Североморский летчик. 1945, январь.

Лейтенант С Панкраш СЕВЕРОМОРСКИЕ ЛЕТЧИК Г) января 1945 г., № б (386). Запи с ки воздушного разведчика Автор этих записок лейтенант Сергей [Іанкрашіш — опытный воздушный разнедчик. За иремя Отечественной войны он совер­ ши. I несколько сот вылетов на разведку морских коммуникаций немцев. Лично т. Панкрашииым обнаружено в Баренцевом море десятки конвоев противника, большая часть которых подвер­ галась эффективным налетам на­ ших ^торпедоносцев и штурмови­ ков. — Каждый полет на разведку дли меня является большой шко­ лой, — говорит о себе лейтенант Паикрашин. Ученик знатного се­ вероморского разведчика Героя Советского Союза Леонида Ель- кина, он впитал в себя лучшие качества воздушного следопыта. Как и Елькин, Панкрашин обла­ дает острым глазом, изумитель­ ной памятью. Природная русская сметка сочетается у него с дер­ зостью, риск—с хладнокровным расчетом, мастерство — с лов­ костью и настойчивостью. Ниже мы публикуем записки лейтенанта С. Панкрашина о его полетах на поиск немецких кон­ воев и фиксацию ударов ло ним нашей авиации. * * * І-| А НАШЕМ театре активное * * участий а боевых операциях флота и воздушных сил разведчи- кн принимают с первого дня вой­ ны. Правда., в начале войны воз­ душная разведка велась не тал си- стематизированно и постоянно, но с конца 1У42 года, когда іга комму, шкациях враіі, начали действо­ вать торпедоносцы, ей придава­ лось ік'с большее и большее зна­ чение. Летчиками нашей части про. изъедены тысячи самолетовылетов на разведку, н процессе которых обнаружены сотни крупных и мел­ ких немецких конвоев. Особое вниманию р.і (ведчнК'И уделяли поискам конвоев и фиксированию ударов нашей авиации, а также ударов подводных лодок и торпед, иых катеіюв по конвоям противни­ ка, как одной из главнейших за­ дач морокой авиаразведки иообще. Лично и своей практике и в практике моих товарищей десятки боевых вылетов производились на фиксацию удара. В процессе этих вылетов нами накоплен значитель­ ный опыт, которым я и хочу поде­ литься в своих записках. Прежде всего о метеообстанов- ке. Мне приходилось часто слы­ шать упреки многих летчиков, осо­ бенно истребителей, по поводу ра­ боты наших метеостанций, что де­ скать «зачем нам прогнозы, когда мы сами летаем и все видим». Та­ кие рассуждения вредны и ложны для всякого летчика н особенно для летчика-іхюведчика. Мы всег­ да с уважением относимся к ме- j теослужбе и метеорологам. Я, да и j миопию мои товарищи, часто посе­ щаем метеостанцию, а перед каж­ дым вылетом обязательно справ­ ляемся о погоде по маршруту и в районе цеди на станции или у только что ярилетеівшнх из данно­ го района летчиков. Исходя из данных о погоде, обычно принимается решение: ит- ти на разведку и фиксацию оди­ ночно или парой. О том, как лучше летать —парой или одному, у нас существуют 'различные мнения. Я лично считаю, что здесь какого- либо стандарта быгь не может. Все зависит от метеоусловий, в ко­ торых производится данный полет. Если погода по маршруту ясная, то выгодігее вылетать парой, ибо при таком полете у разведчиков большая вероятность на встречу с истребителями противника. А па­ рой, как известно, можно вести бой и продолжать выполнять зада­ ние. Причем, фиксацией занимает­ ся ведущий, а ведомый прикрывает его от атак. Иногда бывает, что над целью разведчикам приходит­ ся встречать патрулирующие са­ молеты врага. В таком случае так- же лучше ^являться napoft. Это - ф даст возможность ведомому от­ влечь на себя .внимание противни­ ка, а 'ведущему «под шумок» про­ изводить аэрофотос’емку и потом вместе, с боем отходить домой, вы. зван предварительно своих истре­ бителей на отсечку. При облачности 7—10 баллов «е выше 4.000 метров лучше вылетать на разведку одному. Маскируясь облачностью, разведчик незаметно для противника сможет подойти к ' цели и незаметно уйти от нее. Да j же будучи обнаруженным истре• і бите.інміи противника, ловкий раз­ ведчик легко уходит от них. Од- і пако следует заметить, что на по-1 добкыо задания может вылетать юлько тот летчик, который от­ лично владеет техникой пилотиро­ вания и слепом полете. Только это позволит ему умело пользоваться облаками, или ка'к это называется у разведчиков — хитрить. •Помню, однажды, ѵ меня был такой случай. На подходе к цели мой самолет был обнаружен немец, кимм истребителями-«охотниками». Видя, что враг преследует меня, я решил пойга на следующую хит­ рость: отвернул ѵпою машину по­ ближе к облакам и начал внима­ тельно наблюдать за действиями «Мессе ршмютто»». — -хПусть, думаю, догоняют и. атакуют...». Как только немцы пошли в атаку, я резким левым разворотом ушел в облака >н войдя в ігих переложил машину в правый разворот. Немцы думали, что я развернулся влево и тоже с левым разворотом пошли под облачностью. Через 20—30 секунд я вышел из облаков и увидел далеко в сторо­ не самолеты противника. Имея вре­ мя, я снова лег на курс и пошел на цель. Такой метод ухода от не­ мецких истребителей мне приш­ лось в этом полете применять дважды. Во второй раз я пробил облака совсем близко от конвоя. Точно направив нос самолета на последний корабль и, включив гнрополукомпас, я ушел опять в облачность {немцы были недале­ ко). Так ло компасу вслепую при­ шлось иттні расчитанное время, а потом пробить снова облака и про­ извести с’емку. Приведенный пример убеди­ тельно подтверждает как выгодно в данном случае было вылетать одному. Несомненно, что если бы на задание пошла пара разведчи­ ков, то ведущий оказался бы свя­ занным в маневре. Да я зачем в таком полете защита, когда для разведчика облака — это надеж­ нее и лучше, чем целый десяток истребителей прикрытия! Выше мы говорили, что в поле­ тах на разведку не может быть стандарта. Шаблон, постоян­ ность — гибель для разведчика. Поэтому при подготовке к вылету надо всегда правильно оценить метеообстановку, учесть все и вся и только после этого итти на лада- I ние. Рассмотрим теперь более под- і робно сам вы, т на разведку и ! процесс фиксации удара по конвою I противника. 1. ВЫЛЕТ И СЛЕДОВАНИЕ К ЦЕЛИ Мне кажется, что главным и j решающим и успехе любого поле­ та на разведку является подготов­ ка к вылету. Об этом мы очень ча­ сто говорим и об этом же, к сожа­ лению, многие забывают. Я хочу несколько остановиться на том, как готовшис» к полету на развед­ ку Герой Советского Союзаі капи­ тан Елькин и как тщательно он требовал этого от нас, молодых разведчиков. — «Воздушный разведчик обязан знать район своих полетов так, как знает местность хороший провод­ ник, ведущий караваны в пусты­ не», — напутствовал Елькин. О том, как отлично знал район он сам — слышали многие. Доста­ точно сказать, что Елькин мог в любом месте при полете на брею-1 щем точно определить любой, да­ же очень мелкий ориентир. И не­ смотря на это, он тщательно гото­ вился к каждому полету, повторял район, заглядывал в карту. Опыт Елькииа и опыт многих наших лет. чиков стократ подтверждает золо­ тое и первое правило воздушного разведчика, которое гласит — знай район, как свои пять паль­ цев. Особенности полетов на Севере Капитан В. Соловьев Я уже говорил « приводил при­ мер того, как необходима развед­ чику отличная техника пилотиро­ вания. Известные североморские разведчики Елькин, Александров, Турков, Платонов — это поистине асы, безукоризненно владеющие самолетом. Елькин, как никто на Севере, мог пилотировать самолет м летать 1» любых трудных усло­ виях. Известный его полет на ист- ребнтеле-раз'ведчнке в район Нар­ вика, который проходил в исклю­ чительно сложных метеорологиче­ ских) условиях — образец для каж- дого из летчиков. Но можно, ко­ нечно, иметь отличную технику пилотирования и не быть хорошим разведчиком. Секрет состоит .в том, чтобы уметь владеть машиной в любых создавшихся условиях, действовать хитро, так, чтобы твоего маневра не мог разгадать враг. При подготовке к каждому вылету разведчик должен знать: как он будет действовать в таких- то условиях, какой маневр приме­ нит, если его встретит противник. Иначе говоря, надо иметь кроме точного маршрута полета, опреде­ ленный план, основанный на так­ тических приемах, причем, каждый раз новых. Воздушный разедчик, ввиду спе­ цифики своего задания, почти всегда ограничен оружием (пуле­ метами, пушками). Поэтому пра­ вильно говорят, что его оружием является фотоаппарат и рация. С их помощью он раэкт врага. Сле­ довательно, тщательная подготов­ ка н контроль фотоаппаратуры и рации перед вылетом — одно из самых ответственных условий ус­ пешного вылета на задание. Ва время подготовки к вылету разведчик также должен хорошо знать, как се* будет дезориентиро­ вать посты воздушного наблюде­ ния и оповещения противника. Этот вопрос особо важен при по­ летах на разведку прибрежных районов и портов. Какие мы приме, няем для этого методы? Здесь опять-таки надо хитрить. В одном случае надо итти ложным курсом через крупные пункты и запутать фашистские посты, в другом появ­ ляться сразу над .целью, минуя каждый пост наблюдения. Отсюда вывод: разведчик обязан отлично знать оборону противника и уметь хитро обмануть ее в своих инте­ ресах. (Продолжение следует). Гидрометеорологические усло­ вии на Северном театре, ввиду прохождения теплого течении Гольфстрим,исключительно слож. ны и многообразны. Средняя го­ довая температура воздуха по по­ бережью Вардэ—Териберка на 20 градусов выше температур тех же широт а других частях земного шара. Под влиянием Гольфстрима воз­ никает ряд факторов, затрудняю­ щих летн-ую работу в Заполярья. Перечислю их: Заряды. Они возникают при се­ верных и северо-западных ветрах. Холодный арктический воздух, вторгаясь в наш район и проходя яад теплым течением, успевает в нижнем слое сильно прогреваться. В результате образуются мощные кучево-дождевые облака с высо­ той нижней кромки 300—600 мет­ ров я с вертикальной мощностью до 3.000 метров. Эти облака дают очень сильные, но кратковремен­ ные осадки, которые мы называем зарядами. Полет в зарядах сло­ жен. Во-первых, резко меняется видимость (10 километров вне за­ ряда и от 0 до 500 метров в за­ ряде), во-вторых, возникают силь­ ные и порывистые вертикальные потоки воздуха, создающие бол­ танку самолета, и в-третьих, при температурах от 0 градусов до минус 6 машина начинает обледе­ невать. Подобные особенности летчик всегда должен учмтьшѵать при полете. Туманы. Обычно бывают при яс­ ной погоде, зимой. Образуются следующим образом: холодный воздух, имеющий температуру ми­ нус 11—13 градусов, стекает с континента ил теплую водную по­ верхность залива и охлаждает водяной тир. При очень слабых ветрах туман усиливается и часто выходит на континент, закрывая близлежащие аэродромы. Помимо зарядов и туманов, над сопками и заливами Заполярья почти ежедневно висит облач­ ность, причем низкая, доходящая до 10 баллов. Эти и другие характерные осо­ бенности Заполярья требуют от летного состава умения отлично водить самолет но приборам. Опыт учит, что если летчик в со­ вершенстве владеет слепым поле­ том, он всегда благополучно вый­ дет из самого затруднительного положения. Однажды старший лейтенант т. Марьенкс© (вместе с ведомым летчиком т. Заманиным вылетели на разведку подводных лодок противника в Баренцовом море. На маршруте они встретили заряды, которые перешли в сплош­ ные облака, свисающие до воды. Старший лейтенант Марье.нков принял решение возвратиться на аэродром. При развороте на 180 градусов оба экипажа попали в облачность. Продолжать полет пришлось по приборам. Летчик Марьенков, хорошо владел сле­ пым полетом, быстро вышел из об­ лачности и благополучно произ­ вел посадку на одном из наших аэродромов. Летчик же Замлиин, не имея достаточной практики вождения самолета по .приборам, не справился с управлением ма­ шины. У северной погоды, как говорят, на неделе семь пятниц. Случается таю, что в день пагода меняется несколько раз и, вылетев с аэро­ дрома, летчик через полчаса—час попадает или в сплошной туман, или в 'многослойную облачность. Однако бояться резкого измене­ ния погоды не следует. Летчик всегда должен быть готов при­ нять правильное решение. Что для этого требуется? Знать по маршруту полета место, где мож­ но благополучию, без происше­ ствий, произвести вынужденную посадку, всегда иметь надежную связь с землей. Особенно важно на Севере последнее. Однажды г. декабре на выполнение задания вылетела 4 наших самолета. Че- ре'з час погода резко ухудшилась. Сажать машины на1свой аэродром было невозможно. Экпланш стали закрашивать землю. Радио рабо­ тало тогда хорошо и летчики, по­ лучив соответствующее приказа­ ние, ‘произвели посадку на ука­ занных им аэродромах. Одна из '.машин {летчик т. Бондаренко), се­ ла ів устье нашего залива. Имея прекрасную связь, т. Бондаренко продолжал рулить и пришел isa аэродром на своих моторах. Не страшны умелому летчику и заряды. Зная порядок Образова­ ния и направление: движения этих зарядов можно всегда обойти их. /При этом надо помнить одно: об- I ходить заряды с. той стороны, от­ куда они движутся, т. е. с северо- запада и с севера. Влияют на полет и ветры, ко- ' горые на Севере бывают довольно ; сильными. Не учитьгоать их нель­ зя. Чтобы не ошибиться в опреде­ лении направления ветра, надо на­ блюдать за барашками, срываю­ щимися с іверхучпек волн: их дви­ жение всегда бывает на ветер. Одной из особенностей, влияю­ щей на характер полетов на Севе­ ре является также своеобразный рельеф местности. Гористый и скалистый с высотами до 200 — 400 метров, а местами до 800 — 1.000 метров (Ловозерские и Хи­ бинские горы), он обязывает лет­ ный состав отлична знать район Кольского полуострова. Иногда метеообстановка вынуждает лет­ чика иггтіі на бреющем. Так, веро­ ятно, были с лейтенантом, Ветро­ вым, который дорого поплатился за плохое задание рельефа. Пример с 'Ветровым учит наших летчиков тщательно изучать рельеф Севера вплоть до отдельных высот, со­ пок и озер. Хочется дать несколько советов молодым летчикам: полеты на Се­ вере требуют хорошей подготов­ ки в аэронавигационном отноше­ нии и в технике пилотирования, Тот, кто думает, что полеты; на Севере так же просты, как в центральной полосе, или, на юге, что особой подготовки они не требуют, ■— глубоко ошибается. Летчик Севера должен быть лет­ чиком особого склада, более опытным и зрелым. Изучение район* полетов, рельефа местно­ сти, береговой черты Баренцова моря, тактической навигации и гидрометеоролог ически х ус ловий, постоянная тренировка в вождении самолета ло приборам — вот зада­ чи, ляд разрешением которых ейя- зани повседневно работать во* летчики Заполярья. Отличнгі выполнив боевое задание, экипаж самолета отправ­ ляется на отдых. Рис Г Весслова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz