Североморский летчик. 1945, январь.
— СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 6 января 1945 г., № 4 (384). Прогноз погоды Экипаж торпедоносца гвардии младшего лейтенанта Лукаше- ва в групповых налетах потопил 3 морских единицы противника. НА СНИМКЕ (слева (направо): гвардии сержант Ракетский, гвардии младший лейтенант J1укашев, гвардии младший лейте нант Паранюк, гвардии сержант Вашурин. Фото П. Макарова. Доктор физико-математических наук В. Д. Дзердзиевский ■Метеорология —• наука о пого де — одна из первых наук, возник. діяіх на земле. Но почему эта наука а течение долгих лепт не умела вполне точно предсказывать пого- Учись Некоторые летчики, особенно молодые, считают, что прицел им необходим только на учебных стрельбах, а п бога пользоваться прицелом «аремеіни, нехватает». Ощибочііое и иредиое мнение1! В бою оно приводит: во-першх, к пустой трате боезапаса, во-вторых, к тому, что такой летчик редко обитает вражеский самолеты, а сам, выдавая себя трассами в «бо жий свет», почти всегда попадает в затруднительное положение. Подобных примеров а боевой практике встречается немало. Бы ли они и у меня. Одважды парой е ведомым мы встретились с дву мя немецкими охотниками. Фа шисты пытались атаковать наш бомбардировщик. В первый период бая раздумыівлть было некогда: неприятельские охотишки вели по нашему самолету огонь и нужно было отбить их .атаку. Я дал не сколько отсекающих очередей. Когда угроза подшефному самоле ту миновала, можно было перейти к бо-ю на уничтожение. Однако я этого не сделал и продолжал вести огонь «на глазок». Немцы безнаказанно скрылись d облач ности. ■Во время другого боя в незффек. нивности стрельбы без прицела; я убедился на примере фашистского летчика. Немцу удалось зайти в хвост моего самолета и подойти ко мне на малую дистанцию. Это, ви димо, успокоило его: он бил про должительными очередями, нпото му, что трассы ложились в 2—3-х метрах сзади меня, — мне стало ясно: стреляет без прицела. Сде^ лаів резкую эволюцию, я ушел от атаки немца. Оба случая научили меня в лю бом воздушном бою, когда стоит Допрос об уничтожении врага — обязательно пользоваться прице лом. Стрельба по прицелу помогла мне сбить несколько вражеских самолетов « в том числе самолет известного германского аса майо ра Мебуеа. Боевая практика показывает, что чем меньше дистанция до самоле та противника, чем меньше ракурс, вероятность попадания больше. Лучшими ракурсам» для истреби теля — ракурсами победы я счи таю от 1/4 до 2/4. Ведя огонь под этими ракурсами, я одержал все свои победы. Почему выгодны эти ракурсы? Потому, что создают та» кое положение, при котором: во- первых, наиболее увеличивается прицельно Лейтенант Іі. Зимин площадь самолета-цели, а, во-вто рых, наиболее уменьшается раз ность скоростей нашего самолета и вражеского. Для поражения цели есть 4 ви да очередей: заградительная, со- лроводительная, полусапроводи - тельная и очередь с опережающим маневром. Как и какой очередью следует поражать цель при, раз- лиічіныоо ее положениях? Заградительная очеіредь ведется в тех случаях, когда надо отбить атаку противника от нашего само лета. Эффективность заградитель ной очереди можно легко высчи тывать. Обозначим интервал меж ду двумя последовательными вы стрелами буквой А (см. схему). Из таблицы берем время между двумя очередями. Оно равно 1/15. По заранее известным данным бе рем скорость полета самолетаі- цели. Пусть она будет 120 м./сек. г 1 . 12ч Іогда А |-5 • 120= у5- —8 м. Теперь прикидываем: если цель короче интервала между очередя ми, а диаметр рассеивания больше диаметра цели, по очередь невы годна, если, наоборот, цель длин нее интервала между очередями, вероятігость попадания больше. 1 акой короткий расчет всегда дает летчику возможность судить о выгодности заградительной оче реди. Сопроводительная очередь ве дется при малых ракурсах. Во вре. мя «е цель в прицеле у летчика ду? Разберем от чего зависит пого да. Единственная причина всех из менений в атмосфере — неравно мерное нагревание земной поверх ности а разных местах. Больше всего воздух нагревается в жар ком поясе. При атом он подни мается в верхние слои атмосферы. іНа его место притекает холодный, штатный воздух из полярных обла. •стей. Таким образом, над землей должны течь два главных воздуш ных потокаі: теплый — э верхних слоях атмосферы, от экватора к полюсам и обратный, холодный — в нижних слоях, от -полярных об ластей к экватору. Но на воздуш ные потоки сильно влияют откло няющая сила вращения земли, ис парения морей н океанов. Кроме того, воздушные потоки искривля ются при встрече с горными хреб тами, с лесными массивами и так далее. Поэтому истинная картина воздушных течений необычайно сложна. Только теперь, спустя почти столетие, как начались ре гулярные наблюдения над атмо сферой, в ней удалось установить и открыть ряд закономерностей. Но и до сих пор эта картина еще не совсем яга а. В общих чертах мы знаем, какие сражении воздушных течений ча ще всего разыгрываются над на шей территорией. Через Баренцево и Карское моря к нам часто втор- стрелять движется медленно (мы как бы ее сопровождаем), а отсюда кучность ч вероятность, попадания увеличи вается. Полусопроводктельная очередь ведется при любых ракурсах (луч ше также при малых). Применяет ся при любых положениях само лета. Очередь с опережающим манев ром ведется с криволинейных по ложений самолета в момент выво да его иа одной фигуры а другую, (например, при переломе машины иа пикирования). Она трудна, но выгодна. В заключение хочу дать не сколько советов молодым летчи кам. 1. Ва время учебных вылетов и в первые боевые — приучать себя стрелять только по прицелу. 2. іВ бою не горячиться. Можно прекрасно пилотировать самолет, классно строить маневр перед ата кой врага, но достаточно открыть огонь раньше срока, дать очередь не по прицелу, как все пропадет, и противник уйдет безнаказанно. 3. Во время боев на виражах многие истребители, считая, что и ім удается близко подходить к врагу, упреждение при ведении ог ня не берут, а бьют, так сказать, «прямо по цели». Это ошибка. Их очереди обычно ложатся приі та йком огне сзади цели. Значит: при1 боях на вирасках упреждение для стрельбы брать обязательно. При чем лучше брать большее: пусть первые пули лягут впереди цели, остальные обязательно накроют ее. ігается арктический сухой и про зрачный воздух. Его приток вызы вает резкое похолодание. Иногда арктический воздух приходит к нам из Гренландии и Шпицберге- ----- О— ТЕХНИЧЕСКИЕ РАЗБОРЫ В части, где т. Овсянкия, регу лярно проводятся технические раэ боры. Ha-днях разбор проводил инженер-майор тов. Кравченко. Он выявил ряд недостатков в ра боте авиамехаников по эксплоата- ции самолетов и механиков спец служб- За отличное сбережение и экс- плоатацию вверенной техники вы несена благодарность старшему техник-лейтенанту т. Березкину и старшему сержанту ток Верхору- бову. Ю. КОСТРОВ. на. Проделав сложный долгий путь над морями, он становится более теплым и влажным. Зимой морской арктический воз дух приносит сильные снегопады. Через Балканы и Черное море к нам проникает .тропический воздух. /С его приходом на юге нашей стра ны начинаются частые дожди. Каждая воздушная масса имеет свои особенные свойства, каждая несет свою погоду. Как образуются в равнинных местностях огромные облачные массы, покрывающие все небо тя желой сплошной пеленой? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним то, что мы говорили в начале о раз ных свойствах воздуха, лежащего над различными участками земной поверхности. Одна часть воздуха или, как ее называют, «воздушная масса», бу дет теплее, а следовательно, и легче, другая — холоднее, а ста ло быть и тяжелее. Когда две та кие воздушные массы сближаются, то оші не перемешиваются между собой, а соприкасаясь, вытесняют друіг друга. Два сталкивающихся воздушных течения могут образовать завихре ния, подобно тем воронкам, кото рые мы так часто наблюдаем в ве сенних ручьях. Эти воздуховороты, называемые циклонами, захваітыва- іот подчас территории целых го сударств.. В циклонах закручива ются разные струи — теплые и хо лодные, поэтому в разных местах циклона бывает разная погода. Она меняется очень резко. Нужно сказать, что резкие сме ны погоды возникают- главным об разом на границах, на рубежах, разделяющих «враждующие1» тече ния. За подобными линиями разде ла укоренилось военное название і«франтов». Теперь мы можем заключить, что смена погоды зависит огг того, ка кая воздушная масса находится в данном .месте, какая придет ей на смену, какой «фронт» и циклон проходят, над ним, какие образуют с я здесь облака . Чтобы предвидеть изменения по. годы, нужно, очевидно, звать не только свойства, находящихся сей час в данном пункте воздушной массы или «фронта», но и свойства тех маісс или «фронтов», которые придут им на смену в дальнейшем. Вот прогнозом погоды на дли тельный срок и для больших райо нов и занимаются синоптики, Си ноптика, наука о прогнозе—пред сказании погоды—очень молодая наука. Своим рождением, она обя зана двум великим открытиям — изобретению проволочного теле, ■графа и радио. Исследователи ат- мосферы'ие могли постичь, как происходит смена хорошей и пло хой погоды до тех пор, пока они не получили возможности с огром ной быстротой сообщать друг другу свои наблюдения. Только одновременное поступ ление сведений о погоде из разных мест сразу дало возможность уви деть мощные воздушные течения во весь их исполинский рост. Метеорология стала превра щаться в точную и, вероятно, са мую коллективную из всех наук. JB работу включились тысячи ме теостанций, десятки тысяч наблю дателей. За погодой теперь следят в один и тот же момент во всем мире ты сячи глаз. Тысячи глаз регистри руют показания метеорологических приборов — термометров, баромет ров, анемометров и других. Тысячи телеграмм летят одновременно в областные и центральные бюро по годы. Все эти сведения получает си ноптик в бюро погоды. «Диспетчер» воздушных масс — синоптик — непрерывно находит ся а курсе того, что делается в атмосфере іво всех частях нашей, страны. На его столе находится большая географическая карта, я* которую нанесены метеорологи ческие станции ССОР и сосед них стран. Все данные, интересующие ме теоролога, наносятся аіа карту, и она превращается в моментальную фотографию состояния земной ат мосферы непосредственно над зем лей. Это фотография воздушного слоя (толщиной всего в .10—12 км.), в котором происходят все ме теорологические явления. Но именно в этом слое, называ емом тропосферой, бушуют асе ветры мира, собираются все обла ка, реющие над землей. Карта погоды говорит синопти ку, где в настоящее время идет дождь, а /где ярко светит солнце. Он видит, где давление растет и температура понижается, гго-есть, где проходят плотные, тяжелые массы холодного воздуха, а где, наоборот, текут легкие, теплые по. токи. Но для того, чтобы судить, что может произойти а воздухе завтра-, он должен сопоставить несколько карт и таким образом проследить, как развиваются события. Тогда синоптик сможет примерно опре делить, как они будут развиваться1 дальше. Предположим, например, что холодная масса воздуха движется к югу. Сравнение двух карт пока зывает, с какой скоростью пере двигается воздушная масса. Зна чит, можно сказать, что если она будет двигаться а том же направ лении с такой же скоростью, то к концу дня первая холодная вол на достигнет определенного пунк та. іВ тех места,х, которые она «заль. ет», вытеснив белее легкий, теп лый воздух, очевидно, нужно ожи дать понижения температуры. Па- атому бюллетень бюро погоды сообщит: «будет похолодание». іКарта показывает также, что эта масса воздуха суха. Значит пого да будет ясная. Однако, анализ карт пагоды не такое простое дело. Размеры воз душной массы, скорость ее дви жения зависит от многих процессов и земной атмосфере. Прогноз по годы должен быть обоснован тща тельным анализом всех этих про цессов, Горы, пустыни, лесные массивы, переход с суши на море или с мо ря на сушу :— все это может не только увеличить или ослабить дождь, туман или грозу, но в ря де случаен вызвать углубление или ослаблению циклона, изменить скорость его движения, ускорить прогревание или охлаждение воз душной массы. В предсказаниях погоды зача стую бывают ошибки. Наиболее заметны ошибки в определении резкой смены погоды или времени ее наступления. Предположим, си ноптик предсказал перемещение «фронта» за сутки на 1.000 кило метров к а связи с этим, смену по годы в какомі-либо пункте в конце суток. На самом деле «франт» прошел на 20 километров меньше. Ошибка на 20 километров по отно шению к 1.000 ісама по себе мала, но прогноз для пункта будет сов сем неверным^. В нем не наступит резкой смены погоды до конца суток. Некоторые явления вообще можно предсказывать только для большого района , но не для от дельного места. Мы часто наблю даем, как в одной части города можегг быть ливень, а в другой ясная погода. При помощи синоп тических .прогнозов можно пред сказать, что ливни будут, скажем, в Московской области, но предска» заггь ливень в самой Москве или в одномі из ее районов пока не уда ется. Советские метеорологи напря* женно работают над изучением явлений, происходящих в атмосфе ре. Они добиваются точного прог ноза погоды, ибо с погодой так или иначе связана любая область человеческой жизни. От погоды нередко зависит судьба урожая» благополучное плавание, успеш*1 ный полет к т. д.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz