Североморский летчик. 1945, январь.
2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 11 января 1945 г., № 8 (388). До 80 -йпараллели • « « :В Заполярья летчикам приходит, ся вести борьбу в исключительно сложны» условиях. Особенно это ощущают дальние воздушные раз ведчики. В .мирное время почти о каждом вылете на землю Франца Иосифа, к островам Шпицбергена, на остров Надежды сообщала центральная печать. Советский на род узнавал фамилии полярных летчиков и гордился ими. Когда про кого-нибудь говорили: «Это полярный летчик» все видели, в в нем сильного, закаленного и до левого человека. Полет в Запо лярья., над Ледовитым океаном справедлива считался трудным, требующим большого напряжения сил. Началась Отечественная война. Немцы пришли в Норвегию. Они привели оюда свой флот, перебро сили авиацию. Через воідьі' Нор вежского, Гренландского ,иі Барен цева .морей поплыли в северные советские порты караваны наших союзников — Англии и США, с вооружением, боеприпасами и продовольствием. В море, на Север, на перерез этим караванам вышли фашистские подводные лодки, доот.каза наполнив бензи ном банки, вылетели «Юнкереы». Началась война в Ледовитом океане. С каждой неделей, меся цем она становилась суровее, оже сточеннее. В ходе ее крепла и му жала североморская авиация. Все дальше и дальше на Север проби вались наши воздушные разведчи ки: для успешного прохода кара ванов надо было знаіть движение льдов и погоды, 70-я, 71... 77, 78, 79 и наконец 80-я параллели достига лись и постепенно осваивались раз. ведчиіками. (Военные летчики-раз- ведчики стали и умелыми .поляр ными летчиками. Под крыльями наших боевых міашин все чаще и чаще оказывались и земля Фраінца Иосифа и острова Шпицбергена. Такие полеты вошли в повседнев ную жизнь, как очередные боевые вылеты. Если о подобных полетахі в мирное время сообщали л газетах, как об особых, очень трудных, нельзя умолчать о них сейчас, когда морским летчикам приходится не просто совершать полеты., но одновременно и вести разведку погоды, льЩов, поиск под водный лодок и мин противника, встречать союзные караваны' и охранять ия от нападения враже ских! подводньга лодок. Да, летчики нашей дальней раз ведывательной авиации не топят .немецкие транспорты, не сбивают фашистские самолеты, не бомбят врага на суше. Об этом они не мо гут рассказать. Но то, что делают разведчики — это большое и очень важное дело. Летать туда, куда летают они — уже героизм, самое деятельное участие в боях с вра гом. іКто люди этого подразделения, выполняющего сейчас сложные и очень важные задания? Их много. Летчики Соловьев, Лятин, Галдиін, Бурмагин, штурманы Чернышев, Смешалов, Фадеев, Юров, радисты- операторы Иванов, Басов, воздуш ные стрелки; Потапов, Барышев и другие. Всех не перечислишь. С вечера, когда метеорологи обеща ют более или менее терпимую по году, собираются экипажи вместе и детально, вдумчиво прорабаты вают очередное задание. Утро по сле этого на морском аэродроме всегда бывает живым и ранним: гудят моторы, снуют бортмехани ки, вспыхивают и гаснут прожек торы. 'Подготовка идет быстрая, но тщательная. Еще бы: впереди — 10—15 часов полета, на сотни ки лометров от родных берегов, сквозь заряды и туманы над шум ным пенистым Баренцевым1морем. Трудно кого-то выделить из этой дружной боевой семьи. Вот ка питан Василий Соловьев — быв ший новгородский лесоруб, комен- дор линкора «.Петропавловск». Скоро десять лет, как он служит на Севере. 250 боевых вылетов имеет на своем счету. По разному приходилось летать капитану Со ловьеву. Были у него и. не слож ные задания, были и слишком сложные. Как-то раз по специаль ному заданию командующего он вылетел на разведку кромки льда. Как на Севере часто бывает, пер вые час-два полета прошли спо койно. Лотом с моря стала надви гаться сплошная стена зарядов, издали казавшаяся черной, непро ницаемой. Впереди себя она гнала редкую дымку. — Продолжаем полет. Набираем высоту, — передал Соловьев штур. маму Фадееву. Тяжелая машина послушно полезла .вверх. Серая дымка окутала ее и скрыла от глаз экипажа и воду и небо. Ро. ела высота. 500, 1.000, 1.500, 2.000, — о - Двухдневный семинар комсоргов Два дня при Н-ском политотде ле проходил семинар комсоргов. (В первый день семинара комсор ги прослушали доклад капитана т. Чепурко: «О текущем моменте», лекции/ капитана т. Малиицяна о работе товарища Сталина «Марк сизм и национальный вопрос»; старшего лейтенанта т. Жабина — г»0 боевом пути ленинско-сталин ского комсомола» и капитана т. Литвинова — «О происхожде нии человека». іВ тот же день с докладом об опыТе подготовки и проведения комсомольских собраний и заседа ний бюро ВЛІКСМ, а также о>пран тике составления решений высту пил комсорг младший лейтенант т. Кондратьев. Содоклад .по этому вопросу сделали комсорги тт. За- хурдаев и Мещанинов. Второй день работы семинара начался лекцией т. Проиякова .«Об экономической победе Совет ского Союза». Затем комсорги тт. Воронцова и Абрамова рассказали о работе организаций ВЛКСМ по повышению авангардной роли ком сомольцев в боевой работе и дис циплине. :----- О----- БЕСЕДА С МОЛОДЫМИ ЛЕТЧИКАМИ На-днях Герой Советского Союза майор П. Рассадким и стар ший лейтенант А. Власов провели беседу с молодыми истребителями. На примерах из боевой практики они рассказали о тактике воздуш ного врага на Севере, способах борьбы о немецкой авиацией. Осо- бый упор опытные летчики сдела ли На необходимость совершенст вования тактики истребителя и в частности таких элементов, как маневр, огонь и осмотрительность, а также на отработку слетанности и взаимной выручки. Зсе&у&еэшіоі R ^ A B НАЦИИ 1 ПАНЦЫРНЫЕ КУРТКИ ДЛЯ ЛЕТЧИКОВ Как и в сред невековье, когда кельчуги являлись обязательной ча стью снаряжения воинов, в настоя щее время летчи ки ВВС США снаб жаются „кольчуга ми* для защиты от осколков зенитных снарядов. Тонкие стальные листы ве сом около 9 кг. прокладываются в безрукавные курт ки нового типа. Эти панцырные куртки защищают летчика спереди и сзади от шеи до поясницы. “Попюляр Меканнкс*. 2.500 м... По расчету внизу должна : уже быть земля Франца Иосифа, j] — Снижаемся,—снова передает командир. Широта 79,30. А надо 76. Значит задание «'перевыполнено», пара до. 1 мой. На обратном пути небо срав нительно прояснилось, зато под нялся сильный ветер и машину стало бросать, ка,к щепку на вол нах. Больше часа боролся капи тан Соловьев с «болтанкой». За- ,1 тем снова стало тихо и Спокойно. Задание командующего экипаж выполнил. Теперь все думали о том, чтобы скорее добраться до j родных берегов!: уже 10 часов про должался этот полет. — Чайки, смотрите, чайки! Зна чит где-то поблизости земля,—ве село передал штурману командир. Стаями по три-пять, предвестники жизни, — чайки, кружились над водой. Недалеко была земля — один из многочисленных мелких островов Ледовитого океана. Еще несколько часов и машина капитана Соловьева приземляется в родной базе... ЛОдстать летчику Соловьеву и штурман капитан Кирилл Черны шев—бывший студент Ленинград ского института кино-инженеров. Летая на Севере около пяти лет, он прекрасно изучил івсе капризы погоды и всегда точно водит воз душные корабли. А водить их над морем, на сотни километров о г бе рега, где совершенно нет ориенти ров, где проходит заряд з.а заря дом и дуют сильные ветры,- — .не простое дело. Однако капитан и его боевые друзья штурманы Ана толий Фадеев, Сергей Смекалов, Иосиф Юров и другие всегда уве ренно прокладывают курс и точно выводят машины на желаемые ориентиры. Умение, смелость об’единяет и летчиков Виталия Лятина, Васи лия Гаілідинв и Александра Бурма- гина. Каждый из них — воплоще ние стойкости, выдержки я -посто янного стремления к совершенст вованию. ЛеТчиіки подразделения многое делают для> победы над врагом. Часто сразу же неощутимые ре зультаты их труда, впоследствии выливаются в наши большие побе ды, о которых, подчас, не могут даже подразумевать сами развед чики. Немцы прячутся от наших воз душных разведчиков, не подходят к караванам, когда они несут про тиволодочную оборону. — Мы покорили природу Севе ра, — говорят разведчики. — Мы можем выполнить самое от ветственное задание почти в любых широтах Баренцова мо ря. Мы можем и должны, как бы трудно это -в>наших ус ловиях ни быіло, иа.ходить подвод ные лодки врага, снующие до 'сих лор в Ледовитом океане, и унич тожать их. Добьемся, обязательно •этого добьемся! Пожелаем им боевых удач. К. ЗАРОДОВ. И з у ч а й п р о т и в н и к а Немецкие составные самолеты В последнее время на воору жении германских военно- воздушных! сил появились так называемые составные самоле ты, представляющие собой ком бинацию двухмоторного бомбар дировщика «Ю-88», носовая часть которого заполнена взрыв чатым веществом, и обычного одномоторного истребители «Ме- 109». Не исключена возможность использования для составных самолетов и таких устаревших типов маОШін, как «До-і17», «До- 24», «Ю-і52», «iXe-il'l 1» и др. Составление конструкций осу ществляется так: на «10-88», сверху, при помощи специально го устройства, закрепляется истребитель «Ме-[109». Летчик - истребитель в любой момент мо жет освободить свой самолет от бомбардировщика. Можно предположить, что со ставные самолеты действуют следующим Образом: взлет и полет до определенного места к цели происходит при полной нормальной работе всех моторов бомбардировщика и истребите ля, так как при выключении мо торов одного из самолетов взлет и 'полет 'невозможны из-за боль шой перегрузки и ухудшения аэродинамики конструкции. Управляет составным самоле том летчик, находящийся в ка.- бине истребителя. Горючее для питания моторов поступает из баков «Ю-88», а бензин, имеющийся в баках «Ме-і109», расходуется на обратный полет истребителя. При приближении цели, при мерно на высоте 600 метроів лет чик освобождает бомбардиров щик. Управляемый автопилотом, он 'проходит определенное рас стояние по заданному -курсу, затем переходит в пологое пи кирование (под углом 15 — 20 градусов) со скоростью 520 клм/час. Скорость составного самоле та—320—400 клм/час., дальность действия — .предположительно 700—1.000 клм., вес взрывчато го вещества а самолете «Ю-88»і—ІІ800—2000 кг. При незначительной скорости и отсутствии оборонительного вооружении такой самолет лег ко уязвим и для зенитной артил лерии и для истребителей. Эф фективность применения состав ных самолетов не велика. Под вижные цели (корабли на море) могут легко уклониться от на правления ия падения. Дальний истребитель „Хе-219“ Отупичитальной особенностью самолета «Хе-219» является установка под фюзеляжем до- полнитеЛьного турборе активного мотора. Моторная группа само лета состоит из двух моторов «ДБ-603» мощностью по 1825 л /с (на высоте 1860 метров.). Все три мотора работают на одном горючем.. Размах крыла самоле та-—1:8,4 м., длина его—14,4 м., 'нормальный полетный вес — 14837 кг., запас горючего: толь ко для моторов «ДБ -.603» — 4М4 л., для моторов и реактив ной установки—5.000 л., макси мальная дальность (с включен ным реактивным .мотором)—2485 клм., скорость .максимальная с реактивной установкой — около 700 клм/час., максимальная без реактивной установки до 640 кшм'/чаю., посадочная скорость— 150 клм/час., потолок — 10.000 метров. Вооружение самолета 'предпо ложительно пушечное, калибра 23—25 мм. и 30 мм. Под плоско стями установлены приспособлен ния для реактивных снарядов. Экипаж его—2 человека. -Каби ны пилота и штурмана защи щены броней толщиной до 15 мм. Особенно уязвимыми местами этого самолета являются: бензо- маслобаки, установленные в центральной части фюзеляжа-, жидкостные радиаторы, наіходя- щиеся в передней кромке крыла с левой стороны каіждого мото ра, и турбореактивная установка под фюзеляжем, в которой вследствие высоки» температур легко возникает пожар. «Хе-Й19» применяется, -как в ночнЫ'Х, так и в дневных опера циях. МАСТЕРСТВО СЕРЖАНТОВ іВ нашем звене есть экипаж тор педоносца, который полностью состоит из сержантов. По времени работы сержанты молоды, но по опыту — уже сформировавшиеся специалисты. Командиром техни ческого экипажа является стар шина 'Курашев. Обеспечивая боевую работу тор педоносца, этот экипаж неодно кратно 'показывал свое мастер ство. На машине, обслуживаемой им, летает прославленный северо морский летчик Герой Советского Союза гвардии капитан Шкаруба. Много раз он появлялся .над Ба- ренцовым морем. Были случаи, когда летчику -часами, в плохую погоду, приходилось быть в по лете. В таких условиях на са молете быстрее всего выявляются дефекты. Но машина всегда ра ботала безотказно и, поэтому, воз вращаясь из полета, герой-торпе доносец каждый раз с похвалой отзывается о своем техническом экипаже. Рабата технического состава за ключается не только в обыкновеи- Гвардии старший техник-лейтенант Г. Шаповалов ной подготовке самолета к поле ту. У механиков бывают такие мо менты, которые подобны бою -не посредственно с врагом. Это ско ростной ремонт. Чтобы произ вести его быстро и качественно, нужно напрячь все знании, всю саду—дерзать и творить в труде. Старшина /Курашев и его (помощ ник старший сержант Афанасьев неоднократно удивляли своих то варищей рекордами в сложном ре монте торпедоносца. Однажды их самолет был по ставлен на серьезный ремонт. Экипаж ограничили строгим сро ком: трое суток дало командова ние сержантам на то, чтобы само лет снова ввести в строй. ^ — Не беспокойтесь, товарищ старший техник-лейтенант, не только уложимся в срок, -но даже и его сократим,—сказал мне Ку- рашев перед началом ремонта-. Ясно представляя себе об'ем предстоящей работы, старший сержант Афанасьев заранее под готовил рабочее место. Когда все было готово — экипаж дружно приступил к ремонту. Без шума и суеты одно за дру гим они исправляли повреждения, На следующее утро механики до- ложилиі: — Машина введена -в строй до срочно. Самолет сержанты отре монтировали хорошо, сократив срок в шесть раз. Так тт. Курашев и Афанасьев производят любой ремонт. Не так давно машина вернулась с бомбо вого удара сильно побитая. По ходили вокруг нее -специалисты, посмотрели и заключили: «Трое суток нужно ее ремонтировать». — Очень долго,—сказал им 'Ку рашев,—здесь придется п о р а б о тать от силы одни сутки. Слова уіКурашева не расходятся с делом. За -сутки торпедоносец был введен в строй.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz