Североморский летчик. 1945, сентябрь.
'26 сентября 1945 г., № 229 (609). С Е В Е Р О М О Р СК • П о л к о в н и к Н . Ф Е Д О Р О В 'Ш Ш SIN Как изучать историю ВКП(б) по основным этапам На снимке — дом-музей К- Э. Циолковского в Калуге. В ■этом доме жил и работал талантливый изобретатель-самоучка, 10 дет со дня смерти которого наша страна отмечала 7 дней назад— 19 сентября. Фото Бычевского. Фотохроника ТАСС. Гвардии лейтенант В. ДИКАЧ . Комсомольцы помогают номандиру Там, где командир чувствует опору в комсомольской организа ции, систематически ставит за д а чи перед ней, там работа комсо мольцев будет ‘положительно с к а зываться во всей жизни подразде ления, части. К числу командиров, тесно связанных с комсомольцами, относится и гвардии майор т. Хи бин. Почти каждый день гвардии майор т. Хибин вызывает к себе комсорга гвардии младшего лейте нанта Ц Тонких и ставит перед ним задачи, направленные к лучшему выполнению дневного плана учеб но-боевой 'подготовки. Он дает указание, о чем нужно написать в боевом листке, с кем поговорить и кому помочь, на что обратить вни мание комсомольцев. Комсорг, по могая парторганизации выпускать боевой листок, освещает те вопро сы, которые возникают в ходе вы полнения учебного плана. Перед началом месяца гвардии майор т. Хибин проверяет план комсомольской организации и вно сит дополнения и изменения. К о г да отдельные товарищи нарушили .дисциплину, командир вместе с комсоргом собрали комсомольское собрание. До кл ад сделал коман дир. Гвардии майор т. Хибин зая вил комсомольцам, что он требует ■от них примерности в учебе и дис циплине. Напомнил, что комсо мольцы — его помощники в выпол нении всех задач, стоящих пере подразделением. В докладе был сказано, что дисциплину нарушил комсомольцы Якимчук и Бадаев Комсомольцы, выступающие в пре ниях, горячо поддержали своегс командира и подвергли критике товарищей, нарушивших дисципли ну. Комсомольцы тт. Якимчук и Б а даев, о которых шла речь на соб рании, исправили свои ошибки. Теперь, когда наступила горячая пора учебы, командир пред’являет еще больше требований к комсо мольской Организации. Благодаря этому ■большая часть комсомоль цев является передовиками учебы Отлично учатся комсорг т. Тон ких, члены бюро тт. Замыслов Пронько, комсомольцы тт. Кузов- ников, Мангин и др. Боевая учебг и дисциплина комсомольцев с каждым днем улучшается. Подраз деление гвардии майо-ра т. Хибина ■сейчас держит первое место по боевой подготовке в части. Это до стигнуто благодаря тому, что гвар дии майор т. Хибин прояляет не только жесткую требовательность к личному составу, но во всей ра боте опирается на помощь партий ной и комосомольской организа ций. -Q - Однодневный сбор групповодов политзанятий , Политотделом, где т. Комисса- Р°чЯИрведён однодневный сбор группейодов политзанятий. На сбо ре т. Си-лаков прочел лекцию 'Книга Ленина «Империализм, как высшая стадия капитализма». Тов Винокуров выступил с лекцией 'Роль идей1 в общественном раз витии».'Групповоды на сборе обме нялись опытом. Выступили руко водители групп политзанятий: старший лейтенант т. Возиянов, младший лейтенант т. Ульченко, старший техник-лейтенант т. Б а турину капитан т. Подал ев и д р у гие. Выступая на сборе, штурман ’*• ^льченко сказал: ~ Я с большим удовлетворени ем руковожу политическими заня тиями среди сержантского соста- вз- Для тоге, чтобы их проводить Х£>рошо, надо постоянно работать вдд собою. Это 1 обязательное пра вило для. групповода я выполняю, 'систематически изучаю историю вКГІ(б), историю СССР, геогра фию. Всегда посещаю инструктаж, стараюсь подбирать и накапливать материал к темам занятий. Внима тельно прочитываю' его, затем со ставляю конспект. Сначала запи сываю основной вопрос, затем под вопросы, а если требуется, пишу тезисы. Во время занятий т р у д ные слова об’ясняю слушателям. Даты и цифры выписываю .на до с ке. Стараюсь также следить и за правильным произношением. Ак тивность в моей группе хорошая, но я стараюсь, чтобы она была еще лучше, а усвоение материала — глубже. Тов Ульченко выразил пожела ние, чтобы к каждой теме политза нятий в библиотеке была подобра на и выставлена соответствующая литература. На -сборе выступили и другие товарищи, которые подчеркнули большое положительное значение еженедельных инструктажей груп поводов политзанятий. (Продолжение. !і Во-первых, уже са;.: думу давали зозможя расширять и укрепллт; зи с массами, вы от лозунгами перед рабі стьянами, политическ и организовывать их д-ля револю ционной оорьоы. Значение учас тия большевиков з избирательной кампании надо показать на примере руководства товарищем Сталиным работой Петербургского коми тета в период выборов в IV і . дарственную думу. Во-вторых, участие большевиков в думе лаза ло партии необходимый, материал для разоблачения антинародной по литики царизма, помещиков и бур жуазии. В-третьих, участвуя в думе, большевики получили воз можность с думской трибуны из лагать свои взгляды, разоблачать политику самодержавия и кадетоз. Как ни преследовало царское пра вительство партию большевикоз, оно не могло полностью воспре пятствовать ей пропагандировать свои идеи. Большевистских депу татов часто лишали слова, исклю чали из зала заседаний. Однако I 1слова большевистской правды, произнесенные с думской трибуны, I проникали в умы.рабочих и трудя- ' щихся крестьян и все больше і убеждали их в необходимости свержения самодержавия, уничто жения господства помещикоз и буржуазии. Наконец, используя права депутатов, члены больше вистской фракции часто выезжали на фабрики и заводы, выступали с политическими докладами. Они раз'ясняли рабочим политику пар тии, разоблачали деятельность меньшевиков и эсеров. Одновре менно большевики-депутаты вели большую работу по укреплению самой партии. Они созывали тай ные- собрания большевиков, раз’- ясняли им решения партии, созда вали новые партийные организа ции. Годы нового революционного под’ема были таким периодом в истории нашей партии, когда боль шевики одержали серьезную по беду над ликвидаторами и их сподручными (троцкистами, впе- редовцами и др.) в легальных ра бочих Организациях (профсоюзных, страховых учреждениях, зечер- них университетах, народных до мах'). «Большевикам удалось з а воевать легальные организации по тому, что они, несмотря на дикие преследования царизма и травлю со стороны ликвидаторов и троц кистов, -сумели сохранить неле гальную партию и твердую дис циплину в своих рядах, стойко за щищали интересы рабочего клас са, были тесно связаны с массами и вели непримиримую борьбу с вра гами рабочего движения» (Крат кий курс, стр. 151і. Они победили также потому, что имели правиль ную марксистскую теорию и рево люционную программу. Чтобы наглядно показать побе ду большевиков над ликвидатора ми и троцкистами, надо -привлечь ^ а л о с.и. в «NLAs га £3, 21, 22, 23 и 24 сентября). ---о- П А Р Т И й Н Ы Е И КОМСОМОЛЬСКИЕ С О Б Р А Н И Я О ПОДГОТОВКЕ К ЗИМЕ ran ^ ' ском соединении прошли ‘ ртииные и комсомольские собра- L 1 с допросом о подготовке к зиме гшгт Раиіях с Докладами высту ррг,И к?МіГНДиры частей и подраз ений. Приняты конкретные ре ■ия в связи с подготовкой мате- ' риальной части, средств обеспече- 1ния, жилых помещений и др. На партбюро гвардейской части был заслушан доклад инженер-майора т. Жук ов а о ходе подготовки к зиме и задачах'коммунистов. яркий цифровой материал из с т а тей Ле::и::а зтего периода. ОгсСо следует остановиться на рациональном еспрссе. В связи с усилившейся подго товкой к первой мировой войне империалисты всех стран, пытаясь скрыть свои захватнические пла- :-!Ы, стали настойчиво разжигать национальную вражду между на родами. В России межнациональ ная вражда разжигалась, кроме того, с целью отвлечь трудящихся t т революционней борьбы. Проле тариату необходимо было иметь ясную программу но национально му зопросу. Ликвидаторы ок а зались полными банкротами а этой области. От революционной про граммы, принятой на И с’езде РСДРП , они давно отреклись, з а менив ее требованием так называ емой «культурной автономии», суть которой сводилась к отрица нию борьбы за уничтожение наци онального гнета. Только у партии большевиков была четкая и ясная революцион ная программа по национальному вопросу, изложенная товарищем Сталиным в его работе «Марксизм и национальный вопрос»; сущест во этой программы состоит в борь бе за уничтожение всякого наци онального гнета, за признание и уважение прав других 'народов, их независимости, государственной са_мостоятельности и т. д. Лектор должен подчеркнуть, что эта политика привела в конеч ном счете к об’единению всех-на ций и народностей России в еди ный могучий Советский Союз, ко торый успешно преодолел все трудности нынешней войны против немецких захватчиков. Победа большевиков- в легаль ных организациях имела далеко идущие последствия. Влияние ликвидаторов было значительно подорвано. Троцкистский Авгу стовский блок распался. Попытка ликвидаторов с помощью II Ин тернационала заставить большеви ков отказаться от критики согла шательской политики ликвидато ров и троцкистов с треском прова лилась: большевики не подчини лись решению II Интернационала ч не пошли ни на какие уступки. Продолжая разоблачать ликвида торов и троцкистов, они вели ра бочий класс к новой революции, к свержению самодержавия, к уни чтожению гнета буржуазии и по мещиков. Волна нового революци онного под’ема поднималась все выше и выше. Встал вопрос о все общей политической стачке. Дело дошло до сооружения баррикад. В стране явно назревала револю ция. Но начавшаяся мировая война прервала революционный под’ем. Весь этот процесс в лекции необ ходимо показать на конкретных исторических фактах. В заключе ние надо подвести итоги и сделать выводы по всей теме. Классно- групповое занятие по данной теме не проводится. Партия большевиков в период империалистической войны. Вторая революция в России (1914 г .— март 1917 г .) Основные причины возннкнове- j гих. более отсталых стран. В ре ния империалистической войны : ?ультате соотношение сил импери- 1914 — 1918 годов в «Кратком j алистичёских государств резко из- курсе истории ВКП(б)» охаракте визованы следующим образом: «Империалистическая война воз никла в силу неравномерности раз вития капиталистических стран, в силу нарушения равновесия между главными державами, в силу необ ходимости для империалистов но вого передела мира путем войны и создания нового ра.внозесия сил» (стр. 173). В лекции необходимо подчерк нуть, что с переходом капитализма з его высшую стадию — империа лизм — развитие капиталистиче ских стран приняло скачкообраз ный характер. Экономика одних стран, прежде болёе развитых в хозяйственном отношении, развива лась медленее, чем экономика дру- менилось. Но к началу XX века территория земного шара была уже поделена, вспыхнула борьба.з« пе редел мира, приведшая к империа листической войне между двумя і руппами капиталистических го сударств. На конкретных исторических фактах лектор должен показать, как подготовлялась война 1914 — 1918 годов, какие цели преследо вали воюющие государства. Особо следует отметить роль германско го империализма, как главного и ьаиболее коварного зачинщика войны, который уже тогда строил планы покорения России -и завое вания мирового господства. Большевики предвидели неиз бежность империалистической вой ны и своевременно предупреждали о ней рабочие и крестьянские мас сы. Они учили их тому, как с л е дует относиться к такой войне, если она возникнет. Большую роль в этом сыграла большевист ская газета «Правда», на страни цах которой печатались статьи разоблачавшие зачинщиков назре вавшей империалистической войны. Ленин, ведя борьбу с оппортуни стами II Интернационала, неодно кратно предлагал определить отно шение социалистов к войнам вооб ще и к империалистической войне в особенности. Так было в период Штуттгартского (1907 год) и К о пенгагенского (1910 год) конгрес сов II Интернационала. Так было з период Базельского конгресса (1912 год). Позиция большевикоз в этих вопросах изложена а статьях Ленина «Воинствующий милитаризм», «Международный социалистический конгресс в Штутггарте» и др. Особенно следует подчеркнуть прозорливость Ленина, который доказывал, что оппортунисты лишь на словах выступают против им периалистической войны, а на д е ле, если она возникнет, перейдут на сторону империалистов своих стран и окажут им поддержку. Предсказания Ленина сбылись. Как только началась война, оп портунисты всех стран стали под держивать политику своих импери алистических правительств, помо гая им одурачивать рабочих лозун гом защиты отечества, который тогда означал не что иное, как поддержку несправедливых, за хватнических целей войны. Таким образом, уже в начале войны 1914— 1918 годов II Интер национал распался на отдельные враждующие между собою партии. Лишь незначительное меньшин ство в этих партиях пошло протиз оппортунистов. Но и это меньшин ство не было твердым и последо вательным. «Только партия б ол ь шевиков сразу же и без колебаний подняла знамя решительной борь бы против империалистической войны» (Краткий курс, стр. 158). Крах II Интернационала не был случайным. Он является следстви ем того, что входившие в него пар тии примиренчески относились к оппортунистам. В отличие от большевиков, они терпели в своих рядах оппортунистов и позволяли им свободно проповедывать отре чение от революционной борьбы, от социалистической революции ;Г диктатуры пролетариата. В лекции следует показать про цесс превращения оппортунизма в социалшозинизм (социализм на словах, шовинизм на деле) и раз’- яс.нить, что опасность социал-шо винизма состояла в том, что он проповедывал «классовый мир» с отечественной буржуазией и войну с народами других стран. Помогая буржуазии обманывать массы о т носительно истиніых виновников войны-, социал-шовинисты отвлека ли тем самым р&бочих и вообще трудящихся от революционной борьбы. Из всех социал-шовинистов на иболее опасными были центристы (Каутский, Троцкий, Мартов и их сторонники), которые прикрывали свое предательство «левыми», «ре- го люционвыми» фразами. Останавливаться подробно на характеристике социал-шовинизма и центризма нет надобности. Д о статочно вскрыть их вред и опас ность и затем показать, как боль шевики во главе с Лениным и Сталиным вели борьбу с этим пре дательством, как они добивались на двух 'Циммервальдскю; конфе ренциях сплочения левых элемен тов, из которых впоследствии об разовался III Коммунистический Интернационал. Центральное место в лекции должны занять вопросы теории и тактики большевистской партии по вопросам войны, мира и револю ции. Продолжение см. на 4-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz