Североморский летчик. 1945, январь.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 5 января 2945 г,, № 3 ((383), 1 * ш Ш & ц ш ш ш ш Ш Ш Ш ш Щ К 1 ш Ш ш Ш - Шт Ж и н 'Ші Щ* '■ ■" ѴіГ> -V: -ш ; » ц ;* § Ш | | р І І ........... > *... , ' ^ Техник звена Н-ской авиаэскадрильи старший техник- лейтенант В. Климов осматривает самолет после полетов. Друзьям , в наступившем году Пусть нет сегодня с вами мае, Мы дом родной в сраженьях защищаем, И по ночам здесь думай о вас,— Добить врага н встретиться мечтаем. Пусть воет выога в поздний этот час, Пусть от мороза трескаются льдины, Пусть тысячи километров до вас— Леса и реки, горы и долины. Наперекор судьбе Мы с вами за одним столом, За год пришедший кружки поднимаем. За счастье, за любовь, за встречу пьем И подвиг трудовой ваш песней величаем. За тех, кого сейчас уж нет, За тех, кто не придет уж больше, За тех, кто шлет свой фронтовой привет Разя врагов «Словакии и Польше. Ведь наша дружба выросла в боях, Тверда, как сталь, крепка, как горный камень. Мы встретимся! Об этом говорит Побед великих вспыхнувшее яламя! Вл. КАРАСИК. О взаимопомощи летчика и радиомеханика Эксплоатацня раодш ка истреби-' блюденияЯ" сообщил радио-,мехл- теле распределяется между лет­ чиком н радиомехаником. Первый пользуется радиоаппаратурой в полете непосредственно, как сред­ ством связи, второй—готовит, 'На­ страивает и ремонтирует ее на земле, обеспечивая надежность связи и воздухе. Такие условия работы требуют крепкой деловой взаимопомощи, которая бы давая а нику. Некоторые товарищи пытаются доказать, 'что мол «невозможно за всем усмотреть, что & полете •не хватает для этого времени*. Это не совсем так. Летчик нашего подразделения лейтенант К,але- кин всегда обращает серьезное •внимание на работу приемника. ІОднаіжды после вылета он мне возможность летчику осваивать ; .подробно рассказал когда и как в Обида краснофлотца Кушнаренко Кто такой краснофлотец Куш­ наренко? Водитель нашей почто­ вой машины. Это он доставляет нам выгруженные из почтовых ва­ гонов свежие газеты и письма. Это ом увозит тюки с ответными пись­ мами, написанными нашими офи­ церами. сержантами и рядовыми. Но дороге, связывающей город с пвиащионними гарнизонами, каж­ дый день туда и обритно, мчится полуторка, за рулем которой си­ дит крас но(1)лотец Кушнаренко. К обязанностям шофера Кушна­ ренко иернулся недавно. Все годы войны он провел в морской пехоте, рядовым бойцом на переднем крае. Он был разведчиком. С горсткой таких же смелых парней, как и он, іпо сопкам к болотам проби­ рался 'Кушнаренко по вражеские тылы, чтобы внезапно, в глубине немецкой обороны, застрочить по гитлеровцам из пулеметов « авто­ матов. Не раз бывал он ранен и контужен, но, отлежавшись в гос­ питале, снова возвращался в строй. іВ знаменитом отряде Варченко участвовал Кушнаренко в боях за іПеченгу. За мужество и отваігу, проявленные в этих боях, был наг­ ражден орденом Красной Звезды. После того, как немцы были погнаны из Советского Заполярья, разведчика - орденоносца Кушна- ренко, до войны — шофера, пере­ вели на другую работу: он стал водителем полуторки, полевой поч­ ты. ■Слишком много времени развед­ чик Купшаренко провел в скалах л снегу переднего края, чтобы шо­ фер Кушнаренко сразу же почувст. вовал себя уверенно в кабине по­ луторки на мирном шоссе: про­ фессиональные навыки, от кото­ рые он успел отвыкнуть, возврат щались к нему постепенно. Мало ли что мажет случиться в пути у шофера? А почта большое и важное дело. Опоздает почтовая машина на час или на два, значит, письма прибудут с опозданием на день или два. Когда Кушнаренко впервые по­ вез почту в город, выезжая из од­ ного из наших тарнизонов, он про. чел у шлагбаума обращение к во­ дителям автотранспорта: '«Оказание товарищеской помо­ щи в пути,—было написано на плакате,—является такой же обя­ занностью военного водителя, как и взаимопомощь в бою». ■Плакат этот обрадовал Кушна­ ренко. Он отлично знал, что та­ кое взаимопомощь в бога. Не раз он помогал товарищам на поле боя. Но раз товарищи выручали его. А помогай друг другу, они неизменно с успехом выполняли боевое задание. Почтовая машина помчалась в ігород. о * * Прошла неделя, а может быть, дней десять. И вот однажды... Происшествие, о котором ми хо­ тим рассказать, случилось в гар­ низоне, выезд из которого на шос­ се как будто нарочно приспособ­ лен для того, чтобы при гололеди, це машины бессильно буксовали, а затем, при повороте, соскальзы­ вали в придорожный ров. С вечера, как это часто бывает в Заполярья, наступила 'Гололеди­ ца, никто не позаботился о том, чтобы посыпать песком или шла­ ком превратившийся в каток уча­ сток дороги, и отправлявшаяся в очередной рейс почтовая машина, неудачно развернувшись у шлаг­ баума, угодила задними колесами в коварный ров — обледеневший, скользкий. Всякому шоферу известно, что стоит любой полуторке или трех- гоніке помочь пострадавшей маши­ не! вновь стать всеми четырьмя колесами на ровную землю, как можно продолжать путь-дорогу. На шоссе показалась грузовая машина. Кушнаренко поднял ру­ ку — попросил о помощи.. Но во­ дитель встречной машины только ускорил ход, тяжелая трехтонка пронеслась мимо. Мимо пронеслась іг вторая ма­ шина, и третья... С трех сторон непрерывным по­ током шли грузовики. Прошло уже I десять, двадцать, тридцать грузо- I виков. И никто, ни один из проез- жавшиіх мимо водителей не счел своим долгом остановиться, по­ мочь краснофлотцу Кушнаренко. И сердце Кушнаренко полни­ лось горькой обидой. Не так помогали бойцы попав­ шему в беду товарищу на перед­ нем крае. Нет, не так... * ■» * Около двух часов простояла у шлагбаума застрявшая во рву поч­ товая машина. Кто знает, сколько бы она еще проторчала здесь, если бы о происшедшем случайно не узнал кашвгая Д. Макаров. Он технику правильного и полного ис­ пользования радио, а механику — досконально знать а работе аппа­ ратуры на всех режимах полета, включая и бой. Сднако эта обоюд­ ная помощь у нас зачастую о т ­ сутствует. Отдельные летчики после полета сетуют иа плохую работу аппа­ ратуры, но редко, кто из них со ­ общает технику в чем она выра­ жается. Можно привести такой пример. После одного из вылетов летчик 'стал жаловаться на треск в приемнике. Радио-механик сразу же принялся за осмотр. Однако быстро обнаружить очаги треска не удалось. Тщательно проверив радиоаппаратуру, которая работа­ ла совершенно нормально, меха- ник заподозрил неисправность системы, электрооборудования, но и там оказалось все в поряд­ ке. Очаг помех! был найден значительно позже. Он крылся в неисправности распределите, лей магнето мотора. Причину ненормальной работы рации мож­ но было найти значительно ско- !рее, если бы летчик .в полете про­ следил на каких режимах работы мотора меняется интенсивность треска s наушниках и о своих на- I его рации появляется треск. Зная .о том. что ра.ция работает I ненормальна на больших оборотах I мотора, я сразу же обратил вни­ мание на состояние пружины ан­ тенного реле, которая могла ослабляться ввиду вибрации са­ молета. Деффект был быстро устранен. Больше того — наблю­ дения лейтенанта К а л е к и т на­ толкнули меня проверить антен­ ные боксы к на других самолет ал. Оказалось, что и на них были рас­ слаблены пружины. Грамотная эксплоатация радио­ оборудования летчиком помогла быстро ликвидировать дефект. Летчик должен сообщать тех­ нику о малейших ненормально­ стях п работе аппаратуры. Каждая «мелочь», подмеченная им, оказы­ вает немалую услугу н отыскании дефекта. Постоянная взаимопомощь лет­ чика и радио-механика—важней­ шее средство в достижении гра­ мотной я Іпюлподенной эксплоата- ции саімолетнопо ‘Радиооборудова­ ния: О,на» позволит еще эффектив­ нее использовать радиосвязь - мощное оружие наших самолетов. М'ладший техник-лейтенант К. ЛУБНЫ. немедленно выслал трехтонку из гаража своей части. Сержанты По. номарев if Аксенов, краснофлотцы Алексеев, Иванов, Пивоваров и Шадрин буквально в три минуты выручили водителя Кушнаренко. Поблагодарив товарищей, Кушна­ ренко поспешил в город. Почта в тот вечер была получе­ на с. большим опозданием, а на аэ­ родромы она попала только на следующий день. Почему же. то, что охотно сде­ лали водители из части капитана Макарова, не было сделано пер­ вым же водителем, увидевшим на дороге, нуждавшуюся в «неотлож­ ной помощи» машину? Почему тридцать, сорок, пятьдесят водите, лей, ежедневно проезжающих ми­ мо обращенного к ним плаката о взаимной помощи в пути, равно­ душно проезжали мимо красно­ флотца Кушнаренко? Ответ может быть только один: недостаточно повесить плакат с хорошим лозунгом, надо довести этот хороший лозунг до сердца и сознания каждого водителя. Сде­ лать благородные правила взаим­ ной помощи и боевой выручки нор. мой повседневного поведения воен­ ного водителя — это обязанность офицеров — командиров автопод­ разделений и политработников баз и частей. За рулем одной из машин, пром­ чавшейся мінмо почтовой йолутор- 1 кн, сидел командир автоподразде- ! лепил офицер Вайдман. Он видимо забыл о своем ответственности за і моральное воспитание подчинен. ! ных ему водителей. Если сам I т. 'Вайдман не остановился у «тер- ! пящей бедствие» полуторки, при­ меру командира последовали л другие водители, выехавшие из гаража. Происшествие с почтовой полу­ торкой — не единичный пример. Любой командир автоподразделе­ ния, любой начальник гаража лег­ ко вспомнит, сколько раз в таком, же положении оказывались н его машины. Сколько часов, порой со срочными грузами, они простаива­ ли на дороге. Простаивали до тех пор, пока не прибывала «аварийная машина» из «своего гаража'». От­ куда же это непонятное равноду­ шие к «чужой» аварки, к чужой беде? Б. РЕСТ. НА МОРСКИХ КОММУНИКАЦИЯХ АТАКУЮТ СЕВЕРОМОРСКИЕ КАТЕРА... Гвардейские катера морские ; охотники под командованием гвар- дни старших лейтенантов Крав.- ченко и Комм.унарова вышли а море на поиск вражеских под­ водных лодок на пути следования нашего конвоя Напряженно следили за водной пове рхН'остью сигиалыци ки-гвар. дейцы старшина 1-й статьи ГІле- совских и краснофлотец Тарасов. Командир катера методически обследовал заданный район. В на­ пряженной тишине на мостик по­ ступил доклад старшего красно­ флотца Ярчуковского: — Курсовой 175, левого борта, вражеская подлодка>. Прозвучал сигнал боевой трево- - — о - ги. Катера легли на боевой курс. Первым сбросил серию глубинных бомб катер гвардии старшего лей­ тенанта Ком-муиарова. Четыре раза катера Кравченко и Коммунарова выходили в атаку. Фашистскому хищнику не удалось уйти от североморских глубинок. После того, как все бомбы срабо­ тали, гвардейцы отчетливо услы­ шали! дваі сильных подводных взрыва. Подводная лодкаі больше не подавала признаков жизни. Так была сорвана попытка вражеского подводного пирата совершить ата­ ку на наш конвой. Новой победой над немецкими захватчиками завершили гвардей­ цы боевой 1944 год. КОК-ОРДЕНОНОСЕЦ Краснофлотец т. Фищун пришла к нам с завода, где была токарем. За производственные успехи ее наградили орденом «Знак почета». С честью она; оправдывает и зва­ ние воина. За короткий срок — всего за три месяца—т. Фиацун за­ рекомендовала себя дисциплини­ рованным, трудолюбивым бойцом. Ее назначили коком. Первое время никто и- не замечал скромной тру­ долюбивой девушки: работает до­ бросовестно1—и хорошо. Но уже через две недели личный состав заметил, как улучшилось качество приготовления пищи. Все узнали, что это дело рук Фищун. За -это ее не раз благодарили. Когда были получены газеты с докладом и приказом товарища Сталина, тов. Фищун прочла эти исторические документы и заяви­ ла: — Я приложу все силы, чтобы ни один боец не жаловался на плохое каічества пищи. Сдота свои т. Фищун подкреп­ ляет делом. И бойцы, и офицеры довольны ее' работой. Растет чи­ сло благодарных отзывов столую­ щихся. Парторг И. АКИМОВ. -^І^АВИАЦИИ л САМОВРАЩАЮЩИЕСЯ АВИАПОКРЫШКИ В США предло­ жен новый тип по­ крышек для поса­ дочных колес. Бла­ годаря радиально расположенным выступам (в виде небольших лопа­ стей) на боках по­ крышки, послед­ няя под воздей­ ствием встречной воздушной струи начинает быстро вращаться. Этим достигается более плавная посадка самолета и умень­ шается износ по­ крышек. „Попюляр Мѳка- никс“.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz