю все же подойти ближе, но неизвестная машина скрылась опять в облавах. Вспоминаю наше старое правило: «Если пара расте рялась в облаках, то, выйдя из облачности, принимай любой са молет за самолет противника». Вскоре опять я увидел силуэт. Теперь он появился совсем в дру гой стороне и так же, как я, осто Более 120 раз вылетали на разведку в Заполярья летчик Н. Вороной (справа) и штурман В. Белый. Много, ценных сведе ний о противнике они доставили своему командованию. рожно начал, приближаться ко мне. Идем почти на встречных курсах. Немного разошлись ... я увидел знакомый номер. Это был Бугаков... Иногда бывает, что радио помо гает разведчику в самые критиче ские минуты. Вот случай, про исшедший со мной а прошлом го ду. Возвращаясь с задания один, я вдруг недалеко от себя увидел четверку вражеских истребителей. Немцы также меня заметили, но сразу почему-то не решились ата ковать. Они прошли стороной, а потом начали сближаться. Поло жение было критическим. И вдруг возникла мысль: обмануть нем цев при помощи радио. Я имити рую себя командиром группы истребителей и даю открыто команды'.’ «Ведомый, не отставай», «Смотрите за горючим®, «Первая паіра вниз!», «Ходить пересекаю щимися ракурсами...». .Наземные немецкие станции, слушавшие меня, приняли эти команды за истину и, видимо, не медленно сообщили четверке, что ів том районе есть много совет ских истребителей. Немцы немно го покружили и ушли в. сторону, не вступая со мной в бой. Бывает, что неумелое ис пользование радио приносит толькЬ вред. Вот пример. Два наших разведчика вылетели по разным заданиям о соседние .районы. Почему-то им на обратном маршруте захотелось устроить переговоры. Один говорит: «Я здесь (указывает район), примы кай ко мне)—-Пойдем вместе». Дру гой же, не будь умнице», ука зывает свое местонахождение и пригласил приятеля к себе. В ре зультате враг, подслушав раз говор, выслал по следам разведчи ков своих «охотников», которые только случайно не расправились с болтунами. Говоря о радиосвязи, хочется сделать некоторые выводы. Преж де всего воздушный разведчик должен отлично знать свою ра диоаппаратуру и умело использо вать ее. Идя к цели — забывай, что у тебя есть передатчик, ниче го не передавай, -ибо этим обнару жишь себя и товарищей. Увидишь, что противник обнаружил наши самолеты (ударную группу или .разведчиков, если они одни)—на чинай передавать. С этого време ни твоя передача необходима командованию. Умей иногда хит рить по радио, находить новые приемы, помогающие обмануть вірага, ввести его а заблуждение. Всегда добивайся квитанции с земли. Если не было возможности что-либо передать над целью, на обратном пути не передавай, идя вместе с ударной группой, а отой ди в (сторону, набери высоту и сделай свое дело. (Продолжение следует). Ш ' Ш І Р ІЯВРІщ Летчик-штурмовик младший лейтенант Леонид Рябов—уча стник двадцати штурмовых уда- роів іпо іпортам, кораблям и пе реднему краю противника. Летая в группе старшего лейтенанта Н. Суровова, Рябов личіно пото- ѵ пил два корабля противника, уничтожил три зенитных батареи и около ста немецких солдат и офицеров. Фото Н. Тарасова. ■*===♦ ♦ = = НАД БУРЛЯЩИМ МОРЕМ НнСКИЙ АЭРОДРОМ, 11 ям- варя. (От наш. спец. корр.). Работа сегодня началась рано утром. Вылет состоялся еще в тем ноте. Тяжелые машины отрывались от воды йі браіли курс в море. Пер вым вылетел летчик младший лей тенант Бурмакин со штурманом лейтеінаінтом Лебедевым, за ним поднялись в воздух капитан Ля- тин, старшие лейтенанты Макси мов и Прохоров... Все светлое время дня на аэро дроме было спокойно. ‘Когда на'д заливом стали спускаться густые сумерки, морозный .воздух снова наполнился гулом моторов: раз ведчики возвращались с задания. Около 5 часов продолжался их по лет. 0« протекал в условиях пло хой погоды: сильіный ветер бол тал машины, бурлило и без того неспокойное 'Баренцево море. Не смотря н,а это, все экипажи успеш но выполнили свои задания. К. ИВАНОВ. Лекция для офицеров Очередное занятие с руководя щим офицерским составом состоя лось на-днях в Н-ской чаем, Г /Гвардии майор т. Усков ирогаюгй ■собравшимся лекцию на тему: «Экономическая победа над вра гом». ОТВЕЧАЕМ НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ Немецкая система радиолокации и способы преодоления ее действий Летчик-истребитель старший лейтенант Л. Ла пин прислал в редакцию письмо, в котором пишет: «НАМ ИЗВЕСТНО, ЧТО В СИСТЕМЕ ПВО ГЕР МАНИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ШИРОКО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СРЕДСТВА РАДИОЛОКА ЦИИ. ХОРОШО, ЕСЛИ БЫ РЕДАКЦИЯ ОПУБЛИКОВАЛА СТАТЬЮ, КАК ПОСТРОЕ НА НЕМЕЦКАЯ СИСТЕМА РАДИОЛОКАЦИИ И КАКОВЫ СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЕЕ ДЕЙСТВИЙ». Опубликовать материал но данному вопросу просили на проводимых нами читательских конфе ренциях и другие летчики. Выполняя эту просьбу, печатаем в со кращенном виде статью гвардии майора Н. Варва рова: «Немецкая система радиолокации и спосо бы преодоления ее действий», опубликованную в журнале «Вестник воздушного флота» № 19—20. ОНОВНЫМ'И типами назем- ных немецких радиолокаци- онны 'Х установок являются радиолокаторы типа «Фрайда, большой и малый «Вюрцбург», «Хординг». Самолетная радиоло кационная установка—типа «Лих тенштейн». В зависимости от важности на правления наземные радиолока ционные станции расставляются в шахматном порядке, с таким рас четом, чтобы и* радиусы действия перекрывали друг друга и созда вали сплошное поле радиообнару жения. Наведение и перехват при помо щи средств .радиообнаружения немцы производят в основном двумя методами, которые описы ваются ниже применительно к ' условиям Налетов наших бомбар- дировщиков на об'екты вражеско го тыла. По первому методу наблюдение за самолетом противника и своим истребителем осуществляется при помощи двух установок «Вюрц бург», причем истребитель по средством радиотелефона наво дится на бомбардировщик. Если в зоне находится только один истре битель, то станция, «Вюрцбург» работает с ним до окончании пре следования им противника. Если же в зоне: находится два и более истребителей, то станция после довательно наводит каждого из них. Вторым методом немцы поль зуются тогда, когда требуется пе рехватить наши самолеты на боль шом расстоянии (200—300 км). Здесь применяются установки «Фрайда и наблюдение ведется ■попеременно за бомбардировщиком и за истребителем. Истребителю с земли даются данные о скорости и курсе бомбардировщика. Станция «зФрайя», имея большую дальность действия, дает мень шую точность, чем станция «Вюрцбург»;, и определяет только курс летящего самолета и его ско рость. Установками «Фрайя» или «Хор динг» ведется первоначальный поиск цели (до 300 км.). В даль нейшем, при выходе самолета в зо ну действия установок «Вюрц бург» (40—60 км), наведение на него осуществляется этими стан циями, одна из которых наводит истребителей, а другая—огонь с земли. ■Когда, истребитель выходит по курсу следовакия бомбардировщи- ка строго ему в хвост, он полу чает данные на выравнивание вы соты, а при сближении по радио телефону подается команда вклю чить свой самолетный локатор (радиоприцел). Когда от истребителя получен ответ, что цель поймала, наведе ние прекращается. Истребитель сближается с бомбардировщиком и, увидев его, открывает огонь Ho- зрячему. Следует отметить, что радио- прицел истребителя (локатор типа «Лихтенштейн») имеет глубину до 8.000 м., в зависимости от высоты полета. На высотах ниже 3.000 м. практически он мало применим, так как при угле 'зрения 30°, ко торый имеет этот прибор, .при ма лой высоте на экране осциллогра фа появляются штрихи (импульсы) от наземных предметов. Грубо го воря, обнаружение цели при помо щи прибора «Лихтенштейн» воз можно на глубину, 'пропорциональ ную высоте полета. Например, при высоте полета 4.000 ,м. локатор обнаруживает цель на расстоянии в среднем 4.000 м. Истребители, вооруженные са молетным радиолокатором' тмш «Лихтенштейн.», немцы называй! «кошаічьим глазом». В большин стве своем приборы «Лихтен штейн» установлены на многомесг пых истребителях-перехватчиках«4 «крейсерах» «Ю-88», «С-6» и «М«- 110», действующих по принципу свободного полета — поиска це* Имея хорошую связь с земле», истребители-перехватчики- грубо наводятся наземными л о к а ц и о м ы - ми установками на н.аши са.м-олеты. При входе в зону действия само летного локатора (ніа раЬстояиіК 4.000—8.000 м., в зависимости Й1 высоты полета.) истребитель бклк>\ чает его и идет на сближение 1 бомбардировщиком. С диета®* 70—150 м. он открывает придел6- ный огонь по-зрячему. Зная локационную систему пр« тивника я умело применяя имею щийся практический опыт протн водействия ей, наши летчики сио дят на-інет все выгоды, которы пытается извлечь из нее проті® ник. В данном случае играют ро® и построение маршрута, и ПР° филь полета к .цели, я маневр применяемый экипажами о пр** видении встречи с .вражески® истребителями■перехоатчиками, «крейсерами». Очень важно сбить врага с шего следа. Для этого до выхо^ и зону локации наши с а М О Л « т не идут прямолинейным 1пУте (Окончание см. на 4 стр.)-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz