Североморский летчик. 1945, январь.

2 (' Г.ЕГ РО М ОРСК ИИ !ЕТЧИ К 10 января 1945 г , № 7 (387). Лейтенант С Панырашиь 3а II ис к и воздушного разведчика Us о т . ' М . т Р ? Схема № I. Говоря о вылете к следований до цели, мне хочется разобрать эти вопросы только в том случае, ког­ да разведчик имеет задание фикса, цни удаіра. Независимо от- того, одноміу или паре самолетов по­ ставлена задача фиксирования, мы запускаем моторы посліе взлета ударной группы штурмовиков или торпедоносцев' и группы истреби­ телей прикрытия (после взлета разведчик-истребитель легко до­ гоняет основные группы). Как по­ казал олыт, разедчику лучше .все­ го следовать до цели вместе со всеми самолетами. Этим достигается: во-первых, безопасность полета разведчика (особенно при хорошей погоде), т. к. при появлении истребителей противника, разведчик находится под охраной своих истребителей; во-вторых, совместный полет дает полную гарантию разведчику прит- ти в район цели как раз ко време­ ни удара, избегая опаздываний или преждевременного прихода, что зачастую бывает по различ­ ным, подчас, независящим от раз­ ведчика, причинам. О необходимости совместного следования к цели может говорить следующий пример, имевший место с ра іедчиком М., которому была .поставлена задача фиксирования результатов удара по конвою про­ тивника, в районе порта В. Развед­ чик М. пошел к цели самостои- ьельно и точно в назначенное вре­ мя появился над ней. Однако к указанному сроку не появилась ііцд іделыю ударная группа. Время шло. Противник, видя, что над мим кружится советский самолет, забеспокоился и привел в дейст­ вие свою ПВО. В результате, ког­ да через несколько минут к цели подходили наши самолеты, немцы открыли по ним сосредоточенный огонь. По случайности М. сумел выполнить свое задание, т. к. опоздание основной группы было незначительным. А если бы раз­ ведчику пришлось на несколько минут дольше ожидать над целью, он оказался бы ніе в силах фото­ графировать из-за недостатка го­ рючего. ' Итак, сделаем вывод: тщатель­ ная продуманная подготовка к по­ лету на разведку — важнейшее условие успешного выполнения за- Данйя. Экипажи поднимающиеся в вотдух с задачей фиксации удара, Дблжны вылетать вместе с основ­ ной ударной группий и следовать с ней до цели. 2. МАНЕВРИРОВАНИЕ. В РАЙОНЕ ЦЕЛИ Примерно за 7—10 километров до цели разведчик выходит вперед ударной г р у п п ы и производит аэро. фотос’емку и визуальное наблю­ дение конвоя. Лично я выход на конвой стараюсь производить со стороны солнца, нто дает .возмож­ ность незамеченным подойти к цели и лучше е<а сфотографиро­ вать, ибо при солнечном освещении производить с’емку необходима только со стороны солнца или под углом we более 40 градусов (см. схему № 1). Если же фотографи­ рование производить против солн­ ца, то снимки, в лучшем случае, получаются очень плохие, а в худ­ шем случае, сгорает шторка затво­ ра и фотоаппарат выходит из строя. Заход ніа цель лучше всего строить так: пикировать на нее полу-переіворотом с углом 40 — 45 градусов и потом, поднимая нос самолета, наметить за целью ори­ ентир, на который и держать на­ правление. Включать фотоаппараты следует еще на подходе и цели, а выключать только тогда, когда ви­ дишь, что цель явно пройдена (см. схему № 2). Вообще лучше сде­ лать 5 10 сн-имкон холостых, не­ жели недоснять одного каідра. с целью. Почему фотографирование с пи­ кировании я с,читаю лучшим мето­ дом!? Прицеливание с пикировании имеет много положительных сто­ рон: а) самолет развивает боль­ шую скорость, дающую возмож­ ность быстро проскочить цель, быть незамеченным противником и меньше находиться под обстрелом; б) во время аэрофотос’емки все внимание летчика уделяется при­ целиванию — самому сложному этапу с’емки; в) в случае обнару­ жении разведчика истребителями противника, труднее будет его атаковать. Во всех случаях лучше произво­ дить сначала с’емку плановую и. уже потом перспективную. И вот почему: прицеливание перспектив­ ным фотоаппаратом намного легче, чем плановым. Следовательно, вна­ чале .когда тебя противник не за­ метил, лучше сделать самое труд­ ное, т, е. с’емку плановую. Обычно бывает так, что ко вре- За/зу&ежно А БРОНЯ ИЗ К^АВИАІШИ АЛЮМИНИЕВОГО СПЛАВА Об вом Рэй- нолдс Металс К-“ (США) изобретем новый алюминие­ вый сплав, заме няющий по своей вязкости сталь, идущую на изго­ товление брони и конструкционных элементов дли са­ молетов. Состав сплава засекречен. Применение пос­ леднего значитель­ но снизит вес са­ молета и увеличит его полезную на­ грузку, „Попюляр Мѳка нике* ВЕНТИЛЯТОР ДЛЯ МОТОРОВ С ВОЗДУШНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ мощностью 2.200 л. с. Вентилятор монтируется на втулке воздушно го винта и состоит из 50—70 лопаток. Утзерждают, что применение тако- ' .Интвравна". Об во Райт раз­ рабатывает кон­ струкцию венти лятора для прину­ дительного охлаж­ дения 18 1 и Цилин­ дровых моторов Райт ,Ииклони го вентилятора значительно повы­ сит скорость взле­ та и увеличит по лезную нагрузку -''самолета. Схема № 2. менй очередного захода разведчи­ ка, ударная группа уже сделает своё дело. Вот тут-то и предстоит самая ответственная задача: про­ извести с ’емку результата удара. Мне хочется дать следующий со­ вет молодым разведчикам': при фиксировании конвоя до удара не забыть заметить высоту, время и место с’емки. Окончив с ’емку — сделать несколько холостых сним­ ков перед тем, как фотографиро­ вать момент удара; сфотографиро­ вав момент удара, сделать не­ сколько холостых снимков перед с’емкой результата удара, или, как мы называем, «после удара». Это намного облегчит определение ■результата удара по всем трем этапам. В(ичале мы говорили, что в яс­ ную пагоду фиксируется удар, как- правило, парой разведчиков. Как же лучше а таком случае маневри­ ровать над целью >и какое взаимо­ действие должно быть между са­ молет ами-разведчик амиі? Как толь­ ко они подошли к цели, ведущий сразу же ложится на плановую с’емк.у. Ведомый все внимание уде. ляет воздуху, обеспечивая веду­ щего от внезапного нападения ист­ ребителей противника. После того, как первый окончит с'вмку и л о ­ жится в вираж, ведомый по сигна­ лу приступает к с'емке. Іеперь его прикрывает ведущий. Перемена ролей происходит до тех пор, пока не будет закончен весь процесс фоггографи ров ания. Однажды мне, вместе с летчи­ ком Авцыним, довелось фиксиро­ вать удары по конною противника нескольких: ударных групп. Паша пара взлетела, пристроилась к ударной группе it вместе с ней проследовала до цели. За 7 — 10 километроів до кон.воя мы с Авцы- ным вышли вперед. Зайдя со сто­ роны солнца, заметили вначале шестерку, а лотом еще восьмерку вражеских истребителей, барражи­ ровавши я над конвоем по высотам от 500 до 5.000 метров. Авцын пе­ редал по радио, чтобы я его при­ крыл, а сам зашел на аіэрофото- с’емку. Наша высота была 5.500 метров. Спикировав до 4.000, мы развили скорость и со стороны солнца появились над целью. Немцы не сразу обнаружили нас. Мой ведущий передал: «У меня все. Приступай к с ’емке». На­ ши роли переменились. Когда я кон­ чил с ’емку, Авцын, вдруг, передал: «Нас атакуют!». Но тут же отбив атаку «Мессершмитас», дал возг можность мне окончить фотогра­ фирование. В то время, когда я развернулся, два самолета против­ ника пытались сверху атаковать самолет Авцывд. Я немедленно бросился на выручку и с дистан­ ции 60—50 метров, почти в упор, сбил «Мессершмитта». Так, отбиваясь от врата, и делая свое дело, наша пара сумела про­ держаться до подхода основной группы. Находясь над целью, мы сумели сразу же по следам удар­ ных самолетов сделать снимки. Надо отметить, что и во второй раз немцы пытались атаковать на­ ши машины. Но и вторично они потерпели неудачу: отбивая атаки, Авцын также сбил одного «стоде- вятого». Этот пример, как нельзя лучше, подтверждает необходимость в условиях лорошей погоды посылки двух или -нескольких разведчиіков- фиксаторов. (Продолжение следует). I і ПОМОЩЬ АВИАМЕXА НИКУ Охлаждающие жидкости и их применение Техник-лейтенант И. Столбов При отсутствии антифриза для охілаіжденмія моторов в авиачастях применяют воду. При Пользовании ■водой 'необходимо знать элемен­ тарные данные, обуславливающие годность ее к применению для охлаждения моторов. Поэтому во­ да, заливаемая в систему охлаж­ дения, должна обладать опреде­ ленными качествами. Основной определитель годности воды — жеісткость. Она характеризует­ ся присутствием в воде солей кальция и магния. Имеется три ииіда жесткости: временная, обу­ славливаемая присутствием двух углекислых! солей кальция и магния. Она легко устраняется ки­ пячением;; постоянная, характери­ зуемая присутствием хло-ристых, углекислых и сернокислых солей кальция и магния и общая, пред­ ставляющая из себя суммарное значение двух первых жесткостей Жесткость -воды выражается обычно в немецких градусах. Один градус соответствует содержанию 10 м,г окиси кальция в 1 литре воды. По жесткости во­ ду разграничивают на мягкую с жесткостью не более 8 градусов, среднюю—не менее 8 градусов, и жесткую—не более 16 градусов'. Вода с жесткостью более 16 гра­ дусов без предварительной очист­ ки непригодна для применения, т. к. от нее получается большая накипь. Исследование воды в неко­ торых близлежащих озерах пока­ зало, что она может применяться для охлаждения моторов без очист­ ки; (жесткоість ее 9—10 градусов). При отсутствии воды с мягкой или средней жесткостью можно ■применять и воду с жесткостью более 16 градусов без очистки от солей. Для этого необходимо до­ бавлять к воде хромпик, ог него на поверхности металла обнаружи­ вается защитна я пленка, которая- предохраняет его от корозии. а также способствует переводу нера­ створимых солей в растворимые. Все это устраняет образование на­ кипи на поверхности металла. Хромпик прибавляется к воде в количестве от 0.3 до 1,0 процента. При выкипании воды, следует до­ бавлять ее. ІісШи произошла утеч­ ка воды с хромпиком, то тогда ее новую порцию следует зашивать обязательно вместе с Хромпиком. При помутнении воды с хромпиком рекомендуется сшить ее из радиа­ тора, систему промыть. Пары хром- 'пика вредны для человеческого организма, поэтому взвешивание его следует производить в проти­ вогазе и в резиновых перчатках. Применяются у нас и низкоза- мерзающие жидкости—антифризы, Самым распространенным является антифриз «В-2», представляющий собой водный раствор этиленгли­ коля и пропиленігліиікол.я с добав­ кой стабилизатора. В состав ста­ билизатора входит: декотрин и двухзамещениая натриевая соль ортофосфорной кислоты. Составляя антифриз «В-2», необ. ходиімо знать процентное содержа­ ние воды1 и этилен гликоля. Чи­ стый этиленгликоль замерзает при минус 10° С., в смеси с водой получается жидкость практически замерзающая при температурах ни. же минус 70° С. іВ процессе эксплоатации анти­ фриз меняет свои свойства. Гірн кипении вода испаряется и кон­ центрация гликоля увеличивается. Антифриз становится более насы­ щенным, но вместе с тем более густым и вязким. Механику необ­ ходимо следить за испаряемостью воды и в случае 'потери таковой (а она неизбежна) добавлять ее. Это требует знания удельных весов различного процентного со­ става антифризов. Удельный вес определяется оре. ометром. Для стандартного анти­ фриза удельный нес при температу. рѳ (плюс 12 градусов Цельсия равее '1,05—1,08 (температурная поправ­ ка на 1 градус Цельсия равен 0,0006). Удельный вес антифриза, бывшего в употреблении безуслов­ но выше удельного веса стандарт­ ного. Зная удельный вес по табли. це № 1 можно определить про­ центное содержание водьг, эти- л-енглиіколя и температуру замер­ зания антифриза. Таблица № 1 Весовое Содержание воды (в процент.) Температура замерзания (в градусах) Удельный вег при -|-20° С 0 — 12 1,114 5 — 23 1,111 10 — 30 1,106 21 — 49 1,099 28 — 58 1,091 30 — 67 1,087 33 - - 7Г» 1,086 37 — 61 1,083 45 — •42 1,073 50 34 1,068 При заправке самолетов анти­ фризом особые мер предосторож­ ности не соблюдают, т. к анти­ фриз не испаряется и через дыха­ тельные пути н организм проник­ нуть не может. Попадание анти­ фриза в пинцеверительный тракт, хотя бы в Міалых- доза.х отравляет организм нередко со смертельным исходом Необходима следить за чистотой рук после заправки if не пользоваться сифоном при засасы - 1 вании антифриза ртом В Н-ской эскадрильи при даче мне пробы на определение качества, один из тех- ников Іпробовал его на язык. Когда я спросил: Что вы делаете?», он ответил: «Надо же определить: во­ ди это или антифриз». Такая без­ грамотность и примитивность в ра­ боте с антифризом д о л ж н а .иско­ реняться посредством приобрете­ ния всем техническим составом точных и ясных знании свойств к экЬплоагации химических охлади­ телей. - о - Полезное пособие для летчиков Офицерами штаба Н-ской части т. Барковым и другими состав­ лено подробное описание двух последних, наиболее характерных боевых вылетов штурмовиков- двагжды краснознаменцев. Первый состоялся 11 октября 1944 года, второй—12 октября. Оба были весьма успешными: от бомб и сна­ рядов североморцев пошла на дно Баренцева моря несколько тран­ спортов противника. Описание явится -полезным по­ собием для летчиков. В нем они найдут ответы на многие вопроси по боевому опыту: «Как правильно заходить и атаковать цель? Ка* лучше уходить от цели? При ка­ ких случаях и какой противозе­ нитный маневр рекомендуется применять?»,—все это в описаний подробно разобрана на п о л о ж и ­ тельных и отрицательных фактах. Описание бомбо-нітурмовых вы­ летов иллюстрировано схемами * фотоснимками результатов удзра- ■----- О— ДЕНЬ МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ Н-СКИЙ АЭРОДРОМ, 8 янваг ря. (От наш. корр.). ,В одном истре - биггелыном подразделении каждый понедельник техническому ісоіста- ву отводится время ш просмотр материальной части и производст во текущего ремонта. •Позавчера в очередной день ма­ териальной части инженер подраз­ деления т, Ояьшваиг сделал осмотр итог вверенных машин. Подведя рабочего дня, инженер отметил хо­ рошую работу младшего техник- лейтенанта т. Сишгатуллина Слабо » эти дни работает іПАІ^ которым руководит старший те' ник-лейтенант Останин. Миюг** заказы авиамехаников в ы п о л н я ю т си с большим опозданием, качест' во работыі низкое. Ю. КОСТРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz