Североморский летчик. 1945, январь.

2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 11 января 1945 г., № 8 (388). До 80 -йпараллели • « « :В Заполярья летчикам приходит, ся вести борьбу в исключительно сложны» условиях. Особенно это ощущают дальние воздушные раз­ ведчики. В .мирное время почти о каждом вылете на землю Франца Иосифа, к островам Шпицбергена, на остров Надежды сообщала центральная печать. Советский на­ род узнавал фамилии полярных летчиков и гордился ими. Когда про кого-нибудь говорили: «Это полярный летчик» все видели, в в нем сильного, закаленного и до­ левого человека. Полет в Запо­ лярья., над Ледовитым океаном справедлива считался трудным, требующим большого напряжения сил. Началась Отечественная война. Немцы пришли в Норвегию. Они привели оюда свой флот, перебро­ сили авиацию. Через воідьі' Нор­ вежского, Гренландского ,иі Барен­ цева .морей поплыли в северные советские порты караваны наших союзников — Англии и США, с вооружением, боеприпасами и продовольствием. В море, на Север, на перерез этим караванам вышли фашистские подводные лодки, доот.каза наполнив бензи­ ном банки, вылетели «Юнкереы». Началась война в Ледовитом океане. С каждой неделей, меся­ цем она становилась суровее, оже­ сточеннее. В ходе ее крепла и му­ жала североморская авиация. Все дальше и дальше на Север проби­ вались наши воздушные разведчи­ ки: для успешного прохода кара­ ванов надо было знаіть движение льдов и погоды, 70-я, 71... 77, 78, 79 и наконец 80-я параллели достига­ лись и постепенно осваивались раз. ведчиіками. (Военные летчики-раз- ведчики стали и умелыми .поляр­ ными летчиками. Под крыльями наших боевых міашин все чаще и чаще оказывались и земля Фраінца Иосифа и острова Шпицбергена. Такие полеты вошли в повседнев­ ную жизнь, как очередные боевые вылеты. Если о подобных полетахі в мирное время сообщали л газетах, как об особых, очень трудных, нельзя умолчать о них сейчас, когда морским летчикам приходится не просто совершать полеты., но одновременно и вести разведку погоды, льЩов, поиск под­ водный лодок и мин противника, встречать союзные караваны' и охранять ия от нападения враже­ ских! подводньга лодок. Да, летчики нашей дальней раз­ ведывательной авиации не топят .немецкие транспорты, не сбивают фашистские самолеты, не бомбят врага на суше. Об этом они не мо­ гут рассказать. Но то, что делают разведчики — это большое и очень важное дело. Летать туда, куда летают они — уже героизм, самое деятельное участие в боях с вра­ гом. іКто люди этого подразделения, выполняющего сейчас сложные и очень важные задания? Их много. Летчики Соловьев, Лятин, Галдиін, Бурмагин, штурманы Чернышев, Смешалов, Фадеев, Юров, радисты- операторы Иванов, Басов, воздуш­ ные стрелки; Потапов, Барышев и другие. Всех не перечислишь. С вечера, когда метеорологи обеща­ ют более или менее терпимую по­ году, собираются экипажи вместе и детально, вдумчиво прорабаты­ вают очередное задание. Утро по­ сле этого на морском аэродроме всегда бывает живым и ранним: гудят моторы, снуют бортмехани­ ки, вспыхивают и гаснут прожек­ торы. 'Подготовка идет быстрая, но тщательная. Еще бы: впереди — 10—15 часов полета, на сотни ки­ лометров от родных берегов, сквозь заряды и туманы над шум­ ным пенистым Баренцевым1морем. Трудно кого-то выделить из этой дружной боевой семьи. Вот ка­ питан Василий Соловьев — быв­ ший новгородский лесоруб, комен- дор линкора «.Петропавловск». Скоро десять лет, как он служит на Севере. 250 боевых вылетов имеет на своем счету. По разному приходилось летать капитану Со­ ловьеву. Были у него и. не слож­ ные задания, были и слишком сложные. Как-то раз по специаль­ ному заданию командующего он вылетел на разведку кромки льда. Как на Севере часто бывает, пер­ вые час-два полета прошли спо­ койно. Лотом с моря стала надви­ гаться сплошная стена зарядов, издали казавшаяся черной, непро­ ницаемой. Впереди себя она гнала редкую дымку. — Продолжаем полет. Набираем высоту, — передал Соловьев штур. маму Фадееву. Тяжелая машина послушно полезла .вверх. Серая дымка окутала ее и скрыла от глаз экипажа и воду и небо. Ро. ела высота. 500, 1.000, 1.500, 2.000, — о - Двухдневный семинар комсоргов Два дня при Н-ском политотде­ ле проходил семинар комсоргов. (В первый день семинара комсор­ ги прослушали доклад капитана т. Чепурко: «О текущем моменте», лекции/ капитана т. Малиицяна о работе товарища Сталина «Марк­ сизм и национальный вопрос»; старшего лейтенанта т. Жабина — г»0 боевом пути ленинско-сталин­ ского комсомола» и капитана т. Литвинова — «О происхожде­ нии человека». іВ тот же день с докладом об опыТе подготовки и проведения комсомольских собраний и заседа­ ний бюро ВЛІКСМ, а также о>пран­ тике составления решений высту­ пил комсорг младший лейтенант т. Кондратьев. Содоклад .по этому вопросу сделали комсорги тт. За- хурдаев и Мещанинов. Второй день работы семинара начался лекцией т. Проиякова .«Об экономической победе Совет­ ского Союза». Затем комсорги тт. Воронцова и Абрамова рассказали о работе организаций ВЛКСМ по повышению авангардной роли ком­ сомольцев в боевой работе и дис­ циплине. :----- О----- БЕСЕДА С МОЛОДЫМИ ЛЕТЧИКАМИ На-днях Герой Советского Союза майор П. Рассадким и стар­ ший лейтенант А. Власов провели беседу с молодыми истребителями. На примерах из боевой практики они рассказали о тактике воздуш­ ного врага на Севере, способах борьбы о немецкой авиацией. Осо- бый упор опытные летчики сдела­ ли На необходимость совершенст­ вования тактики истребителя и в частности таких элементов, как маневр, огонь и осмотрительность, а также на отработку слетанности и взаимной выручки. Зсе&у&еэшіоі R ^ A B НАЦИИ 1 ПАНЦЫРНЫЕ КУРТКИ ДЛЯ ЛЕТЧИКОВ Как и в сред­ невековье, когда кельчуги являлись обязательной ча­ стью снаряжения воинов, в настоя­ щее время летчи­ ки ВВС США снаб­ жаются „кольчуга­ ми* для защиты от осколков зенитных снарядов. Тонкие стальные листы ве­ сом около 9 кг. прокладываются в безрукавные курт­ ки нового типа. Эти панцырные куртки защищают летчика спереди и сзади от шеи до поясницы. “Попюляр Меканнкс*. 2.500 м... По расчету внизу должна : уже быть земля Франца Иосифа, j] — Снижаемся,—снова передает командир. Широта 79,30. А надо 76. Значит задание «'перевыполнено», пара до. 1 мой. На обратном пути небо срав­ нительно прояснилось, зато под­ нялся сильный ветер и машину стало бросать, ка,к щепку на вол­ нах. Больше часа боролся капи­ тан Соловьев с «болтанкой». За- ,1 тем снова стало тихо и Спокойно. Задание командующего экипаж выполнил. Теперь все думали о том, чтобы скорее добраться до j родных берегов!: уже 10 часов про­ должался этот полет. — Чайки, смотрите, чайки! Зна­ чит где-то поблизости земля,—ве­ село передал штурману командир. Стаями по три-пять, предвестники жизни, — чайки, кружились над водой. Недалеко была земля — один из многочисленных мелких островов Ледовитого океана. Еще несколько часов и машина капитана Соловьева приземляется в родной базе... ЛОдстать летчику Соловьеву и штурман капитан Кирилл Черны­ шев—бывший студент Ленинград­ ского института кино-инженеров. Летая на Севере около пяти лет, он прекрасно изучил івсе капризы погоды и всегда точно водит воз­ душные корабли. А водить их над морем, на сотни километров о г бе­ рега, где совершенно нет ориенти­ ров, где проходит заряд з.а заря­ дом и дуют сильные ветры,- — .не простое дело. Однако капитан и его боевые друзья штурманы Ана­ толий Фадеев, Сергей Смекалов, Иосиф Юров и другие всегда уве­ ренно прокладывают курс и точно выводят машины на желаемые ориентиры. Умение, смелость об’единяет и летчиков Виталия Лятина, Васи­ лия Гаілідинв и Александра Бурма- гина. Каждый из них — воплоще­ ние стойкости, выдержки я -посто­ янного стремления к совершенст­ вованию. ЛеТчиіки подразделения многое делают для> победы над врагом. Часто сразу же неощутимые ре­ зультаты их труда, впоследствии выливаются в наши большие побе­ ды, о которых, подчас, не могут даже подразумевать сами развед­ чики. Немцы прячутся от наших воз­ душных разведчиков, не подходят к караванам, когда они несут про­ тиволодочную оборону. — Мы покорили природу Севе­ ра, — говорят разведчики. — Мы можем выполнить самое от­ ветственное задание почти в любых широтах Баренцова мо­ ря. Мы можем и должны, как бы трудно это -в>наших ус­ ловиях ни быіло, иа.ходить подвод­ ные лодки врага, снующие до 'сих лор в Ледовитом океане, и унич­ тожать их. Добьемся, обязательно •этого добьемся! Пожелаем им боевых удач. К. ЗАРОДОВ. И з у ч а й п р о т и в н и к а Немецкие составные самолеты В последнее время на воору­ жении германских военно- воздушных! сил появились так называемые составные самоле­ ты, представляющие собой ком­ бинацию двухмоторного бомбар­ дировщика «Ю-88», носовая часть которого заполнена взрыв­ чатым веществом, и обычного одномоторного истребители «Ме- 109». Не исключена возможность использования для составных самолетов и таких устаревших типов маОШін, как «До-і17», «До- 24», «Ю-і52», «iXe-il'l 1» и др. Составление конструкций осу­ ществляется так: на «10-88», сверху, при помощи специально­ го устройства, закрепляется истребитель «Ме-[109». Летчик - истребитель в любой момент мо­ жет освободить свой самолет от бомбардировщика. Можно предположить, что со­ ставные самолеты действуют следующим Образом: взлет и полет до определенного места к цели происходит при полной нормальной работе всех моторов бомбардировщика и истребите­ ля, так как при выключении мо­ торов одного из самолетов взлет и 'полет 'невозможны из-за боль­ шой перегрузки и ухудшения аэродинамики конструкции. Управляет составным самоле­ том летчик, находящийся в ка.- бине истребителя. Горючее для питания моторов поступает из баков «Ю-88», а бензин, имеющийся в баках «Ме-і109», расходуется на обратный полет истребителя. При приближении цели, при­ мерно на высоте 600 метроів лет­ чик освобождает бомбардиров­ щик. Управляемый автопилотом, он 'проходит определенное рас­ стояние по заданному -курсу, затем переходит в пологое пи­ кирование (под углом 15 — 20 градусов) со скоростью 520 клм/час. Скорость составного самоле­ та—320—400 клм/час., дальность действия — .предположительно 700—1.000 клм., вес взрывчато­ го вещества а самолете «Ю-88»і—ІІ800—2000 кг. При незначительной скорости и отсутствии оборонительного вооружении такой самолет лег­ ко уязвим и для зенитной артил­ лерии и для истребителей. Эф­ фективность применения состав­ ных самолетов не велика. Под­ вижные цели (корабли на море) могут легко уклониться от на­ правления ия падения. Дальний истребитель „Хе-219“ Отупичитальной особенностью самолета «Хе-219» является установка под фюзеляжем до- полнитеЛьного турборе активного мотора. Моторная группа само­ лета состоит из двух моторов «ДБ-603» мощностью по 1825 л /с (на высоте 1860 метров.). Все три мотора работают на одном горючем.. Размах крыла самоле­ та-—1:8,4 м., длина его—14,4 м., 'нормальный полетный вес — 14837 кг., запас горючего: толь­ ко для моторов «ДБ -.603» — 4М4 л., для моторов и реактив­ ной установки—5.000 л., макси­ мальная дальность (с включен­ ным реактивным .мотором)—2485 клм., скорость .максимальная с реактивной установкой — около 700 клм/час., максимальная без реактивной установки до 640 кшм'/чаю., посадочная скорость— 150 клм/час., потолок — 10.000 метров. Вооружение самолета 'предпо­ ложительно пушечное, калибра 23—25 мм. и 30 мм. Под плоско­ стями установлены приспособлен ния для реактивных снарядов. Экипаж его—2 человека. -Каби­ ны пилота и штурмана защи­ щены броней толщиной до 15 мм. Особенно уязвимыми местами этого самолета являются: бензо- маслобаки, установленные в центральной части фюзеляжа-, жидкостные радиаторы, наіходя- щиеся в передней кромке крыла с левой стороны каіждого мото­ ра, и турбореактивная установка под фюзеляжем, в которой вследствие высоки» температур легко возникает пожар. «Хе-Й19» применяется, -как в ночнЫ'Х, так и в дневных опера­ циях. МАСТЕРСТВО СЕРЖАНТОВ іВ нашем звене есть экипаж тор­ педоносца, который полностью состоит из сержантов. По времени работы сержанты молоды, но по опыту — уже сформировавшиеся специалисты. Командиром техни­ ческого экипажа является стар­ шина 'Курашев. Обеспечивая боевую работу тор­ педоносца, этот экипаж неодно­ кратно 'показывал свое мастер­ ство. На машине, обслуживаемой им, летает прославленный северо­ морский летчик Герой Советского Союза гвардии капитан Шкаруба. Много раз он появлялся .над Ба- ренцовым морем. Были случаи, когда летчику -часами, в плохую погоду, приходилось быть в по­ лете. В таких условиях на са­ молете быстрее всего выявляются дефекты. Но машина всегда ра­ ботала безотказно и, поэтому, воз­ вращаясь из полета, герой-торпе­ доносец каждый раз с похвалой отзывается о своем техническом экипаже. Рабата технического состава за­ ключается не только в обыкновеи- Гвардии старший техник-лейтенант Г. Шаповалов ной подготовке самолета к поле­ ту. У механиков бывают такие мо­ менты, которые подобны бою -не­ посредственно с врагом. Это ско­ ростной ремонт. Чтобы произ­ вести его быстро и качественно, нужно напрячь все знании, всю саду—дерзать и творить в труде. Старшина /Курашев и его (помощ­ ник старший сержант Афанасьев неоднократно удивляли своих то ­ варищей рекордами в сложном ре­ монте торпедоносца. Однажды их самолет был по­ ставлен на серьезный ремонт. Экипаж ограничили строгим сро­ ком: трое суток дало командова­ ние сержантам на то, чтобы само­ лет снова ввести в строй. ^ — Не беспокойтесь, товарищ старший техник-лейтенант, не только уложимся в срок, -но даже и его сократим,—сказал мне Ку- рашев перед началом ремонта-. Ясно представляя себе об'ем предстоящей работы, старший сержант Афанасьев заранее под­ готовил рабочее место. Когда все было готово — экипаж дружно приступил к ремонту. Без шума и суеты одно за дру­ гим они исправляли повреждения, На следующее утро механики до- ложилиі: — Машина введена -в строй до­ срочно. Самолет сержанты отре­ монтировали хорошо, сократив срок в шесть раз. Так тт. Курашев и Афанасьев производят любой ремонт. Не так давно машина вернулась с бомбо­ вого удара сильно побитая. По­ ходили вокруг нее -специалисты, посмотрели и заключили: «Трое суток нужно ее ремонтировать». — Очень долго,—сказал им 'Ку­ рашев,—здесь придется п о р а б о ­ тать от силы одни сутки. Слова уіКурашева не расходятся с делом. За -сутки торпедоносец был введен в строй.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz