Североморский летчик. 1945, сентябрь.

'26 сентября 1945 г., № 229 (609). С Е В Е Р О М О Р СК • П о л к о в н и к Н . Ф Е Д О Р О В 'Ш Ш SIN Как изучать историю ВКП(б) по основным этапам На снимке — дом-музей К- Э. Циолковского в Калуге. В ■этом доме жил и работал талантливый изобретатель-самоучка, 10 дет со дня смерти которого наша страна отмечала 7 дней назад— 19 сентября. Фото Бычевского. Фотохроника ТАСС. Гвардии лейтенант В. ДИКАЧ . Комсомольцы помогают номандиру Там, где командир чувствует опору в комсомольской организа­ ции, систематически ставит за д а ­ чи перед ней, там работа комсо­ мольцев будет ‘положительно с к а ­ зываться во всей жизни подразде­ ления, части. К числу командиров, тесно связанных с комсомольцами, относится и гвардии майор т. Хи­ бин. Почти каждый день гвардии майор т. Хибин вызывает к себе комсорга гвардии младшего лейте­ нанта Ц Тонких и ставит перед ним задачи, направленные к лучшему выполнению дневного плана учеб­ но-боевой 'подготовки. Он дает указание, о чем нужно написать в боевом листке, с кем поговорить и кому помочь, на что обратить вни­ мание комсомольцев. Комсорг, по­ могая парторганизации выпускать боевой листок, освещает те вопро­ сы, которые возникают в ходе вы­ полнения учебного плана. Перед началом месяца гвардии майор т. Хибин проверяет план комсомольской организации и вно­ сит дополнения и изменения. К о г­ да отдельные товарищи нарушили .дисциплину, командир вместе с комсоргом собрали комсомольское собрание. До кл ад сделал коман­ дир. Гвардии майор т. Хибин зая ­ вил комсомольцам, что он требует ■от них примерности в учебе и дис­ циплине. Напомнил, что комсо­ мольцы — его помощники в выпол нении всех задач, стоящих пере подразделением. В докладе был сказано, что дисциплину нарушил комсомольцы Якимчук и Бадаев Комсомольцы, выступающие в пре ниях, горячо поддержали своегс командира и подвергли критике товарищей, нарушивших дисципли ну. Комсомольцы тт. Якимчук и Б а ­ даев, о которых шла речь на соб­ рании, исправили свои ошибки. Теперь, когда наступила горячая пора учебы, командир пред’являет еще больше требований к комсо­ мольской Организации. Благодаря этому ■большая часть комсомоль­ цев является передовиками учебы Отлично учатся комсорг т. Тон ких, члены бюро тт. Замыслов Пронько, комсомольцы тт. Кузов- ников, Мангин и др. Боевая учебг и дисциплина комсомольцев с каждым днем улучшается. Подраз­ деление гвардии майо-ра т. Хибина ■сейчас держит первое место по боевой подготовке в части. Это до­ стигнуто благодаря тому, что гвар­ дии майор т. Хибин прояляет не только жесткую требовательность к личному составу, но во всей ра­ боте опирается на помощь партий­ ной и комосомольской организа­ ций. -Q - Однодневный сбор групповодов политзанятий , Политотделом, где т. Комисса- Р°чЯИрведён однодневный сбор группейодов политзанятий. На сбо­ ре т. Си-лаков прочел лекцию 'Книга Ленина «Империализм, как высшая стадия капитализма». Тов Винокуров выступил с лекцией 'Роль идей1 в общественном раз­ витии».'Групповоды на сборе обме­ нялись опытом. Выступили руко­ водители групп политзанятий: старший лейтенант т. Возиянов, младший лейтенант т. Ульченко, старший техник-лейтенант т. Б а ­ турину капитан т. Подал ев и д р у ­ гие. Выступая на сборе, штурман ’*• ^льченко сказал: ~ Я с большим удовлетворени­ ем руковожу политическими заня­ тиями среди сержантского соста- вз- Для тоге, чтобы их проводить Х£>рошо, надо постоянно работать вдд собою. Это 1 обязательное пра­ вило для. групповода я выполняю, 'систематически изучаю историю вКГІ(б), историю СССР, геогра­ фию. Всегда посещаю инструктаж, стараюсь подбирать и накапливать материал к темам занятий. Внима­ тельно прочитываю' его, затем со­ ставляю конспект. Сначала запи­ сываю основной вопрос, затем под­ вопросы, а если требуется, пишу тезисы. Во время занятий т р у д ­ ные слова об’ясняю слушателям. Даты и цифры выписываю .на до с­ ке. Стараюсь также следить и за правильным произношением. Ак­ тивность в моей группе хорошая, но я стараюсь, чтобы она была еще лучше, а усвоение материала — глубже. Тов Ульченко выразил пожела­ ние, чтобы к каждой теме политза­ нятий в библиотеке была подобра­ на и выставлена соответствующая литература. На -сборе выступили и другие товарищи, которые подчеркнули большое положительное значение еженедельных инструктажей груп­ поводов политзанятий. (Продолжение. !і Во-первых, уже са;.: думу давали зозможя расширять и укрепллт; зи с массами, вы от лозунгами перед рабі стьянами, политическ и организовывать их д-ля револю­ ционной оорьоы. Значение учас­ тия большевиков з избирательной кампании надо показать на примере руководства товарищем Сталиным работой Петербургского коми­ тета в период выборов в IV і . дарственную думу. Во-вторых, участие большевиков в думе лаза­ ло партии необходимый, материал для разоблачения антинародной по­ литики царизма, помещиков и бур­ жуазии. В-третьих, участвуя в думе, большевики получили воз­ можность с думской трибуны из­ лагать свои взгляды, разоблачать политику самодержавия и кадетоз. Как ни преследовало царское пра­ вительство партию большевикоз, оно не могло полностью воспре­ пятствовать ей пропагандировать свои идеи. Большевистских депу­ татов часто лишали слова, исклю­ чали из зала заседаний. Однако I 1слова большевистской правды, произнесенные с думской трибуны, I проникали в умы.рабочих и трудя- ' щихся крестьян и все больше і убеждали их в необходимости свержения самодержавия, уничто­ жения господства помещикоз и буржуазии. Наконец, используя права депутатов, члены больше­ вистской фракции часто выезжали на фабрики и заводы, выступали с политическими докладами. Они раз'ясняли рабочим политику пар­ тии, разоблачали деятельность меньшевиков и эсеров. Одновре­ менно большевики-депутаты вели большую работу по укреплению самой партии. Они созывали тай­ ные- собрания большевиков, раз’- ясняли им решения партии, созда­ вали новые партийные организа­ ции. Годы нового революционного под’ема были таким периодом в истории нашей партии, когда боль­ шевики одержали серьезную по­ беду над ликвидаторами и их сподручными (троцкистами, впе- редовцами и др.) в легальных ра­ бочих Организациях (профсоюзных, страховых учреждениях, зечер- них университетах, народных до­ мах'). «Большевикам удалось з а ­ воевать легальные организации по­ тому, что они, несмотря на дикие преследования царизма и травлю со стороны ликвидаторов и троц­ кистов, -сумели сохранить неле­ гальную партию и твердую дис­ циплину в своих рядах, стойко за­ щищали интересы рабочего клас­ са, были тесно связаны с массами и вели непримиримую борьбу с вра­ гами рабочего движения» (Крат­ кий курс, стр. 151і. Они победили также потому, что имели правиль­ ную марксистскую теорию и рево­ люционную программу. Чтобы наглядно показать побе­ ду большевиков над ликвидатора­ ми и троцкистами, надо -привлечь ^ а л о с.и. в «NLAs га £3, 21, 22, 23 и 24 сентября). ---о- П А Р Т И й Н Ы Е И КОМСОМОЛЬСКИЕ С О Б Р А Н И Я О ПОДГОТОВКЕ К ЗИМЕ ran ^ ' ском соединении прошли ‘ ртииные и комсомольские собра- L 1 с допросом о подготовке к зиме гшгт Раиіях с Докладами высту ррг,И к?МіГНДиры частей и подраз ений. Приняты конкретные ре ■ия в связи с подготовкой мате- ' риальной части, средств обеспече- 1ния, жилых помещений и др. На партбюро гвардейской части был заслушан доклад инженер-майора т. Жук ов а о ходе подготовки к зиме и задачах'коммунистов. яркий цифровой материал из с т а ­ тей Ле::и::а зтего периода. ОгсСо следует остановиться на рациональном еспрссе. В связи с усилившейся подго­ товкой к первой мировой войне империалисты всех стран, пытаясь скрыть свои захватнические пла- :-!Ы, стали настойчиво разжигать национальную вражду между на­ родами. В России межнациональ­ ная вражда разжигалась, кроме того, с целью отвлечь трудящихся t т революционней борьбы. Проле­ тариату необходимо было иметь ясную программу но национально­ му зопросу. Ликвидаторы ок а­ зались полными банкротами а этой области. От революционной про­ граммы, принятой на И с’езде РСДРП , они давно отреклись, з а ­ менив ее требованием так называ­ емой «культурной автономии», суть которой сводилась к отрица­ нию борьбы за уничтожение наци­ онального гнета. Только у партии большевиков была четкая и ясная революцион­ ная программа по национальному вопросу, изложенная товарищем Сталиным в его работе «Марксизм и национальный вопрос»; сущест­ во этой программы состоит в борь­ бе за уничтожение всякого наци­ онального гнета, за признание и уважение прав других 'народов, их независимости, государственной са_мостоятельности и т. д. Лектор должен подчеркнуть, что эта политика привела в конеч­ ном счете к об’единению всех-на­ ций и народностей России в еди­ ный могучий Советский Союз, ко­ торый успешно преодолел все трудности нынешней войны против немецких захватчиков. Победа большевиков- в легаль­ ных организациях имела далеко идущие последствия. Влияние ликвидаторов было значительно подорвано. Троцкистский Авгу­ стовский блок распался. Попытка ликвидаторов с помощью II Ин­ тернационала заставить большеви­ ков отказаться от критики согла­ шательской политики ликвидато­ ров и троцкистов с треском прова­ лилась: большевики не подчини­ лись решению II Интернационала ч не пошли ни на какие уступки. Продолжая разоблачать ликвида­ торов и троцкистов, они вели ра­ бочий класс к новой революции, к свержению самодержавия, к уни­ чтожению гнета буржуазии и по­ мещиков. Волна нового революци­ онного под’ема поднималась все выше и выше. Встал вопрос о все­ общей политической стачке. Дело дошло до сооружения баррикад. В стране явно назревала револю­ ция. Но начавшаяся мировая война прервала революционный под’ем. Весь этот процесс в лекции необ­ ходимо показать на конкретных исторических фактах. В заключе­ ние надо подвести итоги и сделать выводы по всей теме. Классно- групповое занятие по данной теме не проводится. Партия большевиков в период империалистической войны. Вторая революция в России (1914 г .— март 1917 г .) Основные причины возннкнове- j гих. более отсталых стран. В ре­ ния империалистической войны : ?ультате соотношение сил импери- 1914 — 1918 годов в «Кратком j алистичёских государств резко из- курсе истории ВКП(б)» охаракте визованы следующим образом: «Империалистическая война воз­ никла в силу неравномерности раз­ вития капиталистических стран, в силу нарушения равновесия между главными державами, в силу необ­ ходимости для империалистов но­ вого передела мира путем войны и создания нового ра.внозесия сил» (стр. 173). В лекции необходимо подчерк­ нуть, что с переходом капитализма з его высшую стадию — империа­ лизм — развитие капиталистиче­ ских стран приняло скачкообраз­ ный характер. Экономика одних стран, прежде болёе развитых в хозяйственном отношении, развива­ лась медленее, чем экономика дру- менилось. Но к началу XX века территория земного шара была уже поделена, вспыхнула борьба.з« пе­ редел мира, приведшая к империа­ листической войне между двумя і руппами капиталистических го­ сударств. На конкретных исторических фактах лектор должен показать, как подготовлялась война 1914 — 1918 годов, какие цели преследо­ вали воюющие государства. Особо следует отметить роль германско­ го империализма, как главного и ьаиболее коварного зачинщика войны, который уже тогда строил планы покорения России -и завое­ вания мирового господства. Большевики предвидели неиз­ бежность империалистической вой­ ны и своевременно предупреждали о ней рабочие и крестьянские мас­ сы. Они учили их тому, как с л е ­ дует относиться к такой войне, если она возникнет. Большую роль в этом сыграла большевист­ ская газета «Правда», на страни­ цах которой печатались статьи разоблачавшие зачинщиков назре­ вавшей империалистической войны. Ленин, ведя борьбу с оппортуни­ стами II Интернационала, неодно­ кратно предлагал определить отно­ шение социалистов к войнам вооб­ ще и к империалистической войне в особенности. Так было в период Штуттгартского (1907 год) и К о ­ пенгагенского (1910 год) конгрес­ сов II Интернационала. Так было з период Базельского конгресса (1912 год). Позиция большевикоз в этих вопросах изложена а статьях Ленина «Воинствующий милитаризм», «Международный социалистический конгресс в Штутггарте» и др. Особенно следует подчеркнуть прозорливость Ленина, который доказывал, что оппортунисты лишь на словах выступают против им­ периалистической войны, а на д е­ ле, если она возникнет, перейдут на сторону империалистов своих стран и окажут им поддержку. Предсказания Ленина сбылись. Как только началась война, оп­ портунисты всех стран стали под­ держивать политику своих импери­ алистических правительств, помо­ гая им одурачивать рабочих лозун­ гом защиты отечества, который тогда означал не что иное, как поддержку несправедливых, за­ хватнических целей войны. Таким образом, уже в начале войны 1914— 1918 годов II Интер­ национал распался на отдельные враждующие между собою партии. Лишь незначительное меньшин­ ство в этих партиях пошло протиз оппортунистов. Но и это меньшин­ ство не было твердым и последо­ вательным. «Только партия б ол ь­ шевиков сразу же и без колебаний подняла знамя решительной борь­ бы против империалистической войны» (Краткий курс, стр. 158). Крах II Интернационала не был случайным. Он является следстви­ ем того, что входившие в него пар­ тии примиренчески относились к оппортунистам. В отличие от большевиков, они терпели в своих рядах оппортунистов и позволяли им свободно проповедывать отре­ чение от революционной борьбы, от социалистической революции ;Г диктатуры пролетариата. В лекции следует показать про­ цесс превращения оппортунизма в социалшозинизм (социализм на словах, шовинизм на деле) и раз’- яс.нить, что опасность социал-шо­ винизма состояла в том, что он проповедывал «классовый мир» с отечественной буржуазией и войну с народами других стран. Помогая буржуазии обманывать массы о т ­ носительно истиніых виновников войны-, социал-шовинисты отвлека­ ли тем самым р&бочих и вообще трудящихся от революционной борьбы. Из всех социал-шовинистов на­ иболее опасными были центристы (Каутский, Троцкий, Мартов и их сторонники), которые прикрывали свое предательство «левыми», «ре- го люционвыми» фразами. Останавливаться подробно на характеристике социал-шовинизма и центризма нет надобности. Д о ­ статочно вскрыть их вред и опас­ ность и затем показать, как боль­ шевики во главе с Лениным и Сталиным вели борьбу с этим пре­ дательством, как они добивались на двух 'Циммервальдскю; конфе­ ренциях сплочения левых элемен­ тов, из которых впоследствии об­ разовался III Коммунистический Интернационал. Центральное место в лекции должны занять вопросы теории и тактики большевистской партии по вопросам войны, мира и револю­ ции. Продолжение см. на 4-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz