Североморский летчик. 1945, январь.

— СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 6 января 1945 г., № 4 (384). Прогноз погоды Экипаж торпедоносца гвардии младшего лейтенанта Лукаше- ва в групповых налетах потопил 3 морских единицы противника. НА СНИМКЕ (слева (направо): гвардии сержант Ракетский, гвардии младший лейтенант J1укашев, гвардии младший лейте­ нант Паранюк, гвардии сержант Вашурин. Фото П. Макарова. Доктор физико-математических наук В. Д. Дзердзиевский ■Метеорология —• наука о пого­ де — одна из первых наук, возник. діяіх на земле. Но почему эта наука а течение долгих лепт не умела вполне точно предсказывать пого- Учись Некоторые летчики, особенно молодые, считают, что прицел им необходим только на учебных стрельбах, а п бога пользоваться прицелом «аремеіни, нехватает». Ощибочііое и иредиое мнение1! В бою оно приводит: во-першх, к пустой трате боезапаса, во-вторых, к тому, что такой летчик редко обитает вражеский самолеты, а сам, выдавая себя трассами в «бо­ жий свет», почти всегда попадает в затруднительное положение. Подобных примеров а боевой практике встречается немало. Бы­ ли они и у меня. Одважды парой е ведомым мы встретились с дву­ мя немецкими охотниками. Фа­ шисты пытались атаковать наш бомбардировщик. В первый период бая раздумыівлть было некогда: неприятельские охотишки вели по нашему самолету огонь и нужно было отбить их .атаку. Я дал не­ сколько отсекающих очередей. Когда угроза подшефному самоле­ ту миновала, можно было перейти к бо-ю на уничтожение. Однако я этого не сделал и продолжал вести огонь «на глазок». Немцы безнаказанно скрылись d облач­ ности. ■Во время другого боя в незффек. нивности стрельбы без прицела; я убедился на примере фашистского летчика. Немцу удалось зайти в хвост моего самолета и подойти ко мне на малую дистанцию. Это, ви­ димо, успокоило его: он бил про­ должительными очередями, нпото­ му, что трассы ложились в 2—3-х метрах сзади меня, — мне стало ясно: стреляет без прицела. Сде^ лаів резкую эволюцию, я ушел от атаки немца. Оба случая научили меня в лю­ бом воздушном бою, когда стоит Допрос об уничтожении врага — обязательно пользоваться прице­ лом. Стрельба по прицелу помогла мне сбить несколько вражеских самолетов « в том числе самолет известного германского аса майо­ ра Мебуеа. Боевая практика показывает, что чем меньше дистанция до самоле­ та противника, чем меньше ракурс, вероятность попадания больше. Лучшими ракурсам» для истреби­ теля — ракурсами победы я счи­ таю от 1/4 до 2/4. Ведя огонь под этими ракурсами, я одержал все свои победы. Почему выгодны эти ракурсы? Потому, что создают та» кое положение, при котором: во- первых, наиболее увеличивается прицельно Лейтенант Іі. Зимин площадь самолета-цели, а, во-вто­ рых, наиболее уменьшается раз­ ность скоростей нашего самолета и вражеского. Для поражения цели есть 4 ви­ да очередей: заградительная, со- лроводительная, полусапроводи - тельная и очередь с опережающим маневром. Как и какой очередью следует поражать цель при, раз- лиічіныоо ее положениях? Заградительная очеіредь ведется в тех случаях, когда надо отбить атаку противника от нашего само­ лета. Эффективность заградитель­ ной очереди можно легко высчи­ тывать. Обозначим интервал меж­ ду двумя последовательными вы­ стрелами буквой А (см. схему). Из таблицы берем время между двумя очередями. Оно равно 1/15. По заранее известным данным бе­ рем скорость полета самолетаі- цели. Пусть она будет 120 м./сек. г 1 . 12ч Іогда А |-5 • 120= у5- —8 м. Теперь прикидываем: если цель короче интервала между очередя­ ми, а диаметр рассеивания больше диаметра цели, по очередь невы­ годна, если, наоборот, цель длин­ нее интервала между очередями, вероятігость попадания больше. 1 акой короткий расчет всегда дает летчику возможность судить о выгодности заградительной оче­ реди. Сопроводительная очередь ве­ дется при малых ракурсах. Во вре. мя «е цель в прицеле у летчика ду? Разберем от чего зависит пого­ да. Единственная причина всех из­ менений в атмосфере — неравно­ мерное нагревание земной поверх­ ности а разных местах. Больше всего воздух нагревается в жар­ ком поясе. При атом он подни­ мается в верхние слои атмосферы. іНа его место притекает холодный, штатный воздух из полярных обла. •стей. Таким образом, над землей должны течь два главных воздуш­ ных потокаі: теплый — э верхних слоях атмосферы, от экватора к полюсам и обратный, холодный — в нижних слоях, от -полярных об­ ластей к экватору. Но на воздуш­ ные потоки сильно влияют откло­ няющая сила вращения земли, ис­ парения морей н океанов. Кроме того, воздушные потоки искривля­ ются при встрече с горными хреб­ тами, с лесными массивами и так далее. Поэтому истинная картина воздушных течений необычайно сложна. Только теперь, спустя почти столетие, как начались ре­ гулярные наблюдения над атмо­ сферой, в ней удалось установить и открыть ряд закономерностей. Но и до сих пор эта картина еще не совсем яга а. В общих чертах мы знаем, какие сражении воздушных течений ча­ ще всего разыгрываются над на­ шей территорией. Через Баренцево и Карское моря к нам часто втор- стрелять движется медленно (мы как бы ее сопровождаем), а отсюда кучность ч вероятность, попадания увеличи­ вается. Полусопроводктельная очередь ведется при любых ракурсах (луч­ ше также при малых). Применяет­ ся при любых положениях само­ лета. Очередь с опережающим манев­ ром ведется с криволинейных по­ ложений самолета в момент выво­ да его иа одной фигуры а другую, (например, при переломе машины иа пикирования). Она трудна, но выгодна. В заключение хочу дать не­ сколько советов молодым летчи­ кам. 1. Ва время учебных вылетов и в первые боевые — приучать себя стрелять только по прицелу. 2. іВ бою не горячиться. Можно прекрасно пилотировать самолет, классно строить маневр перед ата­ кой врага, но достаточно открыть огонь раньше срока, дать очередь не по прицелу, как все пропадет, и противник уйдет безнаказанно. 3. Во время боев на виражах многие истребители, считая, что и ім удается близко подходить к врагу, упреждение при ведении ог­ ня не берут, а бьют, так сказать, «прямо по цели». Это ошибка. Их очереди обычно ложатся приі та­ йком огне сзади цели. Значит: при1 боях на вирасках упреждение для стрельбы брать обязательно. При­ чем лучше брать большее: пусть первые пули лягут впереди цели, остальные обязательно накроют ее. ігается арктический сухой и про­ зрачный воздух. Его приток вызы­ вает резкое похолодание. Иногда арктический воздух приходит к нам из Гренландии и Шпицберге- ----- О— ТЕХНИЧЕСКИЕ РАЗБОРЫ В части, где т. Овсянкия, регу­ лярно проводятся технические раэ­ боры. Ha-днях разбор проводил инженер-майор тов. Кравченко. Он выявил ряд недостатков в ра­ боте авиамехаников по эксплоата- ции самолетов и механиков спец­ служб- За отличное сбережение и экс- плоатацию вверенной техники вы­ несена благодарность старшему техник-лейтенанту т. Березкину и старшему сержанту ток Верхору- бову. Ю. КОСТРОВ. на. Проделав сложный долгий путь над морями, он становится более теплым и влажным. Зимой морской арктический воз­ дух приносит сильные снегопады. Через Балканы и Черное море к нам проникает .тропический воздух. /С его приходом на юге нашей стра­ ны начинаются частые дожди. Каждая воздушная масса имеет свои особенные свойства, каждая несет свою погоду. Как образуются в равнинных местностях огромные облачные массы, покрывающие все небо тя­ желой сплошной пеленой? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним то, что мы говорили в начале о раз­ ных свойствах воздуха, лежащего над различными участками земной поверхности. Одна часть воздуха или, как ее называют, «воздушная масса», бу­ дет теплее, а следовательно, и легче, другая — холоднее, а ста­ ло быть и тяжелее. Когда две та­ кие воздушные массы сближаются, то оші не перемешиваются между собой, а соприкасаясь, вытесняют друіг друга. Два сталкивающихся воздушных течения могут образовать завихре­ ния, подобно тем воронкам, кото­ рые мы так часто наблюдаем в ве­ сенних ручьях. Эти воздуховороты, называемые циклонами, захваітыва- іот подчас территории целых го­ сударств.. В циклонах закручива­ ются разные струи — теплые и хо­ лодные, поэтому в разных местах циклона бывает разная погода. Она меняется очень резко. Нужно сказать, что резкие сме­ ны погоды возникают- главным об­ разом на границах, на рубежах, разделяющих «враждующие1» тече­ ния. За подобными линиями разде­ ла укоренилось военное название і«франтов». Теперь мы можем заключить, что смена погоды зависит огг того, ка­ кая воздушная масса находится в данном .месте, какая придет ей на смену, какой «фронт» и циклон проходят, над ним, какие образуют­ с я здесь облака . Чтобы предвидеть изменения по. годы, нужно, очевидно, звать не только свойства, находящихся сей­ час в данном пункте воздушной массы или «фронта», но и свойства тех маісс или «фронтов», которые придут им на смену в дальнейшем. Вот прогнозом погоды на дли­ тельный срок и для больших райо­ нов и занимаются синоптики, Си­ ноптика, наука о прогнозе—пред­ сказании погоды—очень молодая наука. Своим рождением, она обя­ зана двум великим открытиям — изобретению проволочного теле, ■графа и радио. Исследователи ат- мосферы'ие могли постичь, как происходит смена хорошей и пло­ хой погоды до тех пор, пока они не получили возможности с огром­ ной быстротой сообщать друг другу свои наблюдения. Только одновременное поступ­ ление сведений о погоде из разных мест сразу дало возможность уви­ деть мощные воздушные течения во весь их исполинский рост. Метеорология стала превра­ щаться в точную и, вероятно, са­ мую коллективную из всех наук. JB работу включились тысячи ме­ теостанций, десятки тысяч наблю­ дателей. За погодой теперь следят в один и тот же момент во всем мире ты­ сячи глаз. Тысячи глаз регистри­ руют показания метеорологических приборов — термометров, баромет­ ров, анемометров и других. Тысячи телеграмм летят одновременно в областные и центральные бюро по­ годы. Все эти сведения получает си­ ноптик в бюро погоды. «Диспетчер» воздушных масс — синоптик — непрерывно находит­ ся а курсе того, что делается в атмосфере іво всех частях нашей, страны. На его столе находится большая географическая карта, я* которую нанесены метеорологи­ ческие станции ССОР и сосед­ них стран. Все данные, интересующие ме­ теоролога, наносятся аіа карту, и она превращается в моментальную фотографию состояния земной ат­ мосферы непосредственно над зем­ лей. Это фотография воздушного слоя (толщиной всего в .10—12 км.), в котором происходят все ме­ теорологические явления. Но именно в этом слое, называ­ емом тропосферой, бушуют асе ветры мира, собираются все обла­ ка, реющие над землей. Карта погоды говорит синопти­ ку, где в настоящее время идет дождь, а /где ярко светит солнце. Он видит, где давление растет и температура понижается, гго-есть, где проходят плотные, тяжелые массы холодного воздуха, а где, наоборот, текут легкие, теплые по. токи. Но для того, чтобы судить, что может произойти а воздухе завтра-, он должен сопоставить несколько карт и таким образом проследить, как развиваются события. Тогда синоптик сможет примерно опре­ делить, как они будут развиваться1 дальше. Предположим, например, что холодная масса воздуха движется к югу. Сравнение двух карт пока­ зывает, с какой скоростью пере­ двигается воздушная масса. Зна­ чит, можно сказать, что если она будет двигаться а том же направ­ лении с такой же скоростью, то к концу дня первая холодная вол­ на достигнет определенного пунк­ та. іВ тех места,х, которые она «заль. ет», вытеснив белее легкий, теп­ лый воздух, очевидно, нужно ожи­ дать понижения температуры. Па- атому бюллетень бюро погоды сообщит: «будет похолодание». іКарта показывает также, что эта масса воздуха суха. Значит пого­ да будет ясная. Однако, анализ карт пагоды не такое простое дело. Размеры воз­ душной массы, скорость ее дви­ жения зависит от многих процессов и земной атмосфере. Прогноз по­ годы должен быть обоснован тща­ тельным анализом всех этих про­ цессов, Горы, пустыни, лесные массивы, переход с суши на море или с мо­ ря на сушу :— все это может не только увеличить или ослабить дождь, туман или грозу, но в ря­ де случаен вызвать углубление или ослаблению циклона, изменить скорость его движения, ускорить прогревание или охлаждение воз­ душной массы. В предсказаниях погоды зача­ стую бывают ошибки. Наиболее заметны ошибки в определении резкой смены погоды или времени ее наступления. Предположим, си­ ноптик предсказал перемещение «фронта» за сутки на 1.000 кило­ метров к а связи с этим, смену по­ годы в какомі-либо пункте в конце суток. На самом деле «франт» прошел на 20 километров меньше. Ошибка на 20 километров по отно­ шению к 1.000 ісама по себе мала, но прогноз для пункта будет сов­ сем неверным^. В нем не наступит резкой смены погоды до конца суток. Некоторые явления вообще можно предсказывать только для большого района , но не для от­ дельного места. Мы часто наблю­ даем, как в одной части города можегг быть ливень, а в другой ясная погода. При помощи синоп­ тических .прогнозов можно пред­ сказать, что ливни будут, скажем, в Московской области, но предска» заггь ливень в самой Москве или в одномі из ее районов пока не уда­ ется. Советские метеорологи напря* женно работают над изучением явлений, происходящих в атмосфе­ ре. Они добиваются точного прог­ ноза погоды, ибо с погодой так или иначе связана любая область человеческой жизни. От погоды нередко зависит судьба урожая» благополучное плавание, успеш*1 ный полет к т. д.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz