Североморский летчик. 1945, сентябрь.

-27 сентября. 1945.г., № 230 (610). С Е В Е Р ОМ О Р С К И Й Л Е Т Ч И К 3 Д л я торпедоносца, длительное время н а ­ ходящегося в полете вдали от аэродро­ ма, далеко в море, | особенно в ажно без­ отказное действие приборов и .очность их показаний Об этом отлично знает гвар­ дии техни к-л ейтенан т т. Гусав. Наблюдая за приборами и го то ­ вя их к полету т. Г у ­ сев своей добросове­ стной работой обес печил сотни у с п еш ­ ных боевых и учеб ных вылетов. На сним ке— гвардии техни к-л ейтенан т т. Гусев. Фото А. ХРАМОВА. „Бимбамбула" и стакан вина К О Г Д А Ж Е О Ф И Ц Е Р С К И Е К Л У Б Ы П Е Р Е С Т Р О Я Т С В О Ю Р А Б О Т У ? После напряженной учебной и трудовой недели хочется разумно, с пользой для дела провести вре­ мя, культурно отдохнуть. Но как и где отдохнуть? У нас имеется несколько офи­ церских клубов с обслуживающим персоналом, гарнизонный клуб и Дом Военно-Морского флота. Культурных учреждений по коли­ честву как-будто и достаточно. А вот отдыхать все-таки негде! Почему? В клубе, где т. Скоробогач, мно­ го комнат, есть даже вечно закры ­ тая с вывеской «Кабинет х у д ож е ­ ственной самодеятельности», но кроме танцев под патефон и изред­ ка уже виденных (порою очень давно виденных) кино-фильмов здесь ничем не «балуют». А чем пораідовая офицеров клуб, где т. Васин, за последний год, полтора? Можно перечислить все «мероприятия», проведенные этим клубом и д аж е безошибочно пред­ сказать их наі будущее. В суб­ боту и иногда в среду кино­ фильм (обязательно несколько раз виденный'), танцы и... стакан вина (закуску можно не считать, т. к. кроме дежурной кильки в буфете тоже почти ничего не бывает). В воскресенье — танцы. Танцы — дело не плохое. Р у с ­ ский офицер издавна любил и умел лихо про'вальсировать, станцевать польку, мазурку, кадриль. Любят танцы и наши офицеры. Но почему они должны довольствоваться каждую субботу и воскресенье одними и теми же старомодными, затасканными, а подчас и пошлыми фокстротами вроде «Бимбамбу- ды»? Почему, когда ни зайдешь в офицерский клуб, тебя потчуют да®но надоевшим пошленьким тан­ го «Утомленное солнце нежно с морем прощалось»? Ведь от хри­ пящих звуков радиолы уже «уто­ милось» не только солнце, но устали и посетители клуба! Не по­ ра ли, подобно солнцу, прощаю­ щемуся с морем, нашим работни­ кам клубов распрощаться с никуда негодными, устаревшими метода­ ми работы?.. Русская танцевальная музыка изобилует прекрасными ве­ щами, которые не только не поте­ ряли своей свежести и прелести, а наоборот, в наши дни приобретают особый смысл. Почему наши к л у ­ бы не культивируют любимые тан- Цьг русского офицера—вальс, к а д ­ риль, мазурку, польку и многие Другие? Нужно только помочь на­ шим офицерам овладеть богатей­ шим наследием русской танцеваль­ ной мѵзыки, а духовому оркестру ■изменить свой репертуар, насытив его любимыми советским челове­ ком произведениями. Попытки в этом отношении были, но они не П о л к о в н и к Н . Ф Е Д О Р О В Как изучать историю ВКП(б) по основным этапам (Продолжение, Начало см. в №№ за 20, 21 23, 25 и 26 сентября). Партия большевиков в период подготовки и проведения Октябрьской социалистической революции (апрель 1917 г.— 1918 г.) После победы Февральской ре- обходимым и обязательным исполь- волюции партия зышла из под- зовагь эту возможность. встретили поддержки ни у началь­ ника клуба, ни у руководителя ор­ кестра. Запросы советского офицера ни­ как не могут быть удовлетворены стаканом вина, старой картиной и затасканным фокстротом. Офицер­ ский клуб призван выполнять д ру ­ гую почетную миссию: сближать наше офицерство, воспитывать его на лучших традициях офицерства. Однако, клуб, где т. Васин, этого ке делает. В клубах почему-то не пользу­ ются уважением наши замечатель­ ные песни. А ведь большинство наших офицеров — молодежь. Они пюбят не только танец, но и пес­ ню. Нам, советским офицерам, в наши радостные дни песня нужна: она нам «строить и жить помо­ гает». Подумайте об этом, това­ рищи начальники клубов, начни­ те, организуйте дело, и вы увиди­ те, что ни за затейниками, ни за любителями попеть и станцевать остановки не будет. А массовые игры, так любимые русским человеком? Где они? По­ чему каждый из нас, попадая в дом отдыха, находит там всевоз­ можные аттракционы, участвует с удовольствием во многих самых простых играх, сопровождающихся искрящимся смехом и массовым ве­ сельем, умеет отвлечься от слу­ жебных дел и отдохнуть по-настоя­ щему? И почему нет игр в клубах? Ведь для этого, нам кажется, не Требуются ни особые затраты, ни особое умение. Нужна только ини­ циатива. Можно порекомендовать также и такие полезные формы организа­ ции досуга, как литературные и музыкальные викторины, шахмат­ ные, шашечные и биллиардные турниры: дл я их подготовки ну­ жен ровно один день, а оживят они работу во много раз. Не ограничены возможности и для секционной работы. Помеще­ ния есть, а инициаторы найдутся. Драматическая, спортивная, воен­ но-охотничья, рыболовецкая и другие секции могут и должны быть организованы при каждом клубе североморской авиации... Война закончилась. Нет такой отрасли общественной жизни в на­ шей стране, которая бы не пере­ страивалась на мирный лад. Пора и начальникам офицерских клубов подумать о перестройке своей ра­ боты. Наш офицер ждет, чтобы клуб стал подлинно культурным очагом, вторым домом офицера, а не «казенным» заведением; чтобы офицерский клуб сплачивал офи­ церский коллектив, воспитывал в нем лучшие черты советского вои­ на. А возможности для этого есть. П. В А С И Л Ь Е В . -о- СОВЕЩАНИЕ Р ЕДА К ТО РО В И ПА РТОРГОВ ^ В политотделе, где т. Комисса­ ров, прошло совещание редакторов стенных газет и парторгов подраз­ делений с повесткой дня: «Работа стенной печати соединения». До- ■Лад сделал ка'питан т. Шушурин. з совещании выступил генерал- майор авиации т. Сербии, который отметил положительные и отрица­ тельные факты в работе о т д е л ь ­ ных редакторов и парторгов и по­ ставил задачи по улучшению рабо­ ты стенной печати. полья и перестроила свои органи­ зации на основе демократического централизма. Переход партии на легальное положение выявил раз­ ногласия в ее рядах. Большинство партии во главе с только что вер­ нувшимся из ссылки товарищем Сталиным и товарищем Молотовым отстаивало подлинно большевист­ скую линию недоверия Временно­ му правительству, выступало про­ тив оборончества, призывало к ак­ тивной борьбе за мир, против импе- Сиалистической войны. Незначи­ тельное меньшинство — Каменев, Рыков, Бубнов, Ногин и некоторые другие, стояли на полуменьше- Бистской позиции условной под­ держки Временного правительства и политики оборонцев. Часть пар­ а д н ы х работников колебалась. Партия нуждалась в новой ори­ ентировке. Эту ориентировку дал Ленин в своих знаменитых Апрель­ ских тезисах, которые были напи­ саны сразу же после возвращения его в Россию из-за границы. В Апрельских тезисах Ленин дал теоретически обоснованный кон­ кретный план борьбы партии за пе­ реход от буржуазно-демократиче­ ской революции к революции со­ циалистической. Необходимо раз’яснить слушате­ лям, что мероприятия, намеченные Лениным в Апрельских тезисах, составляли гениальный план борь­ бы партии за переход от буржуаз­ но-демократической революции к революции социалистической. Н а­ до особенно подчеркнуть. что Ленин предлагал переход от пар­ ламентской республики к респуб­ лике Советов, что являлось серьез­ ным шагом вперед в развитии тео­ рии и практики марксизма. «Не парламентарная республика, — возвращение к ней от С.Р.Д. было бы шагом назад, — а республика Советов Рабочих, Батрацких и Кре­ стьянских Депутатов по всей стра­ не снизу до верху» (т. XX, стр. 88). Но как добиться, чтобы вся власть перешла в руки Советов? Этого' можно достигнуть только тогда, когда соглашатели будут изолированы от масс, когда рабо­ чие и крестяне перестанут довер­ чиво относиться к Временному пра­ вительству, когда они на своем собственном опыте убедятся, что вся власть в стране, должна при- ,надлежать Советам, что Советы есть единственно возможная фор­ ма революционного правительст­ ва. А пока массы этого не поняли, пока большинство в Советах при­ надлежит соглашателям, задача большевиков состоят в том, чтобы терпеливо., систематически, настой­ чиво раз’яснять рабочим и кресть­ янам ошибочность их тактики до­ верчивого отношения к соглаша­ телям и Временному правитель­ ству. «...Ленин не призывал к восста­ нию против Временного правитель­ ства. пользовавшегося в данный момент доверием Советов, не тр е­ бовал его свержения, а добивался того, чтобы путем раз’яснительной и вербовочной работы завоевать большинство в Советах, изменить политику Советов, а через Сове­ ты — изменить состав и политику правительства. Это была установка на мирное развитие революции» (Краткий курс, стр. 178). Говоря о ленинской установке на мирное развитие революции, нужно подчеркнуть, что это вовсе не о з ­ начало отрицания необходимости готовиться к вооруженной борьбе. Ленин требовал вооружения проле­ тариата дл я завоевания и удержа­ ния диктатуры пролетариата. Но поскольку в условиях России о т­ крывалась возможность мирного перехода от первого этапа револю­ ции ко второму, Ленин считал не- Вся партия, за исключением оди­ ночек типа Каменева, Рыкова, Пя­ такова, с удовлетворением приняла Апрельские тезисы Ленина. Эти тезисы легли в основу решений Апрельской конференции больше­ вистской партии. При освещении работы Апрель­ ской конференции необходимо на­ помнить тактическую линию боль­ шевиков на первом этапе револю­ ции и показать, что Ленин и Сталин боролись на конференции против попыток Каменева, Рыкова, Зиновьева, Пятакова, Бухарина сорвать линию партии на переход от буржуазно-демократической ре^ валюции к революции социалисти­ ческой. В лекции надо полностью изложить текст резолюции по на­ циональному вопросу, принятый на Апрельской конференции, и пока­ зать, что осуществление ее требо­ ваний означало уничтожение всех форм национального гнета и нацио­ нального неравноправия и создание политических условий дл я возник­ новения братства и дружбы наро­ дов России. Решения Апрельской конферен­ ции сплотили партию большевиков г.а ленинских позициях и вооружи­ ли ее ясной и четкой линией борь­ бы за победу социалистической революции. На основе решений Апрельской конференции партия большевиков развернула огромную работу по. завоеванию масс под лозунгом «Вся власть Советам!». Необходи­ мо на примере июньской и июль­ ской демонстраций показать, как и каких успехов достигли больше­ вики в своей борьбе за массы, за изоляцию меньшевиков и эсеров. Одновременно надо раз’яснить, как изменилось соотношение сил в хо­ де революция к началу июля 1917 года. События 3—5 июля 1917 года по­ казали, что двоевластие кончи­ лось. Соглашательская политика меньшевиков и эсеров привела к тому, что теперь вся власть пе­ решла; в руки Временного прави­ тельства, а Советы превратились в •его придаток. Ввиду этого мирный период революции закончился, в порядок дня был поставлен штык. В лекции следует отметить, что теперь Советы, если бы даже они и захотели взять всю власть в свои руки, не могли бы этого сделать без вооруженного восстания. «Те­ перь мирное развитие революции в России уже невозможно, — писал Ленин, — и вопрос историей по­ ставлен так: либо полная победа контрреволюции, либо новая рево­ люция» (т. XXI, стр. 45). Изменение обстановки в> стране заставило партию большевиков уй­ ти в подполье и изменить свою тактику. Партия приступила к под­ готовке вооруженного восстания, чтобы силой оружия свергнуть контр ре во люционное Времс иное правительство и установить власть Советов, диктатуру пролетариата. В борьбе за подготовку воору­ женного восстания для победы со­ циалистической революции огром­ ное значение имел VI с’езд партии, проходивший нелегально в Петро­ граде с 26 июля по 3 августа 1917 года. В лекции нужно кратко осве­ тить работу VI с’езда партии. При этом сделать упор на то, что в своих решениях с’езд руководство­ вался новой ленинской теорией ре­ волюции, учением Ленина — Сталина о возможности победы со ­ циализма в одной стране и невоз­ можности одновременной победы социалистической революции во всех странах. В политическом от­ чете Центрального Комитета товарищ Сталин, дав глубокий на­ учный анализ июльских событий и тактики партии в эти дни, поставил вопрос о переходе к победоносной социалистической революции. «...Я считаю нужным. — гозорил товарищ Сталин, — отметить ос­ новной факт, определивший дея­ тельность ЦК- Я имею з виду факт развития нашей резолюции, ставя­ щей вопрос о вмешательстве в об­ ласть экономических отношений в форме контроля над производст­ вом, о передаче земли з руки кре­ стьянства, о передаче власти из рук буржуазии в руки Советов Р. и С. Д. Все это определяет глубо­ кий характер нашей резолюции. Она стала принимать характер со­ циалистической, рабочей резолю­ ции» (Ленин и Сталин. Сборник произведений к изучению истории ВКП(б~), т. I, стр. 838). Ленинскую точку зрения раззи- вал и защищал на с'езде товарищ Сталин и в своем докладе о поли­ тическом положении. «...Революция продолжается, по лучая все более социалистический характер. Революция врывается в сферу производства — ставится вопрос о контроле. Революция врывается в сельскохозяйственную сферу — ставится вопрос не толь­ ко о конфискации земли, но и о конфискации инвентаря живого и мертвого» (там же, стр. 846). Отсюда товарищ Сталин делал вывод о необходимости социали­ стической революции, для . чего нужно организовать вооруженное восстание пролетариата. «Мирный период революции кон­ чился,—говорил товарищ Сталин, —наступил период не-мирный, пе­ риод схваток и взрывов...» (там же, стр. 849). VI с’езд партии целиком согла­ сился с анализом, сделанным товарищем Сталиным, и дал реши­ тельный отпор Бухарину, Преоб­ раженскому и др., выступившим против курса на социалистическую революцию. Давая отповедь троц­ кисту Преображенскому, предла­ гавшему в резолюции о завоевании власти указать, что только при на­ личии пролетарской революции на Западе можно будет направить страну по социалистическому пути, товарищ Сталин говорил: «Не исключена возможность, что именно Россия явится страной, гфолагающей путь к социализму... Надо откинуть отжившее пред­ ставление о том, что только Евро­ па может указать нам путь. Суще­ ствует марксизм догматический и марксизм творческий. Я стою на почве последнего» (Ленин и Сталин. Избранные произведения 1917 года, стр. 294—295). Исходя из этих указаний товарища. Сталина, с ’езд наметил развернутую программу действий, рассчитанных на победу социали­ стической революции в России пу­ тем вооруженного восстания. В лекции необходимо кратко_ рассказать, как партия Завоевала на свою сторону большинство ра­ бочего класса и беднейшего кре­ стьянства, какое значение для это­ го имела ее пран-ильная тактика в дни корни товщины, как она подго­ товила и поогела победоносное во­ оруженное восстание в Петрограде и какую при этом борьбу пришлось выдержать Ленину и Сталину про­ тив капитулянтов внутри партии— Каменева, Зиновьева и Троцкого. При характеристике работы пар­ тии по подготовке и проведению Октябрьского вооруженного вос­ стания следует отметить два мо­ мента: а) своевременность восста­ ния и тщательность его подготов­ ки; б) роль Партийного центра во главе с товарищем Сталиным в ру­ ководстве восстанием. С победой Октябрьского воору­ женного восстания в Петрограде началось победоносное шествие социалистической революции по всей стране. К январю — февра­ лю 1918 года власть повсюду пе­ решла в руки Советов. В стране была установлена диктатура про­ летариата. В лекции нужно раз’яснить ос­ новное содержание и значение пер­ вых декретов советской власти: декрета о мире и декрета о земле. (Окончание см. на 4-й стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz