Североморский летчик. 1945, январь.
2 (' Г.ЕГ РО М ОРСК ИИ !ЕТЧИ К 10 января 1945 г , № 7 (387). Лейтенант С Панырашиь 3а II ис к и воздушного разведчика Us о т . ' М . т Р ? Схема № I. Говоря о вылете к следований до цели, мне хочется разобрать эти вопросы только в том случае, ког да разведчик имеет задание фикса, цни удаіра. Независимо от- того, одноміу или паре самолетов по ставлена задача фиксирования, мы запускаем моторы посліе взлета ударной группы штурмовиков или торпедоносцев' и группы истреби телей прикрытия (после взлета разведчик-истребитель легко до гоняет основные группы). Как по казал олыт, разедчику лучше .все го следовать до цели вместе со всеми самолетами. Этим достигается: во-первых, безопасность полета разведчика (особенно при хорошей погоде), т. к. при появлении истребителей противника, разведчик находится под охраной своих истребителей; во-вторых, совместный полет дает полную гарантию разведчику прит- ти в район цели как раз ко време ни удара, избегая опаздываний или преждевременного прихода, что зачастую бывает по различ ным, подчас, независящим от раз ведчика, причинам. О необходимости совместного следования к цели может говорить следующий пример, имевший место с ра іедчиком М., которому была .поставлена задача фиксирования результатов удара по конвою про тивника, в районе порта В. Развед чик М. пошел к цели самостои- ьельно и точно в назначенное вре мя появился над ней. Однако к указанному сроку не появилась ііцд іделыю ударная группа. Время шло. Противник, видя, что над мим кружится советский самолет, забеспокоился и привел в дейст вие свою ПВО. В результате, ког да через несколько минут к цели подходили наши самолеты, немцы открыли по ним сосредоточенный огонь. По случайности М. сумел выполнить свое задание, т. к. опоздание основной группы было незначительным. А если бы раз ведчику пришлось на несколько минут дольше ожидать над целью, он оказался бы ніе в силах фото графировать из-за недостатка го рючего. ' Итак, сделаем вывод: тщатель ная продуманная подготовка к по лету на разведку — важнейшее условие успешного выполнения за- Данйя. Экипажи поднимающиеся в вотдух с задачей фиксации удара, Дблжны вылетать вместе с основ ной ударной группий и следовать с ней до цели. 2. МАНЕВРИРОВАНИЕ. В РАЙОНЕ ЦЕЛИ Примерно за 7—10 километров до цели разведчик выходит вперед ударной г р у п п ы и производит аэро. фотос’емку и визуальное наблю дение конвоя. Лично я выход на конвой стараюсь производить со стороны солнца, нто дает .возмож ность незамеченным подойти к цели и лучше е<а сфотографиро вать, ибо при солнечном освещении производить с’емку необходима только со стороны солнца или под углом we более 40 градусов (см. схему № 1). Если же фотографи рование производить против солн ца, то снимки, в лучшем случае, получаются очень плохие, а в худ шем случае, сгорает шторка затво ра и фотоаппарат выходит из строя. Заход ніа цель лучше всего строить так: пикировать на нее полу-переіворотом с углом 40 — 45 градусов и потом, поднимая нос самолета, наметить за целью ори ентир, на который и держать на правление. Включать фотоаппараты следует еще на подходе и цели, а выключать только тогда, когда ви дишь, что цель явно пройдена (см. схему № 2). Вообще лучше сде лать 5 10 сн-имкон холостых, не жели недоснять одного каідра. с целью. Почему фотографирование с пи кировании я с,читаю лучшим мето дом!? Прицеливание с пикировании имеет много положительных сто рон: а) самолет развивает боль шую скорость, дающую возмож ность быстро проскочить цель, быть незамеченным противником и меньше находиться под обстрелом; б) во время аэрофотос’емки все внимание летчика уделяется при целиванию — самому сложному этапу с’емки; в) в случае обнару жении разведчика истребителями противника, труднее будет его атаковать. Во всех случаях лучше произво дить сначала с’емку плановую и. уже потом перспективную. И вот почему: прицеливание перспектив ным фотоаппаратом намного легче, чем плановым. Следовательно, вна чале .когда тебя противник не за метил, лучше сделать самое труд ное, т, е. с’емку плановую. Обычно бывает так, что ко вре- За/зу&ежно А БРОНЯ ИЗ К^АВИАІШИ АЛЮМИНИЕВОГО СПЛАВА Об вом Рэй- нолдс Металс К-“ (США) изобретем новый алюминие вый сплав, заме няющий по своей вязкости сталь, идущую на изго товление брони и конструкционных элементов дли са молетов. Состав сплава засекречен. Применение пос леднего значитель но снизит вес са молета и увеличит его полезную на грузку, „Попюляр Мѳка нике* ВЕНТИЛЯТОР ДЛЯ МОТОРОВ С ВОЗДУШНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ мощностью 2.200 л. с. Вентилятор монтируется на втулке воздушно го винта и состоит из 50—70 лопаток. Утзерждают, что применение тако- ' .Интвравна". Об во Райт раз рабатывает кон струкцию венти лятора для прину дительного охлаж дения 18 1 и Цилин дровых моторов Райт ,Ииклони го вентилятора значительно повы сит скорость взле та и увеличит по лезную нагрузку -''самолета. Схема № 2. менй очередного захода разведчи ка, ударная группа уже сделает своё дело. Вот тут-то и предстоит самая ответственная задача: про извести с ’емку результата удара. Мне хочется дать следующий со вет молодым разведчикам': при фиксировании конвоя до удара не забыть заметить высоту, время и место с’емки. Окончив с ’емку — сделать несколько холостых сним ков перед тем, как фотографиро вать момент удара; сфотографиро вав момент удара, сделать не сколько холостых снимков перед с’емкой результата удара, или, как мы называем, «после удара». Это намного облегчит определение ■результата удара по всем трем этапам. В(ичале мы говорили, что в яс ную пагоду фиксируется удар, как- правило, парой разведчиков. Как же лучше а таком случае маневри ровать над целью >и какое взаимо действие должно быть между са молет ами-разведчик амиі? Как толь ко они подошли к цели, ведущий сразу же ложится на плановую с’емк.у. Ведомый все внимание уде. ляет воздуху, обеспечивая веду щего от внезапного нападения ист ребителей противника. После того, как первый окончит с'вмку и л о жится в вираж, ведомый по сигна лу приступает к с'емке. Іеперь его прикрывает ведущий. Перемена ролей происходит до тех пор, пока не будет закончен весь процесс фоггографи ров ания. Однажды мне, вместе с летчи ком Авцыним, довелось фиксиро вать удары по конною противника нескольких: ударных групп. Паша пара взлетела, пристроилась к ударной группе it вместе с ней проследовала до цели. За 7 — 10 километроів до кон.воя мы с Авцы- ным вышли вперед. Зайдя со сто роны солнца, заметили вначале шестерку, а лотом еще восьмерку вражеских истребителей, барражи ровавши я над конвоем по высотам от 500 до 5.000 метров. Авцын пе редал по радио, чтобы я его при крыл, а сам зашел на аіэрофото- с’емку. Наша высота была 5.500 метров. Спикировав до 4.000, мы развили скорость и со стороны солнца появились над целью. Немцы не сразу обнаружили нас. Мой ведущий передал: «У меня все. Приступай к с ’емке». На ши роли переменились. Когда я кон чил с ’емку, Авцын, вдруг, передал: «Нас атакуют!». Но тут же отбив атаку «Мессершмитас», дал возг можность мне окончить фотогра фирование. В то время, когда я развернулся, два самолета против ника пытались сверху атаковать самолет Авцывд. Я немедленно бросился на выручку и с дистан ции 60—50 метров, почти в упор, сбил «Мессершмитта». Так, отбиваясь от врата, и делая свое дело, наша пара сумела про держаться до подхода основной группы. Находясь над целью, мы сумели сразу же по следам удар ных самолетов сделать снимки. Надо отметить, что и во второй раз немцы пытались атаковать на ши машины. Но и вторично они потерпели неудачу: отбивая атаки, Авцын также сбил одного «стоде- вятого». Этот пример, как нельзя лучше, подтверждает необходимость в условиях лорошей погоды посылки двух или -нескольких разведчиіков- фиксаторов. (Продолжение следует). I і ПОМОЩЬ АВИАМЕXА НИКУ Охлаждающие жидкости и их применение Техник-лейтенант И. Столбов При отсутствии антифриза для охілаіжденмія моторов в авиачастях применяют воду. При Пользовании ■водой 'необходимо знать элемен тарные данные, обуславливающие годность ее к применению для охлаждения моторов. Поэтому во да, заливаемая в систему охлаж дения, должна обладать опреде ленными качествами. Основной определитель годности воды — жеісткость. Она характеризует ся присутствием в воде солей кальция и магния. Имеется три ииіда жесткости: временная, обу славливаемая присутствием двух углекислых! солей кальция и магния. Она легко устраняется ки пячением;; постоянная, характери зуемая присутствием хло-ристых, углекислых и сернокислых солей кальция и магния и общая, пред ставляющая из себя суммарное значение двух первых жесткостей Жесткость -воды выражается обычно в немецких градусах. Один градус соответствует содержанию 10 м,г окиси кальция в 1 литре воды. По жесткости во ду разграничивают на мягкую с жесткостью не более 8 градусов, среднюю—не менее 8 градусов, и жесткую—не более 16 градусов'. Вода с жесткостью более 16 гра дусов без предварительной очист ки непригодна для применения, т. к. от нее получается большая накипь. Исследование воды в неко торых близлежащих озерах пока зало, что она может применяться для охлаждения моторов без очист ки; (жесткоість ее 9—10 градусов). При отсутствии воды с мягкой или средней жесткостью можно ■применять и воду с жесткостью более 16 градусов без очистки от солей. Для этого необходимо до бавлять к воде хромпик, ог него на поверхности металла обнаружи вается защитна я пленка, которая- предохраняет его от корозии. а также способствует переводу нера створимых солей в растворимые. Все это устраняет образование на кипи на поверхности металла. Хромпик прибавляется к воде в количестве от 0.3 до 1,0 процента. При выкипании воды, следует до бавлять ее. ІісШи произошла утеч ка воды с хромпиком, то тогда ее новую порцию следует зашивать обязательно вместе с Хромпиком. При помутнении воды с хромпиком рекомендуется сшить ее из радиа тора, систему промыть. Пары хром- 'пика вредны для человеческого организма, поэтому взвешивание его следует производить в проти вогазе и в резиновых перчатках. Применяются у нас и низкоза- мерзающие жидкости—антифризы, Самым распространенным является антифриз «В-2», представляющий собой водный раствор этиленгли коля и пропиленігліиікол.я с добав кой стабилизатора. В состав ста билизатора входит: декотрин и двухзамещениая натриевая соль ортофосфорной кислоты. Составляя антифриз «В-2», необ. ходиімо знать процентное содержа ние воды1 и этилен гликоля. Чи стый этиленгликоль замерзает при минус 10° С., в смеси с водой получается жидкость практически замерзающая при температурах ни. же минус 70° С. іВ процессе эксплоатации анти фриз меняет свои свойства. Гірн кипении вода испаряется и кон центрация гликоля увеличивается. Антифриз становится более насы щенным, но вместе с тем более густым и вязким. Механику необ ходимо следить за испаряемостью воды и в случае 'потери таковой (а она неизбежна) добавлять ее. Это требует знания удельных весов различного процентного со става антифризов. Удельный вес определяется оре. ометром. Для стандартного анти фриза удельный нес при температу. рѳ (плюс 12 градусов Цельсия равее '1,05—1,08 (температурная поправ ка на 1 градус Цельсия равен 0,0006). Удельный вес антифриза, бывшего в употреблении безуслов но выше удельного веса стандарт ного. Зная удельный вес по табли. це № 1 можно определить про центное содержание водьг, эти- л-енглиіколя и температуру замер зания антифриза. Таблица № 1 Весовое Содержание воды (в процент.) Температура замерзания (в градусах) Удельный вег при -|-20° С 0 — 12 1,114 5 — 23 1,111 10 — 30 1,106 21 — 49 1,099 28 — 58 1,091 30 — 67 1,087 33 - - 7Г» 1,086 37 — 61 1,083 45 — •42 1,073 50 34 1,068 При заправке самолетов анти фризом особые мер предосторож ности не соблюдают, т. к анти фриз не испаряется и через дыха тельные пути н организм проник нуть не может. Попадание анти фриза в пинцеверительный тракт, хотя бы в Міалых- доза.х отравляет организм нередко со смертельным исходом Необходима следить за чистотой рук после заправки if не пользоваться сифоном при засасы - 1 вании антифриза ртом В Н-ской эскадрильи при даче мне пробы на определение качества, один из тех- ников Іпробовал его на язык. Когда я спросил: Что вы делаете?», он ответил: «Надо же определить: во ди это или антифриз». Такая без грамотность и примитивность в ра боте с антифризом д о л ж н а .иско реняться посредством приобрете ния всем техническим составом точных и ясных знании свойств к экЬплоагации химических охлади телей. - о - Полезное пособие для летчиков Офицерами штаба Н-ской части т. Барковым и другими состав лено подробное описание двух последних, наиболее характерных боевых вылетов штурмовиков- двагжды краснознаменцев. Первый состоялся 11 октября 1944 года, второй—12 октября. Оба были весьма успешными: от бомб и сна рядов североморцев пошла на дно Баренцева моря несколько тран спортов противника. Описание явится -полезным по собием для летчиков. В нем они найдут ответы на многие вопроси по боевому опыту: «Как правильно заходить и атаковать цель? Ка* лучше уходить от цели? При ка ких случаях и какой противозе нитный маневр рекомендуется применять?»,—все это в описаний подробно разобрана на п о л о ж и тельных и отрицательных фактах. Описание бомбо-нітурмовых вы летов иллюстрировано схемами * фотоснимками результатов удзра- ■----- О— ДЕНЬ МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ Н-СКИЙ АЭРОДРОМ, 8 янваг ря. (От наш. корр.). ,В одном истре - биггелыном подразделении каждый понедельник техническому ісоіста- ву отводится время ш просмотр материальной части и производст во текущего ремонта. •Позавчера в очередной день ма териальной части инженер подраз деления т, Ояьшваиг сделал осмотр итог вверенных машин. Подведя рабочего дня, инженер отметил хо рошую работу младшего техник- лейтенанта т. Сишгатуллина Слабо » эти дни работает іПАІ^ которым руководит старший те' ник-лейтенант Останин. Миюг** заказы авиамехаников в ы п о л н я ю т си с большим опозданием, качест' во работыі низкое. Ю. КОСТРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz