Североморский летчик. 1945, январь.

8 января 1&45 P., М 3 (383). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Партийная учеба кандидатов Прошло более двух месяцев, гзазс созданы 'Группы партий- дай учебы с кандидатами в чле- ін ы партии. Это мероприятие внесло серьезные изменения а по­ становку -идейного воспитания кан- дидаітов. В яарторгашш.циях Н-ского соединения уже проведе­ но третье занятие по партийной учебе кандидаггов ВКЩб). Как проходят эти занятия? При всех положительных сторонах нельзя пройти мимо серьезны-х недостат­ ков п организации учебы. Отдельные парторги отнеслись к составлению списков слушателей групд формально. Тов. Про­ кофьев, ваПример, не побеспокоил­ ся а том, чтобы кандидаты партии опт. Наконечный, Сычев, Веселов и другие, работающие в удалении от места базирования части, были при*, креплены к группе в парторгани­ зации, где парторгом т. Козин, По- следний не включил в списки тіт. Левшина, Коновалова и Смир­ нова. В некоторых партортниза- цИ'Ях не подобраны помещения для занятий и не все. слушатели обес­ печены литературой, главным об­ разом! «Кратким, курсом истории ВКІ 1(6)». хотя эта книга! имеется ва всех парторганизациях в доста­ точном количестве. Большим недостатком, снижаю­ щим качество учебы, является сла­ бая подготовка руководителей. Грамотный и подготовленный к роли руководителя т. Старков, по­ надеявшись на старый багаж, пер­ вое занятие с кандидатами про­ вел не интересно, ніе сумел ор­ ганизовать беседу после своего выступления, 'Правда, эту свою ошибку он исправил ва втором за­ нятии. Неподготовленность руко­ водителя, а равно я слушателей Особенно резко выявилась у т, Про. кофьева. Об этом занятии следует рассказать подробнее. Вот как оно проходило: Началось на 20 минут позже на­ значенного срока. ‘Некоторые кан­ дидаты партии расселись за стола, ми в шинелях, хотя температура в ленкомиаГге была нормальная... Капитан А, Чепурко Капитан И, Белов - - Тема занятий, — об’явкл т. Прокофьев, — «Ленин и Сталин— организаторы и вожди бод-ыпевист- ской партии». Слушатели, с готовностью взя­ лись зз карандаши. (Не отрываясь от схематического конспекта, т. Прокофьев монотон­ но и неуверенно начал излагать ма­ териал по существу вопроса. Немало фраз он начинал слова­ ми: «Ну, мы говорили...». Присутствующие, написав не­ сколько строчек, одни зз другим ■отложили карандаши в сторону. У некоторых на лицах разоча.ровалие. Другие, прикрыв глаза, ушли в обгітель грез.. Сержант Журавлев все продол- ■ жал лгесаіть: «...организация месе I медаси (?!) Встретились впервые в j Таме-рфесе (?!)... Революция 1905 года является... На Пражской кон­ ференция РСДРП 1912 года на­ всегда было покончено с. формаль­ ным об’единением...». На этом его запись обрывается, а руководитель все говорит, все излагает... Перерыв. Многие облегченно вздохнули. Тов, Жувель и одна из девушек обратились к т. Про­ кофьеву: «Нельзя ли выделять главную мысль, чтобы можно было записать, а то мы что-то запута­ лись-». Через 15 минут после перерыва лекция была закончена. Руководи­ тель обратился к присутствующим! на занятиях с вопросом: — Что вы записали? —- Много. — Что непонятно? Как, Иван Николаевич, дела-,то? Что перева­ рил? — Ничего. Когда-то я это про­ ходил, во перед, войной кончились занятии и сейчас трудно вспом­ нить. Так руководитель попал в поло­ жение обратное шахматному цейт­ ноту: время есть, а активности нет. -О— АВТОРИТЕТ ЧЛЕНА ПАРТИЙНОГО БЮРО Подполковник Г. Кубарев Оіг парторга нередко можно сл-ы. | сы и боится «потерять» свой авто итгчгь ТТ п а л * о гѵ/гч> У Г.,.____! Г. шать, что член партийного бюро .т. Плотников работает плохо, а т. Пдинкчев-, наоборот, активно участвует в партийной жизни. Об этих1двух членах партийного бюро я и хочу рассказать в своей статье. Тов. Плотников имеет партий­ ное поручение — руководить вы­ пуском стеаньюа газет и боевых листков, помогать кандидатам в члены ВіКО(б) в политической уче­ бе, Поручение ответственное, но т. Плотников еще не осознал это­ го. Ва заіседашях бюро он всегда молчит, не принимает участия в об­ суждении вопросов. Плотникова выбрали в партий­ ное бюро, как хорошего специали­ ста, умело обеспечивавшего подго­ товку материальной части к бое­ вым вылетам-. Позднее и в этом деле выявились недостатки. От­ дельные самолеты опаздывали к выходу из задание. В этом была вина Плотникова ніе только как члена партийного бюро, но и как воспитателя подчинеиных. Причины этих недостатков т. Плотникова кроются, прежде все- го> з его политической отста­ лости. Военно-политические заня­ тия офицерского состава он посе­ щает редко, прикрываясь различ­ ными предлогами, и чаще-всего, загруженностью. Кроме газет, ко­ торые т. Плотников просматривает нерегулярно, он ничего не читает, ьоіседи по кубрику ни раізу не ви­ дели п его руках художественной литературы. Не случайно, когда парторг поручает т. Плотникову подготовиться к беседе с молоды­ ми коммунистами или подчиненны­ ми младшими специалистами, он старается отказаться, ибо не уве­ рен, что сможет огвіетигь на вопро- ритет члена партийного бюро. Глубоко ошибается т. Плотни­ ков. О каком авторитете можно в-е.сги речь, если он и так уже по­ терян. И каким бы хорошим специ­ алистом ни был -активист, если он в партийной жизни пассивен1, если о своем идейном росте не заботит­ ся, то любой, даже имеющийся1на первый взгляд авторитет, оказы-’ в-аетея дешевым. Так получилось у т. Плотникова, хотя ему не раз указывали на это и помогали -в ра­ боте старые .коммунисты. Совершенно другими качествами -обладает член партийного бюро т. Глиничев, Он не только отлич­ ный специалист, но и хороший вое. питатель подчиненных. По поруче­ нию партийной организации, Гл-и- иичев регулярно проводит беседы и политинформации для техниче­ ского состава, политзанятия с младшими специалистами. К каж­ дому занятию он готовится добро­ совестно, много работает над со­ бой. Глиничев аккуратно посещает военно-политическую учебу, и да было еще случая, чтобы он пропустил ту или иную лек­ цию. Книги — постоянные спут­ ники его жизни. Личный пример ГлйнИчена заставляет окружаю­ щих коммунистов прислушиваться к его мнению. Авторитет Гдиииче- ва-, как члена партийного бюро и специалиста, высок, слово .активи­ ста на -заседаниях .партийного бю­ ро, в беседах с товарищами звучит убедительно. Жизнь показывает, что автори­ тет члена партийного бюро до­ стигается в практической работе, аиаигардностью в боевых делах, непрерывным идейным постом и совершенствованием. Как бы пригодилась сейчас хоро­ шо продуманные заранее вопросы! Слушатели так полноеггыо и не разобрались где главное, а где остальное... Такая партучеба не может, ко­ нечно, вызвать живого интереса и мало обогащает знания кандидатов в члены ІВКЩб). А ведь как важно с первых же занятий вызвать инте­ рес у слушателей. Примером вдумчивой, кропотли­ вой работы по воспитанию канди­ датов партии в частях нашего сое­ динения служит парторг т. Непом­ нящий. Он своевременно побеспо­ коился об обеспечении! кандида­ тов партии необходимой литера­ турой. Интересно и содержательно правел уже три .занятия и резуль­ таты дают себя знать: кандидат -в члены ВК-П(б) сержант Баушев изучил! знаменитый ленинский труд: «Что такое «друзья- народа» и как они воюют против социал- демократов?», а также изучает книгу В. И. Левина «Что делать?», в которой разработаны идеологи­ ческие основы большевистской партии. По неясным вопросам т. Ба­ ушев консультируется у тт. Гро­ мова и Непомнящего. Летчики кандидаты партии тт. 'Шабанов я Попов также с боль­ шим интересом изучают историю ВКП(б) самоетотельно. Товарищи Громов и Непомнящий организовали -в подразделениях красные с,толы, что создает из­ вестные условия для самостоя­ тельной рабоіты. Первые занятия в группах пар­ тийной учебы показывают, что где парторганизации серьезно взялись за это дело — там интерес к изу­ чению истории ВКЩб) значитель­ но возрос, В таких частях занятия проходят живо, содержательно и с большой пользой для слушателей. Герои советского тіэйиа Знатный стахановец штамповщик Московского автозавода и м е н и Сталина М. Ф. Ушкалов наі-днях установил новый ре­ корд на штамповке коленчатых валов. При норме 337 коленча­ тых валов он отштамповал 711. Через его руки прошло за смену 40 тонн металла, На с н и м к е : М. Ф. Ушкалов. 0 книге А. Степанова „Порт-Артур" Государственное издательство художественной литературы вы­ пустило в свет историческое по­ вествование А. Степанова «Порт- Артур». Эта книга поступила сейчас в части ВІВС Северного флота и вызвала большой инте­ рес у летчиков и техников. Се­ годня мы публикуем статью об этой книге. Большая по об’ему книга А. Сте­ панова «Порт-Артур» посвящена одному из значительные моментов русска-японской войны 1904—1906 -гадов. В январе 1-904 года Япония .пре­ дательски, не об’являя войны, на­ пала на -Порт-Артур. После долго­ временной осады японцы взяли -Порт-Артур, разгромили под Цуси­ мой флот, направленный из Бал­ тийского моря на помощь дальне­ восточной крепости. Руководимая бездарными военрначальниками, некоторые из которых оказались ■прямыми1предателями, слаба осна­ щенная технически и почти со­ вершенно неснабжае-мая русская армия понесла ряд тяиселых пора­ жений, Однако отпор агрессору со -стороны русских войск, несмотря на их безвыходное положение, был настолько значителен, что япон­ ская армия тоже оказалась почти, на грани катастрофы. Материаль­ ные и людские ресурсы Японии были исчерпаны. Поэтому она охотно пошла на мир, предложить который было вынуждено царское самодержавие. Япония захватила Корею, забрала у России По.рт- Артур и половину Сахалина'. В. И. Ленин в те дни писал по поводу позорной сдачи комендан­ том Стесселем Порт-Артура япон­ цам: «Не русский народ, а самодер­ жавие пришла к позорному пора­ жению. Русский народ выиграл от поражения самодержавия. Капиту­ ляция Порт-Артура есть пролог капитуляции царизма. Война да­ леко еще не кончена, но всякий шаг в ее продолжении расширяет необ’ятное брожение и возмуще­ ние в русском народе, приближает момент новой великой войны, вой­ ны народа против самодержа­ вия...». Однако в нашей художественной .4. Макаров литературе до -последнего времени русско-японская война почти н е ; освещалась. Роман Ноаикова-При- боя «Цусима.» был единственной книгой, знакомой советскому чи- татедю. Но сама тема этой книги не позволила писателю вскрыть | всю сложность тогдашних военных : событий. Героизм личного состава кораб- і лей тихоокеанской эскадры, за. іцищавшей порт, борьба сухолут-: ных ,войск, изобиловавшая приме-, рами доблести, оставались вне внимания писателей. Книга Степа­ нова удовлетворяет давно назрев-. шей у широкого читателя потреб- і ности составить себе ясное пред­ ставление об условиях, в которых велась война 1904—1905 Ѵг. и о характере борьбы русской армии. .Оборона Порт-Артура давала для этого прекрасный материал. Степанов сумел воссоздать под­ линную картину героической обо­ роны. Слабо вооруженная, недообору- Дованная крепость, возглавляемая комеядаятом-изменником, лродер - жалась, сражаясь с превосходя­ щими технически и количественно силами противника, 332 дня. За это время японцы потеряли 112 тысяч человек, русские же всего 26 тысяч. Русское: войско, моряки1 и лучшие представители офицер­ ства показали своими подвигами, что сила духа русского народа, сражавшегося за свою землю, по- истине неисчерпаема. Прибывшие сюда из самых различных сторон j и краев необ’ятной России воины j чувствовали и понимали, что I дальневосточная крепость такой же кусок их родной земли как и ! далекая губерния, в которой они родились и выросли. Военные моряки показали в боях подлинно русское бесстрашие, на­ стойчивость, .и морскую выучку. Два русских миноносца «Стере­ гущий» и- «Решительный» во вре­ мя ночной разведки столкнулись с четырьмя большими миноносцами и крейсером врага. В завязавшем­ ся бою они получили поврежде­ ния, но отбили атаку. К японцам присоединились еще три крейсера, и «Стерегущий» оказался во вра­ жеском кольце. Команда корабля дралась отчаянно. Снаряды япон­ цев разрушили машинное отделе­ ние корабля. Отказало рулевое управление. Японцы подошли вплотную к гибнущему кораблю. Тогда ране­ ный матрос Василий Новиков под полз к уцелевшему -минному аппа рату и выпустил- мину по в-раігу. Мина упала наі палубу японского 'корабля, где и взорвалась. Рассви­ репевшие японцы орудийным ог­ нем -смели с. палубы «Стерегуще­ го» последних его защитников и японские матросы боязливо подня­ лись на палубу, на которой кроме трупов и тяжело раненых никого не нашли. Японский офицер со­ рвал русский флаг и заменил его своим. При этом на веек японских судах раздались громкие крики «банзай». Но в тот же момент дод. нялся окровавленный матрос Сит- кин и сорвав вражеский флат, уиал с ним в воду. Злобно крюча, япо­ нец несколькими выстрелам» до­ бил'плавающего ввод е матроса. Ближайший из крейсеров уже по­ дал на нос «Стерегущего» конец, готовясь к его буксировке, но тут -миноносец неожиданно стал по­ гружаться в воду. Испуганные йпоицы бросились в трюм в на­ дежде найти и заделать пробоину в корпусе. Трюм оказался наглухо запертым. Из-за переборки ясно доносилась русская речь. Японцы безуспешно попытались сломать переборку, — Слушайте, косорылые черти, если русский язык понимаете, ..- донеслось из трюма.—Не ходить нашему «Стерегущему» под япон­ ским флагом. Мы погибнем вместе с ним, но русского флота не по­ срамим! Безвестные, моряки-герои по жертвовали собой и товарищами, но не допустили пленения русско­ го корабля. Многие командиры тихоокеан­ ских кораблей и флотские офице­ р а оставили своей боевой деятель­ ностью великолепный пример слу­ жения Родине. Мужественным обаянием дышит в книге образ адмирала Макарова, зяамепитого флотоводца » моряка-учеиого. Не все а книге Степанова оди­ наково художественно, ценно. Несмотря на это. «Порт-Артур», очень нужная « шш зная шдаа,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz