Североморский летчик. 1945, январь.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 5 января 2945 г,, № 3 ((383), 1 * ш Ш & ц ш ш ш ш Ш Ш Ш ш Щ К 1 ш Ш ш Ш - Шт Ж и н 'Ші Щ* '■ ■" ѴіГ> -V: -ш ; » ц ;* § Ш | | р І І ........... > *... , ' ^ Техник звена Н-ской авиаэскадрильи старший техник- лейтенант В. Климов осматривает самолет после полетов. Друзьям , в наступившем году Пусть нет сегодня с вами мае, Мы дом родной в сраженьях защищаем, И по ночам здесь думай о вас,— Добить врага н встретиться мечтаем. Пусть воет выога в поздний этот час, Пусть от мороза трескаются льдины, Пусть тысячи километров до вас— Леса и реки, горы и долины. Наперекор судьбе Мы с вами за одним столом, За год пришедший кружки поднимаем. За счастье, за любовь, за встречу пьем И подвиг трудовой ваш песней величаем. За тех, кого сейчас уж нет, За тех, кто не придет уж больше, За тех, кто шлет свой фронтовой привет Разя врагов «Словакии и Польше. Ведь наша дружба выросла в боях, Тверда, как сталь, крепка, как горный камень. Мы встретимся! Об этом говорит Побед великих вспыхнувшее яламя! Вл. КАРАСИК. О взаимопомощи летчика и радиомеханика Эксплоатацня раодш ка истреби-' блюденияЯ" сообщил радио-,мехл- теле распределяется между лет чиком н радиомехаником. Первый пользуется радиоаппаратурой в полете непосредственно, как сред ством связи, второй—готовит, 'На страивает и ремонтирует ее на земле, обеспечивая надежность связи и воздухе. Такие условия работы требуют крепкой деловой взаимопомощи, которая бы давая а нику. Некоторые товарищи пытаются доказать, 'что мол «невозможно за всем усмотреть, что & полете •не хватает для этого времени*. Это не совсем так. Летчик нашего подразделения лейтенант К,але- кин всегда обращает серьезное •внимание на работу приемника. ІОднаіжды после вылета он мне возможность летчику осваивать ; .подробно рассказал когда и как в Обида краснофлотца Кушнаренко Кто такой краснофлотец Куш наренко? Водитель нашей почто вой машины. Это он доставляет нам выгруженные из почтовых ва гонов свежие газеты и письма. Это ом увозит тюки с ответными пись мами, написанными нашими офи церами. сержантами и рядовыми. Но дороге, связывающей город с пвиащионними гарнизонами, каж дый день туда и обритно, мчится полуторка, за рулем которой си дит крас но(1)лотец Кушнаренко. К обязанностям шофера Кушна ренко иернулся недавно. Все годы войны он провел в морской пехоте, рядовым бойцом на переднем крае. Он был разведчиком. С горсткой таких же смелых парней, как и он, іпо сопкам к болотам проби рался 'Кушнаренко по вражеские тылы, чтобы внезапно, в глубине немецкой обороны, застрочить по гитлеровцам из пулеметов « авто матов. Не раз бывал он ранен и контужен, но, отлежавшись в гос питале, снова возвращался в строй. іВ знаменитом отряде Варченко участвовал Кушнаренко в боях за іПеченгу. За мужество и отваігу, проявленные в этих боях, был наг ражден орденом Красной Звезды. После того, как немцы были погнаны из Советского Заполярья, разведчика - орденоносца Кушна- ренко, до войны — шофера, пере вели на другую работу: он стал водителем полуторки, полевой поч ты. ■Слишком много времени развед чик Купшаренко провел в скалах л снегу переднего края, чтобы шо фер Кушнаренко сразу же почувст. вовал себя уверенно в кабине по луторки на мирном шоссе: про фессиональные навыки, от кото рые он успел отвыкнуть, возврат щались к нему постепенно. Мало ли что мажет случиться в пути у шофера? А почта большое и важное дело. Опоздает почтовая машина на час или на два, значит, письма прибудут с опозданием на день или два. Когда Кушнаренко впервые по вез почту в город, выезжая из од ного из наших тарнизонов, он про. чел у шлагбаума обращение к во дителям автотранспорта: '«Оказание товарищеской помо щи в пути,—было написано на плакате,—является такой же обя занностью военного водителя, как и взаимопомощь в бою». ■Плакат этот обрадовал Кушна ренко. Он отлично знал, что та кое взаимопомощь в бога. Не раз он помогал товарищам на поле боя. Но раз товарищи выручали его. А помогай друг другу, они неизменно с успехом выполняли боевое задание. Почтовая машина помчалась в ігород. о * * Прошла неделя, а может быть, дней десять. И вот однажды... Происшествие, о котором ми хо тим рассказать, случилось в гар низоне, выезд из которого на шос се как будто нарочно приспособ лен для того, чтобы при гололеди, це машины бессильно буксовали, а затем, при повороте, соскальзы вали в придорожный ров. С вечера, как это часто бывает в Заполярья, наступила 'Гололеди ца, никто не позаботился о том, чтобы посыпать песком или шла ком превратившийся в каток уча сток дороги, и отправлявшаяся в очередной рейс почтовая машина, неудачно развернувшись у шлаг баума, угодила задними колесами в коварный ров — обледеневший, скользкий. Всякому шоферу известно, что стоит любой полуторке или трех- гоніке помочь пострадавшей маши не! вновь стать всеми четырьмя колесами на ровную землю, как можно продолжать путь-дорогу. На шоссе показалась грузовая машина. Кушнаренко поднял ру ку — попросил о помощи.. Но во дитель встречной машины только ускорил ход, тяжелая трехтонка пронеслась мимо. Мимо пронеслась іг вторая ма шина, и третья... С трех сторон непрерывным по током шли грузовики. Прошло уже I десять, двадцать, тридцать грузо- I виков. И никто, ни один из проез- жавшиіх мимо водителей не счел своим долгом остановиться, по мочь краснофлотцу Кушнаренко. И сердце Кушнаренко полни лось горькой обидой. Не так помогали бойцы попав шему в беду товарищу на перед нем крае. Нет, не так... * ■» * Около двух часов простояла у шлагбаума застрявшая во рву поч товая машина. Кто знает, сколько бы она еще проторчала здесь, если бы о происшедшем случайно не узнал кашвгая Д. Макаров. Он технику правильного и полного ис пользования радио, а механику — досконально знать а работе аппа ратуры на всех режимах полета, включая и бой. Сднако эта обоюд ная помощь у нас зачастую о т сутствует. Отдельные летчики после полета сетуют иа плохую работу аппа ратуры, но редко, кто из них со общает технику в чем она выра жается. Можно привести такой пример. После одного из вылетов летчик 'стал жаловаться на треск в приемнике. Радио-механик сразу же принялся за осмотр. Однако быстро обнаружить очаги треска не удалось. Тщательно проверив радиоаппаратуру, которая работа ла совершенно нормально, меха- ник заподозрил неисправность системы, электрооборудования, но и там оказалось все в поряд ке. Очаг помех! был найден значительно позже. Он крылся в неисправности распределите, лей магнето мотора. Причину ненормальной работы рации мож но было найти значительно ско- !рее, если бы летчик .в полете про следил на каких режимах работы мотора меняется интенсивность треска s наушниках и о своих на- I его рации появляется треск. Зная .о том. что ра.ция работает I ненормальна на больших оборотах I мотора, я сразу же обратил вни мание на состояние пружины ан тенного реле, которая могла ослабляться ввиду вибрации са молета. Деффект был быстро устранен. Больше того — наблю дения лейтенанта К а л е к и т на толкнули меня проверить антен ные боксы к на других самолет ал. Оказалось, что и на них были рас слаблены пружины. Грамотная эксплоатация радио оборудования летчиком помогла быстро ликвидировать дефект. Летчик должен сообщать тех нику о малейших ненормально стях п работе аппаратуры. Каждая «мелочь», подмеченная им, оказы вает немалую услугу н отыскании дефекта. Постоянная взаимопомощь лет чика и радио-механика—важней шее средство в достижении гра мотной я Іпюлподенной эксплоата- ции саімолетнопо ‘Радиооборудова ния: О,на» позволит еще эффектив нее использовать радиосвязь - мощное оружие наших самолетов. М'ладший техник-лейтенант К. ЛУБНЫ. немедленно выслал трехтонку из гаража своей части. Сержанты По. номарев if Аксенов, краснофлотцы Алексеев, Иванов, Пивоваров и Шадрин буквально в три минуты выручили водителя Кушнаренко. Поблагодарив товарищей, Кушна ренко поспешил в город. Почта в тот вечер была получе на с. большим опозданием, а на аэ родромы она попала только на следующий день. Почему же. то, что охотно сде лали водители из части капитана Макарова, не было сделано пер вым же водителем, увидевшим на дороге, нуждавшуюся в «неотлож ной помощи» машину? Почему тридцать, сорок, пятьдесят водите, лей, ежедневно проезжающих ми мо обращенного к ним плаката о взаимной помощи в пути, равно душно проезжали мимо красно флотца Кушнаренко? Ответ может быть только один: недостаточно повесить плакат с хорошим лозунгом, надо довести этот хороший лозунг до сердца и сознания каждого водителя. Сде лать благородные правила взаим ной помощи и боевой выручки нор. мой повседневного поведения воен ного водителя — это обязанность офицеров — командиров автопод разделений и политработников баз и частей. За рулем одной из машин, пром чавшейся мінмо почтовой йолутор- 1 кн, сидел командир автоподразде- ! лепил офицер Вайдман. Он видимо забыл о своем ответственности за і моральное воспитание подчинен. ! ных ему водителей. Если сам I т. 'Вайдман не остановился у «тер- ! пящей бедствие» полуторки, при меру командира последовали л другие водители, выехавшие из гаража. Происшествие с почтовой полу торкой — не единичный пример. Любой командир автоподразделе ния, любой начальник гаража лег ко вспомнит, сколько раз в таком, же положении оказывались н его машины. Сколько часов, порой со срочными грузами, они простаива ли на дороге. Простаивали до тех пор, пока не прибывала «аварийная машина» из «своего гаража'». От куда же это непонятное равноду шие к «чужой» аварки, к чужой беде? Б. РЕСТ. НА МОРСКИХ КОММУНИКАЦИЯХ АТАКУЮТ СЕВЕРОМОРСКИЕ КАТЕРА... Гвардейские катера морские ; охотники под командованием гвар- дни старших лейтенантов Крав.- ченко и Комм.унарова вышли а море на поиск вражеских под водных лодок на пути следования нашего конвоя Напряженно следили за водной пове рхН'остью сигиалыци ки-гвар. дейцы старшина 1-й статьи ГІле- совских и краснофлотец Тарасов. Командир катера методически обследовал заданный район. В на пряженной тишине на мостик по ступил доклад старшего красно флотца Ярчуковского: — Курсовой 175, левого борта, вражеская подлодка>. Прозвучал сигнал боевой трево- - — о - ги. Катера легли на боевой курс. Первым сбросил серию глубинных бомб катер гвардии старшего лей тенанта Ком-муиарова. Четыре раза катера Кравченко и Коммунарова выходили в атаку. Фашистскому хищнику не удалось уйти от североморских глубинок. После того, как все бомбы срабо тали, гвардейцы отчетливо услы шали! дваі сильных подводных взрыва. Подводная лодкаі больше не подавала признаков жизни. Так была сорвана попытка вражеского подводного пирата совершить ата ку на наш конвой. Новой победой над немецкими захватчиками завершили гвардей цы боевой 1944 год. КОК-ОРДЕНОНОСЕЦ Краснофлотец т. Фищун пришла к нам с завода, где была токарем. За производственные успехи ее наградили орденом «Знак почета». С честью она; оправдывает и зва ние воина. За короткий срок — всего за три месяца—т. Фиацун за рекомендовала себя дисциплини рованным, трудолюбивым бойцом. Ее назначили коком. Первое время никто и- не замечал скромной тру долюбивой девушки: работает до бросовестно1—и хорошо. Но уже через две недели личный состав заметил, как улучшилось качество приготовления пищи. Все узнали, что это дело рук Фищун. За -это ее не раз благодарили. Когда были получены газеты с докладом и приказом товарища Сталина, тов. Фищун прочла эти исторические документы и заяви ла: — Я приложу все силы, чтобы ни один боец не жаловался на плохое каічества пищи. Сдота свои т. Фищун подкреп ляет делом. И бойцы, и офицеры довольны ее' работой. Растет чи сло благодарных отзывов столую щихся. Парторг И. АКИМОВ. -^І^АВИАЦИИ л САМОВРАЩАЮЩИЕСЯ АВИАПОКРЫШКИ В США предло жен новый тип по крышек для поса дочных колес. Бла годаря радиально расположенным выступам (в виде небольших лопа стей) на боках по крышки, послед няя под воздей ствием встречной воздушной струи начинает быстро вращаться. Этим достигается более плавная посадка самолета и умень шается износ по крышек. „Попюляр Мѳка- никс“.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz