Североморский летчик. 1945, январь.

9 января 1945 г., СЕВПРОМОРС.К И й ЛНТЧИК Коммунисты выполняют указания товарища Сталина Летчики, техники, мотористы на. шей эскадрильи с напряженным вниманием слушали но радио исторический доклад товарища Сталина о 27-й годовщине Великой Октябръс кой Соци алисти ческой революции. И как только пришли гааеты с докладом вождя и его приказом № 220, коммунисты Хи- линский, Колоколов и Колосов организовали коллективные читки этил важнейших документов. Офи. церы и сержанты внимательно вслушивались в каждое слово, стремясь сделать выводы для своей практической работы. Перед коммунистами встала за­ дача: глубоко раз’яснлть и .присту­ пить к выполнению сталинских указаний. На партийном собрании с докладом «О задачах парторга­ низации) в раэ’яснении н праведе- нии э жизнь указаний товарища Сталина, данных им в докладе от fi ноября 1944 года и в приказе ЛЪ 220» выступил Герой Советско­ го Союза т. Гуляев. В прениях по докладу .коммунисты унесли кон­ кретные деловые предложения. Партийное собрание записало в своем решении: доклад товарища Сталина от 6 ноября 1944 года и его приказ № 220 положить в основу всей партий ‘1 го-политической работьі; обязать всех коммунистов глу­ боко изучить сталинские докумен­ ты и перестроить свою работу в духе требований приказа № 220; в целях глубокого изучения лич­ ным составом доклада и приказа товарища Сталина, поручить ком­ мунистам тт. Колоколову, Жере- билову, Герасимову и Романову провеем среди летчиков, воздуш­ ные стрелков, механиков и ору­ жейников беседы из темы, помога­ ющие глубже усвоить сталинские указания; всю а/гитационию-пропагаидне т- скую работѵ нести под знаком ук­ репления 'ВОИНСКОЙ дисциплины я повышения боевого мастерства. Партийное собрание поручило также кандидатам и члены ВКП(б) гг. Сучалкину и Тарашнову напи­ сать плакаты и лозунги, отражаю­ щие исторические победы совет­ ского народа. Оно обязало редак­ тора! боевого листка т. Бродского систематически освещать в стен­ ной печати ход изучения и пропа­ ганды сталинских документов. После собрания партийная орга­ низация приступила к выполнению своего решения. Коммунисты тт. Жеребилов, Герасимов, Колоко­ лов, Суслов и Роміанов провели среди личного состава беседы о приказе и докладе товарища Сталина. Выполняя решение пар­ тийного собрания, мастер бомбо­ штурмовых ударов Герой Совет- гиімова. Он нередко нару­ шал дисциплину, проявлял невы­ держанность. С ним беседова­ ли старшие техники Колосов, Ге­ расимов, но этого оказалось недо­ статочно. Тогда Ибрагимова вы­ звали па партийное собрание, об­ судили его поведение н наложили партийное взыскание. Стараясь еще больше повлиять на Ибраги­ мова, коммунисты втянули его в партийную жизнь подразделения, стали проверять как он выполняет поручения своей организации. Иб­ рагимов стал исправляться. Немало потрудились наши ком­ мунисты над воспитанием моло­ дых воздушных стрелков. Млад­ ший сержант Гуляев и Квашнин долгое время не учились воинеко.- му мастерству. Но затем, под влиянием старших . товарищей, они изменили свое отношение к делу. Принимая тт. Гуляева и Квашнина в кандидаты партии, коммунисты указали им на. недо­ статки, потребовали1от воздушных стрелков точного выполнения уста. ва партии, требований вождя. Мо­ лодые кандидаты партии приня­ лась за учебу, стремясь оправдать оказанное им доверие. ♦ Ив. Ремезов ❖ о Основоположник русской классической музыки тШ?- ш ж 27 ноября 1836 года на сцене петербургского геатоа впервые была исполнена опера М. И. Глин­ ки «Иван Сусанин». Через несколько дней К. Ф. Одо­ евский, просвещенный музыкант, ученый, выдающийся обществен­ ный деятель, писал в «Северной пчеле»: — «Опера1Глинки явилась у нас просто, как будто неожиданно; об ней не предупреждали нас жур­ нальные похвалы... Мимоходом бы. ло сказано в «Северной пчеле*, что будет новая опера, и носился слух, что в ней будет русская му­ зыка... Но как выразить удивление истинных любителей музыки, ког­ да' они с первого же акта увери­ лись, что этою оперою решался .! вопрос, важный для искусства во- j обще н для русского искусства в ! особенности, а именно: существо- ; вамие русской оперы, русской му­ зыки... С оперою Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе, — новая стихия в искус­ стве, и начинается в. его истории новый период: период русской музыки». Лоисгипе изумительна мудрая проницательность первого русско­ го музыкального критика, который сумел тотмас после первого спек­ такля «Ивана Сусанина» столь безошибочна понять и оценить его историческое значение: своим оперным первенцем М. И. Глинка действительно вписал первую бли­ стательную глаау в историю рус­ ской классической музыки. Жизнь исподволь готовила пер­ вого русского музыкального классика к совершению этого ве­ ликого творческого подвига. чгишю академика Б. В. Асафьева, он «обязан был ростом и разви­ тием своего выдающегося таланта ! и ума великолепной новой вспыш­ ке просвещенчества дворянского в j первую четверть XIX века, | вспышке,' которая была усилена патриотическими чувствами л пат­ риотической гордостью, вызванной | военными победами.-. В годы службы М. И. Глинка j тяготеет к литералу рны ч у музы- калышм кругам столицы; Карам-! знн, Жуковский, Одоевский, му­ зыкальный ских — вот Активный коммунист старший техник-лейтенант Жеребилов, обеспечивший свыше 700 боевых самолетовылетов. ♦ ♦ - ™ Коммунисты-начальиикн ведут повседневную воспитательную ра­ боту с подчиненными. Пример в этом показывает т. Жеребилов. Он сумел 'воспитать в подчиненных ему оружейниках высокое чувство ответственности. Результаты та­ кой работы заметно сказались во : время инспекторской проверки: со. стояние вооружения было приз-1 кружок Виельгор- культурные «оа зіісьі » а петербургском обществе, особен­ но привлекательные для будущего композитора. В 1830 г. М. И. Глинка уезжает за границу, где проводит более трех лет. В Италии он общается с выдающимися композиторами и певцами, в Берлине в короткий срок знакомится с теоретическими основами 'композиции (позже он с неизменной иронической усмешкой говорит о музыкальных «дили­ жансах прочной немецкой рабо­ ты»). Заграничная поездка способст­ вует музыкально-художественном у и музыкально-техническому воору­ жению М. И. Глинки. Однако к достижениям заладноевропейс кой музыкальной культуры он отно­ сится совершенно так же, как, по наблюдениям В. В. Стасова, этого знатока и поборника национально­ го русского искусства, относились к ним многие выдающиеся русские ученые и художники: они, — гово­ рит В. В. Стасов, — «Смело гля­ дят науке в глаза, уважают ее, пользуются ее благами, но без преувеличения н низкопоклонст­ ва'». Именно так, без низкопоклон Детские годы Михаила Ивано-1 ства воспринял музыкальную куль. ского Союза т. Гуляев регулярно, нано хорошим, оружейники Рома беседует с молодыми летчиками,1 передает им свой боевой опыт.! Партийный актив стремится к то- ; му, чтобы все коммунисты были передовиками. Большое влияние оказали активисты на механи­ ка самолета коммуниста Ибра- 'Кандидат в члены ВКП (б) тов. Таравинов, активно выпол­ няющий поручения партийной организации. нов, Толстов, Сдобпов и Седин кин получили благодарности. Редактор т. Бродский, выполняя решения партийного собрания, си­ стематически выпускает боевые листки, освещает в них ход бое­ вой подготовки, состояние дисцип­ лины, изучение летчиками и техни­ ками доклада и приказа вождя. Со страниц боевых листков не сходят имена коммунистов, показывающих пример в работе, учебе и дисцип­ лине. Опыт Героя Советского Союза Гуляева, летчиков Тамаро- ва, Хнлинского, Лаврова и других становится достоянием .всей лет­ ной молодежи. Боевые листки по­ казывают, например стремитель­ ный рост молодого летчика т. Та- ма.рова. В апреле 1944 года Тама­ рой прибыл п часть и с тех пор прошел путь от младшего лейте­ нанта до старшего лейтенанта, на,- гражден гремя орденами Красного Знамени, принят в члены ВКП(б). Обо всем этом убедительно рас­ сказывается в стенной печати. Выполнение указаний товарища Сталина требует от партийной! ор­ ганизации дальнейшей упорной борьбы за укрепление воинской дисциплины, за совершенствова­ ние боеівой выучки, за Непрерыв­ ный идейный рост личного соста­ ва. Старший лейтенант А. КАЗАКОВ. вича Глинки, (родился в 1804 г., в селе Новоспасское бы». Смолен-. ской губернии, в семье отставного; капитана; умер в 1857 г.) протекли; в обстановке, живо воссозданной | в пушкинском «Онегине»: патри-1 архальная семья тила ларинской, мирный усадебный быт. Самыми! яркими детскими впечатлениями | были неторопливые сказки няни, как две капли воды, похожей на: пушкинскую Арину Родионовну, да оркестр крепостных музыкан­ тов, игравший в числе других пьес и русские народные песни. —«Может быть, эти песни, слы- шанные мною в ребячестве, — го­ ворит. М. И. Глинка в своиіх авто­ биографических записках, — были первою причиною того, что впо­ следствии я стал преимуществен­ но разрабатывать народную рус­ скую музыку». С 1817 года М. И. Глинка жи­ вет в Петербурге: здесь он оканчи­ вает (в 1822 г.) так называемый «Благородный пансион» при уни­ верситете, здесь до выхода в от­ ставку (в 1828 г.) тянет нудную лямку чиновника в одном из ми­ нистерских депа ртаментов. В годы пребывания в пансионе М. И. Глинка совершенствуется в игре на фортепиано, посещает кон­ церты, спектакли итальянской оперы, постепенно расширяя свой музыкальный кругозор. Духовно­ му обогащению его способствует повседневное общение с лицейским товарищем Пушкина, будущим де- Европы М. И. рактеров в типичных обстоятель­ ствам». Иван Сусанин в опере Ѵ\. И, Глинки — живой человек, во пло­ ти- и. крови, и вместе с тем тип, об- общенный образ народного русски, го героя. В трудную минуту выпрямляется он во весь свой бо­ гатырский рост к гордо бросает в лицо раэ’ярениому врагу: Страха не страшусь. . • Смерти не боюсь, Лягу за родную Русь! Тяжелой была для Родины на шей година, когда Иван Сусанин совершил свой славный подвиг: враг стоял в Смоленске, в Новго­ роде. Сердцу Родины — Москве грозила смертельная опасность. На­ род русский единодушно отозвал­ ся на зов Родины, на призывный клич Минина и Пожарского и вы бросил врага за пределы родной земли. Величавым победным гим­ ном заключает М. И. Глинка свою онеру: Славься, славься, родная Русь! Так было а 1612 году, так было а 1812 году, так было и есть и в 1941—1945 гг. Пометине типиче­ ские свойства народа русского п типических обстоятельствах запе чатлены в вдохновенном творении М. И. Глинки. Вторая опера Глинки — «Руслан и Людмила» — появилась на сцене ровно через 6 лет после «Ивана Сусанина»—27 ноября 1842 год. В ней поражает прежде всего вели­ чие идеи: н своей музыке М. И. Глинка воссоздает облик народа, богатыря таким, каким запечатлен он в древне-русских народных бы­ линах. Глинкинский Руслан -род ной брат Ильи Муромца ь других старорусских богатырей: он так же силен духом и чист сердцем, он гак же горячо любит родину, он і так же готов на любой подвиг во ; имя справедливости и человеч- I кости. j Проходит еще 6 лег. — и М. И. і Глинка создает новый шедевр: I оркестровое сочинение «Камариін- ! ска я». Опираясь на две песенные ! народные мелодии (протяжная - ! «Из-за гор, гор высоких» и лля- I совая — «Камаринская»), Глинка пишет произведение, свидетельст­ вующее о глубочайшем знании им общеевропейских мѵзыкальных форм и. мастерском владении тех­ никой оркестрового письма. По об разному выражению П. И. Чайков ского, в «Камаринской», как «дуб в жолуде», заключена вся после­ дующая русская симфоническая музыка. Если вспомнить еще и обширное песенное наследие М. И. Глинки, такие бесценные жемчужины му­ зыкальной лирики, как романсы на пушкинские тексты («Я помню чудное мгновенье», «В крови горит огонь желанья»), то станет ясным, что почетное наименование — «отец русской классической музы­ ки-» — история закрепила за М. И. Глинкой па праву: его оперы, оркестровые сочинения (кроме «Ка. маримской» нельзя не упомянуть туру Западной Глинка. Путешествие за границу привело М. И. Глинку к важнейшему для его творческого самоопределения выводу: «Тоска по отчизне, — говорит он в своих «Записках», — навела меня постепенно на мысль писать по-русски». Осознав, что он призван быть русским художником. М. И. Глин­ ка возвращается на родину с ощу­ щением творческой зрелости, го­ товности к работе большого разма­ ха. Возникает мысль о создании национальной оперы. .— «Самое трудное, — 'говорит композитор в одном из писем это­ го периода, — это выбрать хоро­ ший сюжет. Он непременно дол­ жен быть вполне национальным,— да а не только сюжет, но и музы­ ка. Я хочу, чтобы мои соотечест­ венники чувствовали себя в моем произведении, как дома». Так вызревает н сознании М. И. Глинка представление о народ­ ности, как непременном свойстве большого, подлинного искусства. Чутье художника подсказывает ему еще одно, столь же важное условие: реализм, правда о жизни народной, правда о русском чело- і ЯВуХ увертюр — «Арагонская хо веК€- ' та» и «Ночь в Мадриде», напноан- Народность и реализм стансвяг- ] ся незыблемой основой творчества М. И. Глинки и продолжателей его : дела ■— величайших русских ком- j позиторов -классиков XIX столе-; кабристом Кюхельбекером, кото- | тй’я рый был и эти годы воспитателем М. И. Глинки. Кюхельбеккер по­ знакомил своего питомца с сокро­ вищницей литературы, в том числе и со стихами юного еще Пушкина. Через посредство Кюхельбекера М. И. Глинка, несомненно, приоб­ щался к кругу благородных идей, которыми горели умы и сердца бу­ дущих декабристов — этого фор­ поста дворянской интеллигенции. Сам М. И. Глинка декабристом не стал, но, по справедливому заме- «Иван Сусанин»,— произведение народное, ибо М, И. Глинка не только воскрешает в нем одну из примечательных страниц русской истории, но и создает высокохудо, жест,венный образ народного героя. Народна па духу своему и музы- капыіая речь композитора. Столь же последовательно осу. ществлеи в «Иване Сусанине» принцип реализма. По определе­ нию Ф. Энгельса, реализм — это «верность передачи типичных ха - ных на испанские народно-песен­ ные и плясовые темы), его романсы и песни служили и служат клас­ сическими образцами для после­ дующих поколений русских музы­ кантов. «А ведь будет время. — пи­ сал некогда В. В. Стасов М. А. Ба­ лакиреву, — когда вся Россия еде. лается тем, чего хотели когда-то одни лучшие. Тогда и музыкальное почитание поднимется, и с жад­ ностью прильнет тогда Россия к Глинке». Э т о іаремя настало, и с жадной любознательностью потянулся со­ ветский народ к бессмертным тво­ рениям первого русского класси­ ка-музыканта

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz