Североморский летчик. 1945, январь.
9 января 1945 г., СЕВПРОМОРС.К И й ЛНТЧИК Коммунисты выполняют указания товарища Сталина Летчики, техники, мотористы на. шей эскадрильи с напряженным вниманием слушали но радио исторический доклад товарища Сталина о 27-й годовщине Великой Октябръс кой Соци алисти ческой революции. И как только пришли гааеты с докладом вождя и его приказом № 220, коммунисты Хи- линский, Колоколов и Колосов организовали коллективные читки этил важнейших документов. Офи. церы и сержанты внимательно вслушивались в каждое слово, стремясь сделать выводы для своей практической работы. Перед коммунистами встала за дача: глубоко раз’яснлть и .присту пить к выполнению сталинских указаний. На партийном собрании с докладом «О задачах парторга низации) в раэ’яснении н праведе- нии э жизнь указаний товарища Сталина, данных им в докладе от fi ноября 1944 года и в приказе ЛЪ 220» выступил Герой Советско го Союза т. Гуляев. В прениях по докладу .коммунисты унесли кон кретные деловые предложения. Партийное собрание записало в своем решении: доклад товарища Сталина от 6 ноября 1944 года и его приказ № 220 положить в основу всей партий ‘1 го-политической работьі; обязать всех коммунистов глу боко изучить сталинские докумен ты и перестроить свою работу в духе требований приказа № 220; в целях глубокого изучения лич ным составом доклада и приказа товарища Сталина, поручить ком мунистам тт. Колоколову, Жере- билову, Герасимову и Романову провеем среди летчиков, воздуш ные стрелков, механиков и ору жейников беседы из темы, помога ющие глубже усвоить сталинские указания; всю а/гитационию-пропагаидне т- скую работѵ нести под знаком ук репления 'ВОИНСКОЙ дисциплины я повышения боевого мастерства. Партийное собрание поручило также кандидатам и члены ВКП(б) гг. Сучалкину и Тарашнову напи сать плакаты и лозунги, отражаю щие исторические победы совет ского народа. Оно обязало редак тора! боевого листка т. Бродского систематически освещать в стен ной печати ход изучения и пропа ганды сталинских документов. После собрания партийная орга низация приступила к выполнению своего решения. Коммунисты тт. Жеребилов, Герасимов, Колоко лов, Суслов и Роміанов провели среди личного состава беседы о приказе и докладе товарища Сталина. Выполняя решение пар тийного собрания, мастер бомбо штурмовых ударов Герой Совет- гиімова. Он нередко нару шал дисциплину, проявлял невы держанность. С ним беседова ли старшие техники Колосов, Ге расимов, но этого оказалось недо статочно. Тогда Ибрагимова вы звали па партийное собрание, об судили его поведение н наложили партийное взыскание. Стараясь еще больше повлиять на Ибраги мова, коммунисты втянули его в партийную жизнь подразделения, стали проверять как он выполняет поручения своей организации. Иб рагимов стал исправляться. Немало потрудились наши ком мунисты над воспитанием моло дых воздушных стрелков. Млад ший сержант Гуляев и Квашнин долгое время не учились воинеко.- му мастерству. Но затем, под влиянием старших . товарищей, они изменили свое отношение к делу. Принимая тт. Гуляева и Квашнина в кандидаты партии, коммунисты указали им на. недо статки, потребовали1от воздушных стрелков точного выполнения уста. ва партии, требований вождя. Мо лодые кандидаты партии приня лась за учебу, стремясь оправдать оказанное им доверие. ♦ Ив. Ремезов ❖ о Основоположник русской классической музыки тШ?- ш ж 27 ноября 1836 года на сцене петербургского геатоа впервые была исполнена опера М. И. Глин ки «Иван Сусанин». Через несколько дней К. Ф. Одо евский, просвещенный музыкант, ученый, выдающийся обществен ный деятель, писал в «Северной пчеле»: — «Опера1Глинки явилась у нас просто, как будто неожиданно; об ней не предупреждали нас жур нальные похвалы... Мимоходом бы. ло сказано в «Северной пчеле*, что будет новая опера, и носился слух, что в ней будет русская му зыка... Но как выразить удивление истинных любителей музыки, ког да' они с первого же акта увери лись, что этою оперою решался .! вопрос, важный для искусства во- j обще н для русского искусства в ! особенности, а именно: существо- ; вамие русской оперы, русской му зыки... С оперою Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе, — новая стихия в искус стве, и начинается в. его истории новый период: период русской музыки». Лоисгипе изумительна мудрая проницательность первого русско го музыкального критика, который сумел тотмас после первого спек такля «Ивана Сусанина» столь безошибочна понять и оценить его историческое значение: своим оперным первенцем М. И. Глинка действительно вписал первую бли стательную глаау в историю рус ской классической музыки. Жизнь исподволь готовила пер вого русского музыкального классика к совершению этого ве ликого творческого подвига. чгишю академика Б. В. Асафьева, он «обязан был ростом и разви тием своего выдающегося таланта ! и ума великолепной новой вспыш ке просвещенчества дворянского в j первую четверть XIX века, | вспышке,' которая была усилена патриотическими чувствами л пат риотической гордостью, вызванной | военными победами.-. В годы службы М. И. Глинка j тяготеет к литералу рны ч у музы- калышм кругам столицы; Карам-! знн, Жуковский, Одоевский, му зыкальный ских — вот Активный коммунист старший техник-лейтенант Жеребилов, обеспечивший свыше 700 боевых самолетовылетов. ♦ ♦ - ™ Коммунисты-начальиикн ведут повседневную воспитательную ра боту с подчиненными. Пример в этом показывает т. Жеребилов. Он сумел 'воспитать в подчиненных ему оружейниках высокое чувство ответственности. Результаты та кой работы заметно сказались во : время инспекторской проверки: со. стояние вооружения было приз-1 кружок Виельгор- культурные «оа зіісьі » а петербургском обществе, особен но привлекательные для будущего композитора. В 1830 г. М. И. Глинка уезжает за границу, где проводит более трех лет. В Италии он общается с выдающимися композиторами и певцами, в Берлине в короткий срок знакомится с теоретическими основами 'композиции (позже он с неизменной иронической усмешкой говорит о музыкальных «дили жансах прочной немецкой рабо ты»). Заграничная поездка способст вует музыкально-художественном у и музыкально-техническому воору жению М. И. Глинки. Однако к достижениям заладноевропейс кой музыкальной культуры он отно сится совершенно так же, как, по наблюдениям В. В. Стасова, этого знатока и поборника национально го русского искусства, относились к ним многие выдающиеся русские ученые и художники: они, — гово рит В. В. Стасов, — «Смело гля дят науке в глаза, уважают ее, пользуются ее благами, но без преувеличения н низкопоклонст ва'». Именно так, без низкопоклон Детские годы Михаила Ивано-1 ства воспринял музыкальную куль. ского Союза т. Гуляев регулярно, нано хорошим, оружейники Рома беседует с молодыми летчиками,1 передает им свой боевой опыт.! Партийный актив стремится к то- ; му, чтобы все коммунисты были передовиками. Большое влияние оказали активисты на механи ка самолета коммуниста Ибра- 'Кандидат в члены ВКП (б) тов. Таравинов, активно выпол няющий поручения партийной организации. нов, Толстов, Сдобпов и Седин кин получили благодарности. Редактор т. Бродский, выполняя решения партийного собрания, си стематически выпускает боевые листки, освещает в них ход бое вой подготовки, состояние дисцип лины, изучение летчиками и техни ками доклада и приказа вождя. Со страниц боевых листков не сходят имена коммунистов, показывающих пример в работе, учебе и дисцип лине. Опыт Героя Советского Союза Гуляева, летчиков Тамаро- ва, Хнлинского, Лаврова и других становится достоянием .всей лет ной молодежи. Боевые листки по казывают, например стремитель ный рост молодого летчика т. Та- ма.рова. В апреле 1944 года Тама рой прибыл п часть и с тех пор прошел путь от младшего лейте нанта до старшего лейтенанта, на,- гражден гремя орденами Красного Знамени, принят в члены ВКП(б). Обо всем этом убедительно рас сказывается в стенной печати. Выполнение указаний товарища Сталина требует от партийной! ор ганизации дальнейшей упорной борьбы за укрепление воинской дисциплины, за совершенствова ние боеівой выучки, за Непрерыв ный идейный рост личного соста ва. Старший лейтенант А. КАЗАКОВ. вича Глинки, (родился в 1804 г., в селе Новоспасское бы». Смолен-. ской губернии, в семье отставного; капитана; умер в 1857 г.) протекли; в обстановке, живо воссозданной | в пушкинском «Онегине»: патри-1 архальная семья тила ларинской, мирный усадебный быт. Самыми! яркими детскими впечатлениями | были неторопливые сказки няни, как две капли воды, похожей на: пушкинскую Арину Родионовну, да оркестр крепостных музыкан тов, игравший в числе других пьес и русские народные песни. —«Может быть, эти песни, слы- шанные мною в ребячестве, — го ворит. М. И. Глинка в своиіх авто биографических записках, — были первою причиною того, что впо следствии я стал преимуществен но разрабатывать народную рус скую музыку». С 1817 года М. И. Глинка жи вет в Петербурге: здесь он оканчи вает (в 1822 г.) так называемый «Благородный пансион» при уни верситете, здесь до выхода в от ставку (в 1828 г.) тянет нудную лямку чиновника в одном из ми нистерских депа ртаментов. В годы пребывания в пансионе М. И. Глинка совершенствуется в игре на фортепиано, посещает кон церты, спектакли итальянской оперы, постепенно расширяя свой музыкальный кругозор. Духовно му обогащению его способствует повседневное общение с лицейским товарищем Пушкина, будущим де- Европы М. И. рактеров в типичных обстоятель ствам». Иван Сусанин в опере Ѵ\. И, Глинки — живой человек, во пло ти- и. крови, и вместе с тем тип, об- общенный образ народного русски, го героя. В трудную минуту выпрямляется он во весь свой бо гатырский рост к гордо бросает в лицо раэ’ярениому врагу: Страха не страшусь. . • Смерти не боюсь, Лягу за родную Русь! Тяжелой была для Родины на шей година, когда Иван Сусанин совершил свой славный подвиг: враг стоял в Смоленске, в Новго роде. Сердцу Родины — Москве грозила смертельная опасность. На род русский единодушно отозвал ся на зов Родины, на призывный клич Минина и Пожарского и вы бросил врага за пределы родной земли. Величавым победным гим ном заключает М. И. Глинка свою онеру: Славься, славься, родная Русь! Так было а 1612 году, так было а 1812 году, так было и есть и в 1941—1945 гг. Пометине типиче ские свойства народа русского п типических обстоятельствах запе чатлены в вдохновенном творении М. И. Глинки. Вторая опера Глинки — «Руслан и Людмила» — появилась на сцене ровно через 6 лет после «Ивана Сусанина»—27 ноября 1842 год. В ней поражает прежде всего вели чие идеи: н своей музыке М. И. Глинка воссоздает облик народа, богатыря таким, каким запечатлен он в древне-русских народных бы линах. Глинкинский Руслан -род ной брат Ильи Муромца ь других старорусских богатырей: он так же силен духом и чист сердцем, он гак же горячо любит родину, он і так же готов на любой подвиг во ; имя справедливости и человеч- I кости. j Проходит еще 6 лег. — и М. И. і Глинка создает новый шедевр: I оркестровое сочинение «Камариін- ! ска я». Опираясь на две песенные ! народные мелодии (протяжная - ! «Из-за гор, гор высоких» и лля- I совая — «Камаринская»), Глинка пишет произведение, свидетельст вующее о глубочайшем знании им общеевропейских мѵзыкальных форм и. мастерском владении тех никой оркестрового письма. По об разному выражению П. И. Чайков ского, в «Камаринской», как «дуб в жолуде», заключена вся после дующая русская симфоническая музыка. Если вспомнить еще и обширное песенное наследие М. И. Глинки, такие бесценные жемчужины му зыкальной лирики, как романсы на пушкинские тексты («Я помню чудное мгновенье», «В крови горит огонь желанья»), то станет ясным, что почетное наименование — «отец русской классической музы ки-» — история закрепила за М. И. Глинкой па праву: его оперы, оркестровые сочинения (кроме «Ка. маримской» нельзя не упомянуть туру Западной Глинка. Путешествие за границу привело М. И. Глинку к важнейшему для его творческого самоопределения выводу: «Тоска по отчизне, — говорит он в своих «Записках», — навела меня постепенно на мысль писать по-русски». Осознав, что он призван быть русским художником. М. И. Глин ка возвращается на родину с ощу щением творческой зрелости, го товности к работе большого разма ха. Возникает мысль о создании национальной оперы. .— «Самое трудное, — 'говорит композитор в одном из писем это го периода, — это выбрать хоро ший сюжет. Он непременно дол жен быть вполне национальным,— да а не только сюжет, но и музы ка. Я хочу, чтобы мои соотечест венники чувствовали себя в моем произведении, как дома». Так вызревает н сознании М. И. Глинка представление о народ ности, как непременном свойстве большого, подлинного искусства. Чутье художника подсказывает ему еще одно, столь же важное условие: реализм, правда о жизни народной, правда о русском чело- і ЯВуХ увертюр — «Арагонская хо веК€- ' та» и «Ночь в Мадриде», напноан- Народность и реализм стансвяг- ] ся незыблемой основой творчества М. И. Глинки и продолжателей его : дела ■— величайших русских ком- j позиторов -классиков XIX столе-; кабристом Кюхельбекером, кото- | тй’я рый был и эти годы воспитателем М. И. Глинки. Кюхельбеккер по знакомил своего питомца с сокро вищницей литературы, в том числе и со стихами юного еще Пушкина. Через посредство Кюхельбекера М. И. Глинка, несомненно, приоб щался к кругу благородных идей, которыми горели умы и сердца бу дущих декабристов — этого фор поста дворянской интеллигенции. Сам М. И. Глинка декабристом не стал, но, по справедливому заме- «Иван Сусанин»,— произведение народное, ибо М, И. Глинка не только воскрешает в нем одну из примечательных страниц русской истории, но и создает высокохудо, жест,венный образ народного героя. Народна па духу своему и музы- капыіая речь композитора. Столь же последовательно осу. ществлеи в «Иване Сусанине» принцип реализма. По определе нию Ф. Энгельса, реализм — это «верность передачи типичных ха - ных на испанские народно-песен ные и плясовые темы), его романсы и песни служили и служат клас сическими образцами для после дующих поколений русских музы кантов. «А ведь будет время. — пи сал некогда В. В. Стасов М. А. Ба лакиреву, — когда вся Россия еде. лается тем, чего хотели когда-то одни лучшие. Тогда и музыкальное почитание поднимется, и с жад ностью прильнет тогда Россия к Глинке». Э т о іаремя настало, и с жадной любознательностью потянулся со ветский народ к бессмертным тво рениям первого русского класси ка-музыканта
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz